Дневник молодого человека

              Это собрание миниатюр - моя страница "В Контакте", то что я опубликовал на своей стене. Таким образом это дневник последнего года, который опубликован не от первой записи к последней, а от последней к первой. В силу этого мне пришлось его основательно отредактировать и перекроить. Все это я специально разъясняю только для того, чтобы никого не смущали даты, все они совершенно точно соответствуют действительности. Желающие могут в этом легко убедиться, если зайдут на мою страницу в ВК.

              1 июля в 21.19

                Здесь говорят о книгах.

              "Война - есть лишь трусливое бегство от проблем мирного времени."
                Томас Манн.

              Вспомнил черновик начатого вчера текста. Своеобразная честность русской литературы выражается в том, например, что в датах не договаривают единиц,- известная шутка Владимира Владимировича Набокова. Не следует быть формалистами: точная дата в приключенческом романе всегда немного смешит читателя, не вызывая особенного доверия, как и весь приключенческий роман, а точное указание на 90ые, например, или 60ые выглядит куда более убедительно, (потому что честнее) Запись от первого июля, комментарий сделан второго, третьего возможно будет редакция. Все это любопытно, но сегодня уже четвертое. Не лучше ли сказать проще - на следующий день, через неделю, вечером того же дня и т.д. Или дело в том, что никто и не хочет сообщать точных дат и координат, никому это не интересно. Точной цифре читатель не доверяет. И правильно. Откуда вы знаете? Читающий доверяет или нет, не доверяет, смыслу рассказанной истории, а даты, точные имена собственные, географические названия могут вызвать вопрос. Самый грамотный человек, также как и неграмотный, начинает листать примечания, читать предисловие, ведет собственные розыски и дознания. Итак... "В последнее воскресенье масленицы 1578 года..."


             24 июня в 13.43.  Наполеон и Александр первый в Тильзите. Исторические аналогии не всегда носят настолько юмористический характер. Но, как нашим идеологам обойтись без аллюзий и ассоциаций? Ведь это уже материал для учебного и познавательного процесса. Филипок заинтересуется.   
    
            

              Мой рабочий стол никогда не походил на рабочий стол школьника или студента гуманитария, меня не раз упрекали в обывательском отношении к книгам и вещам, короче говоря, я никогда не терпел беспорядка на этой территории моего нравственного мира. С чего начинается Родина? С картинки в твоем Букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А вот, Федя наш продал Родину за издание Иоганна Шписа. Зачем он так поступил?

              Азы культуры. Честно говоря, советский школьник, дочитавшись до Сомерсета Моэма, братьев Стругацких и Юлиана Семенова, сказал бы, что репутация этих литературных авторитетов такова, что не вам и не нам и проч. Так мне и нет до них никакого дела.
             
              Продал родину за издание Иоганна Шписа. Имеется в виду издание немецкой народной книги о Фаусте 1587 года. Эта история в точном изложении фольклорного "оригинала" до сего дня может и поразить воображение, и разъяснить сумеречный небосвод нашего ума. В предисловии к порядочному изданию этих побасенок, конечно, расскажут о крестьянской войне и традиции европейской литературы. Сама, рассказанная деревенским мужиком история Фауста, достаточно жестока и умна. Ее психология только на первый взгляд проста: действительно, хитрый мужичок барина и обманет, и утешит, и побьет. А бог простит. Но это еще не все. Русский вариант про мужика, который договорился с чертом об урожае, также очень увлекателен. Ах, Фаусте, садовая голова!

                15 апреля в 8.28 Ich frage mich, obes heute Wasser in der Kantine der Stadtverwaltung gibt? Oder wird uns die russisch artodoxe Kirche helfen? По-немецки говорят с врагами, так считал Алексей Максимович Горький, а по-татарски, наверное, с добрыми знакомыми и соседками. Говоря о мифах... Их, конечно, не следует забывать, - наоборот, совершенно необходимо хранить в памяти. 
Пять друзей забыли про все опасности, когда в ясный весенний день отправились на свадьбу к своим соседям. Налетел ураганный ветер и снег, друзья сбились с пути и погибли, замерзнув в степи. В этом году бишкунак (биш кунак)пришелся на Пасху, кое-где были повалены деревья и пострадали линии электропередач. Сугробы, гололед, совпадение дат, цифр и обстоятельств наводит людей на выводы относительно общего смысла происходящих событий. Ясный день, однако, побеждает стихию - и бульдозеры работали не зря. Все в порядке. Мифологическая ситуация, повторение праздника неурожая.

                Самая циничная шутка, какую мне довелось услышать в последнее время, и как раз по поводу всех этих мистических совпадений; "А с этими кремлевскими праздниками так всегда!", - говорит мне одна знакомая.

                14 апреля в 23.54 Собачье сердце, лучшие моменты. 

                Кто прав, кто не прав, а кто же лев? Книги нельзя читать с целью определить собственные идеи по образцу прочитанного или чего доброго скроить собственные поступки под Байрона и Онегина. У литературы прямо противоположная цель, она показывает как делать не следует, как поступать не надо бы, хотя, быть может, так поступают все. Сколько я ни видел косцов под Шарикова, это было не лучшее поведение и поступки. Да и Филиппычу подражать нельзя. Как бы нам ни нравились его замечания, суждения и оценки, как бы ни смеялись над Шариковым, моя гипотеза - в том, что если поставить вопрос об альтер эго самого автора в этой повести, то скорее уж Шариков излагает авторскую точку зрения.

                Наша установка на объективность общего мнения, правильность и необходимость общих грамотных взглядов, идей, суждений сыграла с нами же очень злую шутку. Полагают, что общество живет общими мнениями, эти общие выводы сплачивают коллектив, объединяют людей... Почему, однако, численность этого коллектива не растет, а падает? Что вообще происходит в обществе, которое и дальше собирается игнорировать индивидуальное, частное, личное в угоду якобы верным и грамотным общим выводам и интересам? В какое положение попадает сам этот коллектив соучастников рядя общих глупостей и наивностей?

                Это "общее" мнение умудряется проигнорировать не только мое мнение, или ваше личное мнение, оно просто игнорирует любое не общее мнение, мнение и каждого обывателя и всех обывателей сразу. Чье же это мнение?

                Преображенский часто - глашатай истины и его замечания верны все до единого. Шариков опровергает все его взгляды и всю его деятельность, но он в этом совершенно не виноват. Виноват сам Преображенский, взявшийся изменить, по крайней мере улучшить человеческую природу. Автор не скрыл, а просто не считает нужным излагать собственную точку зрения, читатель может проследить и обдумать смысл, рассказанной истории сам. Булгаков был врачом, научная проблематика, точка зрения медицины на весь этот кошмарный исторический прецедент была ему совершенно ясна. Человеческую природу, также как и судьбу изменить нельзя, хотя, к этому следует стремиться, ради этого следует жить и работать. Но, по отношению к Шарикову Преображенский - образованный шарлатан, который сам еще черт знает чем занят, пытаясь кого-то учить и воспитывать. 

                13 апреля в 10.05 Прочел в сети, что обидчивые люди сами крайне жестоки... А не обидчивые что же, не жестоки? Жесткость на уровне поведения, по крайней мере, всегда была нормой. Здесь мне любопытно выяснить недоразумение. Я подозреваю, что это наша очередная мода и, возможно, что эта мода на жесткое поведение имеет свои границы. Ясность и трезвость мысли, точность, ну, хотя бы в изложении материала, производит впечатление ума, дисциплины и, кстати, делает мир доступным для понимания. Это нравится всем, наверное, более того, жесткость в изложении материала всегда очень увлекает студенчество. Дальше мы подражаем... и начинаются наши жестокости: по отношению к близким в первую очередь, к нашему несчастному правительству, к деловым партнерам и конкурентам, к совкам, к советам, к анти советам, к бабам, к дуракам, к попам, к врачам, к учителям, собственным родителям, литераторам, орским художникам и т.д.

                Если же говорить о реалиях, то жестокость -  это именно болезненное состояние, которым человек мучается, понимая его как вынужденную ситуацию. Ах, что я могла поделать? Очень часто люди жестоки, даже циничны, чтобы казаться умнее. Дураки подражают умным людям.

