Няньки... Чёрно - белое

              ****
       
 У семи нянек дитя без глазу... Сколько "нянек" у меня в детстве было -
точно не скажу, но определённо больше семи - не, никаких там фрейлин и придворных:
парочка-другая имели это звание официально - по должности в яслях или в детском садике;
но в основном ими на добровольно-принудительных началах служили все, кто под руку подвернутся...
Подворачивались: сначала соседи по общаге, они же, по совместительству, друзья-приятели родителей; летом, в деревне, само собой - бабушка...
Зимой - в городе - преподаватели труда и продлёнки, лаборантки, буфетчицы из маминой школы...
При такой текучке кадров полагаться приходилось чаще на себя,
развлечения на свою голову в деревне я находить умела, а в городе
всё как-то достаточно быстро свелось к книгам - таки стала очкариком...
Но это чуть позже, когда в няньках надобность почти отпала... Почти - потому что в любом возрасте все мы не прочь иногда почувствовать чью-то заботу...
Кого-то из этого длинного списка не запомнила - слишком мала была, кого-то забыть старалась, как страшный сон, да не получилось...

  В детстве память цепкая, каждому из этих людей чем-нибудь, да обязана - как же не рассказать про них...
 О самой первой нянечке из ясель сведения сохранились скудные, со слов мамы:
"Ох, и страшна была! но добрая: детей любила, а тебя больше всех - ты в группе самая маленькая была - трёхмесячной сдали..." Ну, не знаю, не знаю... Что-то уж больно выражение физиономии грустным на ясельной фотографии выглядит - как у Кассандры, предчувствующей падение Трои или что похлеще... Похоже, в три месяца лучше быть при мамке...
Да и не в три - тоже... Вторая злющая нянька - уже из детского сада - оставила после себя не только откровенно неприятные воспоминания, но и двустороннее воспаление лёгких, после которого в сад ходила недолго: сразу простывала после её "закаливающих процедур"; именно ей я обязана тем, что мамина школа для меня вторым домом стала... или первым? а также богатым штатом сотрудников, принимавших участие в моём воспитании...

 Сначала, конечно, попытались запирать дома на ключ - в общем то, без проблем,
мать авторитетом пользовалась железобетонным, так что если сказано было: "Лежать!" - лежала бревном в кроватке до её прихода...
Вечером терпела стоически свои горчичники, заглатывала таблетки горстями,
запивая их без гуда барсучьим жиром - из маминых рук и эта дрянь мёдом казалась - тем более, сравнивать было не с чем...
У "домашней" системы были свои неудобства: всё-таки иногда и поесть не мешало бы и... сами понимаете. Поэтому раза два мать присылала-таки свою лаборантку - посмотреть... Первый визит очень хорошо запомнила: симпатичная молодая женщина
поинтересовалась, есть ли у меня бумажные куклы и, заметив моё изумление и интерес к неизвестной теме, достала парочку принесённых карандашей и нарисовала "барышню" и парочку платьиц к ней; после чего я наполовину отклеилась от подушки; на следующий день уже развлекалась сама - понравилось...
(Кстати, лет с 16-ти таки пришлось придумывать и шить долгие годы  модели "от кутюрье" - выкручиваться)
Когда надобность в таблетках отпала, надсмотрщиков попытались подыскать уже в школе.
                ***
  Быстрее других с поста выбыл двоечник-восьмиклассник... Нянькой-то он был отличным, да только маманя конкуренцию не переносила... А дело было так:
попробовала она подсадить меня за парту к пареньку, который оказался настолько добрым, что решил развлечь ребёнка на скучном уроке химии, совершенно правильно сообразив, что пятилетнему чаду формулы кислот "до лампочки"... Общались знаками  - дисциплина ж...Чадо было в восторге, а мамаша чада - нет... Заметив нашу тихую возню, подняла его каким-то вопросом и вкатила двойку, чтоб не отвлекался на посторонние вещи... Тот, расстроившись, потерял ко мне всякий интерес, а я, посчитав себя виновной в его несчастье, разревелась и подала петицию:
 - Мама, не ставь ему двойку, он хороший - он мне кусочек цепочки подарил... Класс не смог удержаться от смеха, и меня отправили в изгнание...

 Приятней всего было проводить ссылку в кабинете труда: там иногда пахло чем-нибудь вкусненьким - когда учились хворост жарить или печеньки... Учительница там тоже была строгой, моё присутствие старалась не замечать, и я в глаза не лезла; за это можно было сколько угодно наблюдать, как взрослые девчонки ловко управлялись с ножными швейными машинками: как-то даже использовали меня в качестве манекена - сарафанчик простенький сшили из ситца; в другой раз дали попробовать педали у машинки "покачать", только не получилось - ножки коротковаты были... Ничего, попозже наверстала...
 
