Хитрый кашевар

Картинка из интернета.               

В. Илюхов
         ХИТРЫЙ КАШЕВАР
Пьеса-сказка в девяти картинах по мотивам армянских сказок

«Наш народ добр и трудолюбив, и его сказки несут в себе этот характер. Это сказки народа трудового, а не властвующего».
  Мартирос Сарьян.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
МАРТИРОС, купец
НАРИНЕ
ОДНОГЛАЗЫЙ САИД
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО
  СУДЬЯ
ГАДАЛКА

                КАРТИНА ПЕРВАЯ
Дорога в горах.
Видны строения города Алепа.
Нарине собирает хворост.
Слышится песня купца Мартироса.
Нарине слушает песню.

МАРТИРОС (поет). Я по свету еду, еду,
Развожу товар
По проторенному следу –
В город, на базар.

Я купец, неглупый  малый
И при барыше -
Только что-то грустно стало,
Скучно на душе.

Долог путь.
Домой дорога
Мне б милей была,
Если б дома дети ждали,
И жена ждала.
НАРИНЕ. Красивая песня и красиво спета.
МАРТИРОС. Я рад, что тебе понравилось.
НАРИНЕ. Мне что? Не для меня же она пелась.
МАРТИРОС. Почему не для тебя? И для тебя тоже…
НАРИНЕ. Ой, станет ли богатый молодой человек, распевать песни для бедной девушки, собирающей хворост для очага…
МАРТИРОС. Почему нет? Тем более если она такая красавица.
НАРИНЕ. Откуда знаешь? Платье старое, лицо в саже…
МАРТИРОС. А глаза? Глаза-то сажей не замажешь. Вон как блестят! В наших краях я таких глаз не видел.
НАРИНЕ. Значит, плохо присматривался. А из каких же ты краев к нам пожаловал?
МАРТИРОС. Ереванский я.
НАРИНЕ. Ереванский? Что же тебя привело в такую даль?
МАРТИРОС. Купец я. По всему свету езжу, товар продаю. Мартирос меня зовут. А тебя, как звать, красавица?
НАРИНЕ. Может быть у вас, у ереванских так и принято, называть свое имя первому встречному, у нас – нет.
МАРТИРОС. Почему же, красавица?
НАРИНЕ. Слушай, не называй меня красавицей, рассержусь!
МАРТИРОС. Как же мне звать тебя, если ты своего имени не говоришь, красавица?
НАРИНЕ.   Хорошо, скажу тебе своё имя, только замолчи! Нарине меня зовут.

Пауза.

МАРТИРОС (напевает). Я купец. По свету еду –
Развожу товар.
По проторенному следу
В город, на базар…
НАРИНЕ. И что же ты, Мартирос, привез в город Алеп?
МАРТИРОС. Драгоценное дерево самшит привез. Подожди, как ты сказала, называется ваш город?
НАРИНЕ. Алеп.
МАРТИРОС. Алеп? Вай, горе мне глупому! Как же так получилось, что я, несчастный, попал в город Алеп?
НАРИНЕ.  Да чем же так плох город Алеп?
МАРТИРОС. Откуда мне знать? Только отец мой, умирая, строго настрого наказывал:  сынок, заклинаю тебя, когда будешь ездить по торговым делам, поезжай куда хочешь, только не в город Алеп.
НАРИНЕ. Ну, тогда поворачивай обратно – отцовский наказ надо соблюдать. Прощай, Мартирос. 

Нарине уходит.

МАРТИРОС. Постой, Нарине. Скажи, где мне тебя найти?

Нарине не отзывается.

МАРТИРОС. Ушла… (Поет.) Как блестят её глаза –
Словно два агата!
Небогат её наряд
Но душа богата.
Это понял сразу я,
Лишь она взглянула,
Словно яркая  звезда
С неба  подмигнула.
От звезды я той  ослеп -
Словно я в тумане -
Её свет меня в Алеп
За собою манит!

На песню Мартироса появляются одноглазый и его жена.

МАРТИРОС. Прости меня, отец, что я нарушаю твой наказ, но теперь я обязательно должен заехать в этот город Алеп.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Конечно, уважаемый, ты правильно рассудил – как не заехать в город, у ворот которого ты, можно сказать, стоишь. Сделай шаг, войди в них, и ты на себе узнаешь гостеприимство жителей Алепа.
МАРТИОС.   Спасибо, почтенный! Не подскажешь ли мне, где бы я мог остановиться в городе Алеп?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. У нас и остановись, родной. Наш постоялый двор к твоим услугам. Мы с мужем всегда рады гостям. И за постой недорого берем.
МАРТИРОС. Спасибо вам, добрые люди.
ОДНОГЛАЗЫЙ. А что ты привез в наш город, купец?
МАРТИРОС. Я привез драгоценное дерево самшит. Ах, что только можно сделать из этого прекрасного дерева: и красивую мебель, и дорогую посуду, и бесценные украшения…
ОДНОГЛАЗЫЙ (потирая руки). Самшит! Знаем, знаем...
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Ой, купец, напрасно ты привез в Алеп самшит. Тут у нас его столько, что мы им печи топим.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Да, это все равно, что в пустыне торговать песком.
МАРТИРОС. Вай! Как же мне быть? Так далеко ехал! Такие расходы!..
ОДНОГЛАЗЫЙ.  Ай, джан, не горюй. Выручу я тебя. Я тебе за твой товар, за каждый тюк пять рублей дам.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Так ты хоть свои расходы оправдаешь.
МАРТИРОС. Вот спасибо, добрый человек!
ОДНОГЛАЗЫЙ. Не стоит благодарности – люди должны выручать друг друга. Заводи свой караван на наш постоялый двор.

Мартирос  уходит.

