Заполье, Шиловский район

ЗАПОЛЬЕ – деревня в составе Мосоловского сельского поселения Шиловского района Рязанской обл. Расположена на р. Заполье (стар. Урсус; правый приток р. Непложа) в 4,5 км к вост.-сев.-вост. от центра поселения с. Мосолово и в 18,5 км к зап.-юго-зап. от пгт Шилово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в д. Заполье постоянно проживает 181 чел. (в 1989 – 424 чел.).

Современная д. (с.) Заполье образовалось в начале 20 в. в результате слияния 3 смежных насел. пунктов, представлявших собой единую сельскую агломерацию: собств. с. Заполья, д. Волково (Непложа, Куприяново тож) и д. Куприяновка. По мнению шиловского краеведа А.П.Гаврилова, название с. Заполье имеет антропонимич. происхождение и образовано от фамилии первого владельца, сына боярского Иева Запольского: «Во время осады Москвы в 1612 г. под предводительством «тушинского вора» представители родов Лунины, Запольские и Колемины также поддерживали царя, за что впоследствии получили обширные вотчинные владения, в частности Иов Михайлович Запольский получил во владение село, ныне носящее название Заполье...». Однако, с. Заполье известно по док-там с конца 15 в., а дворянский род Запольских – с середины 16 в., что делает более вероятным обратный процесс: не селение получило наименование по фамилии служилых людей Запольских, а они приобрели фамилию по месту откуда были родом или где находились их вотчины. Рязанский краевед-топонимист А.В.Бабурин отмечает, что насел. пункт расположен на рч. Заполье (правый приток р. Непложи). Но в старину, вплоть до 19 в., эта река носила название Урусус, Урус, т. е. можно утверждать, что совр. гидроним был образован от названия селения, а не наоборот. Наконец, шиловский краевед А.Кондрашев писал: «…названия поселениям давались по естественным природным признакам. На этой основе даны названия многим селам: Срезнево, Рясы, Пустополье, Заболотье, Задубровье, Желудево. И если Срезнево и Рясы несут в себе оттенок гидронимики, то уже Пустополье и Заполье четко указывает географию этой части Старорязанского стана, как безлесной земли…» Стоит отметить, что, согласно «Толковому словарю» В.Даля, заполье, запольная земля ср. ниж. заполица ж. арх. заполек м. – дальнее поле или пашня, которые поэтому и не удобряются, а по выпашке покидаются под залог, залежь; кулижки, расчищенные кем для себя, невсчет тяглового участка. Заполевщик м. – кто заполевал что либо. Согласно «Словарю народных географич. терминов» Э.А.Мурзаева, запольные земли – истощенные, худые почвы; заполье – то, что за полями, в стороне от села, дальняя пашня на краю поля.

Название соседних с с. Заполье дд. Волково и Куприяновка образованы от фамилии и имени их первых владельцев, а второе название д. Волково, Непложа тож, от наименования реки, на к-рой располагалось селение. При этом стоит отметить, что д. Куприяновка, примыкавшая к с. Заполье с юго-зап., в части док-тов не выделяется в особый насел. пункт, а учитывается в составе с. Заполье. Оба селения, и д. Волково, и д. Куприяновка, были основаны как выселки из с. Заполье.

С. Заполье Рязанского княжества впервые упом. в договоре (докончании) вел. кн. рязанского Ивана Васильевича со своим мл. братом кн. рязанским Феодором Васильевичем под 1496 при описании границы между владениями двух братьев: «А рубеж Переславлю с Рязанью от Оки реки по Лубяной вверх направо к Переславлю, а налево к Рязани, а от верху Лубяной по перевертам к Исьи, а от Исьи по Щучей вверх, а от Щучей по перевертам к Исьи, да по Исьи на низ до устиа, да на низ по Оке реке до усть Прони, да Пронею вверх до Жорновищ, от Жорновищ подле лес позад Заполья, да позад Березовой Поляны, до рубежа до Мещерского, куде наши бояре ехали. А в лесе ходити великого князя людем, и княжим Феодоровым, и владычним, и боярским все свои ухожаи по старине».

Впоследствии с. Заполье Старорязанского стана Рязанского уезда упом. также в сотной грамоте, данной в 1567 писцами Иваном Юрьевичем Траханиотовым с товарищи на земельные владения епископа Рязанского и Муромского; и в правой грамоте 1584, выданной Тимофею Дмитриевичу Шиловскому и Иеву Михайловичу Запольскому с родственниками по тяжбе между ними и дьяком Андреем Васильевичем Шерефединовым.

Описание с. Заполья содержится в списке с писцовых кн. 1639 (письма и меры кн. Василия Вяземского и подьячего Ивана Кавелина): «Село Заполье на речке на ..., что было преже сего в государевых дворцовых селех, а в селе церковь Живоначальные Троицы да в пределе Акима и Анны, древена клетцки, строенья та церковь и в церкве образы и книги и колокола и все церковное строенье того-ж села мирских приходных людей, а на церковной земле дворов: двор поп Гаврила Минин, двор поп Яков Иванов, двор церковной дьячок Фролко Минин; пашни церковные добрые земли – государева данья – во всех трех полях 12 чети в поле, в дву по тому ж и с тою пашнею, которая пашня одного попа Гаврила, ево жеребья 7 чети, что та пашня стала ему ж, в поместной земле того-ж села Заполья с помещики с Савельем Лебодинским да с Петром Слепушкиным, да села Старой Рязани и резанцов с помещики ж с Богданом Челищевым с товарыщи через десятину, сена нет».

В писцовых кн. 1646 упом. д. Заполье, Волково тож, на р. Непложе, где в числе ее владельцев названы дети боярские Иван и Митрофан Федоровы Волковы.

В окладных кн. 1676 упом. с. Заполье с Троицкой церковью, в приходе к-рой значится в самом с. Заполье 63 двора и в близлежащей д. Наземово 11 дворов. К концу 17 – началу 18 вв. следует относить закрепление за юго-зап. частью с. Заполье, как местом компактного проживания крепост. крестьян помещ. Киприана (Куприяна) Ивановича Лунина (ок. 1647+1707), названия Куприяновка.

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Заполье и д. Волково были отнесены к Переяславль-Рязанской провинции Московской губ.

В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Заполье и д. Волково вошли в состав Спасского уезда Рязанской губ.

К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Заполье Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. 150 дворов, в к-рых проживало 440 душ муж. и 455 жен. пола. Межевая дача составляла 3251 дес. 134 кв. саж.; из них под усадьбами – 18 дес. 1615 кв. саж., пашня – 2020 дес. 629 кв. саж., сенные покосы – 333 дес. 400 кв. саж., леса – 760 дес. 190 кв. саж., неудобья – 59 дес. 300 кв. саж. В состав межевой дачи входили близлежащее с-цо Волково, Непложа тож, а также выделенная в 2 местах церковная земля.

На момент проведения межевания в числе землевладельцев межевой дачи с. Заполье значились надворная советница Надежда Платоновна Гончарова (38 дв., 94 муж. и 91 жен.); генерал-поручик Петр Михайлович Лунин (32 дв., 92 муж. и 95 жен.); помещ. Александр Михайлович Титов (28 дв., 91 муж. и 98 жен.); полковник Александр Николаевич Давыдов (20 дв., 73 муж. и 72 жен.); помещ. Мария Николаевна Платцова (11 дв., 33 муж. и 35 жен.); вдова капитанша Мария Алексеевна с детьми, капитаном Петром и прапорщиком Федором Ивановичами, Мосоловы (8 дв., 21 муж. и 23 жен.); прапорщик Александр Карпович Макашев (5 дв., 16 муж. и 18 жен.); прапорщик Иван Иванович Слепушкин (3 дв., 9 муж. и 11 жен.); помещ. Александр Ефимович Барышников (3 дв., 8 муж. и 6 жен.); коллежская асессорша Надежда Петровна Титова (1 дв., 2 муж. и 3 жен.); поручица Екатерина Борисовна Инихова (1 дв., 1 муж. и 3 жен.); а также помещ. Александра Николаевна Нестерова, Михаил Иванович Смольянинов и Николай Алексеевич Траковский. В с-це Волково за помещ. Петром Егоровичем Чеботаевым значилось 50 дв. (110 муж. и 161 жен.).

