Наших предков духовная твердь 3

     В последние годы заметен возникший интерес к архивным документам  русской православной церкви. И это обусловлено не только ростом количества верующих, но и стремлением заинтересованных людей восстановить истинную историю страны или конкретного населённого пункта. А какая история без церкви? Ведь именно церковь в течение многих столетий была не только духовным, но и административным, общественным, образовательным, культурным центром, особенно в провинции.
     Одним из самых интересных источников по изучению церковной истории являются клировые ведомости, которые  являлись элементом системы церковной документации. Впервые они были введены 20 января 1769 года.
Клировые ведомости состояли из трёх частей. В первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество церковнослужителя, его возраст (позже дату рождения), семейное и имущественное положение, сословие, образование, место службы, должность, награды и наказания. Кроме того, в них вносились все дети членов причта, даже если они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра: один оставался в храме, а второй отправлялся в духовную консисторию.
     Спешу поделиться с уважаемыми читателями информацией, касающейся некоторых приходов и церквей нашего края, изучив клировые ведомости   Холмского уезда Псковской губернии за 1900 год. Серьёзным исследованием таких документов, максимальному переводу, согласованию слов с текстом и другими  вещами пусть занимаются специалисты, я же ставлю цель показать найденный материал таким, каким увидела его  сама, стараясь сохранить ту орфографию и пунктуацию. Скажу, что  даже и для такого поверхностного знакомства с этими текстами  мне и моему помощнику потребовались немалые силы!  Но я уверена, что информация нужная,  интересная, откроет новые страницы в изучении жизни наших предков, покажет их мудрость,  терпение, трудолюбие, мастерство, благоразумие, дальновидность и твердую духовную веру. Новые знания, размышления и выводы ждут каждого после прочтения подобных документов.



Церковь Покрова  Пресвятой Богородицы (1839 г.)
Погост Лучане
Населенные пункты, относящиеся к данной церкви: Лучанская волость: Село Ям. Деревни: Абрадово, Баталы, Борзово, Борзово (малое), Бор (большой), Бор (малый), Белей, Внучки, Грибаново, Горбачево, Дмитрово, Елисеево,  Жихарево, Желтиково, Заручевье, Кузнецово, Карпово, Колотилово, Которово, Клыпино, Клюевка, Либосино, Лопаногово, Либино, Микшина, Насоновка, Новоселье, Рогово, Платоновка, Паново, Романовское, Следово, Саньково, Сопки, Стеклино, Сычева Гора, Чернушка, Шарыгино, Фомино, Ям.
Торопацкая волость:  Деревни: Быстри, Баковка. Даньковская волость: Деревня: Молькино.
Ведомость о церкви
Покровской, Холмского уезда, погоста Лучань за 1900 год
1. По сведениям, взятым с деревянных крестов, находящихся в каждом приделе. Приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца построены и освящены в 1839 году октября 15 дня на память Преподобного Евфимия Нового старанием ктитора Тверской губернии Осташковского уезда помещиком Андреем Сергеевичем Челищевым. Вчерне же выстроены сие приделы родителем означенного помещика Сергеем Алексеевичем Челищевым.
Главный же придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы выстроен и освящён в 1850 году июля 2 дня на память Положения Честныя ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне старанием ктитора Тверской губернии Осташковского уезда помещика и Почётного смотрителя Андрея Сергеевича Челищева и супругой его Натальи Антоновой. Означенный храм выстроен по случаю сгоревшего в 1830 году деревянного храма на собственные средства вышеозначенного помещика и сколько употреблено капитала на построение храма, никому не известно. Ремонтировки были с 1871г. по 1892 г. на 1060 руб. 17 коп., в 1894 году на 177 руб. 60 коп., в 1899 г. на 454 руб. 87 коп.
2. Вся церковь построена из кирпича с таковою же колокольнею и тверда во всех частях. На колокольне четыре колокола. Весом один в 22 пуда 30 фунтов, другой 15 пудов, а остальные по 20 фунтов. Ни в историческом, археологическом, художественном и архитектурном отношениях храм не замечателен.