                10 апреля в 15.38  Великое княжество финляндское вошло в состав НАТО! Позор! Оп-ля! Вот, так хлопнули в ладошки и все проблемы у нас решены. А дальше что?

                9 апреля в 7.37 Эмпирический опыт, живые наблюдения, жизнь без прикрас... Волчонок висит на дереве две недели, не шелохнется. Когда его сняли, оказалось, что он жив, встал на лапки и ушел в лес. Интересно? Все что угодно можно наврать и про бином Ньютона, и про сермяжную правду жизни. А в чем она? Приметы, замечания, наблюдения, знамения. Не копай огород, пока не сошел снег и т.п. Даже точная стратегия поведения, правильная тактика подхалима, умный вид по требованию, жесткие поступки по расположению созвездий, чутье, опыт... Что толку? Это волчонок оставил след.

                8 апреля в 8.53 Всем читателям Карлоса Кастанеды посвящается. Без труда - не выкопать рыбку из пруда. Утром вечером - делать нечего. В дождь - не мыть грязной посуды! Редис родится самостоятельно! Семь раз вскопай, один раз залей! После нас хоть трава не расти! Медицина - высокое искусство! Пока гром не грянет!
                Принципиально рассмотреть Карлоса Кастанеду как писателя-деревенщика; быт и нравы индейцев Мексики, национальный колорит, побасенки, анекдоты, бухтины, байки, народные предания, образ природы, наконец, герой: молодой горожанин, наш современник, его жизнь в деревне, нравственный урок, который ему преподали простые женщины из села и деревенский колдун - реализм его описательной прозы.
                Эту запись многие примут на свой счет, скроив известную гримасу. Все это не так важно по существу, но есть повод разъяснить, что значит "принципиально". Принципиально - это только на вид предвзято, только на первый взгляд с предвзятой точки зрения, на деле это значит рассмотреть явление объективно и строго научно. Тогда, что мы увидим в скверного качества изданиях Кастанеды? И, кстати, о чем сама история, которую он рассказывает? К каким выводам мы придем, анализируя книгу точно по тексту?
                А ну вас, что-то мы прочли, что-то мы даже поняли и сделали, перелистали две-три культовые книги. Если Кастанеда, действительно, сделал точную запись разговоров с шаманом, то неудивительно, что стиль скучен, хотя тема очень увлекательна. 

               

                7 апреля в 18.54 Речи Александры Исаевны всегда казались мне тяжелы для восприятия, также и ее труды. Во-первых, чтиво оставляет осадочек, чувство, что зря потерял время. Кроме того, головная боль от пережитой жизни и судьбы, чужой, не моей, не имеет, естественно, никакого нравственного смысла - типичное похмелье и сказка о потерянном времени. В чем же здесь дело? Мне не нравится то что его труд на исторический сюжет вырывает героев из исторического контекста, параша - это не исторический фон, а дурной запах, и он загородил пол неба этот его герой. В историческом исследовании нельзя найти, собственно, исторического анализа, а огромный материал собран с целью запугать читателя, не более. Правда, всей этой кашей смог бы воспользоваться историк, но я то не историк! И хочется сказать, хватит!  Хватит поливать меня грязью! Россия лучше, умнее, образованней. Наша страна куда более культурна, чем показалось этому писателю-диссиденту, этому обывателю-маргиналу, этому врагу советского строя.
                Быть может, это уже известная нам по картинам в стиле "соцреализм" ситуация: пока художник создавал реалистический образ действительности(и бился за его публикацию), она, действительность, изменилась настолько, что образ все равно оказался не реалистическим. Теперь у художника-реалиста другая задача: подогнать действительность под тот реалистический образ, который ему известен, понятен и желателен. Не этим ли занялась наша политика? Шутка.

               

                4 апреля в 19.17 Иллюстрации Гюстава Доре к "Дон Кихоту"         
               
                ***
                Именно сатира и журналистика сделали Доре выдающимся реалистом : не героический пейзаж, не священная история, не романтическое фэнтези, а серии карикатур, произведения Рабле и, конечно, "Дон Кихот" Сервантеса. Фантастический пейзаж у Доре носит формальный характер. Возможно, что ад стирает черты индивидуальности. Лицо Данте(также и Вергилия) условно, вся фигура - памятник великому человеку в балахоне. Впрочем, серый пепел засыпает страстотерпцев и серый тон заливает лист, графический эффект работает на обобщенный образ скучной истории: Данте - великий человек и Вергилий величайший из людей, а вокруг - всего лишь страдающее человечество. Поздний журнальный романтизм производит впечатление скуки и серости. Так и должно быть.

                А вот, осел и плачущий Санчо, сумасшедший идальго в таверне рассказывает о своих подвигах, позади них Санчо слушает и ест с большим аппетитом. Дон Кихот штурмует мельницу, дерется с бурдюками, плачет в деревянной клетке, говорит со своими доспехами. Это искусство Нового времени, человек звучит ни капельки не гордо, но его можно понять. Мы узнаем в героях своих друзей и недругов. Я, например, узнаю самого себя в ослике. Росинант не менее убедителен чем его хозяин и не менее чем он безумен. Умнее всех выглядит именно ослик. Впрочем, это удивительное качество осла давно заметили. Смирение всегда было вполне благоразумно.
               
                Его альбомы могут поразить воображение: буржуа, депутаты, нищие, аристократы, крестьяне, заключенные, рабочие, дети, французы, испанцы, англичане, жители средних веков и нового времени, - кажется, что Доре нарисовал всех. Навряд ли найдется человек, который не мог бы найти в этих рисунках себя самого, этот житель Земли мог бы обидеться на замечательного рисовальщика, спросив, почему, Доре, вы не нарисовали меня? Но, такого человека нет на нашей планете.

                ***

                Священная история и сатира... Как правильно заметил товарищ Энгельс, критика религии - предпосылка всякой другой критики. Реализм 19 века сформировался во многом благодаря снижению, опрощению героической мифологии классического происхождения, разоблачению романтического героизма. Гоголь срывает генеральскую шинель с государственного служащего и мы видим нищего, полуграмотного городского неудачника, который замерз на улице. Пушкин, пародируя историю, превратил Тарквиния, героя трагедии, в графа Нулина, получившего от дамы пощечину. Так начался психологический реализм в русской литературе.

                Литература 19 века органично существовала в журнальном формате. Издания: ежемесячные, ежегодные и еженедельные, иллюстрированные гравюрами и литографиями, шли рядом и "бок о бок" с изданиями сборников стихов с их затейливыми виньетками на титульных разворотах. Бесподобная лесть благородному вкусу читательниц альманахов и придворных календарей определяла стиль заставок и виньеток в изданиях стихов Батюшкова и Жуковского. Амуры среди рощиц, факел любви среди идиллических лесков и ручейков, приютивших тихие могилы пращуров, были со вкусом декорированы в страничку очередного посвящения.

                На этом фоне и следует правильно читать дельные замечания Пушкина: "Не лучше ли сказать проще - лошадь?", например, и т.п. "Проза требует мыслей и мыслей, да и поэтам нашим не мешало бы обзавестись суммой идей позначительнее, чем у них обычно водится." Объективность взгляда на жизнь, точность реалистических деталей, перечисление не столько благородных эпитетов(сие животное, гордое, красивое и благородное... и проч. см. выше слова Пушкина), а конкретных деталей, бытовых подробностей, мелочей, в сумме создающих точную картину действительности, изменило русский литературный язык. Gut. Продолжаем вечером.

                *** 

                Статья не претендует на открытие, а единственная шутка, которой автор дорожит, считая ее важной, может показаться наивной. Я имею в виду свое замечание о благоразумии осла. Басня, действительно, давно известна, но, в данном случае, она приобретает строго научный вид. Осел - единственное разумное существо в кампании Дон Кихота, Росинанта и Санчо. В этом все дело. Росинант не мог сохранить рассудок, подчиняясь безумцу, он давно уже съехал. То же и Санчо, однако, его крестьянский здравый смысл выручил если не его самого, то, по крайней мере, его осла, животное выглядит вполне здоровым, его никто не заездил до полусмерти, он не штурмует мельницы, а, главное, ни слова не понимает в речах идальго и уже поэтому не может подчиниться или попасть под влияние психически больного рыцаря. 