«Экономические примечания» дают следующее описание с. Заполье и с-ца Волково: «Село [Заполье] по обе стороны речки Урусуса и дву безымянных отвершков, на коих по пруду (в них рыбы нет), и болшой дороги, лежащей из города Рязани в город Сапожок. Во оном селе церковь деревянная Живоначалныя Троицы и дом господской деревянной надворнаго советника Титова и при нем сад с плодовитыми деревьями. Сельцо [Волково] на правой стороне речки Непложи и по обе стороны болшой дороги, лежащей из города Рязани в город Сапожок; в нем дом господской деревянной прапорщика Чеботаева. А дача оной простирается по берегам речек Дятловки, Непложи и Рагозинки на правых, той же речки Рагозинки на левой, и по обеим сторонам означенных речек Уруса, Рагозина и предписанной болшой дороги, и несколких оврагов. Те речки в жаркое летнее время глубиною бывают: Непложа в 1/2 аршина, шириною на 6 сажень; в ней рыба – щуки, окуни и плотва, коя ловится для крестьянскаго расходу; а Уруса и Рагозинка шириною по 1 сажени, глубиною на 2 вершка; в них рыбы нет. Вода людям и скоту здарова. Отмежеванныя церковныя земли лежат: первая – на правой стороне речки Уруса, вторая – на суходоле, кои обрабатываются приходскими людми. Грунт земли серопещаной, а местами чернозем, и без удабривания не способна. Ис посееннаго на ней хлеба лутше родится рожь, овес и греча, а пшеница и другия семена, равно и сенныя покосы травою, средственны. Лес ростет строевой: дубовой, березовой и осиновой; толщиною в отрубе от 4 до 7 вершков, вышиною от 5 до 7 сажень. Между оных тех же родов дровяной, сверх таго липовой, ареховой, альховой, рябиновой, крушиновой, калиновой и ивовой; в нем звери – зайцы и хори, а набегом бывают волки, лисицы; птицы – соловьи, чижи, синицы, зяблицы, овсянки, снигири, чечетки, клесты, дятлы, ястреба, сороки, вороны и галки, в полях – перепелки, жаворонки и воробьи, при водах – дикия утки, кулики и бекасы. Крестьяне на пашне, землю запахивают на помещиков и на себя всю без остатков; промысел их от хлебопашества; женщины упражняютца в домашних рукоделиях».

К Троицкой церкви с. Заполье была приписана писцовая церковная земля («Положение имеет по обе стороны Делюбина оврага и его отвершка»): всего 10 дес. 2050 кв. саж., в т.ч. пашни 8 дес. 1990 кв. саж.; леса 1 дес. 2100 саж.; неудобья 360 кв. саж. «Оная земля обрабатывается приходскими крестьянами».

В начале 19 в. в с. Заполье на средства прихожан вместо старой деревянной была построена новая кирпичная Троицкая церковь. В 1804 был освящен один из ее приделов – в честь Казанской иконы Божьей Матери; в 1809 – второй придел в честь св. праведных Иоакима и Анны; в мае 1811 испрашивалось дозволение на освящение главного престола во имя Живоначальной Троицы. В 1815 Троицкая церковь была украшена настенной росписью и покрыта железом.

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Заполье Спасского уезда Рязанской губ. на почтовом тракте из г. Спасска в г. Сапожок при рч. Урсусе насчитыв. 134 двора, в к-рых проживало 559 душ муж. и 604 жен. пола. В селе имелась 1 правосл. церковь и располагалась квартира станового пристава. С. Заполье состояло во 2 стане Спасского уезда и находилось в 18 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Заполье были крепост. помещ. Щепотьевых, Ржевского, Андреевой, Макашева и Загряжского.

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в д. Волково Спасского уезда Рязанской губ. на почтовом тракте из г. Спасска в г. Сапожок при р. Непложе насчитыв. 38 дворов, в к-рых проживало 147 душ муж. и 142 жен. пола. Д. Волково состояла во 2 стане Спасского уезда и находилась в 1 версте от квартиры станового пристава в с. Заполье и в 14 вестах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне д. Волково были крепост. помещ. Анны Александровны Стерлиговой.

В 1878 по инициативе свящ. Никитинского в с. Заполье было открыто земское одноклассное смешанное нач. училище (школа).

В 1882 в числе помещ. и землевладельцев с. Заполье и пуст. Настасьино Поле упом. полковница Анна Александровна Стерлигова (1280 дес.), прапорщица Мария Васильевна Головина (438,5 дес.), поручик Александр Николаевич Макашев (202 дес.), спасский купец Иван Иванович Трецин (182,5 дес.), спасская мещанка Анна Петровна Истомина (143 дес.), коллежский секретарь Павел Измайлов (88 дес.), губернская секретарша Екатерина Ивановна Микулина (17,5 дес.), крестьянин Иван Никифорович Белов-Ларцов (13 дес.), губернская секретарша Екатерина Алесандровна Федюкина (7 дес.), крестьянка Марфа Степановна Симакова (0,5 дес.) и спасский мещанин Василий Степанович Купряков (510 кв. саж.).

По данным подворной переписи 1886 с. Заполье Рясской волости Спасского уезда располагалось в лощине между холмов у мелководной рч. Урос при большой дороге из г. Спасска в г. Шацк. В с. Заполье проживало 653 души муж. и 672 жен. пола (всего 1325 чел.), в т. ч. 204 домохозяина. 2 семьи (6 душ) жили на стороне. Из не приписанных к обществам в селе проживало 15 семей (42 муж. и 50 жен.). Грамотных было 155 муж. и 6 жен.; 45 мальч. и 5 девоч. учились в школе.
 
С. Заполье состояло из 5 крестьянских обществ (общин):

1) Быв. крепост. помещ. Щепотьевых: 275 муж. и 292 жен. (567 чел.), в т. ч. 90 домохозяев. За ними было закреплено 528 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Межевая дача состояла из 3 участков, отделенных друг от друга и от села чужими землями. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1862 по ревизским душам. Дальние наделы находились в 6 верст. от села. Луга (30 дес.) полевые, но 10 дес. по крутым оврагам и холмам, где травы не косили; делились ежегодно. Леса не было.

2) Быв. крепост. помещ. Ржевского: 209 муж. и 224 жен. (433 чел.), в т. ч. 70 домохозяев. За ними было закреплено 373 дес. обществ. земли, по 2,5 дес. на надельную душу. Межевая дача состояла из 2 участков, отделенных друг от друга чужими землями; с краю одного из них, имевшего в плане продолговатую форму, располагалось селение. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1861 по ревизским душам, и с тех пор ее переделов не было. Душевые наделы имели от 60 до 80 саж. длины и от 1,5 до 2,5 арш. ширины. Дальние наделы находились в 4 верст. от села. Луга (50 дес.) полевые, по низменным берегам оврагов и речек; служили пастбищем, когда поля, в к-рых они лежали, были под паром; делились ежегодно. Леса не было.

3) Быв. крепост. помещ. Андреевой: 79 муж. и 69 жен. (148 чел.), в т. ч. 21 домохозяин. За ними было закреплено 108 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Межевая дача в одной отрубной меже и имела в плане вытянутую форму, с краю к-рой располагалось селение. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1885 по ревизским душам. Душевые наделы имели от 18 до 60 саж. длины. Дальние наделы находились в 4 верст. от села. Луга лежали по оврагам, и когда приходились в паровом поле, то служили пастбищем; делились ежегодно. Леса не было.

4) Быв. крепост. помещ. Макашева: 53 муж. и 61 жен. (114 чел.), в т. ч. 14 домохозяев. За ними было закреплено 99 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Межевая дача в одной отрубной меже и имела в плане вытянутую форму, с краю к-рой располагалось селение. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1861 по ревизским душам, и с тех пор ее переделов не было. Дальние наделы находились в 2,5 верст. от села. Луга полевые, болотистые и поросшие кустарником; делились ежегодно. Лес – кустарник, служил пастбищем для скота, когда приходился в паровом поле, в остальные годы по нему бывали покосы; вырубался через каждые 3 – 5 лет.

5) Быв. крепост. помещ. Загряжского: 37 муж. и 26 жен. (63 чел.), в т. ч. 9 домохозяев. За ними было закреплено 63 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Межевая дача в одной отрубной меже и имела в плане вытянутую форму, но была отделена от села чужими землями. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1861 по ревизским душам, и с тех пор ее переделов не было. Дальние наделы находились в 2 верст. от села. Лугов и леса не было.

Безземельных в с. Заполье было всего 16 семей (53 души). 2 семьи владели 30,5 дес. пашни на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 6 душевых наделов; за уплату податей, исполу или за 5 руб. 78 семей арендовали 405 дес. пашни и 102 дес. луга (всего 507 дес.) за пределами общины.

