Молчание как знак несогласия

Чего ты все время молчишь? – нередко спрашивают меня.
Но вот такой у меня молчаливый психотип, – отвечаю я иногда, когда есть настроение. – Не люблю выставлять себя, привлекать внимание…  Это же не запрещено?..
Да нет, – говорят, – просто как-то настораживает, неизвестно ведь, что ты там про себя думаешь…
Ну, мне это в конце концов надоело, и я направился к юристу, чтобы он дал правовую оценку моему молчанию.
– Могу я, – спрашиваю его, – молчать без последствий для себя? Просто молчать.
Он: – Конечно. На всякие провокационные вопросы можете не отвечать, если они, разумеется, исходят не от официальных органов. Ну, например, про ваш возраст, национальность (многие, я знаю, не любят говорить об этом), какая у вас зарплата, сбережения и т.п. – это всё не возбраняется.
– Ну, а на политические темы? – осторожно спросил я.
Юрист призадумался. – Тут сложнее. Ваше молчание может быть истолковано как знак несогласия с государственной линией. К тому же оно может послужить стимулом для кого-то совершать несанкционированные действия. А это уже попахивает вашим соучастием...
– Значит, уже и помолчать нельзя? – недовольно произнес я.
Он: – Ну, почему нельзя?! Выбор достаточно широкий. Например, у вас есть возможность хранить молчание на допросе. Это право гарантировано Конституцией. Но мой вам совет – не злоупотребляйте этим, только хуже себе сделаете… Следствию надо помогать.
Я совсем приуныл.
– Но вы не расстраивайтесь. Зато вы можете совершенно спокойно, без последствий отказаться на суде от последнего слова, это будет даже приветствоваться.
Я хотел уже уходить, но вдруг, неожиданно для себя, разразился целой тирадой.  – Знаете, – взволнованно объяснял я ему, – я всю жизнь молчал, поэтому для меня это вполне естественно. Молчал при коммунистах, боялся что-то антисоветское ляпнуть. Молчал при перестройке, в 90-е, не хотел походить на всех этих бесчисленных болтунов, дорвавшихся до гласности. Помните, даже такой модный спектакль был с дурацким названием «Говори»?..
Юрист уже нетерпеливо посматривал на часы.
– Ну, а сейчас почему молчите? – спросил он с явной подковыркой, вставая из-за стола.
Но тут моя разговорчивость снова закончилась. – Да шут его знает, – буркнул я и быстренько свалил.


Рецензии