                Осел, я думаю, что именно он, если бы животные могли разговаривать, и осел заговорил, сказал бы по этому поводу, что все это рисунки Гюстава Доре, художественный образ, созданный выдающимся художником, гениальным рисовальщиком, блестящим карикатуристом и иллюстратором. Что касается до меня, заметил бы он скромно, то я никогда не пользовался таким успехом как Дон Кихана и никогда не мечтал об этом! Мне вполне хватало моей лужайки или моей горной тропинки, которая рано или поздно все равно приведет меня к пастбищу... Я ни слова не понял бы в его речах, так много они там все говорили, так что дар речи никогда не казался мне таким уж большим преимуществом. 

                Эта хохма и есть магия реалистического искусства... Узнаваемость убедительного художественного образа - в высшей степени интересное явление. Реалистический пейзаж часто сопровождают точным указанием на время и место: "Вид Делфта", сообщает нам художник, "Московский дворик" ( не питерский и не самарский, московский), "Аппиева дорога" - никакая другая, "Романовка" - точное название одной из известнейших дорог в России, не перепутайте ни с какой другой дорогой. И, действительно, сколько их на Руси, разбитых, разъезженных, растоптанных на всю степь дорог, ведущих за горизонт, в неизвестность, или в никуда. А вот вам и толкование: по этой дороге шли и идут по этапу каторжники, поэтому она такая широкая. Пусть в наши дни любой фотограф может снять похожий ракурс обычного проселка во всю ширину кадра, эта дорога имеет точный образ, характер и адрес, указанный в названии во избежание путаницы, известного по фильму Ильдара Рязанова "С легким паром!" анекдота, когда один натурально панельный дом как две капли воды похож на другой, а люди, блуждая в жилом массиве, перепутали под Новый год не только рюмки и кружки, но также адреса, квартиры, города и своих возлюбленных. 

                Возвращаясь к иллюстрациям Доре, следует сказать, что его рисунки вообще особенно отличается этим качеством узнаваемости. Убедительность у Доре носит строго научный характер, он изучает явление, его отражение, описание, действительности и в целом и в деталях, настолько до мелочей убедительно, что мы с вами, глядя на эти рисунки, не можем не узнать в них самих себя. 

                Насколько сатира - изысканная форма лести: она есть и критика и увеселение. Доре всегда работал на заказ, в том числе для Тьера, кстати, и рисовал не только парламентариев, он рисовал всех... Но, рассуждая таким образом, мы договоримся до того, что реализм еще изысканнее как любезность. проблема зеркала: не пойму, что там за рожа. Но, до чего же интересны соответствия с природой в абстракциях, просто - чудо. Что здесь раздражает, даже злит? 

                Осел,( как я его понимаю, глядя на рисунки Доре), не только совершенно здоров нравственно, в отличие от других персонажей, он еще и очень умен... Он один, конечно, додумался процитировать социал демократа Плеханова, перефразировать Томаса Манна и сказать, что все это рисунок, просто рисунок. Осел - философ, осел - политик и критик. ( Так автор определяет свое собственное место относительно исторических событий и личностей. Все правильно).      

                *** 

                Слова Плеханова о бундовцах на втором съезде РСДРП: "Не знаю, говорят ли лошади, но то, что ослы заговорили, это точно." -  слова очень умного человека о демократии. Видимо, Плеханов скорее рад этому событию, то есть тому, что ослы говорят, но не согласен с некоторыми высказываниями и идеями. 

                Далее автор указывает на известную статью Томаса Манна "Бильзе и я". Статья немецкого писателя является ответом на упоминание его произведений в судебном заседании по делу о разоблачительной книге австрийского военного, лейтенанта Бильзе, оклеветавшего или разоблачившего своих сослуживцев.
Манн объясняет, что у художника нет задачи скомпрометировать кого-то или о чем-то кому-то доложить. В отличие от борзописца, писатель если компрометирует, то только самого себя, потому что все люди, о которых он рассказывает, это образы его творческого воображения. Он вспоминает, кстати, что с этой проблемой столкнулся уже в десять лет, когда рисовал человечков. Всем было интересно, кто это, он же отвечал, что это рисунки, ничего больше, просто рисунки.

                Однако, еще немного об ослах. Второй съезд РСДРП известен размежеванием русских социалистов с одной национальной группой, настаивавшей на своей автономии. Речь идет о Бунде. Плеханов обругал их ослами, зная, видимо, что осел - одна из эмблем демократии. История РСДРП(б) началась с того, что с ними размежевался Еврейский рабочий союз и меньшевики. Бунд поддерживал временное правительство и Керенского, отменившее все 140 законов и распоряжений о евреях, принятых в царской России, и сотрудничал с партией Ленина до 1921 года.

                Это разъяснение я делаю только для того, чтобы моя милейшая басня не казалась национальным анекдотом. К слову сказать, я не люблю национальный анекдот, какой-либо. 

                Мы, как правило, в высшей степени недоверчивы как раз к точным сведениям, полагая, что они слишком опасны. В результате, на торгах нашего благоразумия мы покупаем даже не кота в мешке, а просто собственную глупость в изящной упаковке, с подробной инструкцией ее применения. Значение образа искусства невозможно переоценить, эта валюта обеспечена талантом, умом и добросовестностью строго научного мышления. Таковы рисунки Гюстава Доре. 

                Первый закон логики(закон тождества), гласит, что невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-то одно. Это значит, что для изложения следующей мысли лучше перейти на следующий абзац, чтобы не допустить путаницы.

                Я сам был удивлен результатом своих изысканий. Меня не часто называли ослом. Одна моя приятельница, правда, утверждает, что мне пора срочно прекратить сочинение похвалы своим умственным способностям и прекрасным душевным качествам. Дело в том, что любая метафора(так она все это разъяснила) построена по законам аналогии. Собственная рефлексия аналогий и тождеств и приводит нас к правильному пониманию себя относительно аналогичного другого. В этом задача всех басен, например, убедить людей, в том что они люди, а не ослы.

                1 апреля в 10.50. Дон Кихот создает тоталитарную секту. Эта первоапрельская шутка весьма насмешит моих родственников. Слышали новость, старший Кихана отправился в святую землю, воевать с маврами. А Мавра? А Мавра обратилась в полицию.

                26 марта в 13.53  Орбит со вкусом карасей в сметане.
Теория конфликтов по роману Тургенева "Отцы и дети". Базаров - молодой человек дурного вкуса и тона, в отличие от Павла Петровича хорошо воспитанного культурного человека, помещика и интеллектуала средних лет.

                В связи с этим романом Тургенева у меня в памяти анекдот.
Александр Ильич Ульянов был очень недоволен братом своим, Володей, и жаловался близким на то, что тот все лето валялся на диване и читал Тургенева, ничем больше не занимаясь. Эта история была рассказана и даже разыграна в большом документальном сериале о жизни Владимира Ильича Ленина. Насколько я помню, его изображал Губенко. Кстати, если уж вспоминаете, то могли бы уточнить все эти "насколько я помню" и "тот, который" все лето бездельничал, который, спрашивается? Ясно, что весь сериал нужно посмотреть снова.

                А времени на это уже нет. Я пишу по утрам за чашкой чаю и сейчас думаю о том, причем здесь я? Видимо, ни причем. Это семейный эпос Ульяновых.

               

                7 марта в 17.00  Да не подумает мой односельчанин, что эти господа - моя крыша, это образец русского искусства.  ( Про этюды Репина к заседанию государственного совета). Цепкие детали, бытовые подробности в тексте наводят читателя на наше (и ваше) собственное бытие, до которого художнику якобы нет никакого дела. На выставке "Москва-Париж", проходившей в 1982 году, лучшие этюды Репина висели рядом с картинами Эдуарда Мане. После были учтивые разговоры о том, что Илья Ефимович работал не хуже, а быть может и лучше французского мастера. По углам залов были расставлены маленькие бытовые вентиляторы. Жара была ужасающая, количество людей таково, что смотреть картины было почти невозможно. Сейчас все это сюжет для грошовой статьи в местной газете, о том что советская власть не имела денег на кондиционеры. Даже в музеях их не хватало. 

