Леонида БогомоловаОксана Москова Кукольная деревня

Программа представляет собой музейное занятие в форме сказки в музыкальном сопровождении с показом более тридцати национальных кукол и других игрушек, сделанных руками Леониды Богомоловой. Сюжет сказки заключается в том, как современная кукла Барби отправляется в деревню старинных кукол - Кукольную деревню, где знакомится с куклами 18-19 столетий, историями их возникновения.
История развития кукольного мастерства – это, по сути, история всей культуры человечества. Обрядовые куклы являются видимыми воплощениями божеств, духов и иных мифологических персонажей. Разные виды кукол использовались и для детских игр. Постепенно кукла стала своеобразным произведением искусства. Мастера стали придумывать новые методы их изготовления.
Занятие завершает мастер-класс «Кукла своими руками», на котором ребята сами делают куклы из ниток.
Рассчитано на  детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель занятия:
- приобщение к общекультурному наследию;
- расширение кругозора о различных видах кукол.

Задачи:
- показать детям кукол нескольких народов, проживающих на территории   
  Удмуртии;
- познакомить с историей возникновения кукол и рассказать   
  об их предназначении;
- закрепление и контроль полученной информации через выполнение
  небольшого практического задания: провести мастер-класс по   
  изготовлению куклы из ниток «Кукла своими руками».
 

Сценарий

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Геннадьевна. Я пришла к вам из музея-квартиры известного удмуртского писателя Г.Д. Красильникова – филиала Национального музея УР им. Кузебая Герда. Возможно, мы с вами уже знакомы.
Пришла я к вам не с пустыми руками. Я привезла вам… сказку «Кукольная деревня».
- Ребята, какие куклы вы знаете? (матрешки, неваляшки, Барби, Кен, куклы Винкс, Монстер Хай, Братз…). Кто знает, как и где появились куклы?
 Сейчас я вам расскажу одну интересную историю.

Музыка.
Случилось это очень давно. На этой прекрасной Земле жила богиня - создательница человечества. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила ее водой и, глядя на свое отражение, вылепила фигурку маленькой девочки.
Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала. Создательница человечества улыбнулась и дала ей имя кукла (в переводе с японского «человек» и «форма»). Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти забавные создания окружили богиню, стали танцевать и радостно кричать. Человечки звонко смеялись, и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг нее теперь был заселен…
Мелодия прекращается.

Вот так, ребята, появились на свет первые куклы. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла – первая из игрушек. Изначально она служила обрядовым символом – олицетворением богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. Куклы в крестьянских семьях делали из подручных материалов: глины, дерева, камня, лоскутков ткани и т. д.
Удивительно, что эти куклы изготавливают и сегодня и тоже из тех же самых подручных материалов. Только теперь куклы перестали быть обрядовыми или культовыми, они имеют совершенно разные формы, изготовлены из различных материалов и, как правило, служат декоративным украшением дома или же игрушкой для малыша.

Сегодня мы побываем в деревне старинных кукол. А почему в деревне? Потому, что первые куклы появились именно в деревне. Сказка называется «Кукольная деревня».

Музыка.
В одном городе жила-была кукла Барби (показываю куклу Барби). Она любила читать книги, играть на пианино и принимать гостей. Но вскоре Барби наскучило жить в городе, решила она поехать в Кукольную деревню и познакомиться с куклами, совсем не похожими на нее.
Приехав в Кукольную деревню, Барби познакомилась с куклами детей удмуртов, русских, татар и других национальностей. Такие игрушки создавались 200-300 лет назад. Деревенские дети сами умели себе делать игрушки из всего, что было под рукой – из лоскутков, ниток, палочек, дощечек (показываю куклу-закрутку. Лица игрушкам обычно не рисовали – считалось, что в куклу без лица не вселится злой дух.
Барби подружилась с игрушками. Рассказала о себе:
- Меня придумала американская художница Рут Хэндлер в 1959-м году для своей дочки Барбары, сокращенно – Барби. По-русски Барбара – Варвара. Из Америки я ездила в разные страны. Теперь я хочу с вами дружить.
В ответ игрушки рассказали Барби о себе. Сначала с ней познакомилась семья кукол из шерстяных  ниток: папа, мама, сын и дочка (показываю).
- Нас делают из мотка ниток. Нитки обматываются несколько раз вокруг дощечки, пока не получится большой моток. С одной стороны его скрепляют, с другой разрезают. Моток превращается в кисточку. Кисточку перевязывают так, чтобы получилась фигурка человечка. Так делали кукол в России, в том числе и Удмуртии.
Барби познакомилась и с куклой, у которой голова была сделана из моточков ниток, а одета была в платье из лоскутка (показываю. Также она познакомилась с татарской куклой, сделанной не из одного мотка, как ее друзья, а из нескольких разных (показываю).
Барби встретила и четырехугольных кукол, сделанных из дощечек и тряпок, - татарских жениха и невесту, и их русскую подругу (показываю.
- Сейчас нас делают из картона. В старые времена картона не было, и поэтому дети делали кукол из дощечек, оставшихся от работы. Дощечку обматывали светлой тканью там, где должно было быть лицо. Платье и платок делали из цветной ткани и перевязывали нитками. Если кукла была мальчиком, ей выпиливали ноги и обматывали тканью. Татарские куклы туго обвязывались нитками крест-накрест. Это оберегало от злых сил. Таковы были обычаи у татар.
Навстречу Барби выбежала собачка. Приглядевшись, Барби заметила, что она вылеплена из соленого теста (показываю). Собачка прилегла к ногам куклы и рассказала ей о себе:
- В деревнях лепили игрушки из теста, глины. Украинцы лепили даже из творога. Соленое тесто быстро твердеет и долго хранится, а игрушкой из обычного теста можно даже полакомиться.
На лугу куклы водили хоровод. Барби присоединилась к ним, ей нравилось танцевать. В хороводе танцевали куклы-закрутки (показываю кукол-закруток и матрешек. Во время танца куклы рассказали Барби, как они сделаны.
- Мы называемся закрутками, потому что мы сделаны из лоскутка, свернутого в трубочку. Трубочку перегибали пополам – это был корпус куклы. Куклу одевали в платье из лоскутка и перевязывали нитками, на голову повязывали платок.

