Пещера разума в мире чувств и идей

* «МиРаНаука! 02. Философия разума»
* http://proza.ru/2022/12/25/892
__________________________________

ПЕЩЕРА РАЗУМА В МИРЕ ЧУВСТВ И ИДЕЙ

Свет это слабая тьма, а тьма это слабый свет.
Всю жизнь мы находимся на пути из одного мира в другой. В каждом из миров свет светит по своему. А мы на пути в мир света часто не замечаем свет собственного мира и тьму той пещеры, в которую загоняем своё сознание.

Пещера навсегда у меня ассоциируется с Платоном.
Если искать аналогии в других областях человеческих искусств и науках, то Платона можно сравнить с Бетховеном в музыке, настолько он высок, нагляден и непоколебим в своих рассуждениях.

По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность.

Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры.

Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы.

Аллегория Пещеры, описана Платоном в 7-м томе «Государства», монументального трактата о формах государственного устройства и идеальном правителе. Вероятно, самая известная из множества образов и аналогий, предложенных этим великим греческим философом. Идея передать управление обществом философам зиждется на тщательном изучении природы истины и знания, и именно в этом контексте Платон использует аллегорию Пещеры.

Платоновская концепция познания сложна и многослойна, и раскрывается она по мере изложения мифа о пещере.

Теперь представь, что с тебя сняли оковы и позволили свободно ходить по пещере.
Сначала ты сощуришься от света огня, но постепенно поймешь, каково происхождение теней, которые ты прежде считал подлинными предметами.
А потом ты выйдешь из пещеры в залитый светом внешний мир, где вся полнота реальности освещена ярчайшим небесным светилом, Солнцем.

Наша реальность это мир преломлённого света звуковыми вибрациями. И мы видим мир лишь со стороны единственного наблюдателя в лице себя. А мир наиболее широк и многогранен.

Миф, или притча, или легенда, или просто картинка с изображением Платоновой пещеры настолько не вписывается в сущность учений других философов, что вызывает, по крайней мере, удивление. Или недоумение. И, разумеется, возражение.

Наглядных изображений, иллюстрирующих суть данной философской системы, нет ни у кого из философов, кроме Платона.

-------------------------
ПЕЩЕРА

В самом дальнем конце ее, лицом к концу пещеры, сидят, прислонившись спиной к невысокой стенке, люди в оковах. Оковы у них на руках и ногах, а также на голове, так что они могут смотреть только вперед, то есть в дальний конец пещеры. Сзади высоко в вышине горит огонь, так что скованные и неподвижные люди могут видеть на дальней стене пещеры только тени от находящихся сзади предметов. Невысокая стена, к которой они прислонены спиной, служит ширмой, такой же, как ширма у ярмарочного фокусника, за которой он прячется вместе со своими куклами. Здесь действительно находятся люди, проходящие один за другим вдоль узкого прохода, и держащие над головами различные предметы, тень от которых падает на задний конец пещеры. Взятые в оковы люди, не могущие двинуть ни головой, ни другими своими членами, видят всю жизнь только лишь эти тени. И считают, что это и есть подлинный, окружающий их мир. Они не подозревают о том мире, который находится у них за спиной, где за импровизированной ширмой движутся с предметами  в руках другие люди. Где в вышине у входа в пещеру горит огонь. И уж тем более не подозревают  они о том мире, который находится сверху, за пределами пещеры, и  где светит яркое солнце. Их  мир – это мир теней на задней стене пещеры, который они и считают настоящим подлинным миром.

_________________________

Толкование притчи о Пещере

Интерпретация платоновской пещеры вызывала массу споров, но общий смысл вполне ясен.
* Сама пещера олицетворяет «чувственный мир» — видимый мир повседневного опыта, где все неопределенно и постоянно изменяется.
* Скованные узники (обычные люди) живут в мире догадок и иллюзий, в то время как бывшие заключенные, которым позволено бродить по пещере, придерживаются самого точного взгляда на реальность, возможного в переменчивом мире восприятия и опыта.
* Мир за пределами пещеры — это «истинное бытие», постигаемый мир, наполненный объектами познания, идеальный, вечный и неизменный.