ОДНОГЛАЗЫЙ.  Какая ты у меня, женушка, хитрая. Ведь самшита у нас в городе и золотника не найти. А мы по пять рублей сорок тюков этого драгоценного дерева сторговали.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Погоди радоваться. Мы его еще не получили.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Вай, ты права, женушка. Пойду, помогу купцу этот самшит разгрузить в нашем караван-сарае! (Уходит.)
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Иди, иди. Что бы нам еще такое придумать, чтобы за этот самшит вообще  денег не платить? (Поет.)
Без обмана как прожить –
Не продать и не купить.
Постояльцев как заманишь,
Коль немножко не обманешь?
Чтоб был с золотом карман,
Как не совершить обман,
Как глупца не обхитрить,
Облапошить, обдурить?
Без обмана не прожить –
Не продать и не купить.

Выходят Мартирос и Одноглазый.

ОДНОГЛАЗЫЙ. Ну вот, весь товар в надежном месте. Теперь, уважаемый, ты за него можешь быть спокоен.
МАРТИРОС. Спасибо вам, добрые люди.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Да, можешь на нас надеяться, мы не обманем. Можешь даже в Ереван возвращаться, мы тебе деньги туда пришлем.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Да, туда пришлем. Только скажи, как тебя там найти.
МАРТИРОС. Найти меня в Ереване очень просто – спросите купца Мартироса, каждый покажет мой дом. У меня и отец Мартирос, и дедушка Мартирос купцами были. И дядя Григор купец. А матушка Анаит и бабушка Ануш дом ведут.  Только, зачем вам такие хлопоты. Я поживу у вас немного, мне тут одного человека найти надо, а вы за это время  деньги соберете.
ОДНОГЛАЗЫЙ (расстроено). Как скажешь, уважаемый, живи, конечно…

Одноглазый и его жена уходят.

КАРТИНА ВТОРАЯ.

Улица города.
Мартирос один.
 
МАРТИРОС. Куда же мне идти, где искать Нарине? Город Алеп большой и под каждую крышу не заглянешь? И спрашивать у прохожих неудобно. Если я о Нарине всех спрашивать буду, что люди о такой девушке подумать могут? (Прохаживается, как бы раздумывая, куда направится.)

Появляется Нарине. Видит Мартироса.

НАРИНЕ. Ой, опять этот ереванский купец. Сейчас со всякими глупостями начнет приставать.

Нарине закрывает лицо платком на восточный манер до глаз и пытается незаметно пройти мимо Мартироса.

МАРТИРОС. Эй, сестричка, постой минутку!

Нарине вдруг горбится, изображая старушку.

НАРИНЕ (старческим голосом). Это вы меня, молодой человек, сестричкой назвали?
МАРТИРОС. Ой! Простите, бабушка.
НАРИНЕ. Прощаю, внучек.   
МАРТИРОС. Скажите, бабушка, не знаете ли вы в Алепе девушку по имени Нарине?
НАРИНЕ. Как не знать, конечно, знаю. Да не одну, а сразу трех. Тебе какая нужна -  хромая Нарине, глухая Нарине или кривая Нарине?
МАРТИОС. Нет, нет, бабушка! Мне нужна красавица Нарине. Черноглазая, как газель, стройная, как черешня…
НАРИНЕ. Вай, такой Нарине у нас нет. 
МАРТИРОС. Как нет? Я же сам с ней разговаривал. (Поет.)
Как блестят её глаза –
Словно два агата!
Небогат её наряд
Но душа богата.

Это понял сразу я,
Лишь она взглянула,
Словно ясная луна
С неба  подмигнула.
НАРИНЕ. Неужели и правда бедняга в меня влюбился?
МАРТИРОС. Вижу, бабушка, вы задумались. Может быть вы, еще какую-нибудь Нарине вспомнили?
НАРИНЕ. Вспомнила! Знаю, кого ты имеешь в виду: безумную Нарине! У нее глаза всегда так и блестят, так и сверкают – смотреть страшно!
МАРТИРОС. Да что вы мне, бабушка, то глухих, то кривых, то безумных сватаете?
НАРИНЕ. Потому, что других тут нет!
МАРТИРОС. О, несчастный я, несчастный! Правильно предупреждал меня отец – не езди в город Алеп! Нарине не нашел, товар потерял…
НАРИНЕ. Как товар потерял?
МАРТИРОС. Да и что стоит мой товар, по сравнению с девушкой, которую я не могу найти.
НАРИНЕ. Как ты потерял товар?
МАРТИРОС. Я привез в Алеп самшит. А оказалось, что им тут топять печи. Пришлось его продать по пять рублей за тюк, чтоб только оправдать расходы.
НАРИНЕ. По пять рублей за тюк, глупец!  Да у нас фунт самшита идет по этой цене. Кому ты  продал  свои тюки?
МАРТИРОС. Хозяину постояло двора.
НАРИНЕ. Одноглазому Саиду? Ай, купец, не знал ты, что одноглазый Саид и его жена большие жулики. Они только тем и занимаются, что обманывают приезжих людей. 
МАРТИРОС. О, я несчастный! Товар потерял, девушку не нашел…

Мартирос хочет уйти.

НАРИНЕ. Подожди! Я хочу тебе помочь...
МАРТИРОС. Найти Нарине?
НАРИНЕ. Вернуть твой товар.
МАРТИРОС. Э, что  товар! Товар дело наживное, а такую девушку я больше никогда не встречу!
НАРИНЕ. А пока ты будешь возвращать свой товар, глядишь, и твоя Нарине  отыщется. 
МАРТИРОС. Ладно, если так. Что нам для этого надо?
НАРИНЕ. Кашевар.
МАРТИРОС. Кашевар?
НАРИНЕ. Придешь сюда вечером. Тебя тут будет ждать мой кашевар. Он тебе поможет, скажет, что делать. А пока иди, ищи свою Нарине.

Мартирос уходит.