3. Престолов три. Главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, холодный придел. Первый – во имя Святителя Николая Чудотворца и второй – во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца – теплые. В главном храме службы начинаются со Св. Пасхи и кончаются Дмитровскою субботою. В приделе Святителя Николая с Дмитровской субботы по Рождество Христово, а с Рождества Христова до Св. Пасхи – в приделе Сергия Радонежского Чудотворца. Древних чудотворных и местночтимых икон не имеется. Кладбище кругом церкви переполнено и оное обнесено каменною оградою. При нем находится новое же сразу за оградою на севере. Грунт на кладбище – глина, места для погребения достаточно, дорожек  на кладбище не имеется и не усажено деревьями, но оное обнесено деревянною оградою. Помещение для сторожа две избы деревянных с сенями, в четырех саженях от ограды на юг, лавок нет.
4. До введения штатов 1876г. было три члена причта: священник,  дьячок, пономарь. По штату же 1876г. положено два члена причта: священник и псаломщик, столько в настоящее время и находится в действительности.
5.  Церковь утварью достаточна. Неприкосновенных капиталов в пользу ее нет. Других, кроме полного круга богослужебных книг, не имеется. Из периодических изданий выписываются «Церковные ведомости», «Епархиальные ведомости».
6. Земли при сей церкви 66 десятин 1246 сажень: а) в пользу церкви нет б) в пользу причта: 1) усадебной и огородной 3 десятины 1200 сажень 2) пахотной и покосной 29 десятин. Лесу строевого нет. Под кустарником, мхом и рыбными ловлями 34 десятины 46 сажень. В том числе удобной 32 десятины 1200 сажень и неудобной 34 десятины 46 сажень. Грунт земли подзолица и глина. В сем году урожай был низкий. Из удобнопахотной земли в трех полях священник пользуется 12 десятинами, псаломщик 4 десятинами. Обработкой земли причт сам не занимается, а отдает в испольное пользование своим  прихожанам. В сем году у священника по случаю пожара весь хлеб  сгорел, а сенокосной получил 100 куч сена. Псаломщик одну четверть и 6 мер озимого хлеба, три четверти ярового и 40 куч сена. Всего по существующим ценам на сумму 88 руб. Дрова для отопления покупаются. Выгон для скота недостаточен. Никто из причта на церковной земле для сбыта не занимается ни садоводством, ни огородничеством, ни пчеловодством, ни льноводством. Хозяйство существует трехпольное и улучшенных земледельческих орудий никем не употребляется. План и межевая книга, выданные в 1786г. июля 24 дня имеются и хранятся в церковной ризнице. Споров по владению сею землею нет. Никаких налогов за церковную землю никуда не платится.
7. Дома у священно- и церковнослужителей собственные, деревянные. Построенные на церковной земле и застрахованы от огня. Дом священника отстоит от церкви в 20 саженях, а псаломщика в 15 саженях. Квартирного пособия из причта никто не получает. Домов или каких-либо построек, принадлежащих церкви, нет. Священник имеет одну лошадь и 6 коров, а псаломщик 2 лошади и 2 коровы.
8. На содержание священно- и церковнослужителей по штату 1899г положено жалованье: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Дополнительного определенного содержания причт не имеет ни в виде процентов из капитала, кем-либо пожертвованного в пользу причта. Ни в виде руги деньгами, хлебом, сеном и т.п. I. Неопределенная общая: 1) поступило на причт (не прочитать) по переложению на деньги 88 руб.,в том числе священнику 50 руб., псаломщику 38 руб. 2) за требоисправление дохода получено причтом от прихожан 34 руб. 17 коп., в том числе священнику 228 руб. 12 коп. и псаломщику 76 руб. 5 коп. II. Всего же в нынешнем году из определенных жалований и неопределенных поземельных и приходских по доходному реестру получено 792 руб. 17 коп., в том числе священнику 578 руб. 12 коп. и псаломщику 214 руб. 5 коп. III. Неопределенные частные: за Христославленье на святках прихожане вместо денег платили зерновым хлебом, но год от года плата сея делается все меньше и меньше. Священник пользуется платою по 5 коп. за молитвы родительницам. Никто из причта не занимает других должностей законоучителя, учителя и т. под. с платой  за труд и не имеет собственной земли. Существовавшая прежде помощь от прихожан в полевых работах в настоящее время вышла из обычая  по малосемейности прихожан вследствие разделов. Содержание причта посредственное.