Почва посредственная, супесчаная, частично глинисто-иловатая; в пашне было до 20 дес. болотистой земли на к-рой росла трава, когда эта земля приходилась в засеянных полях ее косили, а когда в паровом, то она служила пастбищем. Урожайность озимых (рожь) составляла от сам-5 до сам-6; яровых (овес) – от сам-2,5 до сам-4; сена на раскладоч. единицу накашивалось от 10 (в общ. быв. Андреевой) до 40 (в общ. быв. Загряжского) пудов. В селе содержалось 234 лошади, 222 коровы, 1192 овцы и 245 свиней. 25 дворов имели по 3 и более лошадей, 10 дворов – по 2 и более коров. Не имели лошади 107 дворов, не имели коровы – 93 двора, без лошади и коровы было 62 двора. В селе было 882 плодовых дерева и 50 колод пчел. 177 домохозяев имели по 1 избе. Бездомовых было 11 домохозяев. Не имели ни земли, ни избы 7 домохозяев. Все 186 изб в селе были деревянные; крыты соломой; 90 изб топились по белому, 96 – по черному. Отапливались соломой и ветками, к-рые покупали по 45 – 50 коп. за воз. В селе насчитыв. 19 деревянных и 130 плетневых заборов, 103 клети (горницы), 85 амбаров и сараев, 122 риги и овина. Имелось 8 колодцев с хорошей водой, но ее было недостаточно. Рынком служили г. Спасск и с. Успенское (Мосолово).
 
Мест. промыслами занимались 129 семей; из них 45 сельск. работников (батраков), 22 муж и 24 жен. поденщиков, 39 обрабатывали чужие наделы, 13 муж. и 2 жен. пастухи, 10 муж. и 2 жен. ткали кули из рогожи, 10 плотников, 2 муж. и 4 жен. брали подесятинные заработки, 5 сторожей, в т.ч. 2 членов пожарной команды, 2 муж. и 2 жен. портных, 3 пильщика, 3 скотницы, 2 извозчика, 2 кухарки, 2 кузнеца, 1 чернорабочий, 1 кучер, 1 прачка, 1 нянька, 1 валял валенки, 1 сапожник, 1 шорник, 1 бондарь и 1 столяр. На заработки в отход, в гг. Москву, Санкт-Петербург, Рыбинск и Ригу, уходило 99 муж. и 12 жен., в т. ч. 55 грузовщиков, 13 дворников, 10 ломовых извозчиков, 6 кухарок, 2 муж. и 3 жен. портных, 1 муж. и 1 жен. красильщики, 2 слуги, 2 кучера, 2 стрелочника на ж.д., 1 чернорабочая, 1 жен. на торфяные работы, 1 сельск. работник (батрак), 1 сторож, 1 садовник, 1 конюх, 1 наездник, 1 лакей, 1 штукатур, 1 каретник, 1 сапожник, 1 хлебопек, 1 работник на ковровой фабрике и 1 торговец. В селе имелись православ. Троицкая церковь, квартира станового пристава, земское нач. училище (школа), казенный винный склад, постоялый двор, кузница, 2 винных и 4 мелочных лавки.

По данным подворной переписи 1886 д. Волково (Куприяново) Рясской волости Спасского уезда располагалась на ровном месте у р. Непложи вдоль большой дороги. В д. Волково-Куприяново проживало 314 душ муж. и 331 жен. пола (всего 645 чел.), в т. ч. 104 домохозяина. На стороне жила 1 семья (5 душ). Не приписанных к общ-ву в д. не было. Грамотных было 82 муж. и 5 жен.; 30 мальч. и 3 девоч. учились в школе.

За д. Волково было закреплено 684 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Безземельных было 3 семьи (8 душ). Межевая дача состояла из 3 отдельных участков, разделенных чужими землями; селение располагалось с краю одного из участков. Землевладение общинное; пашня последний раз была поделена по ревизским душам в 1875 на неопределенный срок. Душевые наделы имели площадь по 150 кв. саж. Дальние наделы находились в 4 верст. от деревни. Луга в полях по оврагам, в засуху сена с них не собиралось; делились ежегодно. Леса не было. 1 семья владела 10 дес. пашни на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 3 душевых надела, за уплату податей; одни яровые, или озимые, а также луговые паи – по 2 руб. 51 семья арендовали за пределами общины 294,5 дес. пашни и 41 дес. луга (всего 335,5 дес.).

Почва посредственная, супесчаная, частично песчаная; в пашне было до 3 дес. песчаной земли, к-рую вообще не обрабатывали. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-4; яровых (овес) – сам-3,6; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 22 пуда. В деревне содержалось 158 лошадей, 152 коровы, 849 овец и 173 свиньи. 18 дворов имели по 3 и более лошадей, 15 дворов – по 2 и более коров. Не имели лошади 36 дворов, не имели коровы 32 двора, без лошади и коровы было 24 двора. В деревне было 2798 плодовых деревьев и 38 колод пчел. 1 домохозяин имел 2 избы, 95 домохозяев – по 1 избе. Бездомовых было 5 домохозяев. 1 изба в деревне была кирпичной, 99 – деревянные; 1 крыта деревом и железом, 99 – соломой; 29 изб топились по белому, 71 – по черному. Отапливались покупными ветками и дровами. В деревне насчитыв. 16 деревянных и 66 плетневых заборов, 57 клетей (горницы), 29 амбаров (сараев), 75 риг и овинов. Помимо нескольких колодцев воду брали из р. Непложи; вода была хорошей и ее было достаточно. Рынками служили г. Спасск и с. Успенское (Мосолово).

Мест. промыслами занималось 58 семей; из них 30 сельск. работников (батраков), 18 обрабатывали чужие наделы, 2 муж. и 9 жен. поденщиков, 5 пастухов, 5 кухарок, 4 женщ. брали подесятинные заработки, 1 сторож, 1 чернорабочий, 1 скотница, 1 конюх, 1 кирпичник, 1 портной, 1 бондарь, 1 столяр и 1 кузнец. На заработки в отход, преимущественно в гг. Санкт-Петербург, Москву, Рыбинск и Тифлис, уходило 21 муж. и 4 жен., в т. ч. 8 грузовщиков, 6 ломовых извозчиков, 3 кухарки, 2 дворника, 1 чернорабочий, 1 сельск. работница (батрачка), 1 кучер, 1 бондарь, 1 рабочий на зеркальной фабрике и 1 писец. В деревне имелись кузница, шерстобитка и винная лавка.

По данным на 1886 в с. Заполье действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном деревянном здании площадью 72 кв. арш. крытом соломой с 7 окнами. Здание отапливалось 1 голландской печью. Стоимость содержания школы обходилась земству в 361 руб. ежегодно. Плата за обучение взималась только с родителей учеников не принадлежавших к мест. общ-вам в размере 1 – 2 руб. в год. Крестьяне расходовали на содержание училища 259 руб. в год, из них 162 руб. уплачивалось земству. Обучались в училище 76 мальч. и 13 девоч., из самого с. Заполье и 6 окрестных селений. 76 мальч. и 11 девоч. были из крестьян, 2 девоч. из купцов и мещан. Учебный год начинался 20 сент. и заканчивался 14 мая, насчитывая 175 учебных дней по 6 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 3 года, в 1886 его окончило 11 мальч. В училище преподавали законоучитель (с 1880 свящ. П.Н.Орлов) и 1 учитель (с 1883 закончивший курс Рязанской учит. семинарии И.А.Жарков). Попечителем являлся свящ. П.Н.Орлов. Квартиры для учителя не имелось. Собств. библиотеки не было, но учащимся предоставлялось право пользоваться книгами из биб-ки училища с. Константиново.

К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Заполье имелась кирпичная Троицкая церковь с 3 престолами: главным – во имя Живоначальной Троицы, и придельными – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. правед. Иоакима и Анны. В причте Троицкой церкви по штату состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. В состав прихода Троицкой церкви с. Заполье входило одно только это село, в к-ром насчитыв. 246 дворов и проживало 906 душ муж. и 937 жен. пола, в т. ч. грамотных 169 чел.

К 1905 в с. Заполье Рясской волости Спасского уезда на тракте Спасск – Сапожок при р. Урсуле насчитыв. 231 двор, в к-рых проживало 691 душа муж. и 758 жен. пола (всего 1449 чел.); в селе имелись кирпич. Троицкая церковь, квартира станов. пристава, нач. школа и казенная винная лавка; жители занимались хлебопашеством. При с. Заполье находилась усадьба и имение (экономия) дворян Макашевых (5 муж. и 7 жен.).