НАРИНЕ. А он… ничего… Там на горной дороге я подумала, что он просто самовлюбленный молодой богач, а оказалось… (Резко обрывает сама себя.) Ах, Нарине, ничего ещё тебе не показалось. Тогда в чем дело? Ни в чем. Просто, я хочу помочь человеку, попавшему в беду, так? Так. (Поет.) Человеку человек
Помогал из века в век.
И я тоже чем смогу
Мартиросу помогу.
Но чтоб мне себя не выдать,
Надо измениться видом:
И, чуть-чуть, не для красы,
Сажей подвести… усы.
Чтоб вернуть ему товары,
Я оденусь в шаровары,
Подпояшусь кушаком,
И с ним встречусь вечерком.
Не подточит нос комар -
Настоящий кашевар!

Нарине уходит.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ.

Вечер.
Выходит Мартирос, поет на тот же мотив!

МАРТИРОС. Говорят, вернуть товар
Мне поможет кашевар!
Если так, спрошу вас я,
Почему он не судья?
Если этот кашевар
Вдруг такой имеет дар
Пусть тогда поможет мне
И отыщет – Нарине!

Мартирос осматривается.

МАРТИРОС. Ну, вот я пришел. Где же кашевар?

Появляется Нарине в мужском костюме.

НАРИНЕ. Эй, это ты купец Мартирос из Еревана?
МАРТИРОС. Я. А ты тот самый кашевар, что может помочь мне вернуть товар?
НАРИНЕ. Тот самый.
МАРТИРОС. О, умоляю тебя, брат, выручи. Я дам тебе всё, что захочешь. (Бросается обнимать Нарине.)
НАРИНЕ (отстраняясь). Ладно, ладно, успокойся! Помогу, конечно, иначе бы я не пришел.
МАРТИРОС. Говори, что делать?
НАРИНЕ. Для начала незаметно проберемся в караван-сарай, послушаем, что задумали мошенники.
МАРТИРОС. Что задумали, что задумали?  И так всё ясно – обмануть меня задумали.
НАРИНЕ. Так-то так, но зачем они сегодня гадалку пригласили, интересно знать?
МАРТИРОС. Гадалку?
НАРИНЕ. Гадалку. Не иначе хотят вообще ничего тебе не заплатить. Пошли!

                КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ.

Комната в караван-сарае.
Крадутся Нарине и Мартирос.

НАРИНЕ. Сюда, сюда… Как только они появятся, мы спрячемся в этот сундук… Ай!

Нарине запрыгивает на сундук.

МАРТИРОС. Что случилось?
НАРИНЕ. Мышь!
МАРТИРОС. Мышь? Ты испугался мыши, как девчонка? Как тебе не стыдно? У тебя уже усы больше чем у кота, а ты боишься мышей, кашевар!
НАРИНЕ. Да, я кашевар, а не мышелов! А если ты такой смелый поймай её!
МАРТИРОС. Кого?
НАРИНЕ. Мышь!
МАРТИРОС. Где же я её сейчас поймаю?
НАРИНЕ. Вон она – у твоих ног.
МАРТИРОС. Ай! (Запрыгивает на сундук к Нарине, в испуге обнимает её.)

Пауза. Оба смотрят туда, где должна быть  мышь, потом друг на друга.

ОБА. Ай!

Оттолкнув друг друга, спрыгивают с сундука.

НАРИНЕ (замахиваясь на него). Ты чего?
МАРТИРОС. Ничего. А ты чего?
НАРИНЕ. Того! Ты что руки распускаешь?
МАРТИРОС. Я?
НАРИНЕ. Ты! (Взяв себя в руки.) Ясно, ты тоже мышей боишься?
МАРТИРОС. Если только чуть-чуть. (Вдруг.) Тише, кто-то идет!
НАРИНЕ. Это одноглазый! Скорее прячемся в сундук. 

Нарине и Мартирос прячутся в сундук.
В комнату входят одноглазый, его жена и гадалка.

ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Проходите, проходите, уважаемая.
ОДНОГЛАЗЫЙ  (усаживая гадалку на сундук). Садитесь поудобнее.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Чего желаете? Чай или кофе?
ОДНОГЛАЗЫЙ. Конечно кофе, чтоб потом погадать нам на кофейной гуще.
ГАДАЛКА (поет). Я на гуще на кофейной не гадаю.
Не гадаю в сухомятку на бобах.
Я от этого в голодный транс впадаю –
Я гадать люблю на нежных шашлыках.

Если ж кто не платит за гаданье
Шашлыком, что тает на губах,
Может тот остаться в наказанье
На кофейной гуще и бобах.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Жена, неси шашлыки.

Жена Одноглазого подает гадалке блюдо с шашлыком.

ГАДАЛКА (пробуя шашлык). У-у, чувствую, чувствую, что мое гадание будет сегодня удачным. (Ест.) Вижу, всё вижу.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Что видишь? Говори скорее…
ГАДАЛКА. Купца ереванца вижу.
ОДНОГЛАЗЫЙ (оглядываясь). Где видишь?
ГАДАЛКА. Совсем рядом вижу. У меня такое ощущение, словно я на нем сижу… (Хлопает ладонью по сундуку.) Словно я на нем сижу, а он везет меня в Ереван.
ОДНОГЛАЗЫЙ. В Ереван?
ГАДАЛКА. А ты ему в Ереване вручаешь деньги за самшит.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Деньги за самшит? И он берет?
ГАДАЛКА. Конечно берет. Почему не взять…
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. А не видишь ли ты, уважаемая, как бы так нам сделать, чтоб ему деньги вовсе не платить?
ГАДАЛКА. Не жадничайте! Лучше отдайте ему то, что обещали – цена не велика. Всё равно останетесь в большом выигрыше.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Всё равно жалко деньги отдавать.
ГАДАЛКА. Вай, жалко им! Скажите спасибо, что купец от вас не требует вместо денег, что-нибудь такое, что выполнить нельзя. Например, луну с неба…
ОДНОГЛАЗЫЙ. Луну с неба?
ГАДАЛКА. Да, это я так к слову сказала. Но мало ли что ему в голову взбредет, и тогда вам самшит придется отдать. Всё, устала я! Остальной шашлык я с собой заберу. Дома ещё погадаю. Уф! (Слазит с сундука.) Проводите меня…

Жена Одноглазого помогает идти гадалке. Одноглазый за ними несет блюдо с шашлыком.
Из сундука появляются Мартирос и Нарине.

