Глава большого рода
«Война! Это странное, жестокое, подлое, несправедливое слово и событие. Как много людей, (не одно поколение) пострадало от этого. Миллионы людей сделала она страдающими, несчастными - сиротами. И наша большая семья – не исключение», - так несколько лет назад написала в своем письме Лидия Николаевна Голобородько, пенсионерка, педагог из станицы Калининской.
Ее дедушка был настоящим главой большой семьи и прожил долгую, сложную, печальную и интересную жизнь до войны, и после нее.
Марк Александрович Каракай родился 22 марта 1902 года в многодетной крестьянской семье в станице Поповичевской. Очень рано остался сиротой. Умерла его мама. Отец женился на другой женщине и продолжил свой род. Семья была трудолюбивой. В поле работали и родители, и дети. Жили не богато, но у них было все необходимое, чтобы не голодать. Шли годы.
Марк Александрович рано женился (в 19 лет) на красавице из благородной семьи Лидии Павловне Денисенко (1901 года рождения). Родители, воспитали ее в благочестивых традициях: доброй, сдержанной, хозяйственной, гостеприимной, умеющей красиво накрывать стол и поддерживать идеальную чистоту, уют в доме, во дворе и в огороде. В их семье было пятеро детей: две дочери и три сына. Старшая дочь Александра умерла маленькой от болезни. Вторым был Николай (отец автора повествования), третьим - Алексей, четвертым Борис и пятая - Мария. Четверо детей дожили до глубокой старости.
Поповичевцы стали чаеводами
В 30-е годы прошлого века немало поповичевцев откликнулись на призыв партии и правительства Советского Союза оказать помощь в создании редких отраслей сельского хозяйства - чаеводства, цитрусоводства, выращиванию коконов тутового шелкопряда (для фабрики по изготовлению ниток). Для этих целей нашли специальный участок земли в горной местности, в одном из красивейших уголков страны, который подходил по климатическим условиям (влажные субтропики). Этим местом стал поселок городского типа со своим научно-исследовательским институтом и чайной фабрикой на территории Западной части Грузии, район Гурия в городе Махарадзе, ныне Озургети. Из Поповической туда поехали семьи не только Каракая, но и Сокола, Дояченко, Мартыненко, Кисиль, Хилько, Пичморга, Тесленко, Белоконь, Фоменко и другие. Все дети этих семей окончили в Грузии школу с обучением на русском языке. В то время у грузинских интеллигентов был большой интерес к русскому языку, и они стремились, чтобы их дети тоже его знали. К тому же институт по изучению, выращиванию и производству чая был всесоюзного значения. И в настоящее время действуют два его филиала в Сочи (Дагомыс) и в Адыгее, где по сей день выращивают чай для Краснодарского края.
Жизнь продолжалась. Дети супругов Каракай выросли и поступили учиться в техникумы, ремесленные училища и другие учебные заведения, став потом настоящим золотым фондом специалистов среднего звена и представителей рабочих специальностей.
В семье были строители, плотники, токари, сварщики, кузнецы, бухгалтеры, медсестры, воспитатели, учителя и представители других профессий. Анасеули, где жили бывшие кубанцы, стал центром науки и культуры всей Грузии. Все поповичевцы дружили, помогали, друг другу в радостных и трудных ситуациях.
И пришла большая беда…
В середине 1941 года пришла большая беда - началась Великая Отечественная война. Марка Александровича и сына Алексея призвали на фронт. Они прошли через все ужасы войны, были несколько раз ранены, контужены, но выжили. Сколько радости было и счастья, когда они вернулись домой, и вся семья была снова вместе. За храбрость, стойкость и мужество Марк Александрович награжден Орденом Отечественной Войны первой степени, а его сын Алексей - орденом Красной Звезды, медалью «За Отвагу» и другими правительственными наградами. Рассказывать про свой боевой путь они не любили, только и говорили: «Война – это ужасно!».
А Николай накануне войны окончил ремесленное училище, и начал работать на тбилисском заводе №31, где стали выпускать для фронта самолеты ИЛ-16. Молодого специалиста оставили в тылу по брони.