                Или изумительная строчка Иосифа Бродского из большой элегии Джону Донну, "Все речи спят со всею правдой в них...". Как название советской газеты проникло в подробное описание ночного пейзажа Лондона 17 века? Реальность советской эпохи все-таки просочилась через щель закрытой на засов двери, и это была газета с речью Леонида Ильича Брежнева, а не Джона Донна. Апатия позднего советского времени требовала от людей чего-то, существующего помимо каждодневных забот советского гражданина.. Книги читали запоем, так и говорили "читал запоем".  Я именно так, за одну ночь прочитал "Дознание" Петера Вайса" и "Футурологический конгресс" Станислава Лема. Как это ни странно, слово "дерьмоящик"(телевизор) и цветной дерьмоящик появилось позднее, в 90ые годы.

                Эта строчка - ключ к стихотворению. В ночной тишине поэт слышит голос своего сердца. Советские художники любили ночные окна с видом спящего города. От ночного вида московского кремля Никонова до видов ночной провинции, через окно или просто, у Андронова. Десяток значительных картин Виктора Попкова изображает спящих людей: и это сам художник, заснувший под окном в своей мастерской, или спящие мужчины и женщины, спящие на койках в общежитии рабочие, или изумительно современный по тем временам вид страны лентяев в полуденном отдыхе бригады, картине изображающей отдыхающих на зеленой траве сельскохозяйственных рабочих. Как здесь  не вспомнить тусклые ночные окна и темные, с гоголевским мраком, заметенные снегом дворы, с красноватым отсветом загозованного неба

                Иногда от нашего гуманитария можно услышать, что "нужно было думать о жизни, а не искусстве", "о людях, а не о творчестве", бывает,  говорят, что искусство кино - это элитарный журнал, что правда - это газета, а слово - не воробей... Ну и собеседники у меня бывали. 

                18 февраля в 0.22  Белка и Стрелка сообщают, что в космосе началась война с украспутниками. Россия применяет ракеты для уничтожения украинских объектов в космосе. Предложение обеих собачек отправить премьера Мишустенко на Луну не встречает поддержки. Это плохо! Нога человека давно не ступала на поверхность древнего естественного  спутника Земли!. 

                10 февраля в 10.18 По сведениям нашей разведки жадные аптекари, сейсмологи и аквалангисты скрывают от жителей русских городов и деревень истинные причины войн и стихийных бедствий. Вчера стало известно, что уже семь наших летательных аппаратов исчезли в открытом космосе, улетев в направлении одной из неизвестных науке галактик, в то время как аптекари, сейсмологи, летчики-испытатели и другие товарищи прилагают все усилия к тому, чтобы скрыть от народа правду! Имплантация, гонорея, страсбургский пирог и французские бублики - вот истинные причины крика поджелудочной железы. 
                Сейсмолог.

                Если бы Афина, дама патронесса и защитница Афин увидела бы ныне, в год 2023 от рождества Иисуса новости русского интернета, чтобы она подумала о нашей сильной и честной, мужественной международной политике?

                Тогда, в 5 в. до н. э. в то далекое время, когда ее статуя украшала Акрополь, молодой афинянин, эллин, житель цивилизованного города, бывшего культурной столицей Европы, думал не только о спорте и симпосиумах. Афиняне всерьез воевали за порты и побережье малой Азии, колонии на Черном море, грезили, и не только грезили, о покорении Персии, думали  о Босфоре и Дарданеллах, геркулесовых столпах, проливе где небо соединяется с землей и Атлант держит его на своих плечах. 

                Агностики, наверное, сидели дома. Бездельники, не радевшие о высшем промысле и государственной политике, они не имели твердой веры в предопределенность хода вещей, с недоверием относились к заданной повторяемости действий предшественников, более подчинялись собственному эгоизму, чем идее долга перед обществом, ответственности перед народным собранием.

                Морехода ведет твердая вера в судьбу и созвездия. Стрельцы, раки и скорпионы, девы и близнецы помогают ему в дороге, он же надеется на богов и презирает idiosa - собственника, мещанина, человека ограниченных возможностей и интересов, безразличного к выплатам налогов и пошлин, содержанию ночлежных домов, гетер и театра.   
               

                Движение атомов, превращение воды в осадки, взаимодействие стихий занимает умы философов. Космос мыслится как гармония сфер, музыка, которую и следует изучать. По переписи населения в 117 олимпиаду, сделанную Архонтом эпимелетом Деметрием Фалерским (он архонтил с 317 по 307 г. до н. э.), в Афинах была 21000 граждан, 10000 метеков, приезжих без прав гражданства, и 400000 рабов.   

                Деметрий Фалерский мог бы выдать еще более точные исторические сведения всем любителям детской энциклопедии и "Книги будущих командиров". Дивное издание! В свое время эта удивительная книга, пособие для юных стратегов и тактиков, многому меня научила. Я узнал, что такое "Пиррова победа" и греческая фаланга, что такое фланги и легкая кавалерия, меня невероятно увлекли древние каски и, кажется, что именно там я прочитал о брусиловском прорыве и первом применении на войне отравляющих веществ. Применение огня, катапульты и танчики, сногсшибательно красивый маршальский меч, подаренный Сталину, - все это было в объемистом томе 

                12 января в 23.37 Политинформация. Новогодние новости 1991 года. Водка закончилась, алкаши штурмуют магазин. В Чите весь декабрь не торговали водкой, за день до нового года заработали семь специализированных магазинов по продаже спиртного, милиция отправила в очереди весь свой штатный состав, на улицах произошло пять убийств. В Москве открыт первый Макдональдс. За первый день работы в ресторане побывали 30000 человек...

                Сухой закон, который должен был "ударить по тунеядству, разгильдяйству и бездорожью", был наездом на виноделие. Пачка новых анекдотов, о том что нам уже НЭВМАГАТЭ, после известной аварии, накрывшей радиацией половину Европы, война в нагорном Карабахе, стрельба в Прибалтике, большое значение психов в нашей общественной жизни и стадион Кашпировского, табачный кризис, - все еще при покойном Михаиле Сергеевиче Горбачеве. Иногда кажется, что историю делают факиры, а не кухаркины дети, как все мы привыкли думать.

                Сознаюсь, не стал бы я поминать недобрым словом кухарку, да и Михаила Сергеевича, но, как забыть замечательные слова Владимира Ильича Ленина? Кому придется отвечать? Кухарке.
- Я вижу, как вы развиваетесь после Каутского, - визгливо, пожелтев лицом, крикнул Филип Филипович. Тут он яростно нажал на кнопку в стене. Сегодняшний случай показывает это как нельзя лучше. Зина!
- Зина! Крикнул Борменталь.
-Зина! - Орал испуганный Шариков.
Зина прибежала бледная.
- Зина, там в приемной... Она в приемной?
- В приемной, - покорно ответил Шариков, - зеленая как купорос. 
- Зеленая книжка.
- Ну, сейчас палить, - отчаянно воскликнул Шариков, - она казенная, из библиотеки.
- Переписка называется, как его... Энгельса с этим чертом... В печку ее! 

                Слова, как выяснили историки принадлежат или Троцкому, или Ульянову(Ленину). "Каждая кухарка должна научиться управлять страной."   

 

                6 января в 17.07 Последние работы Бенкси, созданные в Киеве и киевской области. No comеnts. 

                Что такое добрые знакомые в советское время: антибиотики детям -через знакомых, книги - через подруг, работающих в книжном магазине, скандал из-за трехтомника Кнута Гамсуна между родственниками, хороший чай и апельсины на Новый год - благодаря связям в горпищеторге. Да, забыл сказать про тазик красной икры,( в котором специально для меня, наверное, торчала столовая ложка) Такие
.значит, бывали посылки с острова Сахалин. Что читали, кроме Тургенева и газеты "Правда"? Конечно, "Мастера и Маргариту" и роман Томаса Манна "Доктор Фаустус". 