МАРТИРОС. Ох, думал, совсем задохнусь в этом сундуке!
НАРИНЕ. Ладно, не задохнулся же…
МАРТИРОС. Тебе хорошо говорить «ладно». Попробовал бы сам!
НАРИНЕ. А я что в другом сундуке сидела? То есть сидел!  Вот, даже заговариваться из-за тебя стал!
МАРТИРОС. Ладно, не сердись, слушай. Только  не пойму я, зачем мы в этом сундуке задыхались? Ведь ничего нового мы не услышали.
НАРИНЕ. Как ничего? Ты разве не понял, что нам подсказала гадалка?
МАРТИРОС. Что? Луну с неба у них попросить? Это смешно, слушай.
НАРИНЕ. Ну, луну не луну, а завтра ты вот что сделаешь: пойдешь к городскому судье и потребуешь с них плату за свой товар…
МАРТИРОС. Что мне их плата? Мой товар стоит в тысячу раз дороже её…
НАРИНЕ. А ты скажи, чтобы они заплатили тебе не деньгами…
МАРИРОС. А чем?
НАРИНЕ. Не деньгами а…

Нарине оглядывается вокруг, словно боится, что её кто-нибудь подслушает, а потом что-то шепчет Мартирсу на ухо.

МАРТИРОС. Чем?

Нарине опять, что-то шепчет ему на ухо.

МАРТИРОС. Зачем они мне?
НАРИНЕ. Да ты спроси с них это, а там увидишь, что будет. В этом вся хитрость!
МАРТИРОС. Вам ен! Шат вам ен! Плохо! Очень плохо! (Поет.)
Что за хитрость?
Что за глупость
Я не понимаю!
Мартирос, пропал товар твой,
Это точно знаю!

Твоя хитрость не поможет –
Это видно сразу.
Мой товар в карман положит
Этот одноглазый.
НАРИНЕ. Раньше времени сдаешься,
Я не понимаю!
Мы спасем,  купец, товар твой –
Это точно знаю.

Выше голову и смело
Ты гляди вперед!
Только смелый побеждает,
Города берет!

КАРТИНА ПЯТАЯ.

Улица города.
У дома судьи.
Песня Нарине и Мартироса переходит в песню Судьи.

СУДЬЯ (поет).  Я сужу по совести и праву.
Выношу законный приговор –
Пред судом моим бесспорно равен
Царь, купец, крестьянин или вор.

Всех их рассужу я по закону –
Правосудья свет пролью во тьме.
Для купца – базар, царю – корону!
Ну а вор сидеть должен  в тюрьме.
МАРТИРОС. А крестьянину, что присудишь, уважаемый судья?
СУДЬЯ. А крестьянину сам Бог мотыгу присудил. Так что не умничай, юноша, говори кто ты такой, и зачем пожаловал к городскому судье?
МАРТИРОС. Я купец Мартирос из Еревана. А это… (Показывает на Одноглазого и его жену.)
СУДЬЯ. Кто это я и без тебя знаю. Дело говори.
МАРТИРОС. Вот уже который день, господин судья, я не могу покинуть ваш город. Сорок моих тюков самшита задержали на постоялом дворе…
СУДЬЯ (одноглазому). Верните самшит купцу.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Но он  его нам продал по пять рублей за тюк.
СУДЬЯ. Сорок тюков самшита всего по пять рублей за тюк? Здесь какой-то обман, какая-то несправедливость, в которой я должен, как следует разобраться!   
ОДНОГЛАЗЫЙ. Никакой несправедливости тут нет, господин судья.

Одноглазый толкает жену в бок и она подносит судье монету.

ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Мы так договорились с этим купцом, господин судья. Никакого обмана тут нет.
СУДЬЯ (не стесняясь, рассматривает монету). О! И правда, никакого обмана тут  нет. Забирай, купец, свою плату и можешь покинуть наш город.
МАРТИРОС. Но товар мой. И я хочу за него получить другую плату. ( Подает судье монетку.)
СУДЬЯ. И он прав.
ОДНОГЛАЗЫЙ. А как же твое слово, купец? Разве слово уже ничего не стоит?

Жена Одноглазого подает судье еще одну монету.

СУДЬЯ (кладет монеты в карман). Да, купец, ты не прав. Слово – дороже денег!
МАРТИРОС. Но я и не прошу с них денег.
СУДЬЯ. Чего же ты тогда от них хочешь?
МАРТИРОС. Хочу два полных кувшина… блох!
ВСЕ. Блох?!
МАРТИРОС. Да, два полных кувшина замечательных блох из города Алепа. Причем, пусть в одном кувшине будут самцы, а в другом самки. А нет, пусть вернут товар.
СУДЬЯ. Что вы на это скажите, жители города Алепа? Согласны вы заплатить купцу за его товар блохами?
ОДНОГЛАЗЫЙ И ЖЕНА ЕГО (радостно). Согласны, согласны…
СУДЬЯ. Ну, и глупый же ты малый, купец, – деньги на блох меняешь. Эх, если бы я мог поменять блох на деньги, я был бы самым богатым человеком на  свете. 

Одноглазый и его жена подобострастно смеются.

СУДЬЯ. Ладно, будь по-твоему, купец. А вы при мне передадите ему два кувшина блох.

Судья гордо удаляется.
Посмеиваясь над Мартиросом, уходят и одноглазый с женой.

МАРТИРОС. Что за глупость придумал этот кашевар? На что мне столько блох?

В женском наряде появляется Нарине, но увидав Мартироса, опять закрывает лицо платком.

