Глава 377. Шуман. Фортепианный концерт
Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор
Лондонский симфонический оркестр
Раду Лупу (фортепиано)
Андре Превин (дирижер)
art15: Так вот откуда истоки Второго и Третьего рахманиновских концертов. Для меня очевидна взаимосвязь. Ведь настроение и посыл концертов идентичен.
ahol: Леонид Сабанеев весьма подробно и остроумно высказался на эту тему в главе — Роберт Шуман и русская музыка — из своей книги «Воспоминание о России», причем в ней он затронул не только Рахманинова, но и всех остальных, начиная с Глинки, закончив свой обзор так:
«Из этого поневоле краткого обзора видно, что Шуман играл в русской музыке огромную роль вдохновителя и водителя — может быть, большую, чем все остальные западные композиторы. На русскую музыку очень мало влияли и Бах, и Гендель, и Шуберт, и Бетховен, и Моцарт с Гайдном. Если откинуть Скрябина, то и Шопен влиял маловато, несмотря на свою огромную популярность в России. Не так сильно было и влияние Вагнера (ему подверглись Римский-Корсаков — поверхностно, Скрябин и Рахманинов — более органически). Совсем почти отсутствует влияние Брамса (один Метнер). Лишь только Шуман оказался композитором, наиболее возбудительным для русского творчества и как-то с ним глубинно сливающимся. Он присутствует в русской музыке своим влиянием почти с самого рождения ее — надо исключить только «детский период».
В контексте же Вами затронутого — для иллюстрации — он пишет:
«Нельзя не упомянуть о том, что творчество Рахманинова прошло под сильнейшим влиянием Шумана. Его знаменитая Прелюдия в существе своем есть копия одного из эпизодов шумановских «Новеллетт» — в особенности начальные мощные аккорды.
Отзвуки Шумана имеются и в его фортепианных концертах (в особенности Втором и Четвертом) и во всех почти его фортепианных вещах. Печатями шуманизма отмечено и вокальное творчество Рахманинова — его романсы, в которых шуманизм причудливо сопрягается с влияниями «цыганского романса». По поводу этого последнего не мешает вспомнить, что знаменитые «Очи черные» представляют собою не что иное, как упрощенную парафразу одного из эпизодов «Карнавала» Шумана («Киарина») — так что тут уместно говорить даже о влиянии Шумана на такую, казалось бы, «истинно русскую» область музыки, как «цыганский стиль». В поздних произведениях Рахманинова заметно и ритмическое влияние Шумана, но тут я думаю, что это влияние скорее производное, не непосредственное, а через творчество Метнера, который оказал большое влияние на музыку Рахманинова в его последние, уже эмигрантские годы. Метнер — один из интереснейших русских композиторов последнего времени — стоит совершенно особняком от других в смысле зависимости от гения Шумана. Тут нельзя говорить о «влияниях», а просто о «происхождении». Творчество Метнера все вышло из Шумана — оно является как бы его продолжением, и к нему примешиваются влияния Брамса и позднего Бетховена. Процент шуманизма в Метнере значительно больше, чем у какого бы то ни было иного автора, и сказывается во всех областях: и в любви к ритмическим новаторствам, и в гармонических симпатиях, и в самом стиле фортепианного изложения, и даже в его сравнительном равнодушии к оркестровой области. Если Метнер является русским изданием Шумана, то ранний Скрябин был, как некогда заметил злобный Цезарь Кюи — «сундуком с украденными рукописями Шопена». (Для смягчения этого слишком сурового приговора необходимо заметить, что творчество самого Кюи, ныне уже забытое, является просто «сундуком с украденными рукописями всех прежних авторов)»
Закончу этот небольшой экскурс возвратом в самое начало, поскольку высказывают мнение — сам я не проверял — о том, что припев в гимне СССР на музыку Александрова заимствован из песни «Весенние странствия» Роберта Шумана.
art15: Фортепианный концерт Шумана — абсолютно русская музыка, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет», хотя композитор немецкий, но как же он тождественен русскому духу! Именно в этом произведении — на сто процентов!
Свидетельство о публикации №223081000358