                Юрий Лившиц, о котором читатель моего эссея может ничего и не знать, (Что он там вообще знает этот читатель?), Лившиц очень интересно и убедительно рассказывал о том, что Мастер с его сверхъестественными связями и потусторонним блатом повел себя безнравственно, вообще дурно себя повел, потому, хотя бы, что свалился с ног всего из-за двух приторных статеек в местной газете и одной кляузы. И это читатель романа должен бы хорошо понимать иначе до него не дойдет трагичность истории, которую рассказал Булгаков. Комментируя роман точно по тексту, Лившиц, не вдаваясь в суесловия, толковал нравственный смысл происходящих событий.
 

......................... "Доктор Фаустус". Русский читатель, читая роман в переводе и увлекаясь философскими штудиями, не всегда хорошо  понимает меру авторской дистанции от всего, что говорят, обсуждают, утверждают герои, персонажи произведения. Негативное отношение самого писателя к речам в салоне Шлагингауфена, например,(читай главу 33) реакционной проповеди Кридвиса или Брейзахера , совершенно ясно заявлено, но в речах другого персонажа, Серенуса Цейтблома, он же рассказчик. Может показаться, что Манн вообще уходит от точных оценок и нравственных выводов, но это не так. Он не афиширует собственные взгляды, как раз потому, что он автор текста, а точка зрения художника опровергает любое доктринерство. Можно сказать, что он дает возможность высказаться оппонентам, даже если это начетчики и шарлатаны. Будучи художником a priori, а не идеологом или политиком, он рисует свои сцены, показывает героев объективно, а не с некоторой дидактической точки зрения. Цейтблом излагает свою точку зрения совершенно ясно, но его учтивость именно сбивает с толку  читателя, не имеющего классического образования и академической культуры. Но таков замысел писателя: ваши досуги, читатель, на вашей совести, вы должны во всем разобраться сами. 

                Рассказывая о собраниях в интеллектуальном клубе, престижном буржуазном салоне, где не только разговаривают, но и хорошо обедают, Томас Манн не становится сатириком не только потому, что общий трагический фон повествования оказывается сильнее комического эффекта, который производят завсегдатаи салона, - люди совершенно точно найденной, ясно определенной социальной роли, сами обобщившие себя и свое поведение в заданный образ; властителя дум, глашатая истины, буревестника революции и т.д. Это относится и к "безумствующему" поэту Даниэлю Цур Хойе, который эффектно пародирует диктатора, и к фабриканту Буллингеру, и к прекрасным принцам, молодым представителям семьи Гессен Насау, это качество обобщения себя в заданный образ Манн показывает как некоторое общее качество членов светского клуба. Еще немного и все они либо сами заговорят идеомами "нового века", заученными наизусть кусками газетных передовиц, либо начнут им аплодировать. Даниэль Цур Хойе уже говорит повелительными жестами. а не словами. 

                Подробность, внимание к мелочам, деталям, нюансам тонких душевных движений и переживаний (как сказала мне одна моя приятельница) - отличительное качество, если не смысл всего творчества Томаса Манна. Его гуманизм - не философская штудия, не политическая доктрина, а способ видеть и понимать, культура восприятия и мышления художника. Поэтому славословить этого писателя за психологический реализм кажется почти наивно. Да простят меня грамотные критики, которых я всех взял в "приятельницы", они, конечно, знают, что говорят, а мной руководят слишком личные мотивы. Влияние русской классики, Льва Николаевича Толстого, например, на стиль "Будденброков" давно изучено и раскрыто на первых страницах предисловий, мне же Томас Манн - портретист напоминает Энгра. Возможно, что это не вполне точное замечание заслуживает упрек в наивности. Причем здесь изобразительное искусство, ведь речь идет об интеллектуальном романе? Не слишком ли я преувеличиваю значение своих книжных полок, где альбомов по живописи и графике немного больше чем романов 19 и 20 века? Писателя, естественно, интересуют люди, а не идеи. Идеи он рассматривает очень внимательно, но только для того, чтобы проследить симптоматику времени, определившую поведение людей. Никакого сведения человека к картинке, к плакату с нравоучением, никакого сатирического обобщения образа, конечно, не удалось бы найти на страницах Томаса Манна.

                Обобщает жизнь, а не литература, мы сами своим политиканством, фразерством и демагогией. Художник в любом случае идет от общего к частному, от мысли, идеи, к конкретному образу. Но, здесь я невольно останавливаю себя и поток своих слов. Как прекрасно можно устроиться, разъясняя  безупречного писателя, полагая тем самым и себя самого сопричастным этому солнцу европейской литературы! Как будто я сам биограф... Это совсем не так.  У меня очень скромные познания, и, начав текст, я еще не вполне понимал задачу. Глава 33 романа "Доктор Фаустус" толкует ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, время в котором пишет рассказчик, а это 43-44 год и время, о котором он пишет, это время первой мировой войны и последующих известных событий, революции и кризиса 20 годов. Так что развернутый "кухонный базар" (салонный разговор) за политику и культуру 20го века, происходивший в 1919 году, о котором рассказывается в конце, точнее во второй половине 33 главы книги, имеет большое значение. Его следует перечитать вниматнельно, также как и предшествующие рассуждения Цейтблома о том, "как странно смыкаются времена", время, в котором он пишет. и время, о котором он рассказывает.   

                1 января 2023 в 21.30 С НОВЫМ 2023 ГОДОМ!

                Для начла два слова о том, что такое аллюзия. Строго говоря, это аналогия с уже известным образом культуры, литературы или политики. Прозрачность аналогии настраивает читателя, зрителя на создание собственных смыслов, эти тривиальные домыслы вписаны в некоторый сектор политики, общественной морали и культуры. Например, Феликс Круль, герой романа Томаса Манна, удачливый герой любовник и авантюрист, отказывается от своего имени и представляется маркизом де Веноста. Таким образом этот юноша будучи лакеем, самозванцем, вором, развратником и т.д. т.д. т.д. - пора, наконец,  остановить эту исповедь, занимает привилегированное положение в обществе. Теперь представим себе фельетон в местной газете, под названием "Маркиз девяностых". Что там узнает из фельетона читатель - неясно, но образ уже существует. Возможность аллюзии определяется тем, что мораль, как известно, одна, а историй множество. Поэтому существует такой художественный прием. 

                Но, мышление по аналогии может не только уподобить, но и легко отождествить черный понедельник с черным Пятницей, бомбу и конфетный фантик. Опасность домыслов по поводу происходящего здесь и сейчас в том и заключается, что поиск аналогий может стать поиском оправданий, а отнюдь не поиском истинных причин. Все международные конфликты имеют историю, но что нам с вами, а тем более людям, которые непосредственно вовлечены в боевые действия, словосочетание "балканский кризис"?   

                Третий мир или четвертый, пятая часть мракобесного сериала или шестая, но господь не слышит наших молитв, пока мы их бормочем  себе под нос вместо того, чтобы ясно сказать, что есть вещи, которые недопустимы ни в жизни, ни в политике, ни в мышлении человека. Мне то что до третьего интернационала? Мне то сейчас зачем история ВКП(б)? Что нам с вами с того, что в 14 веке богословская школа диалектиков уехала из Константинополя в Рим, а богословская школа исихастов навсегда осела в Москве? Мне то какое дело до того четверо Иванов четвертых сидело на Москве или один Иван Грозный?

                История повторяется до тех пор, пока ее не хотят понимать, пока человек и общество не способны сделать нравственные выводы из опыта происходящих событий. 

