Наших предков духовная твердь 4

     В последние годы заметен возникший интерес к архивным документам  русской православной церкви. И это обусловлено не только ростом количества верующих, но и стремлением заинтересованных людей восстановить истинную историю страны или конкретного населённого пункта. А какая история без церкви? Ведь именно церковь в течение многих столетий была не только духовным, но и административным, общественным, образовательным, культурным центром, особенно в провинции.
     Одним из самых интересных источников по изучению церковной истории являются клировые ведомости, которые  являлись элементом системы церковной документации. Впервые они были введены 20 января 1769 года.
Клировые ведомости состояли из трёх частей. В первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество церковнослужителя, его возраст (позже дату рождения), семейное и имущественное положение, сословие, образование, место службы, должность, награды и наказания. Кроме того, в них вносились все дети членов причта, даже если они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра: один оставался в храме, а второй отправлялся в духовную консисторию.
     Спешу поделиться с уважаемыми читателями информацией, касающейся некоторых приходов и церквей нашего края, изучив клировые ведомости   Холмского уезда Псковской губернии за 1900 год. Серьёзным исследованием таких документов, максимальному переводу, согласованию слов с текстом и другими  вещами пусть занимаются специалисты, я же ставлю цель показать найденный материал таким, каким увидела его  сама, стараясь сохранить ту орфографию и пунктуацию. Скажу, что  даже и для такого поверхностного знакомства с этими текстами  мне и моему помощнику потребовались немалые силы!  Но я уверена, что информация нужная,  интересная, откроет новые страницы в изучении жизни наших предков, покажет их мудрость,  терпение, трудолюбие, мастерство, благоразумие, дальновидность и твердую духовную веру. Новые знания, размышления и выводы ждут каждого после прочтения подобных документов.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1780г.)
Погост Вадивцево
Населенные пункты, относящиеся к данной церкви:
Села: Владимирское, Гальцово.
Деревни: Агафоново, Ананьино, Бабкино, Боково, Большой Бор, Бураково, Белянки, Георгиевское, Выпашек, Горенца, Гребель, Губино, Заболотье, Замки, Захаринкино, Зубово, Иванцево, Игнатово, Капустино, Костино, Кузнецово, Макарово, Медведиха, Мякишево, Малый Борок, Новинка, Новая-Бородовица, Новоселки, Новоселье, Ноздрино, Овсянкино, Острюково, Петраково, Папиха, Рогалево, Речки, Самсоново, Старково, Седково, Терюхово, Трахново, Устье, Фехново, Шемково.

Ведомость о церкви
Владимирской Божией Матери, Псковской епархии, Холмского уезда погоста Вадивцева за 1900 год
1. Настоящая церковь построена в 1780г. как это видно из подлинной грамоты от 6 июля 1769г. за № 102 Преосвященного Парфения, епископа Смоленского и Дорогобужского, хранящейся при церковном архиве; из содержаний этой грамоты видно, что храм этот построен усердием прихожан, которые вследствие ветхого прежнего храма, тоже деревянного и двухпрестольного во имя Владимирской Божией Матери и Архистратига Михаила, построенного в 1693г. усердием помещика Федора Павлова сына Голенищева-Кутузова, как это видно из подлинной же грамоты патриарха Адриана, хранящейся при церковном оне архиве, просили разрешения на построение близ старого храма нового, тоже деревянного и двухпрестольного, не упоминая о количестве капитала, необходимого для построения оной. В 1769г. как видно из грамоты того же Преосвященного Парфения от 15 декабря за № 213 вследствии прошения помещика Афанасия Лукина разрешено пристроить придел во имя Святителя Николая Чудотворца и им Лукиным был пристроен, но без пояснения стоимости пристройки. С 1780г. по 1882г. какие были переделки и ремонтировки, об этом письменных данных не имеется. В 1882г. с разрешения Преосвященного Павла на собранные в кружку с прихожан деньги позолочен иконостас настоящего храма во имя Владимирской Божией Матери и подновлена живопись, а придел Архистратига Михаила обит клеенкою и (не прочитать), на что употреблены все собранные деньги в количестве 370 руб. В 1897г. и 1898г. церковь вся покрыта железом и крашена снаружи масляными белилами, внутри окрашены стены и полы, надстроена колокольня и покрыта железом, приделан каменный входной крылец, на что употреблено 1895 руб. 60 коп. из церковных сумм и личных средств церковного старосты Софрона Иоанного.
2. Храм хотя деревянный и построен более 100 лет, но достаточно тверд и в никаком отношении особенностей никаких не имеет. Колокольня при храме деревянная, построена в связи с самим храмом и колоколов по счету пять: первый с надписью слит в 1869г. мая 15 дня и весу 34 пуда и 30 фунт., второй 7 пудов, третий 3 пуда и 20 фунтов, четвертый 2 пуда и пятый 14 фунтов и все они без надписи.
