Пушкин Психпортрет по Батову
Или «О п с и х о л о г и ч е с к о й п р е д р е ш е н н о с т и судьбы г е н и я» .
Психика поэт-человека двигалась от экзальтации к меланхолии
Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
А. Бергсон
Современники засвидетельствовали крайнюю изменчивость настроения и поведения А.С. П у ш к и н а
М о ж е т бы т ь , д а л е к о не с л у ч а й н о , что и м е н н о в 1836 году А . С . П у ш к и н н а п и с а л « П о р а , мой друг, п о р а . . . » , и б е с с м е р т н о е — «Я п а м я т н и к себе воздвиг...».
Ж и з н ь и с м е р т ь П у ш к и н а п о з в о л я ю т более в н и м а т е л ь н о рассмотреть этот в о п р о с , чем ж и з н ь и смерть о б ы к н о в е н н о г о человека.
В о - п е р в ы х , нам д о с т а т о ч н о х о р о ш о и з в е с т н а фактуальная с т о р о н а ж и з н и и смерти П у ш к и н а , чего нельзя сказать о п р о с т о м с м е р т н о м .
В о - в т о р ы х , н а л и ц о видимость р я д о в о й с л у ч а й н о с т и , с т а в ш е й п р ич и н о й трагедии Р о с с и и : А . С . П у ш к и н не е д и н о ж д ы стоял под дуэльным п и с т о л е т о м , с ч а с т л и в о избегая р о к о в о г о исхода до 27 я н в а р я 1837 г.
В-третьих, в о з р а с т и с о с т о я н и е ф и з и ч е с к о г о з д о р о в ь я Пушк и н а к началу 1837 года с о в е р ш е н н о и с к л ю ч а л и д а ж е н а м е к на возм о ж н у ю естественную смерть. М о ж е т быть с у и ц и д ? Осознанный, во в с я к о м случае, и с к л ю ч а е т с я п о л н о с т ь ю .
Эти о б с т о я т е л ь с т в а « р а ф и н и р у ю т » н а у ч н о е и с с л е д о в а н и е , иск л ю ч а я ф а к т о р ы , к о т о р ы е о п р е д е л я л и бы ту или и н у ю д о м и н а н т у в к о н ц е ж и з н и человека.
П с и х о л о г и ч е с к и й т и п , к к о т о р о м у , н е с о м н е н н о , д о л ж е н быть отнесен А . С . П у ш к и н -
шизотимический циклотимик.
А . С . П у ш к и н — я р к о в ы р а ж е н н ы й циклотимик , то есть его п с и х и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь п о д в е р ж е н а п е р и о д и ч е с к о м у к о л е б а н и ю э м о ц и о н а л ь н о г о т о н у с а , и как с л едс т в и е этого — з н а ч и т е л ь н ы е пер еп ады и н т е л л е к т у а л ь н о й п р о д у к т и в н о с т и , что о т р а ж а е т с я и в нас т р о е н и и , и в д в и г а т е л ь н о й а к т и в н о с т и , и в р а б о т о с п о с о б н о с т и .
Эти п е р и о д и ч е с к и е и з м е н е н и я , с в о й с т в е н н ы е б о л ь ш и нству л ю д е й , у с в е р х т а л а н т л и в о й л и ч н о с т и и м е ю т весьма г л у б о к о е « п о г р у ж е н и е » : от э к з а л ь т а ц и и (с т р у д о м с д е р ж и в а е м а я и м а л о о с о з н а в а е м а я п с и х о л о г и ч е с к а я н о р м а чувства «радости от ж и з н и » ) , перех о д я щ е й в э й ф о р и ю ( п с и х о л о г и ч е с к а я а н о м а л и я того же ч у в с т в а ) , до м е л а н х о л и и ( п с и х о л о г и ч е с к а я н о р м а — « з д р а в с т в у й , грусть»), переходящей в д е п р е с с и ю (психологическая а н о м а л и я — «черная хандра»). В п е р в о м случае ( в о з б у ж д е н и е , р а д о с т ь ) это п р о и с х о д и т на ф о н е в ы с о к о й и н т е л л е к т у а л ь н о й отдачи и в ы с о к о п р о д у к т и в н о й раб о т о с п о с о б н о с т и , в о - в т о р о м ( т о р м о ж е н и е , п о д а в л е н н о с т ь ) — сниж е н и е п о з н а в а т е л ь н о й и м о т о р н о й а к т и в н о с т и . И все же даже здесь П у ш к и н — не и с к л ю ч е н и е .