К 1905 в д. Волково, Куприаново тож, Рясской волости Спасского уезда на тракте Спасск – Сапожок насчитыв. 69 дворов, в к-рых проживало 224 души муж. и 235 жен. пола (всего 459 чел.); в деревне имелся кирпич. завод; жители занимались хлебопашеством. При д. Волково у р. Непложи располагались усадьба (16 муж.и 3 жен.) и имение (экономия) дворянина Сергея Федоровича Стерлигова, общей площ. 754 дес. земли, с квартирой земского начальника 4-го участка, водяной мельницей и крахмальным заводом (3 муж. и 1 жен.). Вблизи деревни, у линии жел. дороги, находился хут. Холм (3 муж. и 1 жен.) того же помещ. Стерлигова.

К 1905 в д. Куприяновка Рясской волости Спасского уезда при р. Урсуле насчитыв. 36 дворов, в к-рых проживало 116 душ муж. и 127 жен. пола (всего 243 чел.); в деревне имелся кирпич. завод; жители занимались хлебопашеством.

После Октябрьской революции 1917 помещ. и церков. земли в с. Заполье были национализированы. Совет. власть в с. Заполье была установлена в декабре 1917, раньше, чем во многих др. селах Спасского уезда. На общем собрании мест. крестьян, при выборах в Совет крестьянских депутатов, была принята резолюция: «Со всеми, кто думает посягнуть на жизнь наших выборных, мы общим собранием единогласно постановили расправляться с таковыми людьми самым решительным образом, не давая никакой пощады».

В 1918 – 1956 с. Заполье являлось администр. центром сельск. совета. Происходит быстрое слияние с. Заполья с дд. Волково и Куприяновка. 31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Рясская волость была упразднена, а ее селения, в т. ч. с. Заполье, включены в состав укрупненной Мосоловской волости Спасского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Заполье было включено в состав Спасского р-на Московской обл. В 1930 с. Заполье была осуществлена коллективизация сельск. хоз. 21 февраля 1935 с. Заполье было передано в состав новообразованного Шелуховского р-на.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шелуховский р-н с с. Заполье. С 1937 из-за отсутствия священника были прекращены службы в сельск. Троицкой церкви, хотя офиц. решения о ее закрытии принято не было. Позднее здание храма использовалось как колхоз. склад; колокольня и венчания были сломаны. К 1940 в с. Заполье Шелуховского р-на Рязанской обл. насчитыв. 516 дворов; имелись нач. школа, клуб; действовали колхоз и мукомольное предприятие. В нач. школе с. Заполье (зав. Григорий Иванович Петропавловский) работало 8 учит. и обучалось 300 учащ. (1937). 05.04.1956, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР, Шелуховский р-н был упразднен, а его селения, в т. ч. с. Заполье, включены в состав Шиловского р-на Рязанской обл. К 1980 в с. Заполье проживало 760 чел. В учетных данных 1970 и 1980 Заполье значится в качестве села, но уже в 1989 фигурирует как деревня. Когда, кем и по какой причине было принято решение о снижении статуса насел. пункта не установлено.

В 2000 здание Троицкой церкви в д. Заполье было возвращено прихожанам; храм заново освящен в декабре 2002, является действующим. 19.11.2021 в д. Заполье установлен памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.

По данным на 2019/20 в д. Заполье предприятий и учреждений не имеется.

Достопримечательности:
• Храм Св. Живоначальной Троицы (Троицкая церковь), 1804 – 1811.
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.

Известные уроженцы:
• Запольский Никита Николаевич (ок. 1817+1863) – протоиерей, православный христианский миссионер Якутской области.
• Анна Срезневская (Столярова Анисия Гурьевна; 1895+1958) – схимонахиня, преподобноисповедница.
• Полозков Василий Иудович (1898+1944) – советский военачальник, генерал-майор танковых войск, командир 18-го танкового корпуса 5-й гв. танковой армии.
• Бобров Алексей Иванович (1905+1974) – совет. инженер, начальник отд. электронной промышленности Госплана СССР, дважды лауреат Сталинской премии СССР.


ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:

ПОСЕЛЕНИЕ ЗАПОЛЬЕ 1. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.). Расположено к сев. от дер., в 2 км к сев. от церкви, на мысе надпойменной террасы правого берега р. Заполье (правый приток р. Непложи) при впадении в нее безымянного руч. Размеры ок. 200 х 130 м, высота над поймой 5 м. культурный слой до 20 см. Керамика лепная, баночной и горшковидной формы, а также плоскодонная, с прямыми венчиками, неорнаментиваронная или с орнаментом из оттисков зубчатого штампа и «жемчужин», предположительно поздняковской кульутры эпохи бронзы, кремневые отщепы.

ПОСЕЛЕНИЕ ЗАПОЛЬЕ 2. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.). Расположено к сев.-зап. от дер., в 2 км к сев.-зап. от церкви, на первой надпойменной террасе правого берега р. Непложа (правый приток р. Оки). Протянулось в направлении зап.-сев.-зап. – вост.-юго-вост. по обоим берегам оврага, размеры ок. 80 х 70 м, высота над рекой 6 – 7 м. Культурный слой до 30 см. Керамика лепная, с орнаментом из горизонтальных рядов «жемчужин» в верхней части сосуда, под горлом, и без орнамента, предположительно позднего этапа развития поздняковской культуры.

СЕЛИЩЕ ЗАПОЛЬЕ 1. Эпоха развитого средневековья (11 – 13 вв.). Расположено к сев. от дер., ок. 2 км к сев.-зап. от церкви, на мысе правого берега р. Заполье (правый приток р. Непложи), образованным крутым изгибом русла. Размеры ок. 200 х 130 м, высота над рекой 4 – 7 м. Нарушено лесопосадками. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом.

СЕЛИЩЕ ЗАПОЛЬЕ 2. Эпоха позднего средневековья (14 – 17 вв.). Расположено в 500 м к зап.-сев.-зап. от зап. окраины дер., у дороги из д. Фролово в д. Тайдаково, на склоне первой надпойменной террасы левого берега р. Непложа (правый приток р. Оки). Селище протянулось вдоль края террасы с сев. на юг, размеры ок. 210 х 105 м, высота над поймой 1 – 4 м. Частично распахивается. Керамика гончарная позднесредневековая.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 153 – 154.


ПЕРСОНАЛИИ:

ЗАПОЛЬСКИЙ НИКИТА НИКОЛАЕВИЧ (ок. 1817+1863) – протоиерей Русской Православной Церкви, миссионер Якутии. Никита Николаевич Запольский родился ок. 1817 в селе Заполье Спасского уезда Рязанской губернии (совр. Шиловский район Рязанской обл.) в семье диакона сельской Троицкой церкви. Обучался в Сапожковском Духовном училище и Рязанской Духовной семинарии, которую окончил в 1840. В 1841 Н.Н.Запольский был рукоположен во священники Троицкого собора в городе Якутске и одновременно определен преподавателем в Якутское Духовное училище. В 1844 переведен священником-миссионером к походной Николаевской церкви и назначен благочинным сельских церквей, лежащих по северо-восточной стороне реки Лены. Одновременно Н.Н.Запольский исполнял обязанности члена Якутского Духовного правления (Консистории); а после перенесения в Якутск из Ситхи на Аляске Ново-Архангельской Духовной семинарии состоял ее преподавателем. Как миссионер, Никита Николаевич Запольский отличался необыкновенной энергией. Он почти каждый год предпринимал самые далекие и трудные путешествия, сопряженные с большими лишениями. Едва ли осталось какое-нибудь пустынное место в Якутии, куда бы он по несколько раз не приезжал с проповедью Слова Божия. Начиная с берегов Северного Ледовитого океана до притоков Амура всюду можно видеть следы его миссионерской деятельности. 20-ти летние труды его в этой области имели результатом обращение в православие нескольких сот язычников, открытие нескольких приходов в полярных странах и пр. Последнюю зимнюю поездку по реке Алдану и отрогам Яблонового хребта он совершил в 1862 по поручению епископа Иннокентия для выяснения вопроса, каких из тунгусов (эвенков), обитающих между Амуром и Якутскою областью, причислить к Амурской миссии, а каких оставить по-прежнему в заведовании якутских миссионеров. Эта поездка стоила ему жизни: он простудился и скончался 23 августа 1863.

• Источник: Русский биографический словарь. – Петроград, 1916. – Т.7. – С. 227 – 228.

