Куда дуют ветра и струятся реки?..

06.07.23

Сегодня я в тридцатый раз обернулся вокруг Солнышка. Знаменательное (со)бытие. Рискнём поразмыслить на тему.

Я родился в Бирске в 1993 году. Но первую половину детства прожил во Владивостоке. Отец был военный и служил 25 лет ВМФ, поэтому с семьей до 2000г. жили именно там, иногда приезжали в Башкирию к родственникам. Владивосток для меня - это город #1 в России. Я бывал много где, но именно этот город, захватив однажды своим духом, не отпустит никогда. Помню 98-й год, как бегал на улице Киевская с другом Антоном: как хватались за последний вагон проезжающего поезда (и нас за это ругали), лазали по холмам и деревьям (Владивосток вообще славится своими сопками). В этом же году случился обвал рубля. Как-то утром мама послала меня в магазин возле дома, я пришел, дал деньги, но продавец сказал, что этого мало для хлеба, и, как сейчас помню: "скажи маме, пусть включит телевизор". В магазинах даже не хватало продуктов, но это было недолго. Мои девяностые начинались в резких контрастах, если учесть, что в девяносто третьем бомбили Белый Дом в Москве, и события разворачивались стремительно. Это стихийное движение я, видимо, как-то неосознанно подхватил, но об этом чуть позже.
Как Владивосток, так и Бирск считаю родными. Если же взять шире - то Россия мой истинный дом. Не представляю, как смог бы долгое время где-то еще жить и творить.
Интересно, что когда мы только приехали в Бирск, здесь совершенно не было куда сходить... к бабушке на Комарова восемь - это да. Лето, свой дом, велосипед, на котором объезжаешь все кочки и ямы от мала до велика, но не было развитых общественных мест, как сейчас.
Во Владивостоке было всё: огромный кинотеатр "Иллюзион", куда мы ходили на премьеру фильма "Титаник". Экран там был как в IMAX 3D, дельфинарий, огромная набережная, несчетное количество музеев, аттракционы, и в конце-концов бесконечный Тихий океан, который я увидел однажды во всей его полноте и красе, когда гулял и забрел на гигантскую сопку.
Я не хочу сравнивать плюсы и минусы этих городов - это не нужно и бессмысленно. Просто когда мы приехали в Бирск, даже несмотря на столь разительный контраст, после океана и всего-всего, меня всегда привлекала наша река Белая.

А еще парк Соколок.
Обездвиженные временем пушки, словно бы говорили: "вот мы, стоим здесь и смотрим в безмерную даль на вечный горизонт, и ни один раскаленный снаряд боле не вырвется из наших холодных глоток, ведь так и должно быть - оружие стоит на страже этого мира и призвано быть всего лишь инструментом для сдерживания смерти, которая каждый раз незаметно подкрадывается к людям..."
Вот как-то так я всегда воспринимал Соколок с детства. Во Владивостоке, правда, я тоже лазал на пушках, причем гораздо крупного калибра, и мне даже удалось побывать внутри подводной лодки на главной площади города. Но и там, и здесь - особые места для поэтической натуры.
Пресытиться запечатленной Вечностью невозможно.

Вспоминаю четвертую школу, с которой у меня были сложные отношения.
Мечтал стать военным. В 2008 поступал в суворовское училище в Казани, и хоть меня там заверили, что я подхожу по всем параметрам, деньги (на которые нам намекали) мы не заплатили и отказались от сомнительного участия. Но сам город Казань мне очень понравился.
В итоге перевелся в кадетский класс седьмой школы, и мои друзья кадеты стали для меня практически второй семьей. Марат Масков, Женя Мурашкинцев, Андрей Исламгалеев, Влад Назаров, Сергей Сметанин, Федя, Ильгиз, Егор - люди, с которыми я учился всего три года, но такое ощущение, будто все двадцать.
После кадетского я поступил в универ на физмат. Решение было спонтанным, я не знал, куда идти и что делать, но из-за детской любви к космологии решил попасть именно туда. Универское время было слабым на открытия, но очень весёлым и богатым на события.