- А сейчас, ребята, послушайте загадку про куклу и попробуйте отгадать, о какой кукле идет речь.

Разноцветные подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал мала меньше.

Правильно, матрешка! Вот они(показываю матрешку.
- А у нас одно имя на всех – Матрешка, Матрена, что в переводе с латыни – мать, - рассказывают Барби матрешки. – Мы самые известные русские куклы во всем мире. У нас своя история появления на свет.

Музыка.
Эта история произошла чуть более 100 лет назад. Жил-был один художник. Звали его Сергеем. Сергей Малютин – полное имя. Однажды художник увидел фигурку японского бога учености и мудрости. Игрушка была разъемная: она раскрывалась посередине, и в ней находилось еще несколько таких же.
Сергей Малютин решил придумать русский вариант такой игрушки. И вот в один прекрасный день он подходит к токарю по дереву Василию Звездочкину и говорит:
- Выточи-ка мне, Василий Петрович, из дерева фигурки по моему эскизу, да так, чтобы одна в другой находились.
Василий Петрович Звездочкин так и сделал. Но художник Малютин не стал рисовать на этих фигурках японских богов. Он изобразил круглолицую крестьянскую барышню в цветастом платочке - Матрену. Так появилась на свет первая русская матрешка – кукла с  секретом.

Барби очень понравилось в Кукольной деревне. Но ей надо было возвращаться домой. Куклы с ней попрощались. Попрощался с ней и веселый Петрушка (ведущий показывает Петрушку):
- Меня зовут Петрушка. Меня видно отовсюду, потому что у меня яркая рубашка. Я очень веселый мальчик и всегда нахожу повод посмеяться. В старину я ездил из города в город, из деревни в деревню и показывал смешные представления во дворах. Мной управляет кукольник, стоя за ширмой. Но я играю только в руках добрых и талантливых людей. Мы будем скучать по тебе, Барби. С нетерпением будем ждать тебя снова. До свидания!
Она обещала игрушкам приехать к ним в гости еще не раз.
А теперь мы сами сделаем игрушки, как делали дети в старину.

Мастер-класс.
Кукла из шерстяных ниток.
Ведущий раздает детям готовые заготовки-кисточки – пучки ниток, каждый из которых с одного конца скреплен. Немного отступив от начала кисточки, ее перевязывают ниткой – это будет голова куклы. Отделяют нитки с двух сторон – это руки куклы, которые укорачивают и перевязывают нитками на концах. Остальные нитки перевязывают так, чтобы сделать пояс куклы. Получается кукла-девочка. Для куклы-мальчика нужно разделить надвое нитки внизу и перевязать их на концах – это ноги куклы.

Автор игрушек - Леонида Богомолова.

Предметы, необходимые для занятия:
- кукла Барби;
- куклы из шерстяных ниток;
- прямоугольные плоские куклы;
- собачка из соленого теста;
- куклы-закрутки;
- матрешки;
- Петрушка.
 
Для мастер-класса:
- шерстяные нитки;

Список литературы:
Л. Н. Долганова, Н. А. Морозов, «Игры и развлечения удмуртов» / «Удмуртский институт истории, языка и литературы», Ижевск, 2002
Е. И. Ковычева, «Кукла в диалоге культур» / «Удмуртский университет», Ижевск, 2002
Е. И. Ковычева, «Народная текстильная кукла», / «Удмуртский университет», Ижевск, 2006
Е. И. Ковычева, «Эволюция ручных кукол народного театра» / «Вестник Удмуртского университета»/ «Удмуртский университет», Ижевск, 1999
Л. С. Кузнецова, «Тряпичные куклы Удмуртии» / Т. А. Пучковская, В. И. Стурман, «Удмуртия накануне третьего тысячелетия» / «Удмуртский университет», Ижевск, 1998
«Традиционная кукла народов Пермского края», под ред. А. В. Черных / «Маматов», Санкт-Петербург, 2014


Рецензии