Но далее н а ч и н а е т с я н е о б ы ч н о е . А.С. П у ш к и н не м о ж е т быть о т н е с е н к «чистым» ц и к л о т и м и кам, так как его ц и к л о т и м и я п р о н и з а н а шизотимическими ч е р т а м и .
Этое н а х о д и т свое п о д т в е р ж д е н и е и в т е л о с л о ж е н и и поэта: в к о н с т и т у ц и и П у ш к и н а п р и с у т с т в у ю т признаки как п и к н и к а по Кречмеру ( н е б о л ь ш о й рост) — это ц и к л о т и м и ч е с к и й конс т и т у ц и о н а л ь н ы й т и п , так и а с т е н и к а ( с у х о п а р о с т ь ) — это ш изотимический конституциональный т и п .
О п е р е м е н ч и в о м х а р а к т е р е в е л и к о г о поэта Р о с с и и к р а с н о р е ч и в о говорит д и н а м и к а весьма с у щ е с т в е н н о й черты его личности — и н т р о в е р с и и . 8 8 Интроверсия и, о б р а т н а я ей, экстраверсия — это «вектора» в з а и м о д е й с т в и я с о к р у ж а ю щ и м м и р о м . П е р в о е — это о п о р а на Я, второе — это опора на О Н И .
П а т о л о г и ч е с к и й склад л и ч н о с т и — психопатия — о б ы ч н о извне н а б л ю д а е т с я как о т к л о н я ю щ е е с я о т о б щ е п р и н я т ы х н о р м п о в е д е н и е . П с и х о п а т и ч е с к а я к о м п о н е н т а в п с и х о л о г и ч е с к о м укладе А . С . Пушк и н а п р о в о ц и р у е т с я ситуацией, к о т о р а я с к л а д ы в а е т с я «здесь и сейчас», о чем у б е д и т е л ь н о говорит ф а к т отсутствия п с и х о п а т и и за весь н а б л ю д а е м ы й п е р и о д , и с к л ю ч а я 1822 и 1836 годы. Р а з у м е е т с я , ситуа ц и я д о л ж н а быть д о с т а т о ч н о м о щ н ы м с т и м у л о м для т о г о , чтобы с п р о в о ц и р о в а т ь п с и х о п а т и ч е с к о е п о в е д е н и е . Б и о г р а ф и я Пу ш к и на п р е д о с т а в л я е т в этом о т н о ш е н и и н а г л я д н ы е м а т е р и а л ы , подтвержд а ю щие а н о м а л ь н о с т ь его п о в е д е н и я в эти годы.
Так, сам А . С . П у ш к и н «озвучил» свои чувства и н а с т р о е н и я в 1822 году: «Экая тоска! Хоть бы кто н а н я л п о д р а т ь с я за себя!»
По с т у п к и П у ш к и н а в этом году в п о л н е в п и с ы в а ю т с я в р а м к и и с е г о д н я ш н е й к в а л и ф и к а ц и и д е л и н к в е н т н о г о , то есть прот и в о п р а в н о г о , н е з а к о н о п о с л у ш н о г о п о в е д е н и я .
И все же м о л о д о й П у ш к и н не столь о с н о в а т е л ь н о п е р е х о д и т г р а н и ц ы п р и н я т ы х м о р а л ь н ы х , а главное — п р а в о в ы х устоев своего о б щ е с т в а ; о н о с т а е т с я в п о л н е к о н ф о р м и с т о м , что о б у с л а в л и в а е т с я
блокирующим в л и я н и е м д е п р е с с и и и с а м ы м н и з к и м уровнем п с и х а с т е н и и («Ядром» п с и х а с т е н и и я в л я ю т с я два п е р е ж и в а н и я : м н и т е л ь н о с т ь и т р е в о ж н о с т ь .)
И на этом ф о н е — «взрыв» п с и х о п а т и и ! Т р а г и ч е с к и е последствия п о с т у п к о в в т а к о м с о с т о я н и и п р е д р е ш е н ы , так как м н и т е л ьный п е д а н т и з м о б я з а т е л ь н о в о п л о щ а е т в д е й с т в и е л ю б у ю психопат и ч е с к у ю и д е ю . И с т а н о в и т с я п о н я т н ы м , п о ч е м у это у н и к а л ь н о е сочетание психических п р о я в л е н и й возникает только один раз и только в конце ж и з н и . К о н е ч н о , Д а н т е с мог и п р о м а х н у т ь с я , и тогда история г е н и я имела бы п р о д о л ж е н и е (надолго л и ? ) . Но психологический к о н т е к с т и с т о р и и н а о б н а р у ж е н н о м с о ч е т а н и и л и ч н о с т н ы х свойств был завершен: А . С . П у ш к и н с о в е р ш и л п о с т у п о к , п р о д и к т о в а н н ы й его самостью, п о д а в л я ю щ е е место в к о т о р о м з а н и м а л о бессознательное. А п р о в о ц и р у ю щ и е р о к о в о й шаг с о б ы т и я — н и ч т о ж н ы в
с л у ч и в ш е м с я ; о с н о в н о е — в п с и х о л о г и ч е с к о й п р е д р е ш е н н о с т и судьбы г е н и я .