9. При церкви с 1867 года существует приходское попечительство, в сем году помощи при церкви оказано на 7 руб. Ни богадельни, ни больницы нет. В 1895г. 12 ноября при погосте открыта школа грамоты, в 1894г. преобразована в церковно-приходскую школу, на каковую из Епархиального Училищного Совета отпускается 144 руб. и из Уездного Холмского Земства 60 руб. Законоучителем состоит священник, а учителем окончивший курсы Осташковского духовного училища и имеющий право на звание учителя Владимир Голиков. В школе в сем году обучается 27 мальчиков и 3 девочки, некоторые из них в церкви участвуют в чтении.
10. Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 300 верстах, уездного города в 70 верстах, местного Благочиния в 22 верстах, почтовой дороги и станции в 70 верстах. Неудобства в сообщении с оными дальность. Ближайшая станция г.Холм, откуда получается корреспонденция чрез вольнонаёмного. Святый храм стоит на возвышенном месте у берега озера.
11. Ближайшие к сей церкви в погосте Вадивцеве Владимирская в 22 верстах и в погосте Бросно Троицкая в 25 верстах.
12. Присоединенных церквей, а равно и часовен, нет.  Кроме Святой недели и святок, когда молебны служатся почти во всех домах, богослужение отправляется по домам прихожан и в престольные праздники и местночтимые. Так, Покрову Пресвятой Богородицы служатся молебны во всех селениях, кроме двух деревень, которые служат молебны Святителю Николаю 6 декабря. Святителю Николаю 9 мая – в 30 селениях, Пресвятой Троице – в 10 селениях, Святому Сергию Радонежскому Чудотворцу – в 14 селениях, Святому пророку Илии – в 5 селениях, Преображению Господню – в 3 селениях, Святым мученикам Флору и Лавру – в 5 селениях. Во все эти праздники причтом сопровождается в эти дома прихожан чествуемая на тот раз Святая икона из церкви, причем некоторые из прихожан отправляют кроме молебнов водосвятия и малые панихиды.  В праздник Святой Пасхи молебны совершаются с запрестольным  Святым Крестом и иконою Воскресения Христова и иконою Божией Матери.
13. Домовых церквей в приходе нет.
14. Опись церковному имуществу, составленная в 1868г., имеется.
15. Приходо-расходные книги о суммах, венчиках и молитвах, выданные из Консистории в 1897г. имеются. По оным поступило в сем году церковных сумм: а) на приход 371 руб.73 коп. б) в расход 336 руб. 35 коп. в) осталось к следующему году 35 руб. 38 коп. Свечей поступило на приход 5 пуд. 27 фунт., в расход 5 пуд. 9 фунт., осталось - пуд. 18 фунтов. Поступило венчиков на приход 159, молитв 76, осталось к следующему году венчиков 64, молитв 50.
16. Копии с метрических книг с 1830г. по 1900г. находятся. К сему к 1900г. 1) состояло прихожан мужского пола 992, женского 1022, а обоего 2014. 2) родилось мужского пола 61, женского пола 54, а обоего пола 115. 3) умерло мужского пола 45. Женского пола 50, а обоего пола 95 душ.
17. Исповедные росписи с 1830г. по 1900г. находятся, по ним к 1901г. состоит в приходе духовных, военных, статских, мещан и прочих обывателей 52 муж. пола, жен. пола 30; крестьян муж. пола 965, жен. пола 997. Всего обоего пола 2024, в том числе не бывших у исповеди и Святом Причастии а) по малолетству муж. пола 180, жен. пола 202 б) по отлучке муж. пола 30, жен. пола 9 в) за нерадением муж. пола 17, жен. пола 19. Раскольников нет.
18. В обыскной книге, выданной в 1899г., находится писанных 19 листов, неписанных 281 лист. В сем году браков было 13.
(2022г)

  Снято 18 июля 2009г (сайт sobory.ru)


Рецензии