Застолья начинали песней про Кубань
После войны дети кубанцев начали жениться, выходить замуж и в молодых семьях тоже родилось много детей. Одной из них была и Лидия Николаевна. Дедушку и бабушку она хорошо помнит с пятилетнего возраста. Очень любила бывать у них, слушать, как дедушка с бабушкой задушевно пели. До сих пор ей вспоминается, какие были вкусные бабушкины пирожки и блинчики, молоко от домашней коровки. Ее отец, Николай Маркович, увлекался музыкой, участвовал в художественной самодеятельности в Доме Культуры, играл на нескольких музыкальных инструментах: мандалине, балалайке, гармошке и баяне.
Алексей Маркович стал хорошим строителем. Борис Маркович знатным кузнецом. Их сестра, Мария Марковна, работала в воинской части фельдшером и вышла замуж за офицера.
Часто по праздникам собирались всей семьей, приходили другие земляки. Мужчины играли в карты или в домино, а женщины стряпали на кухне кубанский борщ, запекали птицу, лепили вареники, пекли пироги и накрывали столы. И, конечно, пели, украинские и русские песни. А как пели! Это был настоящий Кубанский хор с прекрасными, трогательными, сердечными песнями. А первой всегда пели “Эх, Кубань, ты наша Родина”. Много людей собиралось на улице, чтобы послушать их.
Назад – на родину!
Прошло много лет. Марк Александрович гордился своей семьей. Его радовали своими успехами дети. Портреты Николая и Бориса постоянно красовались на Доске Почета. Но пожилой поповичевец, бывший фронтовик скучал по Кубани. Тянуло на родину, в любимую станицу. Вернулся он с супругой домой, на родную Кубань в 1959 году, уже перси онерами. Купили в Калининской хату, потом финский домик и облагородили свое жилище, как и все станичники занимались садом и огородом.
Дети не смогли жить далеко от родителей. Сначала Борис, потом Алексей и затем Мария вернулись в станицу. Только Николай оставался в Грузии. Он болел, и начинать новую жизнь ему было трудно. Умер он в 1991 году на чужбине.
Его дочь Лидия и сын Валерий приезжали в гости к дедушке с бабушкой. А затем тоже переехали в Калининскую, где жили многочисленные родственники. Об одном из них - Викторе Дмитриевиче Каракае, Лидия Николаевна упоминает с особой теплотой. Он был лучшим комбайнером местного колхоза, награжден орденом Ленина. На уборку урожая Виктор брал сына Ивана. Примечательно, что отец знатного механизатора, Дмитрий Александрович, был братом близнецом Марка Александровича Каракая (дедушки автора повествования) и погиб на фронте. У него осталось шестеро детей-сирот. Виктор был старшим сыном. Не хватало пареньку отцовского внимания, заботы, и Николай Маркович стал ему вторым отцом в память о брате-близнеце. До глубокой старости ветеран войны был веселым, общительным, любил читать книги, был активным посетителем библиотеки, постоянно выписывал районную газету и тщательно прочитывал все с первой до последней страницы. Своих восьмерых внуков всегда приветливо встречал, и умело развлекал: водил в кино, на футбол, на ипподром или просто в парк поесть мороженого и покататься на каруселях. Его дети в Калининской трудились достойно. Борис Маркович был кузнецов в колхозе, Алексей Маркович строителем на Калининском сыр комбинате, Мария Марковна - фельдшером скорой помощи.
Четверо внуков закончили Калининскую среднюю школу №1. Три внучки пошли по стопам тети Маши - стали медиками. Одна из них Надежда Алексеевна Баранова до сих пор трудится медсестрой в терапевтическом отделении Калининской ЦРБ. А младшая дочь Виктора Дмитриевича, Светлан,а работает в лаборатории Старовеличковского отделения ЦРБ. Остальные внуки уже на заслуженном отдыхе. Правнуки и правнучки тоже живут в Калининской.
Марк Александрович и Лидия Павловна Каракай достойно прожили вместе 67 лет. Они ушли в мир иной в один год и на одной неделе. Им было по 86 лет. Дети Алексей, Борис, Мария покоятся на кладбище в Калининской. Лидия Николаевна ухаживает за их могилами. Жизнь и традиции дружной семейной Каракай послужили ярким примером для его потомков в построении семьи, уважении к старшим, в воспитании детей, гостеприимстве, трудолюбии, патриотизме, любви к Отечеству и своей малой родине.
Свидетельство о публикации №223080900982