            

                20 декабря 2022 в 22.59 Интервью с Джоном Ленноном.
"Нами руководят маньяки ради собственной финансовой выгоды. Я думаю, что понимал это еще когда мне было 16 или 12". Джон Леннон сказал эти слова о власть предержащих(держащих) времени своего детства и юности: а оно пришлось на вторую мировую и последующую за тем холодную мировую, в ожидании третьей мировой (сделки?), обо всех правительствах тогдашнего "многополярнного", от Саян до Карпат, от Атлантики до Урала, более позднего периода, периода до, во время, и после войны во Вьетнаме... Он сказал эти слова о людях, которые всерьез полагали, что более всех работают для нашего общего будущего. Ну, не ему одному вся эта история напоминает БРЕД. 

               

                26 октября 2022 в 16.23  Аристотель, человек, изучающий природу, ученый. Серьезное отношение к науке сформировало характер и лицо этого человека. Читая книги, он придерживает страницу палочкой, годной для начертания знаков на песке. Рядом аллегория, на которую у иных аллергия. В европейском фольклоре курица символизирует нечистую силу, курица - не птица и индюк летает недалеко, так что возможно предположить, что это межеумок, невежда, который, заметьте, двигается в одном направлении, а смотрит в противоположном, повернув голову назад... Так что это еще и схоластика, схоласт - зубрила, он следует известному пути, опираясь на накопленный опыт, и полагает, что истина у него в кармане. Так же думает Алеша, герой русской романтической сказки "Черная курица", как только он теряет зернышко, подарок Чернушки,(а так всегда происходит с подобными подарками) выясняется, что он ничего не знает. Так что наша аллегория невежества вполне традиционна. 

                Однажды я увидел женщину, которая шла по улице не так как все обычные люди, удерживая равновесие позвоночника при шаге вперед, а в обратном направлении, , делая шаг назад, как будто глаза у нее были на спине. Эффект обратного движения давно заметили, прокручивая назад кинопленку. Прошагав таким образом метров сто пятьдесят, она спокойно свернула за угол, с улицы Ленинского Комсомола на проспект Ленина. 

                20 октября 2022 в 1.21   

                Образ Дон Кихота слишком известен, чтобы всерьез о нем думать. Между тем, здесь есть о чем поразмыслить. Итак, сумасшедший имеет успех по всей планете настолько, что мы забыли в чем дело. Дело в рыцарских романах, Сервантес не рекомендует читать пошлости. Автор Дон Кихота считает, что рыцарский роман - пошлость. Следует ли настолько доверять авторитету, пусть даже и Сервантеса? В известнейшей главе романа, действие которой происходит в библиотеке рыцаря печального образа, цирюльник выделяет, например, "Амадиса гальского". Действительно, книга до сего дня переиздается. Этот дивный образец детской литературы(известно его переложение для детей) не так чтобы компрометирует библиоманов и ценителей изящной словесности. Я прочел эту книжку и, в общем, должен сказать, что это фэнтези не хуже любого другого повествования на наивно-героический сюжет. Правда, стиль фантастически крутого романа о Тарзане понравился мне еще больше. Я знаком с еще одним бестселлером этого американского автора... "Принцесса Красной звезды" таково, кажется, название этой книги. В ней немногим более ста страниц, но количество действия на один абзац таково, что безудержный смех не оставляет читателя недели две, наверное,( что не вполне здорово, смех бес причины - признак дурачины)должен предупредить об этом всех читающих на русском и других языках, особенно подрастающее поколение.

                Книжный бред - форма маразма, в которую впадает каждый потребитель бульварной беллетристики. С бульварной литературой, созданной несколько столетий назад, ситуация еще осложняется(???). Гигиена чтения - серьезная проблема: грамотный человек читает не только в силу профессиональных интересов, но и для того, чтобы развлечься, отдохнуть. Насколько это может совпадать ясно по свидетельству Хемингуэя: он, с целью отдохнуть от собственной работы, читал Сименона. Также читают большинство исторических повествований. Девицы западают на чтение романов больше, чем их ухажеры (так полагает каждый читатель "Евгения Онегина"). Есть книги, которые остаются нашими спутниками до конца дней.   

                Что до маразма чтения, то его лечат чтением. У Дон Кихота не было порядочного образования. На самом деле, если бы он учился в университете, а не засиживался в чулане, набитом книгами, результат был бы совершенно другим.   

                17 октября 2022 в 0.51 Один из самых смешных и наивных людей, с которым я столкнулся, Москович, экстрасенс и гипнотизер. Он бывал в доме моего деда и неплохо развлекал общество смешными манерами. На больших семейных праздниках он вежливо налегал на закуски. Маленький коротышка с добродушно-обиженным выражением лица, он иногда становился душой вечеринки и тогда начинал показывать свои фокусы. Он мог двигать ладонью рюмки, находящиеся на другом конце стола, и угадывать слова, которые вы по его же просьбе думали, глядя ему в глаза.  обыватель в подтяжках, с пухлым красным лицом и рыжими усами, он всегда был весел, добродушен и учтив. Его выдавали глаза, маленькие, злые глаза смотрели на вас внимательно и серьезно. Чем он еще занимался, я не знаю. Однажды он мне явился среди бела дня в виде галлюцинации.. Как сейчас помню, на нем были шорты, красный пионерский галстук и пилотка. Он вышел на середину комнаты и начал бить в барабан. Усы его выглядели невероятно смешно. Как советский обыватель умел прикидываться простым и честным человеком, все помнят. Москович обывателем не прикидывался, он им всегда и был, обывателем. Я не уверен, что он хорошо понимал опасности сего промысла, впрочем, советский гражданин чем бы не увлекся, лишь бы не был пьяницей. С него много не спрашивали.

                Опасность любого шарлатанства - та установка на глупость, которая начинает работать в конкретных обстоятельствах, здесь и сейчас хорошо нам известных, но то что эта же установка на полный маразм сработает позднее, при других обстоятельствах, мы не хотим знать... Так работает любая привычка или порок, позволив себе что-то, мы повторим поступок. Поэтому детям просто запрещают врать, например. Говорить чепуху и верить в свои слова нельзя, мы обманем других, введем их в заблуждение, но, то что лгун опасен для самого себя, как опасен для самого себя пьяница или игрок, никто никому не объясняет, это мы вольны понимать или не понимать сами. К слову сказать у меня с Московичем была довольно сложная интрига, которая очень просто выглядела, я, в основном, смотрел в тарелку, значит, на свои руки. Впрочем, я, естественно, все утрирую в воспоминании. 
                Уникальное свойство обмана заключается в том, что, как правило, мы сами верим в свое же врание. Москович очень грамотно себя вел, и рюмки из-за него со стола не падали. А детям никто никогда особенно не препятствует в их шутках, наоборот, им еще подсовывают сказки, мифы и легенды, для того чтобы они поскорее научились различать сказку, ложь и мораль, нравственный смысл любой истории, который существовал и существует объективно. Чувство, с которым мы смотрим мультфильмы: ребята, сколько можно ржать над детьми? Сами мы , конечно, гораздо умнее, что говорить.   

                Мышление абстрактно, более или менее, так как мы мыслим образами, которые храним в памяти, восприятие действительности конкретно, это работа наших чувств, глаза, слуха, осязания. Мышление всегда подчиняется физической причинности, или мы галлюцинируем, а не мыслим. Мысль без причины - признак дурачины; например, смех без причины указывает на то, что человек плохо владеет собой, не следит за ходом мысли и своим поведением. Действительно, неприятно наблюдать, как кто-то за столом хихикает. Надо понимать так, что рефлексия возвращает нашу мысль к действительности, сажает нас обратно за стол, чтобы за столом не происходило, а мечтательность ведет к распущенности и язве желудка. 

                Точка зрения медицины, собственно, научная точка зрения, гуманна как по существу, так и в методе. Некоторые черты "нигилизма" как качество профессии врача объясняются серьезностью и ответственностью работы и ее характером. Врач всегда слишком хорошо знал анатомию, в отличие от иного студента академии художеств или живописца, которому довольно самых общих сведений. 

                Смысл чтения в том, чтобы следить за изложением мыслей, она(мысль) может быть сжатой, конспективной, афористичной или развесистой подобно клюкве, но, это тот живой процесс, который и интересует читателя. Если мы читаем что-то штампованное как стандартный продукт, активизируется собственная мысль, критика. Для этого читают предисловия советских изданий. 

