Inception of Christopher Nolan

В благодарность р.

Прежде всего я должен сознаться, что «Внедрение» Кристофера Нолана один из обожаемых мною фильмов. Я смотрел его не меньше 20-ти раз с тех пор как он вышел на экраны в 2010-ом году. К своему стыду я понял о чем фильм лишь когда посмотрел его в двадцать первый ...

Нет возможности анализировать эпизод за эпизодом, поэтому я пройдусь по ключевым элементам фильма.

Начнем с волчка. Когда Мол была жива она умела крутить воображаемый волчек во сне сколь угодно долго. Когда же сон заканчивался она крутила волчек и он рано или поздно падал. Так она убеждалась, что не спит.

После смерти Мол волчек достался Коббу. По ходу фильма он крутит его трижды и тем самым задаёт тон нашему восприятию, если мы достаточно внимательные. Первый раз в отеле после неудачи с Сайто. Волчек падает. О чем это говорит? Действие происходит в реальности. Второй раз в подвале Юсуфа. Кобб роняет волчек ... и мы не уверены что видим: реальность или сон. Третий раз дома. Тот самый знаменитый эпизод, когда режиссер оборвал кадр и мы не увидели, упал волчек или продолжил крутиться. Что это значит? Мы должны решить сами, упал или нет. Что это нам даст? Увидим ...

Модель героического голливудского фильма банальна. Герой, ценой неимоверных усилий, жертв, везения и всего на свете в конце-концов достигает поставленной цели. Понять, кто герой можно просто проследив сюжет. Но, у героя должно быть моральное право поступать так, как он поступал. Если же он ведет себя вне моральных рамок, в чем его героизм? Чем он отличается от злодея? Моральное право раскрывается в содержании фильма.

Кобб достиг поставленной цели? Не смотря на все трудности достиг. Его не арестовали в аэропорту, он вернулся домой жив-здоров, к детям. Все счастливы и расслабляются после напряжённого действия под композицию «Time». Значит Кобб герой? Тогда почему режиссер не дал увидеть падение волчка? Ведь без этого мы не знаем наверняка, достиг Кобб цели в реальности или спит. А если спит? Какой же он герой? Никто не становится героем победив во сне! Что же делать? Остается проанализировать содержание, чтобы разобраться с моральным правом поведения Кобба.

Специализация Кобба такова. Он погружает человека в модель сна. Подсознание человека не отличая модель от собственного сна без опаски наполняет его своим содержанием. Но модель такова, что требуемой информацией наполняется предполагаемое, заранее созданное место, как-то банк и сейф в нем. Кобб и его помощники так же находятся в модели сна. Взаимодействуя с подсознанием жертвы они узнают то, что требуется. По-факту Кобб вор. Он занимается этим не ради психоанализа и терапии. Он ворует за деньги. Кто его научил? Маэлз, дедушка его детей. Только Маэлз учил управлять разумом, а не воровать у подсознания. Но у Кобба проблемы с законом в США и во всех странах, с которыми у США договор об экстрадиции. Не имея возможности работать законно Кобб работает вне закона.

Прежде чем продолжить я попрошу, если будете пересматривать фильм, всякий раз держите в голове, что Кобб обучен управлять разумом, а в его положении — манипулировать на уровне сознания и подсознания. Приняв эту точку зрения вы узнаете о Коббе массу нового. К примеру, Маэлз просит Кобба вернуться к реальности, когда узнает что образ Мол не дает тому работать. Кобб тут же парирует реальностью своих детей, внуков Майлза, которые остались без отца. Как ответ связан с просьбой? Да никак. Кобб давит на нерв, а не обсуждает проблему со своей головой.

Следующей поймет, что Кобб бежит от реальных проблем Ариадна. Он соблазнил ее до того, как она поняла. Чем? «Чистым творчеством», на что Ариадна падка как архитектор от Бога.

Дальше веселее ... На первом уровне сна Роберта Фишера Кобб взрывается от негодования. Он винит Артура за то, что тот не предусмотрел — Фишер обучен защищаться во сне от воров. Артур признает вину, но Кобб не унимается. Кажется, что все дело в Артуре, поставившем их дело под угрозу срыва. Если Фишер обучен велика вероятность, что их всех убьют. Но это только кажется ... Кобб знает то, о чем никто в его команде не подозревает.
— Ну, убьют, что с того? Умерев во сне мы проснёмся — говорит Имс, который хочет застрелить смертельно раненного Сайто, чтобы оборвать его агонию. Кобб мешает ему выстрелить и тут мы узнаем, что все намного хуже. Кобб подкупил Юсуфа и тот влил всей команде столько снотворного, что они могут проснуться только через выброс в конце задания. Естественно влил не поставив никого в известность.
— Я должен вернуться домой, это всё что меня интересует!
Вернуться он может лишь выполнив задание, а для этого сон должен не прерываться на всех уровнях. Он идет на риск, рассчитывая что риск не выйдет наружу. И ошибается. Да только он одержим идеей возвращения, а на людей ему по большому счету плевать.