АННА СРЕЗНЕВСКАЯ (СТОЛЯРОВА АНИСИЯ ГУРЕЕВНА; 1895+1958) – преподобноисповедница, схимонахиня. Анисия Гуреевна Столярова родилась в 1895 в селе Заполье Спасского уезда Рязанской губернии (совр. Шиловский район Рязанской обл.) в семье благочестивых крестьян и была крещена в сельской Троицкой церкви. Семья Столяровых была достаточно зажиточной, занималась сельским хозяйством и никогда не забывала Господа, посещая все воскресные и праздничные богослужения. Среди детей, которых в семье было четверо, Анисия выделялась наибольшим благочестием и любовью к храмам Божиим. Все свободное время она проводила в церкви, наблюдая за разучиванием духовных песнопений, помогая в уборке храма, выпечке просфор. Господь наградил ее чудесным голосом, и уже с раннего возраста она пела на клиросе, читала псалмы. Никакие детские игры и забавы не могли заслонить Того, отчего ликовала ее душа. Никаких сомнений не было у нее, чему посвятить свою жизнь. В 17 лет по благословению родителей Анисия поступила в Крестовоздвиженскую Полунинскую женскую общину, что располагалась в местечке Ольхи возле села Красный Холм Спасского уезда (совр. Шиловский район). В общине она несла многие послушания, но главным для нее стало клиросное. Там же она была пострижена в инокини с именем Агния, в честь мученицы Христовой. Господь как бы готовил ее к несению по жизни мученического подвига. Уже в монастыре были дарованы ей такие христианские добродетели, как необыкновенная любовь к людям, кротость и смирение. В 1920 монастырь был закрыт и матушка Агния вернулась в родное село Заполье. Но не в отчий дом, а в церковь, и поселилась в сторожке, продолжая монашеский подвиг в миру. В это же время в соседнее село Срезнево в храм Казанской иконы Божией Матери святым старцем игуменом Филаретом Пронским была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Сам игумен Филарет остался возле образа. В те годы он пользовался в Рязанской губернии непререкаемым авторитетом среди православных верующих. Матушка Агния стала его духовной дочерью и под его водительством продолжала восхождение по лестнице добродетелей. То страшное десятилетие, которое Господь отпустил Филарету для окормления верующих в самое переломное для России время не прошло для матушки бесследно, и она стала настоящим воином Христовым. В 1928 был арестован настоятель Казанского храма в селе Срезнево отец Василий (Мрежин). В защиту священника матушка Агния подняла всех жителей села. Боролась за веру православную всеми силами, как только могла. Настоятелем был назначен иеромонах Сергий (Сорокин), ныне причисленный к лику святых новомучеников Российских. В дальнейшем Господь свяжет неразрывными нитями жизнь во Христе иеромонаха Сергия и монахини Агнии. В 1931, на Троицу, арестовывают отца Филарета, через несколько дней матушку, а еще через некоторое время и отца Сергия. Всех их зачисляют в контрреволюционную группировку «Филаретовцев» и приговаривают к различным срокам Исправительно-трудовых лагерей. Матушка Агния была приговорена к 3 годам исправительно-трудовых работ. Обвинений в свой адрес она не признала. В 1934, отбыв наказание, матушка возвращается на родину. Но храм в селе был закрыт, и она идет в село Срезнево, где становится псаломщицей в храме Казанской иконы Божией Матери, хранительницей Чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных». Здесь живет она в сторожке, в храме продолжает нести монашеский подвиг. Уже через несколько дней, вернувшегося из лагерей иеромонаха отца Сергия владыка Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Касимовский, назначает настоятелем храма в селе Срезнево. Так промыслом Божиим опять встретились отец Сергий и матушка Агния. В те времена, когда храмы везде закрывались, в селе Срезнево богослужения становились все торжественнее, постоянно проводились крестные ходы, незабываемы были духовные песнопения. Матушку Агнию знали монашествующие всего Рязанского края. В село Срезнево собирались и юродивые, и блаженные. Это не осталось не замеченным властями. В ночь с 21 на 22 ноября 1937 арестовали иеромонаха отца Сергия, а днем забрали и матушку Агнию. Предъявили ей обвинение по п. 10-11 ст.58 в антисоветской агитации и приговорили к 10 годам исправительно-трудовых работ. Много натерпелась матушка в лагерях и пересылках. Отбывала она срок и в Казахстане, и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в Сибири. Божия благодать, почившая на ней, не раз отрезвляла звероподобных уголовников и надзирателей. Ее смирение и кротость обезоруживала порочных людей, пробуждала в них зачатки христианкой совести. Долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно, но здоровье ее было подорвано. Однажды она смертельно заболела, и ей прислали из соседнего барака священника для исповеди. Он ей прозорливо предсказал, что она еще послужит Царице Небесной, а умирать будет на руках у девицы Марии.
У матушки чудом сохранился бумажный образок великомученицы Варвары, к которому она и возносила свои молитвы. Но, видно, Господу было угодно и далее испытывать ее. Начальник лагеря, зная ее ангельский характер, решил после освобождения оставить матушку ухаживать за своими детьми. Целых 3 года она трудилась, добросовестно воспитывая детей, а по ночам молилась. Однажды до ее плеча кто-то коснулся, она обернулась и увидела в неземном сиянии великомученицу Варвару, которая ее успокоила, что скоро она будет в селе Срезнево у чудотворного образа. Так все и произошло. Начальника лагеря арестовали, а матушку Агнию отправили домой. К этому времени матушка пришла в полное христианское совершенство. Господь наградил ее даром духовной прозорливости, исцелений, рассудительности. В 1950 вернулась она в село Срезнево. Вновь поселилась в сторожке, стала псаломщицей и пела на клиросе. После войны возле Срезневского храма поселилось много монахинь, и матушка Агния стала как бы настоятельницей маленького монастыря, игуменьей. Она установила среди них монастырский устав. Ходили крестным ходом вокруг храма, читая Богородичное правило. Ночами коленопреклоненно молились. Во всем была строгость и в то же время истинная христианская любовь. Особую любовь матушка Агния питала к детям, которые приходили в храм помолиться. Шила одежду для них и даже для их кукол. В окрестных селах матушку почитали за святую. Она и была ангелом во плоти. Господь открыл ей духовные очи. Монахини неоднократно были свидетелями, как она разговаривала с Божией Матерью. Матушка не раз рассказывала им, сколько ангелов молится по ночам возле чудотворного образа. Встретила она и девицу Марию (ныне схимонахиню матушку Мариамну, хранительницу чудотворного образа), встретила ее так, как будто знала ее всю жизнь и ждала этой встречи. 8 лет прожила матушка после освобождения из заключения. Эти годы не были просты. Власти ни на миг не забывали об «антисоветском элементе» делая все, чтобы как только можно сильнее поранить ее душу. Все обиды смиренно сносила матушка. Много монахини трудились, сами белили и ремонтировали храм, стегали одеяла и вышивали ризы. Но главное – не прерывался тот молитвенный ручеек, который оживотворял мир. Заболела матушка Агния внезапно. За 3 месяца она угасла. У нее был рак пищевода. Умирала она тяжело, голодной смертью. В это же время она и приняла схиму с именем Анна. Умирала на руках у Марии. И когда казалось, что она умерла, вдруг матушка приподнялась и широко раскрытыми глазами устремилась ввысь, тихо улыбаясь, прошептала: «Я вижу...!». Умерла схимонахиня Анна 23 декабря 1958 в селе Срезнево Шиловского района. Хоронили ее при стечении множества народа. Отпевал матушку схиархимандрит отец Серафим из храма села Сушки. В те дни  река Ока еще не встала, и из города Спасска-Рязанского церковный хор никак не мог перебраться, так как по реке шли льдины. И вот по их рассказу, сам Николай Чудотворец на льдине переправил хор на другой берег. Уже после смерти матушка неоднократно являлась возле своей могилки утешить плачущую Марию, и также мгновенно исчезала. Минули многие годы, но, как и прежде, возле ее могилки молятся прихожане, просят ее помочь. 7 мая 2003 определением Священного Синода схимонахиня Анна Срезневская была причислена к лику новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Дни ее памяти отмечаются 23/10 декабря, а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Рязанских святых.

• Источник: Анна (Столярова) Срезневская //Сайт Древо. Открытая Православная Энциклопедия: https://drevo-info.ru/articles.html.