                Москович приезжал в пионерлагерь с программой гипнотического сеанса. Что там вытворяли спящие на сцене... цветочки собирали. Потом не помнили, неловко им было. Он же собирал полный зал на гипнотических сеансах в Доме Культуры. Меня он однажды попытался повести ладонью за спиной, я сделал шаг назад и отошел в сторону. Тогда же гремел Чумак со своими грибами в банках, а жителей квартирок мучили домашние насекомые. Кашпировский, стоглавая гидра реакции, запугивал целые стадионы, а господин Москович, кстати, был неплохим тамадой, иногда он вел свадьбы и именины.   

                11 октября 2022 в 2:33 На некоторые вещи обращаешь внимание не сразу. Известный сборник европейской философской эссеистики "Сумерки богов" ("Политическая литература" 1990) очень интересно составлен. Первым номером идет "Антихристианин" Ницше, последнее произведение философа, созданное в относительно здравом уме, то есть уже в бреду, но еще не в лечебнице. К тексту по крайней мере нет вопросов с точки зрения его достоверности, первое издание подготовил к печати сам автор. Далее идет работа Зигмунда Фрейда, врача психиатра, лучшего специалиста по неврозам, в чем может убедиться каждый читатель "Будущего одной иллюзии". В работе точно разъясняется что такое невроз, он рассматривается как проблема не только одного специально изучаемого индивида, но и всего общества, которое игнорирует или в любом случае ставит под вопрос личную жизнь, ее смысл и требования. Следующая работа принадлежит Эриху Фромму, ученику Фрейда, далее Альбер Камю рассказывает нам все, что ему интересно о проблеме суицида, и задается суицидальным вопросом, "Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?", и наконец, Жан Поль Сартр вносит некоторую ясность в проблематику сознательного поведения человека в жестких или безжалостных обстоятельствах. Сборник предваряется предисловием с цитатой из Энгельса, которая гласит, что "критика религии - предпосылка всякой другой критики". 

                Обратив внимание на характер сборника, я перечитал опус Ницше, и не мог не засмеяться над побасенкой, анекдотом, который лежит в основе дальнейших размышлений философа. Сократ, старый, выживший из ума педераст растлил Платона, аристократа, юношу из благородной афинской семьи, и растлил именно лицемерной нравственной проповедью. Не также ли поступают с немецкой молодежью священнослужители - лицемеры, последователи Иммануила Канта и евреи христопродавцы? Кажется, этот аргумент наиболее убедительно доказывает убеждение Ницше в том, что христианская добродетель - ложь, а требование социальной справедливости - вздор. (Дотошный читатель заметил, наверное, что я прочитал примечания и пролистал другие произведения Ницше) Конечно, досуги философа на его совести, но почему же он сам так и не засмеялся над своей профессорской шуточкой? Потому, наверное, что "шуточка" - это не так чтобы очень немецкий способ уйти от категорического императива. В последнее время и россиянин становится катастрофически серьезным явлением. А что вы хотели? Однако, вернемся к тексту немецкого автора.   

                "... Передо мною ужасное, тяжелое зрелище, я откинул занавес, скрывавший человеческую порчу... Немцы сразу поймут меня, если я скажу, что философия испорчена богословской кровью... История Израиля неоценима, как типичная история денатурализации ценностей природы..."  Хватит, однако. Но, я цитирую с определенной целью, так что еще немного. "... Я осуждаю христианство и выдвигаю против христианской церкви самое страшное обвинение, какое когда-либо звучало в устах обвинителя. Она для меня худшая из всех мыслимых порч... Именую христианство одним сплошным великим проклятием, одним сплошным инстинктом мщения..." Показывая, разъясняя, иллюстрируя на примерах мстительное чувство, которое лежит в основе любого невроза, Ницше заражается мстительным чувством сам, иными словами, сходит с ума. Но, за что, собственно, он хочет отомстить Сократу и Иммануилу Канту?  Велеречивость его высокого стиля дурно пахнет. Здесь интересно наблюдать, как слова мстят демагогам, когда они сами начинают верить в то что говорят и пишут. Эта же история показывает, как слова мстят, когда приходит время отвечать за них, и мы начинаем думать о том, кто же нас так обманул? И, кстати, чем же нам так не угодил Сократ, чем он так насолил мыслителю, увел у него девочку?   

                23 сентября 2022 в 17:05. Вчера в подвале Дома Художника было обнаружено лошадиное копыто. Информация не для распространения, история ужасна.   

                А ослиного хвоста так и не нашли.  Иногда хочется сказать прямо, не раздумывая, но, не тут-то было. Проза требует мыслей, а не слов, разговор с ближним тоже. Поэтому чего уж там разъяснять? Фридрих Ницше - великий писатель, критик, поэт и прозаик... додумался до гомофобии и антисемитизма, а, главное, так талантливо польстил аристократии, что попал в сумасшедший дом. Своеобычный гуманизм без гуманности, его идеология, до сих пор используется реакционной политикой. Ее истоки, собственно, идеология абсолютной монархии (если по Марксу) или светской власти, которая всегда противостояла церкви, -  духовной власти. За этим вопрос превосходства силы над слабостью, образования над невежеством, здоровья над болезнью и позволительности душегубства. 

                В рамки шовинизма он, естественно, не укладывается, оставаясь философом. "Политическая литература" - почтенное и уважающее себя издательство, "Антихристианина" никто перечитывать не захочет. Так вот, и нечего его перечитывать. А просто, следует знать, что это последняя серьезная работа мыслителя, все созданное позже - компиляция из разрозненных черновиков и отрывков. Не существует самой рукописи законченного произведения, есть только черновики. Да и те, к слову сказать, не сгорели только потому, что Ницше - это дивный сон, а не философ.   

                Сумасшедший - локомотив истории. Случай Ницше, случай Адольфа Гитлера. Ну, таких из ряда вон выходящих случаев немного, так принято думать. Если вам надоело жить в определенных обстоятельствах вашего скучного бытия, подумайте о том, нет ли в вашем круге безумца? Он вам, безусловно, поможет.   

                5 сентября 2022 в 17:44  Любознательность, но только не в стиле известной мультяшки для киножурнала "Хочу все знать!", любопытство без тяжелых предметов в руках пионера, однажды навело меня на интересный материал. В небольшой статье, (я, к сожалению, уже не смогу указать точной даты и дать точную ссылку), рассказывалась история развода Агаты Кристи. Однажды Агата Кристи ушла из дома и не вернулась, ее муж обратился в полицию, но поиски оказались тщетны, Скотлонд ярд не мог разыскать известного мастера детективного жанра. Ее объявили в розыск как пропавшую без вести, и тогда в розыске приняли участие сотрудники полиции, частные лица и медиумы. Когда ее нашли, выяснилось, что она находится в пограничном состоянии сознания и выдает себя за другого человека, за одну из любовниц своего мужа. Она жила в небольшом пансионе на севере Англии, где, представившись под чужим именем, захотела провести время и отдохнуть. Вернувшись домой, Агата Кристи подала на развод. Она справилась с ситуацией и продолжала создавать романы, ставшие лучшими образцами детективного жанра. Лайк. 