«Смотри, человеческие существа, живущие в подземной пещере... подобно нам… они видят лишь собственную тень либо тени друг друга, отбрасываемые на стену этой пещеры» Платон, около 375 г. до н. э.

*** МИР ТЕНЕЙ (чувств) ***
Мир теней, в котором существуют скованные люди в конце пещеры – это материальный, вещный, тварный мир. Мир совершенно понятный, ежедневный, каждый день окружающий нас с утра и до вечера, и каждое мгновение представляющий нам миллионы доказательств своей подлинности. Люди так привыкли к нему, что даже не догадываются о существовании другого, более высшего мира, который находится у них за спиной, в пещере, и тем более о мире за стенами пещеры, где светит солнце. Попав туда случайно из мрачного конца пещеры, можно страшно перепугаться, и даже ослепнуть, а то и умереть от неожиданности. Мир материальный, вещный, тварный, мир дальнего конца пещеры, настолько привычен нам, что  мы с недоверием относимся к словам философов о существовании другого мира.  Более подлинного, более реального, и более высшего  мира. Впрочем, как мы уже говорили, философы отчасти сами в этом виноваты.
Мир в дальнем конце пещеры после Платона называется теперь материальным миром, и это вроде бы нам понятно. А мир за пределами скованных в пещере людей – миром идеальным.

*** МИР ИДЕЙ (видов, эйдос, мир сущего сущих) ***
Так что же такое идеальный мир, и почему он так называется?
Мир за пределами пещеры состоит из «видов», то есть из того, что мы видим, выбравшись на свет из дальнего конца пещеры. «Вид» по-гречески – это «эйдос», то есть «идея». Вот откуда более высший мир за стенами Платоновой пещеры получил имя идеального мира. Но если есть «вид», то должен быть тот, кто «видит». Так кто же «видит» этот более высший мир за стенами Платоновой пещера? Очевидно, что сам Платон, а также избранные мудрецы, привыкшие к длительным размышлениям, то есть философы. И обязательно сюда надо прибавить Бога, потому что Бог, как верховное существо, тоже со стороны должен все это «видеть». Видят, очевидно, и те немногие узники из дальнего конца пещеры, которые иногда выбираются на поверхность. И «видят», дрожа от страха, этот более высший мир «идей». Но их в расчет брать не надо, ибо они, как правило, тут же пугаются, и возвращаются в пещеру к своим вечным теням, оковам, и привычному, ежедневному, так всем понятному материальному миру. Итак, остается Платон с кучкой философов, и Бог, которые и «видят», которые и созерцают это сущее сущих, этот высший мир «идей», называемый теперь «идеальным».
Итак, мир «видов», мир «эйдос», мир «идей», мир сущего сущих.  Доступный для обозрения окружающей Платона кучке философов, а также Богу. О какой-либо идее и
вообще о мире идей можно говорить лишь в том случае, если Платон со товарищи, а также Бог увидят, - мысленно, или глазами, - этот мир и эту идею. До этого ничего конкретного ни об этом мире идей, ни об этой конкретной идее, мы сказать не можем. Вся вселенная заполнена видами, но для того, чтобы о них можно  было сказать, что они существуют, их необходимо кому-то увидеть. Вся вселенная заполнена «эйдос», но для того, чтобы сказать, что они существуют, их необходимо кому-то увидеть. Вся вселенная заполнена идеями, но для того, чтобы можно было уверенно заявить об их существовании, их необходимо кому-то увидеть.
Разумеется, первым, кто смог увидеть эту вселенную, был сам Бог. Процесс создания вселенной Богом – это процесс видения Богом этой вселенной. Поистине божественная способность высшего существа – создание мира с помощью брошенного на него взгляда. Бог одновременно смотрит на мир, и в тот же миг создает его. Смотрит на тьму, и создает тьму. Смотрит на свет, и создает свет. Смотрит на землю, луну, звезды, воду, воздух, и одновременно посредством взгляда на них создает их. И одновременно рождает их. Смотрит на цветок, и одновременно рождает цветок. Смотрит на райский сад, и одновременно рождает райский сад. Смотрит на человека, и одновременно рождает человека. Мы созданы по образу и подобию Божьему, и, следовательно, наделены той же божественной способностью одновременно и смотреть на вселенную, и создавать эту вселенную. Смотря на цветок, мы одновременно и создаем этот цветок. Одновременно и рождаем его. Рождаем «виды», рождаем «эйдос», рождаем «идею» цветка. «Идея» цветка – это и есть сам цветок. И, следовательно, мир вселенной – это мир непрерывно рождаемых идей. Процесс, который Бог всего лишь запустил, а мы продолжили, и продолжаем непрерывно от изгнания из рая и по сей день.
Вся вселенная заполнена идеями, о которых нельзя ничего сказать до тех пор, пока мы не увидим их, то ли мысленно, то ли взглядом, то ли еще каким-то образом.