МАРТИРОС. Бабушка. Бабушка, постой!
НАРИНЕ. Что тебе, внучек?
МАРТИРОС. Эх, бабушка, подвела ты меня с этим кашеваром. Сказал я судье эту глупость про блох – теперь у меня ни товара, ни денег не будет. Может хоть ты меня, бабушка, порадуешь. Может, вспомнила ещё какую-нибудь Нарине в вашем городе?
НАРИНЕ. А как же – вспомнила, вспомнила. Есть у нас еще одна Нарине. Давнишняя моя подруга – бабушка Нарине. У неё уже двадцать правнучек и правнуков…
МАРТИРОС. Э, сама подумай – зачем мне бабушка Нарине со всеми её правнуками и правнучками? Вай! А может среди её правнучек найдется хоть одна не хромая и не  кривая Нарине? Ну не может же быть, чтоб ни одну из её правнучек именем прабабушки не назвали?  И чтоб глаза у неё были как агаты, губки как кораллы! А?
НАРИНЕ. Есть, есть такая девушка, как ты говоришь.
МАРТИРОС. Есть?
НАРИНЕ. Есть. Такая красавица, такая красавица!.. Глаза как агаты, губки как кораллы! Только её не Нарине зовут, а Карине.
МАРТИРОС. Бабушка, да я тебя не про  Карине спрашиваю, пропади она пропадом со своими агатами и кораллами! Я тебе про Нарине толкую: глазки как агаты, губки как кораллы, щечки…
НАРИНЕ. Как персики, конечно.
МАРТИРОС. Нет, щечки все сажей вымазаны.
НАРИНЕ. Так ты имеешь в виду Нарине собирательницу хвороста?
МАРТИРОС. Да!
НАИНЕ. Вай! Зачем тебе эта нищая?
МАРТИРОС. Богатая она или нищая мне всё равно. Веди меня к ней.
НАРИНЕ. Сейчас её дома нет. Она в горное село по делам уехала. Послезавтра вернется.
МАРТИРОС. Послезавтра? Это же целая вечность! Я же с тоски умру, пока её дождусь…   
НАРИНЕ. А чтоб тебе не тосковать, сходи, да посмотри, как одноглазый Саид, со своей женой, для тебя блох ловит. Там тебя, наверное,  и мой кашевар ждет…
МАРТИРОС. Ах, эти глаза Нарине! Никогда их не забуду! Из тысяч глаз её глаза узнаю!

Мартирос уходит.

НАРИНЕ. Ах, ах, ах! Расхвастался – не забуду, узнаю! (Достает зеркальце, смотрится в него.) Что же не узнал-то? (Поет.)
Может хвастает купец,
Может нет?
И зачем он только в город
Пришел?
Про кораллы, про агатовый
Свет,
Красоту мою такого
Наплел?

Только что же моё сердце
Стучит,
Когда вижу или слышу
Его?
Не стучи так, мое сердце,
Молчи!
Ни к чему мне это всё
Колдовство.

Нарине уходит.

КАРТИНА ШЕСТАЯ.

Комната в караван-сарае.
Лиричная мелодия песни Нарине перерождается в песню одноглазого и его жены, занимающихся ловлей блох.

ОДНОГЛАЗЫЙ И ЕГО ЖЕНА (поют.)
Мы охотимся на блох!
Ох!
Зря весь наш переполох.
Ох!
Раз блоха!
Два блоха!
Ой!
Вот и снова нет
Ни одной.

Вот  еще блоха!
Лови же, лови!
Да смотри её,
Ты не раздави!

Можем много блох поймать.
Но как их нам удержать?

Раз блоха!
Два блоха!
Ой!
Вот и снова их у нас
Ни одной!
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Знаешь, муженек, зря мы ловим блох. Бесполезное это занятие.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Как бесполезное? В моем кувшине уже две блохи сидят.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Две блохи? А кто их там увидит? Кто их там проверит? Кто их там удержит? Давай, мы просто накроем кувшины крышками. А когда купец начнет в них смотреть, мы скажем «Ой!»...
ОДНОГЛАЗЫЙ. Снова нет блохи ни одной?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Правильно! Скажем, в этом кувшине самцы, в этом самки, пусть проверяет.  Пошли к судье.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Пошли.

Одноглазый и его жена уходят.
Из сундука появляются Мартирос и Нарине, наряженная кашеваром.

НАРИНЕ. Беги и ты  к судье. Только сначала заскочи на базар и купи два таких же, как у них, кувшина. Один пустой, а другой с вином. С помощью этих кувшинов ты разоблачишь обманщиков.
МАРТИРОС. Каким образом?
НАРИНЕ. Сделаешь так… (Что-то шепчет Мартиросу на ухо.) Понял?
МАРТИРОС.  Нет.
НАРИНЕ. Ну, это же так просто… (Опять, что-то шепчет Мартиросу на ухо.) Теперь понял?
МАРТИРОС. Да.
НАРИНЕ. Тогда беги скорее!

Мартирос убегает.

НАРИНЕ. Как он, такой бесхитростный, еще совсем не проторговался?

Нарине уходит.

КАРТИНА СЕДЬМАЯ.

Улица города у дома судьи.
Выходят Одноглазый и его жена. Выносят кувшины.
Выходит судья.

СУДЬЯ.  Я вижу, вы принесли плату купцу Мартиросу?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Принесли, принесли…
СУДЬЯ. Два кувшина блох?
ОДНОГЛАЗЫЙ. Два кувшина…
СУДЬЯ. Кувшины полные?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. По самое горлышко!
ОДНОГЛАЗЫЙ.  По самую завязку!
СУДЬЯ. Отлично, отлично. А где же этот глупец-купец, что променял деньги на насекомых?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Не знаем, не знаем…
ГОЛОС МАРТИРОСА. Я тут, я тут!..

Выбегает Мартирос с двумя кувшинами в руках.