                5 сентября 2022 в 15:12  Есть темы, вызывающие интерес независимо от политики, шоу бизнеса и курсов валют, например, магия. Известный роман Джона Фаулза "Волхв"( в оригинале "The Magus") рассказывает о молодом учителе, преподавателе литературы в школе им. Байрона, который повстречал медиума. Если нет времени читать объемистый том, бывший бестселлером в 60ые, можете найти одноименный фильм 1968 года, снятый по сценарию автора книги. Фильм может показаться наивным: как и многие экранизации великих книг, он кажется устаревшим по языку, и мне лично напоминает фильм Гайдая "Приключения Шурика". Но, возможно, что киношные штампы 60ых также могут быть интересны. Во всяком случае любой зритель сможет убедиться в некоторой общности нашей школы кино и зарубежной. Продолжая разговор охитах, где были изображены колдуны, ведьмы и чародеи, нельзя пройти мимо собрания сочинений Карлоса Кастанеды, великого ведьмоучителя и довольно талантливого рассказчика. Но, те издания, с которыми столкнулся я, сразу сигналили об опасности: они были дешевыми, бумага низкого качества и пожарно-красный цвет обложки сразу сообщали о пропаганде наркотиков и предосудительности ведьмачества с точки зрения хорошего вкуса.  Но, не будем спорить о вкусах. Советское издание повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света" также не блещет полиграфией. Повесть по тем временам была интереснее некуда. И, увы, я должен признать, что этот странный случай с молодым ученым, ну, совершенно не способным работать в банальных бытовых условиях, который понимает, что кто-то или что-то не дает, не позволяет ему заниматься как раз интересной проблемой, не позволяет буквально, хотя, буквально ему никто и не думает мешать. этот случай настолько ясен, что повесть остается актуальной до сего дня. Ведь как просто, оказывается, надо было решить проблему: герой должен был понять, что такие проблемы не решают в одиночку, подобными проблемами занимается коллектив авторов. Но, что произойдет, если человек ошибется, что случится, если эта задача, тема, проблема станет его собственным проектом, да, нет, наброском, идеей, черновиком, который пока что только ему и нужен? Ставьте лайки, продолжение последует сегодня в течение дня! 

                Вообще, относительно свободы волеизъявления, поступка, или, "на худой конец", как говорил мой папаша, слова... у нас даже не социальные проблемы, а психические, мы именно само это слово не способны ни произнести, ни услышать, остается только наплевать на все это. И тогда выясняется та возможность высказывания, которая остается, например, банальнейший русский мат. Матерная ругань вполне востребована и в сети, и в быту, и в офисе. Некоторые возможности дает серьезное образование и строго научный стиль разговора, но, этот стиль не якшается с житейской грязью и некоторые темы вообще обходит стороной. Наша свобода обусловлена образованием и статусом, величина и величинность  статуса обеспечивает длину и ширину наших возможностей уже на уровне лексики и тематики. Имеет ли смысл удивляться тому. что подавляющее большинство граждан орет матом?   

                Но, Стругацкие написали свою повесть не об этом. Банальность образа жизни исключает, любую работу, предполагающую поиск, собственно, творчество или сколько-нибудь серьезное усердие. Все это уже аномально. В таком положении оказывается их герой. Это качество советского образа жизни остается культурной проблемой, более того, это качество банальности, тривиальности повседневной жизни, работы и поведения людей и является культурным нормативом нашего общества. Все нигилистические настроения, весь негативизм и проч. - следствие бездарной культурной политики или ситуации. Здесь я должен остановиться, поскольку взял на себя достаточно. Уже одно слово "Бездарность" в адрес нашей политики потянет на Калыму, во всяком случае, это будет повод для соответствующего раздумья. Но, я, слава богу, не мыслитель, а просто мыслящий субъект с некоторыми способностями к само рефлексии. Поэтому отвечу за это слово небольшим разъяснением. Под бездарностью я всегда понимал вульгарность чувства и восприятия, отсутствие воображения в том числе, и, в силу этого, низкое качество мыслительной деятельности, составляющей реальное содержание и смысл нашей жизни.   

                3 сентября 2022 в 12:06  Дейнека "Левый марш" 
Кто там шагает справа? Что за фигура жмется у ростральной колонны? Это идет голодный. Следует отдать должное художнику: эта картина Дейнеки - безупречная иллюстрация известного случая о мосте, который рухнул под марширующими солдатами.  Здесь, слава богу, нашелся доходяга, сбивший ритм.   

                2 сентября 2022 в 9:32 Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии".  Делакруа записал в своем дневнике, что искусство живописи молчаливо и в этом его достоинство. Тем большее значение оно имеет. Творчество Репина, его картины русской жизни часто смыкается с публицистикой, здободневной критикой окружающей действительности. Некоторые его вещи не теряют актуального смысла по сей день. Одна из самых офигительных шуточек, которую мне довелось услышать - анекдот про Илью Репина, получившего заказ от города на Ори. Его попросили написать первомайскую демонстрацию трудящихся, сохраняя композицию "Крестного хода". Надо понимать так, что действие должно разворачиваться на площади имени Тараса Григорьевича Шевченко. Эта полукруглая в плане площадь в центре города с памятником украинскому поэту и графику, всегда была местом, где заканчивались праздничные шествия. Одна группа инвалидов рабочей группы движется на нас слева, за ней видна конная жандармерия. Другая колонна демонстрантов со знаменами транспарантами и другими агитационными объектами уходит по диагонали направо, как раз к памятнику Шевченко, где и будут свалены все флаги, плакаты и хоругви.   


                30 августа 2022 в 11:45 Даже самые густонаселенные районы нашей страны настолько отстали по числу жителей на один квадратный километр от туманного Альбиона, что последнее, организованное нашим государством рассеяние россиян, ясно указывает на то, что эта политика  становится опасной не только для граждан(к этому мы, граждане, уже привыкли), но и для самих властей, для самого этого государства.  Лев Николаевич Толстой понимал историю как процесс естественный, объективный, не зависящий от воли одного человека.  Действительно, зависит ли от чьей-то воли миграция людей от центра материка к побережью океана?  Перемещение людей из восточных губерний на запад, из холодных широт в тропики? Вот, например, в Индии живет около миллиарда человек, кажется, в Китае больше миллиарда, если мне не изменяет память,  а в западной Европе, всего-то Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Лихтенштейн и Ирландия, людей проживает больше чем во всей нашей стране. Но, таковы естественные причины.  У нас холодно, у нас зябко и неуютно. Мы недотепы и кухаркины дети, мы легко подчиняемся эмоциям, а значит, вообще легко подчиняемся. И пусть все так и будет.  Между прочим, я не говорю, даже что я против всей этой войны, я сказал только, что война - это очень опасно. Шутка.   

                27 августа в 7:53 Один земляк, так себе мужичок с двумя контузиями, недавно рассказал мне, что по известной народной примете, если лето холодное, это значит, что где-то идет война. Вполне возможно, что от постоянного обстрела атмосфера Земли находится в более активном движении, с востока на запад и с запада на восток идут циклоны и антициклоны. Вирусные инфекции и острые респираторные заболевания чаще приводят к воспалению слизистой. И, надо сказать, что природа все сделала для нашего блага... Когда большое количество людей сходит с ума и начинает убивать друг друга, на Пасху идет снег, лето выдается дождливое, выпадает больше осадков. Стыдно или нет обывателям за царя и отечество? Доходит ли до сознания абсолютная бессмысленность слов, дел и поступков? Оставляя этот вопрос открытым, я ставлю некоторые пределы  риторике. Спросим по существу, какая еще катастрофа или бойня понадобится, чтобы мы все убедились, наконец, в бессмысленности этой забавы? 

                Впрочем, пока нас устраивает существующее положение вещей, ничего не измениться. Ждать следующей научно-технической революции, грезить о  третьем Риме, или поступать по принципу "поживем увидим", одно совершенно ясно: разработку фаустовской проблематики придется отставить. Прогресс, неудовлетворенность настоящим, попытка(не пытка) взять на себя ответственность за происходящее, все это обречено на железный занавес обстоятельств.      



    --------------------------------- 
  Даже самые густонаселенные районы нашей страны и т.д. - Молодой человек немного сбивается, говоря о советской власти, так как делает записи для себя, а не для публики. Однако, есть  цифры, с которыми может ознакомиться любой. Плотность населения, сделайте соответствующий запрос в любой поисковой системе. На сегодня это 8,4 человечка на один квадратный километр.  Росстат спрогнозировал сокращение населения России на 3 миллиона человек к 2030 году. Но, это еще не все. За последние 4 года число книжных магазинов в нашей стране сократилось на одну треть. В России закрылся каждый третий книжный магазин. Дивная перспектива книжного голода, подобного книжному дефициту в советское время - конечно, иллюзия: ничего подобного не произойдет, ведь  предполагается также сокращение количества жителей и читателей...

               

               

               
 





               
               

             

               

               



               
      

               
               


Рецензии