Материального в мире нет ничего. Материальное – это ощущение мира загнанного в Платонову пещеру немощного и слабого человека, томящегося там в оковах, и не желающего эту пещеру ни под каким предлогом покидать. Процесс материализации идей
– это процесс вульгаризации, опошления, обеднения мира вечных идей. Но одновременно он и процесс познания этого мира, ибо для того, чтобы подняться до постижения мира идей, мира сущего сущих, надо проделать путь от самого дна Платоновой пещеры до выхода из нее. До вступления в подлинный мир, залитый светом солнца и истины. Но истина есть и в самом дальнем конце пещеры, и эти две истины не существуют одна без другой.

Итак, вселенная от края до края, еще до начала времен, заполнена идеями, активировать которые, родить которые, вывести  которые из латентного состояния можно одновременно со взглядом на эти идеи.

Мы смотрим на цветок, и мы одновременно рождаем цветок. Таков механизм функционирования этого мира, оставленный нам Богом. Бог начал творить этот мир бесконечных и вечных идей, а мы за ним продолжаем делать то же самое. И куда это нас приведет, одному Богу известно.
В том числе мы творим и различные философские системы. Такие, к примеру, как система Платона. В которой чудесная картинка Платоновой пещеры занимает центральное место. Но это не больше, чем игра разума, игра Платона со своим разумом, и нигде, кроме как в сфере разума, она не существует. Она материальна только лишь для тех, кто, томясь в вечных оковах, находится на самом ее дне. И она идеальна и является всего лишь философской шуткой для тех, кто нашел в себе мужество покинуть ее, и выйти наружу.

_________________________

*** Теория Форм Платона ***

По мнению Платона, знание должно быть не только истинным, но еще идеальным и неизменным. Однако ничто в эмпирическом мире (представленном жизнью внутри пещеры) не соответствует этому описанию: высокий человек по сравнению с деревом мал; яблоко, красное в полдень, в сумерках кажется черным и т. п. Поскольку ничто в эмпирическом мире не может быть объектом познания, Платон предполагает, что должна быть иная реальность (мир за пределами пещеры) совершенного и неизменного бытия, которое он назвал миром Форм (или Идей). Так, например, посредством имитации или копирования Формы Правосудия все отдельные акты справедливости являются справедливыми. В аллегории пещеры описана иерархия Форм, высшей из которых является Форма Добра (представляемая Солнцем), придающая смысл всем остальным и лежащая в основе их существования.

Проблема универсалий Платона

Теория Форм и метафизическая основа, на которой она строится, может показаться чересчур замысловатой и надуманной, но проблема, которую она породила, — так называемая проблема универсалий — стала основной в философии и в том или ином виде существует до сих пор. В Средневековье философская линия фронта пролегла между реалистами (сторонниками Платона), которые полагали, что универсалии, подобные «красноте» и «высоте», существуют независимо от красных и высоких предметов и номиналистами, считавшими эти понятия всего лишь названиями, ярлыками, прикрепленными к объектам, чтобы подчеркнуть сходство между ними.

