Франсиско де Гойя. Портрет донны Исабель де Порсел

Франсиско де Гойя.
Портрет донны Исабель де Порсель. До 1805г.

Фон, на котором написан портрет донны Исабель де Порсель, зеленовато-табачный , однотонный и нейтральный, высвечивает и притягивает внимание зрителя к лицу донны - как лепесток нежного цветка сияет её светлая кожа , щеки разгорячены румянцем горящей темпераментом крови, губы манят затаённой улыбкой, но темперамент сдержан и смягчён округлостью и мягкостью овала лица, подбородка, шеи и пышной груди, а главное - широко распахнутыми, большими, круглыми глазами под спокойно приподнятыми бровями и глубиной, мягкостью взгляда.

И всё это несмотря на наряд махи , упирающуюся в бедро левую руку, - агрессивный жест для взрывного фламенко. Аристократизм доньи проступает в спокойствии позы и припухлости пальчиков маленькой руки ,- во всех деталях портрета, не допуская мысли о том, что она может быть представительницей не только женщины из простых, но и лёгкого поведения - махи. Но не сомневайтесь - за левой подвязкой у неё припасён короткий испанский кинжал!

Белизна ткани , обрамляющей декольте и светлый , розоватый шёлк платья, мягкие, золотистые волосы причёски переигрывают жгучую мрачность великолепного , чёрного кружева мантитьи и пейнеты , - высокого гребня в причёске.

И всё же - это портрет испанки, - знатность, которая сознательно хочет выразить себя как неотъемлемая часть национального , стремящегося продемонстрировать яркие черты испанского женского характера - загадочность в умении сдерживать пылкие страсти, рискованности быть на грани, смелом стремлении проявить патриотизм, запечатлев себя на портрете в образе махи.

Шедевр Франсиско де Гойя - в изумительных, тёплых, неярких красках и нежном лице , глубине зеленовато-серых глаз всё-таки угадываются испанская страстность, чувственность и горячий национальный темперамент.


Рецензии