ПОЛОЗКОВ ВАСИЛИЙ ИУДОВИЧ (1898+1944) – генерал-майор танковых войск, советский военачальник, командир 18-го танкового корпуса. Василий Иудович Полозков родился 13 января 1898 в селе Заполье Спасского уезда Рязанской губернии (совр. Шиловский район Рязанской обл.) в крестьянской семье. После окончания сельской начальной школы переехал в Петроград, где устроился рабочим на завод. В октябре 1917 вступил в отряд Красной Гвардии Обуховского района Петрограда. Принимал участие в штурме Зимнего дворца 25 октября 1917, затем – в боевых действиях под Петроградом в районе Царского Села против войск Председателя Временного правительства А.Ф.Керенского и генерала П.Н.Краснова. В декабре 1917 В.И.Полозков в составе отряда Красной Гвардии под командованием Р.Ф.Сиверса участвовал в боевых действиях против войск атамана А.М.Каледина в Донской области. В.И.Полозков – участник Гражданской войны 1918 – 1920 в России. В феврале 1918 вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). Начал службу красноармейцем в составе конного отряда ВЧК Обуховского района Петрограда. С мая 1919 – командир взвода 1-го сводного Гатчинского полка. Воевал на Петроградском фронте против войск генерала Н.Н.Юденича. В октябре 1919 переведен на службу командиром взвода 4-го запасного пехотного полка, дислоцированного в Твери. Затем – командир роты. В том же году направлен на учебу на 2-е советские пехотные курсы. С мая 1920 В.И.Полозков снова в действующей армии. Будучи командиром взвода сводной бригады курсантов воевал на Южном фронте против войск генерала П.Н.Врангеля. В ноябре 1920 В.И.Полозков вернулся в учебную часть. После окончания 2-х советских пехотных курсов направлен на учебу в 1-ю, затем в 6-ю кавалерийскую школу, дислоцированную в Таганроге. С 1924 служил командиром взвода, затем командиром эскадрона в 26-м кавалерийском полку 5-й кавалерийской дивизии. В 1925 – 1926 принимал участие в боевых действиях против бандитских формирований на Северном Кавказе. В конце 1920-х – начале 1930-х В.И.Полозков окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе и курсы усовершенствования командирского состава. В 1932 был назначен начальником штаба 1-го механизированного полка 1-й кавалерийской дивизии; в феврале 1932 – командиром 18-го механизированного полка 32-й кавалерийской дивизии. В феврале 1935 – январе 1937 В.И.Полозков находился в правительственной командировке в Японии. По результатам работы был награжден орденом Красной Звезды. В 1939 В.И.Полозков назначен командиром 29-го танкового полка 15-й танковой дивизии. Участвовал во вторжении советских войск в Польшу и Румынию. В феврале 1941 назначен командиром 15-й танковой дивизии 16-го механизированного корпуса, дислоцированного в Харьковском военном округе. 7 мая 1940 воинское звание комдива В.И.Полозкову было заменено вновь введенным званием генерал-майор танковых войск. Накануне войны его дивизия была переброшена в Станислав (совр. Ивано-Франковск, Украина). С первых дней Великой Отечественной войны 1941 – 1945 генерал-майор Василий Иудович Полозков на фронте. 15-я танковая дивизия под его командованием вела оборонительные бои в междуречье рек Прута и Днестра, затем – на левобережной Украине. Большая часть дивизии была уничтожена немецко-фашистскими войсками в августе 1941 в сражении под Уманью и 14 августа 1941 она была расформирована. 27 октября – 14 ноября 1941 В.И.Полозков служил офицером связи при командующем войсками Западного фронта генерале армии Г.К.Жукове. В ноябре 1941 назначен заместителем командующего 49-й армии по автобронетанковым войскам. Принимал участие в оборонительных боях на Серпуховском направлении, в обороне города Тулы, затем – в Тульской и Калужской наступательных операциях. В марте 1942 В.И.Полозков назначен командиром 195-й танковой бригады; в июле 1942 – заместителем командующего 4-й армии по автобронетанковым войскам; в декабре 1942 – начальником автомобильного управления Волховского фронта. В мае 1943 В.И.Полозков был назначен заместителем командира 2-го гвардейского танкового корпуса; принимал участие в Ельнинско-Дорогобужской наступательной операции и освобождении города Ельня. 9 ноября 1943 награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. 24 декабря 1943 генерал-майор танковых войск В.И.Полозков был назначен командиром 18-го танкового корпуса, который отличился в боевых действиях на Украине, принимал участие в Кировоградской наступательной операции и освобождении города Кировограда (совр. Кропивницкий, Украина). В январе 1944 танковый корпус В.И.Полозкова сыграл решающую роль в окружении немецко-фашистской группировки в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции. 27 апреля 1944 генерал-майор танковых войск В.И.Полозков был награжден орденом Суворова 2-й степени. В апреле – мае 1944 18-й танковый корпус генерал-майора В.И.Полозкова вел боевые действия на территории юго-западной Украины и Молдавии, приняв участие в Уманско-Ботошанской и Яссо-Кишиневской наступательных операциях. Танкисты перешли границу с Румынией и заняли город Хуши, откуда развернули наступление на Бухарест. В это время командир 18-го танкового корпуса генерал-майор Василий Иудович Полозков был тяжело ранен: его автомобиль подорвался на мине. Он умер 27 августа 1944 и был похоронен в городе Бельцы (Молдавия). 13 сентября 1944 генерал-майор танковых войск В.И.Полозков посмертно был награжден орденом Ленина. 

• Источник: Полозков Василий Иудович //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.

БОБРОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1905+1974) – советский физик и изобретатель, специалист в области электронной промышленности, дважды лауреат Сталинской премии СССР. Алексей Иванович Бобров родился 17 октября 1905 в селе Заполье Спасского уезда Рязанской губернии (совр. Шиловский район Рязанской обл.) в крестьянской семье. Окончил сельскую семилетнюю школу. С 1924 заведовал избой-читальней в родном селе. В 1926 по комсомольской путевке поступил в Московский государственный университет (МГУ). После окончания университета А.И.Бобров в 1930 – 1934 работал научным сотрудником Всесоюзного электротехнического института; в 1935 – 1951 – начальником отдела и лаборатории НИИ-10 (МНИИР «Альтаир»). Специалист в области радиоэлектроники. Один из руководителей разработки радионавигационной системы «Окунь». В 1946 за создание аппаратуры для судовождения был удостоен Сталинской премии; в 1949 за разработку нового типа радиоаппаратуры был вторично удостоен Сталинской премии. С 1951 по 1955 А.И.Бобров работал в Министерстве судостроительной промышленности СССР. В 1955 – 1958 Алексей Иванович Бобров работал заместителем министра радиотехнической промышленности СССР; в 1958 – 1963 – заместитель, затем первый заместитель Ленинградского Совнархоза. С 1963 работал начальником отдела электронной промышленности Госплана СССР. За многолетнюю службу на благо Родины Алексей Иванович Бобров был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды и «Знак Почета», медалями. Алексей Иванович Бобров скончался в Москве 16 октября 1974; похоронен на Новодевичьем кладбище.

• Источник: Бобров Алексей Иванович //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.


ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):

[19.08.1496 г.]. ДОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РЯЗАНСКОГО ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА СО СВОИМ БРАТОМ, КНЯЗЕМ РЯЗАНСКИМ ФЕДОРОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ.

Грамота великого князя рязанского Ивана Васильевича князю Федору Васильевичу

Божиею милостию и Пречистыа его Богоматери, и по благословенью отца нашего Семиона, владыки Рязанского и Муромского, и по нашей любви, на сем на всем, брате молодший, князь Феодор Васильевич, целуй ко мне крест, к своему брату старишему, к великому князю Ивану Васильевичю.

Держати ти меня себе братом старишим. А мне, великому князю, держати тобя собе братом молодшим. А меня ти, великого князя, и мое великое княженье держати чесно и грозно, без обиды. А мне, великому князю, тебя держати в братстве, и в любви, и во чти, без обиды. А хотети ти мне, великому князю, добра везде, во всем, и до живота. А быти ти со мною, с великим князем, везде заодин, и до живота, на всякого недруга, и твоим детем с моими детми. А мне, великому князю, хотети ти добра, моему брату молодшему, везде, во всем, и до живота. И быти ми с тобою везде заодин, и до живота. А кто будет мне, великому князю, друг, то и тебе друг. А хто будет мне, великому князю, недруг, то и тебе недруг. А что ти слышев о моем добре или о лисе от хрестьянина, или от литвина, или от иноверца, то ти поведати нам в правду, без примышленья. А не канчивати ти, ни ссылатися ни с кем без моего веданья, великого князя. А мне, великому князю, так жо без тобя, не канчивати, ни ссылатися ни с кем. А с кем яз, великий князь, буду в докончаньи, и мне с тем и тобя учинити в докончаньи. А с кем будешь ты в целованьи, и тебе к тому целованье сложити. А хто к тебе учнет присылати на наше лихо, и тебе то нам поведати в правду, без хитрости. А того тебе без моего веданья не отпустити, кого к тебе пришлют. А мне, великому князю, тобя жаловати и печаловати ми ся тобою и твоею отчиною.