Последние десять лет моей жизни были невероятно насыщенными. Прежде всего это касается дела мысли и книг, потрясающих открытий в разных сферах деятельности.
Всё, что было до двадцати лет - это прелюдия к моей истинной человечности, открытию настоящего Бытия.
Я бросил университет, хоть меня отговаривали (и порой ругали как родственники, так и декан не хотел отпускать) из-за открывшейся идеи, литературной тетралогии, которая посетила меня практически внезапно. Не я пишу свои тексты, а как бы они, проходя через меня, созидают новые измерения и приобщают меня к чему-то высокому и неотвратимому. То, от чего нельзя отказаться, воспротивиться этому. Вспышка, молния, стихия - вот моё философское, писательское Я в метафизическом смысле. Я хоть и мыслю свободно, но отказаться от озарений не в состоянии, ибо это было бы равносильно смерти.
В этом контексте уход в Небытие - вовсе не смерть физическая, а скорее метафизическая.
Есть две категории людей: те, кто по настоящему любит жизнь, и те, кто лишь делает вид. Для одних жизнь - всего лишь инстаграмная показуха, для других - вечный поиск фундаментальных смыслов и сопряжение их со своей сущностью.
Есть Природа (фюсис). Это небо с птичками, люди, машины, дома, Солнышко, Луна и так далее. А есть МЕТА фюсис, это значение всего вышеперечисленного для Homo Sapiens. Как и кто построил цивилизацию? На чем она стоит? Откуда берутся деньги, права человека, в чем смысл Истории? Что такое Европа, Россия, наше место во Вселенной?
Нужно не просто любить Фюсис и наслаждаться красотой вокруг, но искать в этом смысл, быть влюбленным в этот процесс.
С 2015 года были литературные победы: стал призёром в Европейском конкурсе рассказов (Франция), взял первое место в сообществе "Типичный писатель", и в еще нескольких конкурсах. В 20-21 гг. стал номинантом на премию "Писатель года". Для начала пути вполне неплохо, но я планировал сделать больше, когда начинал. Не всегда получается так, как планируешь, и это вполне естественно.
Я прошел сквозь депрессивную бездну. Не буду заострять на этом внимание и рассказывать подробности; слишком много всего произошло. Думаю, что депрессия немного притормаживает моё движение вперед, но в то же время придаёт сил и делает мои задумки острее. Парадокс.

Успехи эти нельзя назвать глобальными, ведь на их фоне раны выглядят куда глубже и ярче. Я не жалуюсь, - наоборот, хочу сказать, что время открывает разные полярности, и это интересно, захватывающе.
Терпеть не могу людей, которые хотят быть супер нормальными.
Процитирую Ницше: „Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.“
И поэта Поплавского: „всякая неудачная разбитая жизнь, une vie ratee, гораздо музыкальнее и правдивей всякой жизни удачной.
Так, жизнь Печорина, Ленского, Обломова, Анны Карениной, Ставрогина, подобно жизни Христа и Сократа, выше и значительнее жизни Онегина, Левина — да и нельзя привести большое количество примеров в русской литературе, настолько они были, по-моему, просто противны русской душе.“

При всём при этом у меня ни разу не было творческого кризиса. Есть ощущение, что я вытаскиваю свое творчество именно из этих двух противоположностей на глубине своего существования: полярность Хаоса, где есть депрессии, воспоминания о тёмном, и полярность света и свободы, стремление к истинному бытию, к порядку, то бишь Космосу. Не могу сказать, что всё это время я балансировал между этими сторонами и аккуратно пользовался ими для выявления своих творческих способностей, идей и взглядов. Всё происходило стихийно, по Дионисийски гениально, и, как правило, именно из Хаоса я беру свои звезды и выстраиваю из них общую картину Бытия. Видимо, поэтому меня отталкивают люди, которые стараются явить всем жертву в своем лице, высасывают из мелких неурядиц прошлого проблемы, обобщая их до вселенских масштабов и рассказывают о них т.н. психологам. Не спорю, есть и реальные проблемы, которые требуют похода к специалисту, но в таком случае лучше сразу обращаться к психиатру, а не психологу. Годных психологов у нас в стране нет.
Да и кто вы будете, если станете вспоминать какие-то мелочи, которые вас особо не тревожили, но вот внезапно появился тренд ходить к психологам, и вы тут же начали "упарываться" со своими якобы проблемами? Просто жалкими, полуродившимися людьми, у которых паническая атака возникает просто из-за того, что в смартфоне сломался GPS навигатор, а вы, видите ли, не привыкли ориентироваться без него. Лично встречал таких людей, доверивших жизнь смартфону. Такое ощущение, что после его поломки они уже шнурки завязать нормально не могут и стрессуют из-за этого.

