Эндшпиль! Эндшпиль! Эндшпилёк!

По мнению Давида Ионовича Бронштейна эндшпиль – наисложнейшая часть шахматной партии.
Вообще теоретиками шахматная партия структурно делится на три фазы или стадии: дебют (начало), миттельшпиль (середина игры) и эндшпиль (окончание партии).
Сразу отметим, что на наш взгляд полнее отражает структуру партии пятичленное её деление.
К трём перечисленным добавляем еще два элемента – переходы из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль.
В начале можно придерживаться нескольких принципов: развитие (быстрое введение фигур в игру), централизация (борьба за контроль над центром доски), захват открытых линий и так далее.
В середине игры рассматривают общие планы сторон при односторонних и разносторонних рокировках и варианты игры против нерокированного короля. Миттельшпиль борьба планов и стратегий, а тактика – комбинации и ловушки – неизменная спутница стратегических перестроений. Скелет позиции определяется в основном пешечными структурами. Эндшпили различаются в первую очередь по материалу участвующему в борьбе. Тяжелофигурные и легкофигурные, пешечные, ладейные, слоновые, коневые и т.д. и т.п. Например Бобби Фишер обожал играть эндшпиль «конь+ладья против слон+ладья» и иногда с дебюта стремился именно к такой финальной стадии партии. Акиба Рубинштейн считался королём ладейных окончаний. На тему эндшпиля, как и на тему начала партии имеется обширная литература: тут и солидные монографии, и удивительные подборки, и серьезный исследования. Классикой в этой литературе считаются труды Юрия Львовича Авербаха. Сам он в конце жизни уверял меня, что машина по сути убила всю науку об эндшпиле и перед машиной человеческий интеллект беспомощен если не ничтожен. В качестве альтернативы я указывал на то, что никакого искуственного интеллекта пока не создано, а имеется ряд забавных разработок и не более того, и в доказательство этого тезиса приводил ему Мерцающие шахматы, открытые мной в Архангельске на 4=ой торцовке второго лесопильного цеха СЛДК в январе 1981 года. Машины не умеют играть в Мерцающие, а когда осилят, мы им покажем новые игры, миллионы новых игр!
Вот с учётом всех этих предварительных замечаний можем познакомиться с реальной блиц-партией, сыграной автором в интернете с контролем две минуты на всю игру плюс секунда за каждый ход. На диаграммах вы можете видеть трансформации на доске с постепенным уменьшением материала и финальную сцену в которой видно как конь переиграл таки ладью и довёл свои пешки до предпоследней горизонтали. Понятно что это борьба королей. Понятно что сама игра не безошибочна. Ведь на этот тяжелейший эндшпиль у автора было около полутора минут! И тем не менее весьма поучительно, как хитрющий конь пересиливает грузную прямолинейную ладью!


Рецензии