Два пророка Апокалипсиса
Думается, что эта задача значительно упростилась бы, если бы к ней подходить, прежде всего, с точки зрения ПОЗНАНИЯ Бога (а не из собственных умозаключений), к чему нас, кстати, неоднократно призывает Священное Писание: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:6), «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр. 3:18).
Познание Бога неразрывно связано не только с систематическим изучением Нового Завета, но и Старого Завета, где о Боге Отце говорится более подробно.
Поэтому, если, например, Бог Отец – ТВОРЕЦ всего сущего, ВСЕВЕДУЩ и живет вне времени, то Он явно предусмотрел к обязательному исполнению все будущее мироздания.
Это значит, что все, о чем сказано в Священном Писании, обязательно исполнится, в том числе грядущий суд Божий, на котором самыми непростительными грехами перед Богом являются богохульство, богоборчество и богоотступничество – на этом неоднократно акцентируется в Откровении, и это вполне объяснимо.
Поэтому идентификация всех сил зла (зверь-антихрист, блудница-Вавилон и т.д.) в Откровении должна быть увязана с тем временем и с теми событиями и лицами, которые впервые в истории объявили войну Самому Богу, совершили самые масштабные гонения на верующих (это подтверждается церковной статистикой) и отважились «выкорчевать» веру из многих поколений людей. И эти события и лица, насадившие насильственный атеизм в XX веке, хорошо известны.
Далее, если Бог – ВСЕМОГУЩИЙ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, то ни один человек не в состоянии избежать Его суровых приговоров после первородного греха: смертности, тленности, страстности (греховности) и попадания в ад до прихода на землю Спасителя Христа.
Поэтому когда Христос после воскресения сошел в ад и вывел оттуда праведников, то явно не для того, чтобы они явились жителям Иерусалима (Мф. 27:52-53), И СНОВА ОТПРАВИЛИСЬ В АД. Ясно, что они взошли в Царство Небесное вслед за Христом (множество находящихся там старцев и других праведников описывает Иоанн Богослов в Откровении), и это как раз и есть все еще продолжающееся условно тысячелетнее царствование Христа (Откр. 20:4), и никакого якобы грядущего третьего пришествия, о котором кто-то пытается утверждать, ждать не приходится.
А вот что касается описанных в 11-й главе Откровения двух пророков-свидетелей от Бога, то, судя по всему, их пришествие еще только предстоит.
Объясняется это тем, что их деятельность является довольно масштабным, не наблюдаемым пока событием, во многом сходным с первым пришествием Христа – они также, как и Он, будут проповедывать более трех лет, также будут являть чудеса людям (затворять небо, превращать воды в кровь, поражать землю всякою язвою), также будут убиты (антихристом), но через три дня воскреснут и взойдут на небо.
Ясно, что такие преданные Богу пророки-чудотворцы вряд ли могут воссиять среди людей в конце времен, когда повсеместно оскудеет вера в Бога.
Однако именно благодаря познанию Бога, установившего единые для всех людей законы и предвидевшего все развитие истории человечества, с большой долей вероятности можно предсказать, кем будут эти пророки.
Как известно, по воле Господа, никто из людей не может избежать смерти в земной жизни, однако из Библии известно, что в ветхозаветные времена Бог забрал с земли живыми двух пророков – Еноха и Илию.
Поэтому, скорее всего, именно им Господом была уготована ВАЖНАЯ МИССИЯ перед Страшным судом, целью которой было свидетельствовать об истине Божией, просветить людей (в том числе на тот момент совсем неосведомленных) о путях достижения вечной жизни, призвать их к покаянию и спасти тех, кого еще можно будет. Ну, и заодно, эти пророки, как и все люди, должны будут пройти через земную смерть, чтобы вскоре воскреснуть для Царства Божия. Эта гипотеза о Енохе и Илии неоднократно встречается в святоотеческих трудах.
О пророке Енохе в Библии говорится немного: он был седьмым потомком Адама, прадедом Ноя и через него – предком всего современного человечества. Енох бесстрашно обличал пороки своих современников, и апостол Павел сказал о нем так: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5).
Больше информации в Старом Завете приводится о пророке Илии, который жил в IX веке до нашей эры в Иерусалиме во время правления царя Ахава и обличал его за то, что тот вместе со своей женой Иезавелью поклонялся языческому богу Ваалу и построил ему капище в Самарии.
Илия предсказал засуху в наказание за приказ Ахава разрушить в Израиле жертвенники Богу и убить его пророков, что и произошло – засуха продолжалась более трех лет. Скрываясь от преследований царя, Илия бежал в пустыню, а затем в Сарепту Сидонскую и жил у приютившей его вдовы. При этом у вдовы до самого конца засухи чудом не заканчивались ее скудные припасы – мука и масло.