СУДЬЯ. Я вижу, купец, ты со своими кувшинами пожаловал – хочешь в них блох пересадить?
МАРТИРОС.  А у них кувшины точно полные?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Полные, полные…
ОДНОГЛАЗЫЙ. До самого горлышка…
МАРТИРОС. Надо бы проверить…
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Проверяй…
ОДНОГЛАЗЫЙ. Пожалуйста.
СУДЬЯ. Ты, Мартирос, как я вижу совсем глупый. Наверное, это потому, что очень молодой. Как ты проверишь кувшины полные они или нет? Это же - блохи! Стоит тебе их открыть, как они выпрыгнут и ускачут. Тогда тебе и в Ереван будет нечего везти.

Судья, одноглазый и его жена  смеются.

МАРТИРОС. Какой вы умный, господин судья. Спасибо, что предупредили.
СУДЬЯ. Потому я и судья. Я, а не ты.
МАРТИРОС. Это так, это так. А скажите, господин судья, вы не знаете, как звенят полный и пустой кувшины? 
СУДЬЯ. Стукни по ним, глупец, и сам  это узнаешь.
МАРТИРОС. Вай! Какое мудрое решение! Вот тут у меня полный кувшин вина…

Мартирос открывает кувшин перед судьей.

СУДЬЯ. Ах, ах! Какой аромат! Наверное, хорошее вино?
МАРТИРОС. Не мне, глупому, судить о нем. Попробуйте, господин судья, рассудите сами.

Мартирос наливает судье вина.

СУДЬЯ (пробует). Хорошее вино. Очень хорошее вино.
МАРТИРОС. А давайте стукнем по этому кувшину, узнаем, как звенит полный кувшин.
СУДЬЯ. Давай, стукни. Только осторожно стучи, чтобы кувшин не разбить, чтобы вино не пролить.

Мартирос легко стучит по кувшину. Раздается чуть слышный глухой удар.

МАРТИРОС. Вот, оказывается, как звучит полный кувшин. А вот у меня пустой кувшин. Послушаем, как он звенит…

Мартирос ударяет по другому кувшину. Раздается чистый, почти мелодичный звон.
МАРТИРОС. А так,  оказывается, звучит пустой кувшин. Послушаем, как звучат кувшины с блохами…

Мартирос стучит по кувшинам, принесенным  одноглазым и его женой. Кувшины издают звон, как пустой кувшин.

МАРТИРОС (подливая судье вина). Этот звон доказывает, что эти кувшины звенят, как пустые кувшины.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Конечно, то кувшин с вином, а то с блохами! Как их можно сравнивать?
СУДЬЯ. Что и говорить, их сравнивать нельзя! Мартирос принес на суд в кувшине вино, а вы что принесли?
ОДНОГЛАЗЫЙ. Блох! (Раскрывает первый кувшин и сует его почти в лицо судье.)
СУДЬЯ (начинает чесаться). Ай, ай. Ай! А ну сейчас же прекратите ваши блошиные выпады против правосудия! Ай, ай, ай!
МАРТИРОС. Протрите места укуса вином, господин судья. Всё сразу пройдет.
СУДЬЯ. Нет, нет. Не хочется портить эту живительную влагу на каких-то мерзких насекомых.
МАРТИРОС. Не жалейте вина. Его много. Полный кувшин. Берите всё!
СУДЬЯ (забирая кувшин). Ты молодец, Мартирос. Ты смело встал на защиту  правосудия.
ОДНОГЛАЗЫЙ. А мы, а мы?..
СУДЬЯ. А вы натравили на меня своих блох!
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Но, господин судья, если так, то, значит, блохи в кувшине были!
СУДЬЯ. Может и были. Кто же теперь их проверит? Однако, купец, требуемую от вас плату не получил?
МАРТИРОС. Не получил, господин судья.
СУДЬЯ (одноглазому). Тогда верните ему товар.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Но, господин судья, вы же сами выпустили наших блох.
СУДЬЯ. Что? Да разве это блохи. Вот у меня дома блохи так блохи! Как шакалы кусаются.

Судья гордо уходит.
Понуро уходят и одноглазый с женой.
Им навстречу выходит Нарине. Лицо её закрыто платком. Мартирос бросается к ней.
МАРТИРОС. Бабушка! Огромное спасибо тебе за кашевара. Очень он меня выручил. Я тебе, бабушка, за это платок подарю. Новый, шелковый, не чета вашему старому…

Мартирос дергает за платок, закрывающий лицо Нарине. Платок спадает.

МАРТИРОС. Нарине! Вай, как неудобно получилось!

Мартирос пробует опять завесить лицо Нарине платком.

НАРИНЕ. Оставь платок в покое.
МАРТИРОС. Очень неудобно получилось.
НАРИНЕ. Ах, какие глаза, говорил?
МАРТИРОС. Говорил.
НАРИНЕ.  Никогда таких глаз не забуду, говорил?
МАРТИРОС. Говорил. Очень, очень неудобно получилось!
НАРИНЕ (передразнивая его). Очень, очень неудобно получилось.  Что ты заладил, как попугай! Замолчи!
МАРТИРОС. Молчу.
НАРИНЕ. И так – ты искал Нарине?

Мартирос молчит.

НАРИНЕ. Ты её нашел?

Мартирос молчит.

НАРИНЕ. И что дальше? Что ты  мне хотел сказать?

Мартирос молчит.

НАРИНЕ. Что ты молчишь? Говори, ты что онемел?
МАРТИРОС. Да.
НАРИНЕ. Наверное, проглотил язык?
МАРТИРОС. Да.
НАРИНЕ. Тогда, как я буду с тобой, безъязыким, разговаривать? Уезжай в Ереван, а я ухожу домой.

Нарине хочет уйти.

МАРТИРОС. Подожди, Нарине! (Поет.) Ты луна на темном небе.
Ты как солнце в синеве!
Ты как мед на черном хлебе,
Как цветок в простой траве!