Такое же различие, обычно выраженное терминами «реализм» и «антиреализм», присутствует во многих областях современной философии. Согласно реалистической позиции, во «внешнем мире» есть сущности — физические объекты, нормы морали, математические формулы, — которые существуют независимо от нашего знания или ощущения их. Противоположная концепция, известная как антиреалистическая, предполагает, что необходимо наличие связи между объектом и нашим знанием о нем. Основные аргументы этой дискуссии были сформулированы более двух тысяч лет назад великим Платоном, одним из первых философов-реалистов.

*** В защиту Сократа ***

В аллегории Пещеры Платон не только прояснил собственный взгляд на реальность и наше знание о ней. В самом конце притчи узник, выйдя во внешний мир и познав природу истины и подлинной реальности, стремится вернуться в пещеру и освободить своих томящихся во мраке товарищей. Но, привыкнув к яркому свету, в темноте пещеры он поначалу спотыкается, тычется в разные стороны, и потому прочие узники считают его глуповатым. Они полагают, что путешествие вовне дурно повлияло на него, не желают слушать захватывающих рассказов и даже пытаются убить несчастного, когда тот становится чересчур настойчив. В этом фрагменте Платон намекает на обычную участь мыслителя — насмешки и отверженность, — пытающегося просвещать обычных людей и указывать им путь к знаниям и мудрости.

Особое место в трудах Платона занимает судьба его учителя, Сократа (его устами он излагает собственные взгляды в «Государстве» и большинстве других диалогов), который всю жизнь отказывался смягчать свои философские концепции в угоду публике и в итоге был казнен по приговору афинских властей в 339 г. до н. э.


*** Платоническая любовь ***
Идея, с которой сегодня чаще всего ассоциируют имя Платона, — так называемая платоническая любовь — естественным образом рождается из аллегории Пещеры, где вступают в противоречие мир разума и мир ощущений. Классическое объяснение этой идеи, состоящее в том, что идеальная любовь выражается не физически, но интеллектуально, сформулировано в знаменитом диалоге «Симпосий».

*** В массовой культуре ***
Эхо платоновских размышлений ясно слышится в творчестве К. С. Льюиса, автора семи романов, образующих единый цикл «Хроники Нарнии». В финале завершающей части, «Последней битвы», дети — герои книги становятся свидетелями разрушения Нарнии и вступают в земли Аслана, чудесную страну, в которой соединилось лучшее, что было в прежней Нарнии, с той Англией, которую они помнят. В конце концов дети обнаруживают, что в действительности они умерли и покинули «Землю теней», которая была лишь бледной копией вечного и неизменного мира, где они отныне поселились.
Несмотря на откровенно христианские реминисценции, влияние Платона не менее очевидно — и это лишь один из многочисленных примеров огромного (и порой неожиданного) влияния великого греческого философа на всю западную культуру, религиозную мысль и искусство.

P.S.:
Абсурд Платоновой пещеры заключается в том, что она одновременно и существует, и не существует.
Только Платон дает нам картинку чудесной пещеры, которая поражает своей аллегоричностью и глубиной, и наглядно, даже для невежд, вообще никогда не слышавших о философии, объясняет суть Платонова понимания мира.
Сила его философского гения так высока, что позволяет не только философам, но и последним скептикам и  недоучкам наглядно увидеть, понять и согласиться с тем, что он говорит.
Мне эта картинка также чем то напоминает изображение которое люди видят с экранов телевизоров. Такое чувство что часть человечества целенаправлено загодняет большинство людей в Пещеру Разума.

Литература:

* «Государство, или О справедливости» ПЛАТОН
* http://disk.yandex.ru/d/W_rCrDxjQoAsCQ

* Платон мир идей и мир вещей
* http://proza.ru/2023/08/16/970

P.S.:

* «МиРаНаука! 02. Философия разума»
* http://proza.ru/2022/12/25/892

Приятного вам чтения!
Copyright © ALEX ZIRK


Рецензии