С чего начинается моя философия, искусство?
Теперь для меня всё искусство: наука, философия, живопись, скульптура, архитектура.
Я смотрю на звездное небо - и вижу искусство; смотрю на закат - вижу искусство; слышу свои мысли - вижу искусство. Слушаю Путина - вижу неуклюжий пост.модерн. Созерцая настоящую живопись - слышу философию.
Даже сейчас, читая эти строки, вы видите начало моего искусства...

Когда я только погружался в философский мир, я резко негативно относился к экзистенциалистам. Считал, что это абсолютно бесполезная, но весьма претенциозная недофилософия, которая с большим трудом пытается быть значимой.
Аристотель был (и до сих пор есть) для меня самый масштабный и реалистичный персонаж за всю историю.
Я очень ценю таких мыслителей, которые старались описать мир во всей его полноте (исходя из возможностей своей эпохи), а не вырывать какие-то отдельные осколки реальности из контекста (будь то негативные или позитивные) и высасывать из них все соки, порой фантазиями достраивая отдельное смысловое измерение, как бы присовокупляя к объективной реальности то, чего на самом деле нет.

Прошли годы, и теперь я вдруг понял, что любая философия хороша в принципе. Я плевался на Шопенгауэра - теперь читаю его взахлеб. Недолюбливал Ницше - теперь стараюсь быть ницшеанцем со всей силы, чтобы прожить жизнь Сверхчеловека в 21 веке. Мне не нравился Кант, и его "старания" запечатать человеческий разум в черепной коробке, теперь же, изучив некоторые труды по нейрофизиологии, я понял, что отчасти он всё же был прав.

Я думаю, что главная задача философа - это философствование как таковое. Неважно, описываешь ты мир в его целом, или фрагмент - ты уже мыслишь, и делаешь это в потоке времени, а это самое фундаментальное занятие внутри нашего Бытия. С одной стороны, ты не можешь выйти за пределы реальности, а с другой, ты как раз и находишься как бы вовне всего, что тебя окружает. Философствование - это акт свободы, ее реализация настоящего временного сознания, ведь сознания нет, когда нет и времени. Я есть, когда есть мысль. Привет Декарту. Но мсье Рене не увидел главного: когда Я становлюсь самой мыслью, я уже заряжаю Бытие движущим смыслом, способным повлиять на остальных. Исходя из этого контекста можно сделать вывод: для философа главное дать импульс, тот самый первотолчок для остальных, пробудить людей и заставить их экзистировать, а всё остальное приложится со временем. У меня есть своё определение философии. Философия - это любовь к Бытию.
В общем, когда-нибудь напишу автобиографию в духе "Самопознания" Николая Бердяева.
Я благодарю мою маму за то, что с детства поощряла моё образование, покупала море книг и вдохновляла на созидание. Деда за то, что был со мной как с сыном, фактически именно он стал для меня настоящим отцом. Бабушке за доброту и рябчики, которые она для меня готовила. Отца за то, что когда-то показал пример по военной части, сестру за интересное времяпровождение, и друга Костю Баженова, с которым с детства, еще с музыкальной школы общались на разные темы, бегали спортом к телевышке, а в последнее время за общение на философские темы.
Я благодарю Владивостокские ветра, неравнодушные к моему существованию и теперешнему Логосу, которые будут всегда мерно петь в моем сознании, ведь при них я обрел силу и подхватил стихию творчества. Однажды я говорил, что мой вечный двигатель не позволяет уйти в нытье, поплакаться о том, что якобы "творческий кризис" одолел внутреннюю музыку. Немного поныть - это нормально, но уходить в долгий запой под названием "творческий кризис" явно не входит в мои планы, потому что они как всегда масштабны и грандиозны.
Именно благодаря ветрам истории я и складываю все эти миры, пою о вечном, и буду делать это до тех пор, пока не иссякнет физическое, плавное мерцание моего перводвигателя; то есть движение не прекратится никогда...

ибо настоящая живая мысль, как и само время — живет вечность.


Рецензии