Без тебя мне жизни нету,
Без тебя халва горька.
Как я от тебя  уеду?
Без тебя мне жизнь  – тоска!

Я не смею ждать награды.
Без тебя я как во сне!
Я, как жертва, жду пощады –
Что ты скажешь  Нарине?

НАРИНЕ (поет). Что скажу? Что я отвечу На бессвязные слова?
Про луну, про мед замечу –
Эта песня не нова.

Нарине опять хочет уйти.

МАРТИРОС (поет). Стой! Не смейся надо мною!
Мне поверь, тебя молю:
Солнцем я клянусь, луною,
Нарине, тебя люблю!
Что ты скажешь, Нарине, на мои слова? Неужели опять ответишь шуткой?
НАРИНЕ. Нет, скажу серьезно, Мартирос, – ты мне тоже нравишься. Но о любви, по-моему, нам говорить еще рано.
МАРТИРОС. Почему рано? Смотри, скоро уже вечер.
НАРИНЕ. Вот теперь ты шутишь, Мартирос.
МАРТИРОС. Не до шуток мне. Где твой кашевар? Пора нам с ним опять в сундук прятаться.
НАРИНЕ. Прячься. Я больше с тобой в сундук не полезу.
МАРТИРОС. Как и это была ты? О, горе мне, безглазому!

По улице проходит гадалка.

НАРИНЕ. Тс! Смотри, опять гадалка в караван-сарай пошла. Видимо её одноглазый снова для совета позвал. Поспеши, ты должен опередить её и спрятаться в сундуке.
МАРТИРОС. Без тебя я теперь шага не сделаю, Нарине.
НАРИНЕ. О, горе мне! Хорошо, побежали вместе.

Нарине и Мартирос убегают.

КАРТИНА ВОСЬМАЯ.

Караван-сарай.
Вбегают Нарине и Мартирос. Едва они успевают спрятаться в сундук, как входят одноглазый, жена его и гадалка.

ОДНОГЛАЗЫЙ (как бы заканчивая разговор). Вот так вот рассудил нас наш судья. Что ты скажешь о нем, уважаемая?
ГАДАЛКА (сразу устраиваясь на сундуке). Люля-кебаб на палочке.   
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Это вы про судью?
ГАДАЛКА. Нет, это я про люля-кебаб, который вы мне должны дать и по которому я буду гадать.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Будет люля-кебаб, будет.

Жена одноглазого убегает и тут же возвращается с большим люля-кебабом на вертеле. Отдает его гадалке.

ГАДАЛКА (обнюхав люля-кебаб). О, чую, чую, что моё гадание  и сегодня будет удачным! (Пробует люля-кебаб.) Ай, ай, вижу, всё вижу…
ОДНОГЛАЗЫЙ. Что видишь?
ГАДАЛКА. Опять вашего купца вижу. Словно он совсем рядом. Словно он сидит в сундуке, а я словно сижу на сундуке…
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Так и есть! Ты сидишь на сундуке.
ГАДАЛКА. Видите, какая я хорошая гадалка, всё знаю.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Ну, а если ты всё знаешь, скажи, что нам теперь делать?
ГАДАЛКА. Надо выведать у купца всё про его родственников – как кого зовут…
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Что тут выведывать?  Он, как к нам приехал, в первый же вечер все про своих родственников рассказал.
ГАДАЛКА. Тогда идите сейчас же к судье. Скажите, что вы вспомнили, что будто когда Мартирос родился, то у него не было одного глаза. (Одноглазому.) И что ты у них был тогда слугой и отдал ему свой глаз.  Что до сих пор ты без него обходился, а теперь хочешь получить глаз обратно. Так что пусть купец или забирает свой товар, или вернет тебе  твой глаз.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Как думаешь, жена, хитро придумано, а?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Еще как хитро! Когда ереванец такое услышит, он так перепугается, что сразу убежит и про товар свой думать забудет.
ГАДАЛКА. Только не забудьте судье в карман  монетку положить.
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Не забудем, не забудем. (Трясет кошельком.) Идем, муженек.
ГАДАЛКА. И меня не забудьте с сундука снять.

Одноглазый помогает гадалке.

ОДНОГЛАЗЫЙ. Не забудем, не забудем…
ГАДАЛКА. И люля-кебаб мой не забудьте…
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Не забудем, не забудем…

Одноглазый, его жена и гадалка уходят.
Из сундука появляются Нарине и Мартирос.

МАРТИРОС. Что за глупость они придумали? Какой глаз он мне отдал?
НАРИНЕ. Судя по всему – левый.
МАРТИРОС. Чепуха! Никто мне свой глаз не отдавал. Все что при мне – моё.
НАРИНЕ. Успокойся, конечно, не отдавал.
МАРТИРОС. Кто этому поверит, слушай?
НАРИНЕ. Судья поверит. Слышал, как в их кошельке звенели монеты?
МАРТИРОС. Ну и ладно, если так – пусть забирают мой самшит.
НАРИНЕ. Ты этим жуликам отдашь свой товар?
МАРТИРОС. Ну не глаз же им отдавать. Глаза мне самому нужны, чтобы любоваться тобой, Нарине!
НАРИНЕ. Престань. Сейчас же идем к судье.
МАРТИРОС. Как, тебе не жалко моего глаза?
НАРИНЕ. Не бойся, Мартирос, твой глаз никуда у тебя не денется – я знаю, что делать.

Нарине и Мартирос уходят.

КАРТИНА ДЕВЯТАЯ.

Улица у дома  судьи.
Мартирос, Нарине,  Одноглазый и его жена.

ОДНОГЛАЗЫЙ. Господин судья! Господин судья!
МАРТИРОС. Зачем вам опять судья? Верните мне мой товар! Судья уже всё сказал…
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Как хорошо, что ты сам сюда пришел! Искать не надо будет. И ты, Нарине, свидетелем будешь, никуда не уходи.
НАРИНЕ. Не уйду, будьте спокойны…
ОДНОГЛАЗЫЙ И ЕГО ЖЕНА (кричат). Господин судья, господин судья!