«Случайное» р о к о в о е с о б ы т и е вовсе не с л у ч а й н о : это результат нежелательной для « Я - б е с с о з н а т е л ь н о г о » в с п ы ш к и р е з о н а н с а самости л и ч н о с т и , п о п а в ш е й в «ловушку» м а т р и ц ы с и т у а ц и й (т.е. в н а л и ч и е шанса выбора, какую-то, пусть и н е б о л ь ш у ю , степень свободы для человека, оказавшегося в тисках событийности).
вВ о п р о с п е р е м е н ч и в о с т и н а с т р о е н и я и п о в е д е н и я Пушк и н а м о ж н о с ч и т а т ь э м п и р и ч е с к и р е ш е н н ы м . В о п р о с ж е «иного» п с и х и ч е с к о г о с о с т о я н и я на г р а н и ц е ж и з н и и с м е р т и ч е л о в е к а , без у с л о в н о , т о л ь к о н а м е ч е н к р а з р е ш е н и ю . Н о про П у ш к и н а м о ж н о сказать с у в е р е н н о с т ь ю , что н е з а д о л г о до своей т р а г и ч е с к о й гибели п о э т н а х о д и л с я в т а к о м с о с т о я н и и , к о т о р о е н еу мо л и м о д и к т о в а л о роковой исход «случайного» п о с т у п к а .
Источник всякой поэзии — глубокое ощущение невыразимого.
Ж. Арреа
в н и м а т е л ь н о е с р а в н е н и е п с и х о л о г и ч е с к о й п а л и т р ы рисунка с п а л и т р а м и т е к с т о в свидетельствует о холизме т в о р ч е с т в а поэта: тогда как и н т е н с и в н о с т ь н е г а т и в н ы х с о с т о я н и й (аутизм, и п о х о н д р и я , б е с п о к о й с т в о ) понижается, энергия п о л о ж и т е л ь н ы х ( р е ш и т е л ь н о с т ь и м а н и а к а л ь н о с т ь ) возрастает.
В е с ь м а х а р а к т е р н а роль маниакальности в фазе п о н и ж е н и я и о б е д н е н и я э м о ц и о н а л ь н о г о тонуса, у х у д ш е н и я настроения А . С . Пушк и н а .
Более в н и м а т е л ь н о е с р а в н е н и е п с и х о л о г и ч е с к о й п а л и т р ы рисунка с п а л и т р а м и т е к с т о в п о к а з ы в а е т , что д а н н ы й р и с у н о к н е с е т защитную ф у н к ц и ю , так как а в т о р о м в н е м п р о е к т и р у е т с я агрессивная активность о т т о р ж е н и я о т р и ц а т е л ь н ы х с о с т о я н и й : астении, истерии и параноидности.
. Г р а ф и ч е с к и е н а б р о с к и П у ш к и н а — с а м о в ы р а ж е н и е путем п р о е к т и р о в а н и я с е б я - в - к о м ф о р т е ; в р е м е н н о е , н о н е о б х о д и м о е прекращение х у д о ж е с т в е н н о г о с л о в е с н о г о т в о р ч е с т в а , т р е б у ю щ е г о опр е д е л е н н о г о ч у в с т в е н н о г о и и н т е л л е к т у а л ь н о г о н а с т р о я , в ч е м - т о схожего с и с т е р о и д н ы м п е р е ж и в а н и е м и назо йл и в ы м преследованием к а к о й - т о т в о р ч е с к о й и д е е й , что ведет к ф и з и ч е с к о м у , психическо му , э с т е т и ч е с к о м у и н р а в с т в е н н о м у и с т о щ е н и ю л и ч н о с т и .
Истопник:
Батов В. И. А.С. ПУШКИН. ЦИКЛОИДНОСТЬ ХАРАКТЕРА И ХОЛИЗМ ТВОРЧЕСТВА в кн. Батов В. И. По ту сторону слова. Очерки прикладной психогерменевтики От Иисуса Христа до Влад. Высоцкого
Свидетельство о публикации №223081000218