А чем тобя благословал отец наш, князь великий Василей Иванович, да и яз, князь великий Иван Васильевич, с своею матерью, великою княгинею Анною, отделили есмя тебе в Переаславли Перевитеск и Рязань Старую с волостьми, и с отъеждими месты, и того мне, великому князю, всего под тобою блюсти, и не обидети, ни вступатися, ни моим детем под твоими детми. А жити ми с тобою в Переславли по тому, как отделил тобя яз, князь великий, и мати наша великаа княгини. А отчина ми твоа держати под тобою, и блюсти, и не обидити, ни вступатися, ни моим детем под твоими детьми. А чем меня благословил отец наш, князь великий Василей Иванович, Переславлем, и Ростиславлем, и Пронском, и всеми волостьми, и со отъеждими месты, и всем великим княженьем, и тебе подо мною великого княженья не хотети, ни твоим детем под моими детми, ни обидети, ни вступатися.

А по грехом, отоимет Бог меня, великого князя, и тебе под моими детми великого княженья не хотети, ни твоим детем под моими детми, и блюсти, и не обидити, ни вступатися. А не будет у меня детей, и мне, великому князю, великим княженьем благословити тебя, своего брата.

А отоимет Бог тобя, нашего брата молодшаго, и мне, великому князю, в твою отчину не вступатися, ни моим детем под твоими детми. А не будет у тобя детей, и тебе, моему брату, своей отчины не отдати никотораю хитростью мимо меня, великого князя.

А что мати наша, великая княгини Анна, взяла у меня, у великого князя, из моего великого княженья четверть во всем, и то мати наша ведает до живота. А по грехом, отоимет Бог матерь нашу, и та четверть моа и есть со всем. А тобе в то не вступатися. А что мати наша взяла у тобя, у моего брата, ис твоей трети четверть, и то мати наша ведает до живота. А отоимет Бог матерь нашу, и та четверть твоя и есть со всем. А мне, великому князю, в то не вступатися.

А Орды знати и ведати мне, великому князю, и царевичев ясак Сатылганов, или хто иной царевич будет на том месте. А имати ми у тобя выход и царевичев ясак, с твоей отчины треть, по старым дефтерем, по крестному целованью. А коли яз, князь великий, в Орду не дам и царевичю ясака, и мне у тобя не взяти.

А где ми, великому князю, самому всести на конь, и тебе со мною самому пойти. А где ми тобя послати, и тебе пойти без ослушанья. А где пошлю своих воевод, и тебе послати с моими воеводами своего воеводу с людми. А делати ти велети мое дело в правду, без хитрости. А хто учнет тобя, моего брата, обидети, и мне с тобою стояти заодин, в правду.

А промеж нас роздел земли от Оки реки по Вакиных деревню, да по Голцово, да по Ивачеву деревню, а Вакиных деревня и Голцово в великого князя стороне, а Романовское село и Ивачева деревня во княжи Феодорове стороне, а от Ивачевы деревни […] на низ до речки до Мечи, да на низ по Мечи до речки до Пилеса, да Пилесом вверх по лесу по Каринскому к Мосоловской деревни, а Мосоловская деревня во княжи Феодорове уделе, а от Мосоловской деревни вниз по Осетру до устья и по рубежу, те деревни пашни свои и ухожаи ведают по старине.

А рубеж Переславлю с Рязанью от Оки реки по Лубяной вверх направо к Переславлю, а налево к Рязани, а от верху Лубяной по перевертам к Исьи, а от Исьи по Щучей вверх, а от Щучей по перевертам к Исьи, да по Исьи на низ до устиа, да на низ по Оке реке до усть Прони, да Пронею вверх до Жорновищ, от Жорновищ подле лес позад Заполья, да позад Березовой Поляны, до рубежа до Мещерского, куде наши бояре ехали. А в лесе ходити великого князя людем, и княжим Феодоровым, и владычним, и боярским все свои ухожаи по старине.

А что мое село Переславичи в твоем уделе, а сидят в нем мои холопи Шипиловы, и то село з данью, и с судом, и со всеми пошлинами мое, великого князя.

А что есмя, брате, отделили тебе княженейских дворов в городе, и посад, и мелницы, и поле у города, и луг, и в городской тамги треть, и мне, великому князю, в то не вступатися, ни моим детем под твоими детми. А города ти Переславля рубити, брате, своею отчиною, треть. А что в городе в Переславли мои люди тяглыи, кои послов кормят, и мыта, и иные пошлины, и тебе в то не вступатися, ни твоим детем под моими детми. А что дворы в городе в Переславли, купля матери нашей, великие княгине, и в тех дворех матери нашой воля.

А мне, великому князю, новых пошлин не замышляти. А тебе, моему брату, в своей отчине новых пошлин не замышляти. А ведати пошлины по старине. А в церковные нам пошлины не вступатися.

А что моя мордва деленая с водчинами во Цне, и в Карабугинском уезде бортники с оброки, и в Пластикове, и в Бовыкине, и в Вороножи, и Дон, и рыбья ловля в моем великом княженьи, а Романцев весь мой, великого князя, и Братилов весь, и ясеновские бортники, и пронские бортники, и окологородные бортники, и волости Мещерьские с оброки и со всеми доходы по старине, а те мои бортники, и мордва деленая со всеми доходы моя и есть, по старине. А что наши люди деленыи ловчане, и они свои места и ухожаи ведают по старине, и городские рыболове, истобники, псари, подвозники меховыи, подвозники кормовыи, и садовники, ястребьи, подвозники медовыи, и гончяры, неводчики, и бобровники, и иные кои мои люди деленыи, и конокормы по рубеж, и в то тебе, моему брату, во все не вступатися, ни подъискивати, ни твоим детем под моими детми.

А что наши села в Мордве на Цне и на Украйне, и те села ведати нам по записем.

А что твоа мордва деленая во Цне, и в Корабугинском уезде бортники с оброки, и в Бовыкине, и в Вороножи, в Верхнем, и Тешев весь, и в Дону реце жеребей, и перевитские бортники, и рязанские бортники, и Мещерские волости со оброки и с доходы по старине, что ся тебе в делу достало, а что твои люди деленыи ловчане, и они свои места и ухожаи ведают по старине, и рязанские рыболове, истобники, псари, подвозники меховые, и подвозники кормовые, и садовники, ястребьи, и подвозники медовые, и гончары, неводчики, бобровники, и иные которые твои люди деленые, а конокормы по рубеж, и мне, великому князю, в то во все не вступатися, ни моим детем под твоими детми.

А что есмя, брате, с тобою делили свою отчину по записем, и те у нас записи на обе стороне. А суд мужству по рубеж. А по судеревным знаменам суд вопчей.

А в городе Переаславле быти, брате, твоему третчику с моим наместником з болшим в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным, и на посаде меж моих людей, и твоих людей, и межи чьих людей ни буди, ино пристава даст мой наместник, великого князя. А прилучится твоего третчика приставъ туто, и онь с ним идет и на поруку даст. А не прилучится, и приставъ моего наместника один идет без твоего третчика пристава, и на поруку даст, и поставит перед моим наместником, и мой наместник судит. А твой третчик прилучится туто, и он с ним же судит, а не прилучится туто, и мой наместник без него судит один, а твой третчик смотрит своего прибытка. Да и в ыных делех во всяких на гостей и на черных людей, опричь кладежных людей старых, кои послов кормят в Переславли, пристава даст и судит мой наместник, великого князя. А твой третчик прилучится тут, и он своего пристава даст, да и судит с моим наместникомъ; а не прилучится тут, и мой наместникъ судит без него, а твой третчик в прибытке и в пошлинахъ наместничих ведает свою треть. А коли приедут твои люди из твоего уделу в Переславль, а прилучится у нихъ в Переславли душегубство, или розбой, и татба съ поличным, и над ними суд в душегубстве и в поличном в Переславли моего наместника и твоего третчика. А без моего наместника пристава приставу твоего третчика в душегубстве и в поличномъ на поруку не дати. А тобе, моему брату, своих людей в Переславли в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным самому не судити. А будет каково иное дело межи твоих людей, которые живут в городе в Переславле и на посаде, опричь душегубства, и розбоя, и поличнаго, ино их судит твой приказщик, и доложит тобя, моего брата. А не будет тобя в Переславли, и ему дождати тобя, как будешь в Переславли. А ис Переславля твоему приказщику в твой удел тех людей к тебе к докладу не водити.