Появляется недовольный судья.

СУДЬЯ. Что за крик? Как, это опять вы? Как вы мне надоели! Покоя от вас нет. Зачем пришли? Вы вернули товар купцу?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Ах, господин судья, что товар! Пусть он забирает свой товар в любое время. Дело в том…
СУДЬЯ (зевая). Хватит болтать. Говорите уже скорее, в чем дело?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Дело в том, что ереванец Мартирос должен вернуть моему мужу то, что ему принадлежит по праву.
СУДЬЯ. Ну, и что же это?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО. Его глаз.
СУДЬЯ (сразу проснувшись). Чей глаз?
ОДНОГЛАЗЫЙ. Мой глаз!
СУДЬЯ (к Мартиросу). Что он такое говорит, купец?
МАРТИРОС. Не слушайте его, господин судья. Он, наверное, сошел с ума от жадности.
ОДНОГЛАЗЫЙ. Зачем так говоришь, Мартирос, мальчик мой. Ведь мы с тобой, оказывается, так давно знакомы.
МАРТИРОС. Откуда давно? Я только неделю как  приехал в ваш город. Говорил мне мой мудрый отец перед смертью: сынок, заклинаю тебя, когда поедешь по торговым делам, поезжай куда хочешь, только не в Алеп!
ОДНОГЛАЗЫЙ. Как, твой отец, почтенный Мартирос, умер? Какое горе!
СУДЬЯ. Ты знал его отца?
ОДНОГЛАЗЫЙ. Не только отца. Но и дедушку его Мартироса. 
СУДЬЯ. Он правду говорит, Мартирос? Так зовут твоих родственников?
МАРТИРОС. Мало ли в Армении Мартиросов? 
ОДНОГЛАЗЫЙ. А матушка твоя Анаит? А бабушка Ануш? А дядюшка твой Григор…
СУДЬЯ. Довольно, довольно родственников. Откуда же ты их знаешь, Саид?
ОДНОГЛАЗЫЙ. Дело в том, господин судья, что когда ереванец Мартирос родился, у него не было одного глаза. А я  у них в доме тогда  был слугой и отдал ему свой глаз. До сих пор я обходился, а теперь хочу получить свой глаз обратно.
СУДЬЯ (прикидывая что-то в уме, делает несколько жестов руками, словно хочет, но не знает, что сказать). Но… разве… ну… (Вдруг.) Разве такое возможно?
ЖЕНА ОДНОГЛАЗОГО (поднося судье монету). А почему нет, господин судья. Вы же видите: у Мартироса два глаза, а у моего несчастного мужа один. Разве это не доказательство его правоты?
СУДЬЯ (взвешивая на ладони монету). Да, конечно, это веское доказательство в вашу пользу. Ты должен вернуть ему глаз, Мартирос. Это справедливо. (Глянув на Нарине.) Правильно я рассудил, красавица?
НАРИНЕ. Конечно, правильно, господин судья. Кому еще в нашем городе и рассуждать, как не вам. Купец должен вернуть чужой глаз.
МАРТИРОС. Что ты говоришь, Нарине! Пусть они лучше заберут мой товар – глаз я не отдам.
НАРИНЕ. Как это ты не отдашь глаз, когда так решил сам господин судья!
СУДЬЯ. Какая редкость – молодая, красивая и такая умная!
НАРИНЕ. Вот только, господин судья, все должны точно убедиться, что этот глаз действительно принадлежит Саиду, а ни кому-нибудь другому.
СУДЬЯ. Да, все должны убедится… Убедится? Но как?
НАРИНЕ. Очень просто! Надо взять глаз у Мартироса и глаз у Саида. Потом надо взвесить их. Если вес их будет одинаков, тогда отдадите Саиду оба глаза. А нет – вернете глаза их законным владельцам.
СУДЬЯ. Слышали, что сказала эта красивая и не по годам мудрая девушка? Несите мне весы, будем взвешивать ваши глаза!
ОДНОГЛАЗЫЙ. Нет, нет! Не надо мне твоего глаза, купец! И самшита твоего не надо! Забирай свой товар и уезжай из моего караван-сарая! Уйдем скорее, жена, пока я не лишился и второго глаза!

Одноглазый и его жена убегают.

СУДЬЯ. Странные какие люди: вроде я всё рассудил так, как они просили, а они убежали. Словно я разбойник какой, а не судья.
НАРИНЕ. Ах, господин судья, уж вы то знаете, как люди бывают  не благодарны.
СУДЬЯ. Ты права, красавица. (Пересчитывая монеты.) Я так страдаю от их неблагодарности, так страдаю…

Судья уходит.

МАРТИРОС. Нарине! Дорогая, Нарине!  Как я счастлив, что… что… (Ищет слова.)
НАРИНЕ. Что сохранил свой товар?
МАРТИРОС. Нет, что встретил тебя! Не смогу я теперь, Нарине, жить без тебя. Может быть, дашь мне еще один совет – как мне поступить – остаться с тобой в Алепе или…
НАРИНЕ. Что или?
МАРТИРОС. Или может быть, ты со мной в Ереван поедешь?
НАРИНЕ (сердито). Знаешь что, Мартирос!..  (Вдруг ласково.) Лучше я с тобой в Ереван поеду.
МАРТИРОС (поет).  Много ездил я по свету,
Но в чужой стране.
В славном городе  Алепе
Встретил Нарине!

Было здесь судьбе угодно,
Мне  подать свой  хлеб –
Мартирос не зря приехал
В город ваш Алеп!

Всех на свадьбу приглашаем!
Правьте караван
Мимо города Алепа
В город славный Ереван!

                КОНЕЦ

Август. 2012 г.
Iluhov-v@mail.ru
Илюхов Владимир Васильевич 


Рецензии