А учительница меня, конечно, "взяла на заметку": когда, уже несколько лет спустя, в начальной школе заболевшего преподавателя замещала, попросила нас всех нарисовать что-нибудь хорошее; она и рисование преподавала; у меня как раз
период первых потерь начался - перестали в Пашково ездить, деревенских приключений очень не хватало - вылилась тоска на лист - непонятно как по памяти нарисовала нашу Мурку с котятами: пушистые комки как живые по листу ползали - кошкино тёплое брюхо искали; схватила учительница лист в одну руку, мою ладонь в другую и поволокла меня к матери: смотри, что она может! Маманя, конечно,  смотреть не стала... жаль. Но учительницу жаль было больше: мама проговаривалась-таки дома про житьё-бытьё коллег, хотя это в коллективе и не приветствовалось; а я умела слушать и из этих коротких упоминаний "вскользь" научилась понимать,
что уроки в жизни посложнее, чем в школе: обмолвилась она и про неё - что операцию ей делали, а после уехала она с мужем на север - "за длинным рублём"...
Север - он жёсткий. Вернулась страшная болезнь лет восемь спустя - и они вернулись, в надежде на то, что врач, спасший один раз, спасёт и во второй...Чуда не произошло...
 А я её помню... самой подучиться рисовать не довелось, но когда заметила, что у дочери внезапно дар проснулся - хоть и поздненько уже, лет в пятнадцать, но так же, как и у меня, эффект ностальгии сработал - рисовать начала, причём сразу красками - на курсы устроили и желанию поступить в художественную академию не препятствовали - как-то вот так та учительница повлияла, пусть и не на мою жизнь...
                ***
 Уютно мне было и в школьном буфете: там одно время работала совершенно замечателная женщина: весёлая, яркая, добрая; каждое моё появление
она встречала радостным воплем: "Хвостики беленькие пришли!" - это потому, что за лето волосы отрасли, и чтоб не мешались, мне их в два коротких крысиных хвостика собирали - она так искренне над ними умилялась... А ещё так заразительно смеялась над моим постоянным ответом на её постоянный же шутливый вопрос:
"Где суп вкуснее: у нас или дома у мамы?"
Не могла ж я её разочаровывать: вежливость - превыше всего; как человек воспитанный, деликатно ответствовала: "У вас, конечно..." И весельем заражались уже и посудомойки и уборщицы...
Когда отец в очередной раз вознамерился отвести меня в парикмахерскую и подстричь под мальчика, я внезапно забастовала и хвостики свои обрезать не дала  - раз они так кому-то нравились... Хвостики остались при мне; отец, правда, обиделся: в парикмахерскую водил меня только он, а тут восстание...
К школе хвостики превратились в косички, но похвастаться ими было некому:
пропала куда-то жизнерадостная буфетчица... На мои вопросы никто не отвечал; только позже мама её историю рассказала:
"Ушла она - таблеток наглоталась и ушла... Сыночка её маленьким муж задом
на плиту посадил - сжёг... Сколько лет она потом с себя кожу ни давала срезать -
не приживалась на сыне... Полгода пройдёт - и опять язвы открывались, а у неё уже у самой с ляжек всю кожу спустили - синие квадраты..."
Светлой она была.
Как рядом с добром такое зло жить могло?
Чему научила? Чужих детей нет... Но боль за своих и чувство вины перед ними
порой накрывают отчаяньем с головой и уносят в тёмный омут...
Принять и сейчас до конца не могу - светлой запомнила...

                ***
 Дольше всех в опекунах задержалась тёть Нина - Нина Тимофеевна:
до сих пор нас с мужем морально поддерживает - хоть и на расстоянии...
да и не только нас; а главное - сама держится: несмотря на препочтенный возраст и проблемы со здоровьем всё ещё в строю - у внучатого племянника на даче возится...
 А когда я только появилась на свет, приезжала после работы со мной сидеть: пеленать и кормить, сначала - потому что у мамы после выписки из роддома
спина отказала; а потом всегда "на подхвате" была
пока маманя с отцом в кино ходили - молодые ж... Со старшей сестрой возилась
её приятельница, так что у каждой из нас на то время свой "обслуживающий персонал" был.
Обе тётки были "приёмными", дружили с родителями с юности: ни один праздник в семье без них не обходился;
тёть Нина, кстати, приехала в Сибирь молоденькой комсомолкой с Украины;
симпатичная, компанейская; интереснейший и хлебосольнейший человек; умница с искромётным чувством юмора. Достоинства и должности свои, как все умные люди, не выпячивала; друзья у неё, кажется, были везде; и поесть вкусно, как все люди широкой души, тоже любила - я всегда поджидала её у двери, торопясь первой описать "меню", обязательно делая ударение на холодце и языке с хреном; само собой, и усаживались мы с ней рядышком поближе к заветным тарелочкам... И тамадой-то позже она на свадьбах была - и у меня, и у сестры; и поваром по совместительству...
Очень уважаемый и любимый многими человек - моя нянька...
Недавно на день рождения к ней "девочки" с бывшей работы приходили:
она руку умудрилась сломать, так и приготовили, и стол накрыли, и посуду помыли...
И если не научилась я у неё несгибаемости, так это не её вина...
Здоровья, Нянька!
                ***
Прим. Фото из семейного архива...


Рецензии
Карнеги писал,что лучшее,что мы можем сделать для людей-это называть их по имени.
Я бы добавила-а еще помнить.
У Вас отлично получается.
Спасибо)

Наринэ Владимировна   20.01.2024 00:20     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение!
Да...память...но имена и даты плохо моя тыква хранит...:(

Ольга Андрис   20.01.2024 01:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.