3. Престолов в храме всех три: главный во имя Владимирской Божией Матери, второй во имя Архистратига Михаила и третий во имя Святителя Николая Чудотворца. Богослужение в них совершается в таком порядке: во время летнее и большие праздники в главной настоящей, в зимнее время в приделе Архистратига Михаила, а 6 декабря и 9 мая в приделе Святителя Николая Чудотворца. Чудотворных икон нет, а есть месточтимая икона Владимирской Божией Матери. Близ самой церкви находится кладбище песчаное, поместительное, усаженное в недавнее время несколькими липами, но не имеющее хороших дорожек и обнесенное каменной оградою, сооруженною прихожанами в 1876 году. Неподалеку от церкви за оградою находится церковная сторожка деревянная, новая. Лавок благоустроенных при церкви нет, но устроено несколько лавочек из ветхого материала и доходности они при отсутствии торговли никакой не приносят.
4. Утварью церковь хотя далеко незавидною достаточна. Капиталов ни в пользу церкви, ни в пользу причта нет. Кроме богослужебных книг при церковной библиотеке нет и книг для чтения прихожан и для продажи не имеется, а выписываются вследствии скудности церковных средств только «Церковные и Епархиальные вести».
5. Членов причта до 1868г. было четыре: священник, диякон, дьячок и пономарь. С 1868 года за выбытием диакона осталось трое: священник, дьячок и пономарь. По штату 1876 г. положен настоятель и псаломщик, каковой состав и священника и псаломщика существует и в настоящее время.
6. Сей земли при церкви 164 дес. 306 саж. и вся земля назначена в пользу причта, в пользу же церкви земли нет, в этом числе усадебной и огородной 3 дес. 1200 саж., пашенной и сенокосной и ободворочной 75 дес., пустошной же земли и под строевым лесом нет, под дровяным 52 дес., под кустарниками 30 дес. 1506 саж. и неудобной 8 дес. Рыбных ловель нет. Вся земля не отличается особенною доброкачественностью и урожай на ней или средний или ниже среднего. Хлеба на десятину получается около 40 мер, а иногда и менее, когда бывает урожай ниже среднего, а сена около 10 копен на десятину. Пользы от земли церковь не получает. В настоящем году урожай был средний. Вся земля в пользовании священноцерковнослужителей, из земля в пользовании священника состоит три части, а четвертою пользуется псаломщик. Священник и псаломщик хлебопашеством занимаются сами и сенокос выставляют сами лично. В текущем году священник получил 80 ржи, 120 мер овса и 32 меры ячменя, псаломщик получил 32 меры ржи, 56 мер овса и 8 мер ячменя, что обратив в деньги составит: священник получил хлеба на 121 руб., псаломщик на 42 руб. Сена же священник выставил 100 копен, псаломщик 49 копен, что по существующим ценам составит: священник получил на 50 руб, псаломщик на 20 руб, а весь причт от земельных выгод получил 240 руб. Платы от аренды и от рыбной ловли причт не получает и церковным лесом не пользуется. Выгона для скота достаточно. Из причта для сбыта никто ни садоводством, ни огородничеством, ни пчеловодством, ни льноводством не занимается и при трехпольном хозяйстве улучшенных орудий никто не употребляет. Хозяйство ведется трехпольное. План на землю и межевая книга, выданная в 1785 г. июля 9 дня из межевой канцелярии на священноцерковнослужителей храниться в церкви, ни споров, ни делопроизводства о ней не было до 1888г. А с 1888г. возбуждено дело о земле в количестве около 4 дес., но причт оною пользуется и посие время, плана на оный кусок не имеется. Отчужденной земли нет и за не налога никуда не платится. На церковной земле ни торговых домов, ни мельниц, ни промышленных заведений нет.
7. Дома у священноцерковнослужителей собственные, одноэтажные, деревянные, выстроены все на церковной земле. Ни квартирного пособия, ни аренды с домов причт не получает, а каждый живет в собственном доме. Все церковносвященнослужители занимаются скотоводством и в частности священник имеет 3 лошадей, 10 коров и 4 овцы, псаломщик 2 лошадей, 5 коров и 2 овцы.
8. По штату 1876г. жалование положено настоятелю 180 руб., псаломщику 60 руб. В текущем году за вычетом 2 к сбора в особый капитал священник получил 176 руб 40 коп, псаломщик, диакон 58 руб. 80 коп. Капиталов в пользу причта нет, руги ни денежной, ни хлебной, ни сенокосной не получается. От земли в этом году на весь причт поступило доходу по переложению на деньги всего 240 руб., на долю священника 171 руб. и на долю псаломщика 62 руб. От прихожан за требоисполнение по доходному реестру на весь причт поступило 368 руб. 80 коп.: на долю священника 276 руб. 60 коп., на долю псаломщика 92 руб. 20 коп. и всего как определенных так и неопределенных на весь причт по переложению на деньги поступило 837 руб.: на долю священника 624 руб., на долю псаломщика 213 руб. Что же касается частных сборов, то они бывают о празднике Рождества Христова зерновым хлебом, который является как плата за прославление Христа и бывает не со всего прихода, а только с половины более зажиточных прихожан, которые в подобных случаях благодарят по своему усмотрению не более как ; меркою ржи или меркою овса на весь причт, а в большинстве случаев и гораздо менее даже – двумя горстями овса. Кроме всех указанных вышедоходных статей священник пользуется частным доходом от исповеди и 40-дневных молитв, что в общем итоге составит около 20 руб. Псаломщик пользуется от записывания исповедников, за что получает около 3 руб. Псаломщик не занимает никакой должности. Со стороны прихожан никакой помощи не оказывается ни натурою, ни деньгами, кроме прописанного. Причт ремеслом не занимается и собственной земли не имеет. Содержание причта скудное.