Почему Кобб не может вернуться домой? Мы уже говорили, у него проблемы с законом. Почему у него проблемы с законом? Его считают убийцей жены. Почему? Она покончила с собой, обставив все как убийство, отправив письмо прокурору, в котором обвинила мужа в желании убить ее. Почему она так поступила? Она была одержима желанием покончить с собой и хотела принудить мужа к совместному суициду. Почему она была одержима самоубийством? Потому что вместе с Коббом экспериментировала на глубоких уровнях сна и там свихнулась.

Бедный Кобб! Через что ему прошлось пройти. Он собственными глазами видел как жена бросилась с карниза отеля и разбилась. Как он просил, как умолял ее не делать этого! Да только главного так и не сказал. И это главное вовсе не «люблю тебя!».

Это главное мы узнаем в Лимбе, куда Кобб и Ариадна спустятся спасти подсознание Фишера из рук разбуянившегося подсознания Кобба, в лице его мертвой жены. До этого момента Ариадна хоть и винила Кобба за аферу со снотворным, все же хотела оправдать его. Исповедь о смерти Мол возымела свое действие. Но в Лимбе ... Кобб ведь не с Мол говорил, а с самим собой. И весь разговор — сплошная манипуляция.
— Ты оставила нас, ты бросила нас ...
— Ты предал меня, но можешь искупить вину ...
В перепалке обвинениями, желая выиграть время, Кобб все же выболтал то самое, главное ... и мы можем продолжить цепочку. Почему Мол свихнулась? Потому что они с Коббом погрузились в сон столь глубоко, что провели в нем 50 лет. И Мол утратила связь с реальностью. Кобб решил выяснить почему. И нашел причину. После чего положил на ее место другую. Мол восприняла изменение как свое собственное и пришла к выводу, что её реальность — сон!

Признав это Мол вышла из эксперимента вместе с Коббом. Только Кобб не учел, что столь глубокая мысль будет влиять на его жену вне сна. Она снова захочет выйти из эксперимента и проснуться.
И выйдет ...
Она будет лететь вниз с карниза, а Кобб будет провожать ее взглядом, зная почему та бросилась вниз. После смерти жены он захочет сознаться, да никто не захочет слушать. Кобб сбежит, станет изгоем и вором, без шанса вновь увидеть детей — все что осталось от прежней жизни.

Теперь стоит вспомнить идею раскаяния. Она состоит из нескольких последовательных этапов. Осознания своей вины. Принятия ответственности за случившееся и последствия. Решения больше никогда и ни при каких условиях не допускать подобного. И проверки! Последняя настигает человека в схожей ситуации. Кобб вновь застрял в безысходности, как в тех снах с Мол. Тогда он рискнул манипулировать ее подсознанием без ее ведома, надеясь что поможет. И помогло. А затем уничтожило всё! Теперь он один. И совершенно растерян. Пока не является Сайто.
— Мистер Кобб — кидает он ему в догонку — вы бы хотели вернуться домой, в Америку, к детям?
«Конечно хотел бы, только ... как?»
— Это невозможно.
— Как и то, о чем я попрошу вас.
— О чем?
— Внедрении ...
Кобб проверку не прошел. С этого момента он одержим идеей фикс и достижением цели любой ценой. Он готов жертвовать всем. Включая собственных детей. Спросите себя, кто вернется домой, согласившись вновь сделать то, что однажды уничтожило его жизнь, любимую женщину, семью, работу? Шизофреник, решивший не ту проблему, который к тому же лучший манипулятор в области сознания и подсознания. Дети будут счастливы. Еще и потому что Мол вот-вот присоединиться к воссоединившейся семье. Она ведь умерла во сне Фишера, а не Кобба. Режиссеру только то и оставалось, что оборвать кадр, дабы весь этот кошмар не стал реальностью.

Теперь о «внедрении», вы же хотите знать что это такое? Внедрение, это когда люди два с половиной часа восторженно следят и искренне сопереживают абсолютно конченному уроду, даже не отдавая себе отчета, что режиссер выстроил фильм с целью поменять у зрителя «плюс» на «минус», не ставя зрителя в известность. Плюс на минус — считать героем анти-героя — меняется через эмоциональную привязанность, пока мозг придавлен агрессивностью сюжета и не успевает проанализировать содержание. Спасает то, что режиссер сам оборвал эксперимент. Но не все режиссеры выдают себя и дают зрителю возможность опомниться, а кто сказал, что измененный ими «плюс» на «минус» не сработает вне кинозала? Что и в жизни вы не признаете героем конченного урода?


Рецензии