А хто приедет в Переславль торгом, да протамжится; или твой человек приедет из твоего уделу в Переславль, да протамжится, ино в протаможьи даст на него пристава мой наместник, да и судит его один без твоего третчика. А кого перед ним в протаможьи утяжют, и он велит таможником взяти на нем протаможья 2 рубля, а ему взяти от суда 4 алтыны, и те 4 алтыны емлет мой наместник один, а твоему третчику ис тех 4 алтын нет ничего. А тобе, моему брату, в Переславли своих людей в протаможьи не судити, ни твоему третчику.

А мне, великому князю, в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным, и в протаможьи, и в какове деле ни буди, твоихъ людей судити и казнити воля во всем. И на ком урку, что яз, князь великий, продажи своему наместнику, и в том уроце твоему третчику треть.

А хто здешний жилец, переславец, городской человек, или загородской, взыщет чего на твоем третчику, или на его тиуне, или на его доводчикех, ино его яз, князь великий, сам сужу, да и его тиуна, и его доводчиков.
 
А что дом великих мученик Бориса и Глеба, и отца нашего Семиона владыки в нашей отчине, и волости, и села, и земли бортные, и воды, и мне, великому князю, во владычни волости, и села, и земли бортные, и в воды не вступатися. А знают владычини люди мою, великого князя, дань, и ям, и город рубят. А суд мой, великого князя, над владычними людми в душегубстве, и в розбои, и в татбе. А меж моих людей и владычних людей суд и пристав вопчей. А меж владычних людей владычень суд.

А что в моей отчине монастырские села, и земли бортные, и воды, и мне, великому князю, в то не вступатися. А меж своих людей монастыри судят сами, и пристав их за их людми. А ведают своих людей по старине.

А что великих мученик Бориса и Глеба, и отца нашего Семиона владыки домовыи волости, и села, и земли бортные, и воды в твоей отчине, моего брата, и тобе, моему брату, во владычни волости, и села, и земли бортные, и воды не вступатися. А знати владычним людем твоя, моего брата, дань и ям, и город им рубити. А судъ твой, моего брата, надо владычними людми в душегубстве, и в розбои, и в татбе. А меж твоих людей и владычних людей суд и пристав вопчей. А меж владычних людей владычень суд.
 
А что в твоей отчине монастырские села, и земли бортные, и воды, и тобе, моему брату, в то не вступатися. А меж своих людей монастыри судят сами, и пристав их за их людми. А ведают свои люди по старине.

А хто имет жити твоих бояр, и детей боярских, и слуг в моей отчине, великом княженьи, и мне их блюсти, как и своих. А отчин ми у них и купленых земль не отнимати. А хто имет жити моих бояр, и детей боярских, и слуг в твоей отчине, и тобе их блюсти, как и своихъ. А отчин ти у них и купленых земль не отнимати. А хто которому князю служит, где бы ни жил, тому с тем и ехати, хто которому служит. А огородная осада, где хто живет, тому туто и сести, опрочь бояр введеных и путников. А бояром, и детем боярским, и слугам, и хрестьяном меж нас волным воля.

А сел ти в моей отчине, великом княженьи, не купити, ни закладней не держати. А мне, великому князю, в твоей отчине сел не купити, ни закладней не держати.

А которых дел не искали до нашего докончанье, и тем делам на обе стороне суд. А даному, положеному, холопу, робу от века судъ. А татя, беглеца по исправе выдати. А заемному, поручному, и всему обидному меж нас суд без перевода. А судьям нашим третей волной нашие земли.

А пошлин с холопа с семьи 2 алтына, а с одинца алтынъ.

А на сем на всем, брате молодший, князь Феодор Васильевич, целуй ко мне крест, к своему брату старишему, к великому князю Ивану Васильевичю, по любви, в правду, без хитрости.

А писана в Переаславле, лета 7004[1496], августа в 19-й день.

[Список 15 в. Помета на обороте (почерком 16 в.): Списки з грамот з докончалных с резанских великому князю Ивану з братом его, со князем с Феодором, а самые грамоты докончалные с печятми лета 7004 […] к резанской к Огрофене с ее человеком с Медведем].

• Публикация: Древняя Российская Вивлиофика// Под ред. Н.И.Новикова. – М.; Типографич. компания, 1788. – Ч.2. – С.263 – 286.

[03.1584]. ССЫЛОЧНАЯ ПАМЯТЬ ТИМОФЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ШИЛОВСКОГО ИЗ СОСТАВА ПРАВОЙ ГРАМОТЫ, ВЫДАННОЙ ЕМУ ПО ТЯЖБЕ С ДЬЯКОМ АНДРЕЕМ ВАСИЛЬЕВЫМ СЫНОМ ШЕРЕФЕДИНОВА О ВОТЧИНЕ В С. ШИЛОВО И Д. ВЫРКОВО СТАРОРЯЗАНСКОГО СТАНА РЯЗАНСКОГО УЕЗДА.

И истец подал съсылачные памяти, а в памятех пишет:

Да сверх, государь, того съшлюсь в слух и в обыск на губных старост Переславля Резанского на Михаила на Хвостова да на Коура Чересова в том, что, государь, тот Андрей нашею вотчиною владеет селом Шиловым, и прикащики ево живут, и меня, Тимошку, сковав, вели к Москве.

Да шлюсь, государь, в слух и в обыск в Михайлово село Хвостова в Желудево на рожественского священника на Пятова да на Михайлава прикащика Хвостова на Ерасима, да на Михайловых крестьян Хвастова на Моисея на Желудева да на Назара Артюхина и на всех крестьян села Желудева с варот на ворота в том, что, государь, тот Андрей вотчиною нашею владеет селом Шиловым, и прикащики ево живут, и меня, Тимошку, сковав, к Москве вели.

Да сверх, государь, того шлюсь в слух и в обыск Тереховского манастыря на игумена на Семиона з братьею и на всех его села и деревни, да Пустынского монастыря на игумена на Серепиона з братьею в том, что, государь, тот Андрей селом нашим Шиловым владеет, и прикащики живут, и меня, Тимошку, к Москве, сковав, вели.

Да сверх того, государь, шлюся в слух и в обыск в стан в Старой Резани и на Глебовской лес и в Мещеру на детей боярских и на их приказщиков, и на свещенников, и их крестьян, да на твои, государь, дворцовые села и на бортные села, и на манастырские с варот на ворота, и на Старую Резань, на Усторонь, на Исады, и на Рясы, и на Заполье, и на Задубровье, и на Бортнивье, в село в Осокино, в село Путятно и на все твои государевы села и волости на детей боярских около себя верст по 50 и по 100, опричь его роду и племяни и заговору, в том, что, государь, тот Андрей нашей вотчиной селом Шиловым владеет и земли пашет, и прикащики его живут, и, сковав, меня, Тимошку, вели к Москве, и твои государевы помесные земли к вотчине пашет и крестьян насилством твоих государевых дворцовых сел и из за детей боярских возит мимо отца твоего, а нашего государя, уложенья в то село Шилово возит.

Да шлюсь, государь, из виноватых в виденье на твоих государевых розсылыциков в город Переславль на Федора на Сухоткина да на Ивана на Омельянова, и на твоих государевых пушкарей на Ивана на Долгово да на Ивана на Чейкина, да на затинщика на Леву и на их товарыщев, которые с ними ездили, в том, что онъне, государь, с твоим государевым посланником с Ываном Скрипицыным да с Родионовым человеком Петрова сына Биркина с Васильем Дубневым, а называлися твоим государевым посланником, ко мне в вотчину в село Шилово с понятыми со владычными крестьяны из деревни из Костянтинова Степаном с Окуловым и с его товарыщи и ездели в вотчину в село Шилово, изымав, сковали и, сковав, меня, Тимошку, вели к Москве.

• Публикация: Акты XIII – XVII вв., представленные в Разрядный приказ. /Сост. А.Юшков. – М., 1898. – С. 205 – 207.


Рецензии
Здравствуйте, хороший человек! Прочёл сильную и нужную работу! Впечатлило, хочу в это Заполье проехать, посмотреть места. Обидно, что на ПРОЗЕ, не пользуются спросом такие ДОБРЫЕ работы, нужные для истории, для будущих поколений. Хотим с супругой посетить местную церковь, пройти по памятным местам. Спасибо Вам! Храни Вас ГОСПОДЬ БОГ! Удачи, терпения и здоровья.

Владимир Милевский   12.04.2025 17:05     Заявить о нарушении