9. При церкви не существует ни приходского Попечительства, ни богадельни, ни больницы, ни образованных певчих. Церковно-приходская школа при церкви существует с 1886г. от 30 апреля за №3654 указом Консистории с утверждения Его Преосвященства Гермогена, епископв Псковского и Порховского. Законоучитель местный священник Павел Холмский, обучает детей вдова умершего диакона Ольга Семенова Чернозерекая. Учеников находится 5 мальчиков и 8 девочек.
10. Церковь находится от Консистории на расстоянии 322 верст, от уездного города, от почтовой дороги и от станции в 50 верстах. Благочинный живет в самом погосте, и сообщение с упомянутыми местами хотя удобное, но весьма дальнее. Корреспонденция получается из Волостного Правления, за это получает отдельную плату как с отнесенного, так и с принесенного. Ближайшим почтовым учреждением служит г.Холм, отстоящий в 50 верстах. Храм находится на возвышенности и к западу от храма течет безымянный ручей, а к северу и востоку речка Белая.
11. В 8 верстах от церкви находится погост Даньково, а в 25 верстах погосты Лучане и Бросно того же благочиния.
12. Приписных церквей к нашей церкви нет. В верстном расстоянии усердием землевладельца прусского подданного Германа Таннер в его селе Аксенове в 1868 г. построена каменная часовня в честь Ярославских и Смоленских князей Феодора, Давида и Константина с разрешения Преосвященнейшего Феогноста  Архиепископа Псковского и Порховского. Крест же с мощами находится в церкви. В упомянутую часовню по просьбе прихожан к 1877г. разрешено Преосвященным Павлом  каждогодно совершать два крестных хода в день Владимирской Божией Матери и 19 сентября на память сих святых князей, в продолжении всего года о три раза совершать в ней всеношное бдение 22 июня, 18 сентября, 4 марта. Престольных праздников три и оныи празднуют 37 селений, именно а) Владимирской Божией Матери 16 селений б) Святому Архистратигу Михаилу 10 селений в) Святителю Николаю Чудотворцу 10 селений. Непрестольных праздников 4 и оным празднуют 62 селения, именно а) дню Святой Троицы 14 селений б) Успенской Пресвятой Богородице 20 селений в) великомученику Георгию 20 селений г) святым мученикам Флору и Лавру 8 селений. Первым трем непрестольным праздникам празднуют потому что эти селения перешли с приходов тех церквей, где эти праздники престольные, последнему празднуют вследствии падежа скота, и во все эти праздники причт посещает прихожан с праздничными иконами и со Святым Крестом, служат при этом молебны и частию панихиды, а иногда и водосвятие. В праздник же Пасхи причт обходит весь приход со Святым Крестом и служит молебны.
13. Домовых церквей в приходе нет.
14. Опись церковному имуществу, составленная в 1857г. за шнуром и печатью хранится в церкви.
15. Приходо-расходные книги, выданные в 1898г. о суммах, свечах, венчиках и молитвах находятся и по оным в сем году поступило церковных сумм на приход 582 руб.  53 коп., израсходовано 579 руб. 52 коп., осталось к следующему году 3 руб. 1 коп. Свечей поступило 3 пуда 17 ; фунта, осталось к следующему году 2 пуда 3 фунта. Венчиков поступило  216, израсходовано 107, осталось 109. Молитв разрешительных поступило 106, израсходовано 34, осталось 72.
16. Копии с метрических книг с 1780г. по 1901г. находятся в целости 1) с 1899г. при церкви состояло прихожан муж. пола 1117, жен. пола 1186, обоего пола 2303 2) в 1900г. родилось муж. пола 62 чел., жен. пола 59 чел. 3) умерло муж. пола 56 чел., жен. пола 51 чел., обоего пола 107 чел.
17. Исповедные росписи с 1812г. хранятся в целости и по оным в 1900г. состоит в приходе а) духовных муж. пола 7, жен. 9 б) военных муж. пола 163, жен. пола 174 в) статских муж. 2, жен. 3 г) мещан муж.3 жен. 1 д) крестьян муж. пола 938, жен. 1003. Обоих полов 2303, в числе 1) не бывших у исповеди и Святом Причастии а) по малолетству муж.208, жен. 202 б) за отлучкою муж. 26, жен. 18 в) за нерадением  не было 2. 2) Раскольников в приходе нет.
18. В обыскной книге, выданной из Псковской Духовной Консистории в 1891г. писанных 170 листов и неписанных осталось 30 листов. В сем году браков было 15.
(2022г)

На фото:
погост Вадивцево. Церковь Владимирской Божией Матери. Снято 26 августа 1941г.
(фото с сайта sobory.ru)


Рецензии