В конце засухи Илия вернулся в Иерусалим и потребовал от царя собрать всех пророков Ваала и воздвигнуть два жертвенника – Богу и Ваалу. Пророки Ваала взывали к своему божеству и не получили ответа.
При этом на жертвенник Богу в ответ на молитву Илии ниспал настолько сильный огонь, что поглотил и жертву, и жертвенник. После этого Илия заколол пророков Ваала, испросил у Бога дождя, и вскоре после многолетней засухи начался ливень. Позже огненная колесница унесла Илию на небо: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные … и понесся Илия в вихре на небо» (4Царств 2:11).
Что можно сказать о времени пришествия этих пророков?
В Откровении говорится, что «когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны (антихрист), сразится с ними и победит их, и убьет их и трупы их оставит на улице великого города, … где и Господь наш распят» (Откр. 11:7-8). Как следует из Откровения, это событие, а также последующее воскресение пророков через три дня, вознесение их на небо, а также поражение сатаны и собранных ним народов, напавших на Иерусалим, относится уже к ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТАДИИ Страшного суда.
То есть, Енох и Илия, видимо, придут на землю уже К САМОМУ КОНЦУ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН, БОЛЕЕ ТРЕХ ЛЕТ будут пророчествовать об истине Божией и о Христе, в частности, в Иерусалиме (с целью спасения избранного народа) и там же будут убиты, что делает понятным мотив убийства (ортодоксальные иудеи в большинстве своем всегда ненавидели Христа), и убиты будут, разумеется, не зверем в прямом смысле, а по приказу правителя, в которого вселится антихрист, и с одобрения его окружения, которое будет радоваться этому (Откр. 11:10).
Однако, судя по довольно подробному описанию в Откровении, события последних времен включают в себя не только все, что связано с Иерусалимом, но и ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ЭТОМУ, растянутые на какой-то продолжительный период времени КАТАКЛИЗМЫ ВО ВСЕМ МИРЕ, о чем о говорят также библейские пророки Софония, Захария, апостол Петр («Тогдашний мир погиб, будучи потоплен водою. А нынешние небеса и земля сберегаются ОГНЮ на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Петр. 3:6-7) и т.д.
Похоже на то, что мы живем именно в период этих катаклизмов, что подтверждается наличием каких-то уже сбывшихся пророчеств из Откровения, а также стремительным приближением мира к третьей мировой (ядерной?) войне.
Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится, что все небывалые ранее глобальные катастрофы на земле накануне Страшного суда станут происходить, когда поочередно начнут трубить стоящие перед Богом СЕМЬ АНГЕЛОВ.
Далее, в восьмой и девятой главах Откровения, описываются различные разрушительные последствия этих катастроф после того, как протрубит каждый из этих ангелов, ВКЛЮЧАЯ ШЕСТОГО (в их числе – напоминающее Чернобыльскую катастрофу падение «звезды полынь»; нашествие губительной для людей саранчи с венцами (в переводе – короной) на головах (коронавирус?); нападение каких-то дышащих огнем, дымом и серой коней, а также низвержение огненного града, пылающей огнем горы, от которых погибнет множество людей, что напоминает войну с применением современных средств вооружения и т.д.).
Примечательно, что именно после всех этих катаклизмов, произошедших по итогам трубного гласа шести ангелов, но еще ДО ПОЯВЛЕНИЯ двух пророков и финального трубного гласа СЕДЬМОГО АНГЕЛА, знаменующего завершение суда Божия (Откр. 11:15), Иоанн Богослов приводит следующие знаменательные слова:
«Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, НЕ РАСКАЯЛИСЬ в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9:20-21).
Это значит, что, во-первых, никакие наказания, войны и прочие катаклизмы не заставят нечестивых («детей дьявола») покаяться и обратиться к Богу, и правы были библейские пророки, утверждая, что эти люди НЕИСПРАВИМЫ: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Исаия 26:11).
А во-вторых, констатация Иоанном Богословом НЕРАСКАЯННОСТИ оставшихся в живых после всех катаклизмов (ведь должно пройти какое-то время, чтобы убедиться, что все эти люди не образумились, а продолжают вести прежнюю греховную жизнь) свидетельствует о том, что до финальной стадии Страшного суда (с учетом времени на миссию пророков) мы, ныне живущие, если не погибнем в катаклизмах, то вряд ли доживем.
Свидетельство о публикации №223081000159