Влюблённость и вдохновение

Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?

О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.

Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.

А. Блок, 1908

Итак, «только влюбленный имеет право на звание человека». Аксиома, сформулированная 28-летним Блоком, вызывает многочисленные споры. Одни надменно усмехаются, мол, молод был, много глупостей сморозил. Другие недоуменно пожимают плечами: кто их, гениев, разберёт? Третьи приходят в восторг, но не могут толком объяснить, о чём конкретно речь в этих шести словах Блока.

Попробуем помочь последней группе с теоретическим обоснованием положительной реакции на высказывание А.А.Б. и для начала ответим на простой вопрос: что такое влюблённость?

Для этого откроем статью Д. Науменко, психолога, специалиста по семейным отношениям.
«1. Во время сильной влюбленности уровень адреналина в 10 раз превышает норму, и в 3 раза выше, чем при инфаркте (по крайней мере, у мужчин).
2. По мнению ряда ученых, влюбленность попадает под определение болезненного состояния «расстройство привычек и влечений». Данный пункт был внесен ВОЗ в список болезней еще в 2008 году.
Среди симптомов отмечаются следующие:
- Навязчивые мысли о другом человеке;
- Покраснение кожных покровов;
- Заикание;
- Резкие перепады настроения;
- Учащённое сердцебиение;
- Спутанность мыслей;
- Чувство окрылённости;
- Жалость к себе;
- Бессонница, прерывистый сон;
- Необдуманные, импульсивные поступки;
- Перепады артериального давления;
- Головные боли.
Половина, а то и две трети этих признаков проявляются почти у всех сильно влюблённых друг в друга людей.
При этом человек испытывает одновременно и сильный стресс, и огромное удовольствие от присутствия рядом объекта влюблённости.
3. Весь этот комплекс симптомов (или их часть) может снова проявиться при «переходе» на нового партнера, когда текущая влюбленность уходит.

Блокировка критического мышления
Надпочечники выбрасывают в кровь фенилэтиламин. Выброс этого соединения люди ощущают как некую искру, как электрический ток, как любовь с первого взгляда, т.к. фенилэтиламин является веществом психоактивным.
Структура фенилэтиламина сходна с сильнейшими галлюциногенами. Он вызывает у человека:
- эйфорию;
- учащённое сердцебиение;
- затуманенный взгляд.
Всё это великолепие нередко можно наблюдать у новоиспеченных влюблённых.
Дальнейшая участь сильно влюблённых незавидна. В ближайшие 2 недели в их мозге идет капитальная перестройка химических процессов с практически полной блокировкой критического мышления.
Передача ряда нервных импульсов блокируется, обмен веществ нарушается, и человек просто глупеет. У него, что называет, «сносит башню».


Влюблённость — наркотик?

А. Павлов, аспирант кафедры высшей нервной деятельности МГУ:
«За формирование чувств с точки зрения физиологии отвечают гормоны — биологически активные вещества, которые регулируют работу внутренних органов человека. В формировании чувства любви принимают участие несколько гормонов.

Дофамин и серотонин — гормоны удовольствия (Последние исследования показывают, что дофамин не вызывает чувства удовольствия или удовлетворения, а создаёт сильное ощущение предвкушения от получения результата или нежелания его получения, подобное тому, которое испытывают люди перед оргазмом или при сильном отвращении.). Они вырабатываются при получении позитивного опыта — когда мы вкусно едим, видим красивые картинки в интернете. К дофамину очень легко пристраститься — мозг запоминает способ легко получить удовольствие и требует повторения. Именно от этого страдают люди с зависимостями. Уровень серотонина на этапе влюблённости, наоборот, часто снижается, так как человек чувствует угрозу быть отвергнутым.

Фенилэтиламин — вещество, вызывающее ощущение влюблённости, активности и эмоционального удовлетворения. Именно из-за него у влюблённого человека ускоряются процессы во всём организме, ему хочется бегать, прыгать, уменьшается желание есть.

Эндорфины — гормоны покоя и удовлетворения. Они вырабатываются, когда мы находимся рядом с любимыми, и заставляют нас чувствовать себя защищёнными.

Адреналин и норадреналин отвечают за поведение человека в состоянии стресса. У влюблённого человека этих гормонов много, они увеличивают возможность нестандартного поведения. («Период повышенного содержания адреналина продолжается в районе 2-3 лет». Д. Науменко - прим. Л.Б.)

Окситоцин и вазопрессин способствуют развитию нежности и привязанности. Они вырабатываются у счастливых влюблённых в фазе взаимной любви. Эти гормоны сокращают выработку гормонов первой фазы отношений, когда человеку нужно было бороться со стрессом.

По одной из психологических гипотез, на начальной стадии любви в организме в больших количествах вырабатывается дофамин, который вызывает «дофаминовое опьянение»: человек буквально становится зависим от партнёра.

С развитием и установлением доверительных отношений порции дофамина и уровень стресса снижаются. Именно в это время нормализуется уровень кортизола. По мнению чешского эндокринолога Любослава Старка, в этот период играют решающую роль окситоцин и вазопрессин, так как именно они связаны с формированием долгосрочных отношений.
Любовь поддерживает в нас определённый гормональный баланс, а при разрыве с любимым человеком он резко нарушается. Например, в организме снижается выработка дофамина, и человек начинает испытывать беспокойство, а потом отсутствие мотивации, апатию и депрессивные состояния.

Когда люди влюблены, у них повышается активность миндалины — области мозга, в которой находится центр переживания сильных, особенно негативных эмоций. Из-за этого, лишаясь опоры и поддержки любимого, человек начинает неожиданно для себя много тревожиться по мелочам.

Также физиологи доказали, что разрыв отношений провоцирует в мозге такую же реакцию, как и боль на физическом уровне: в этот момент в мозг даже выбрасываются опиоиды, натуральные обезболивающие. Поэтому не стоит обесценивать свои и чужие чувства в момент расставания с любимыми.

Слова о «разбитом сердце» — не такая уж и выдумка. Существует синдром такоцубо — сбой в работе сердечной мышцы под влиянием сильного эмоционального стресса. Поэтому, если сильно переживать, сердце действительно может болеть.»


 По мнению психологов, влюблённость сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости. Влюблённый закрывает глаза на недостатки любимого человека и на противоречия, возникающие в отношениях с ним, в то время как его положительные качества и позитивный опыт взаимодействия приобретают особенную ценность. Несмотря на положительную окраску самого чувства влюблённости, оно может приводить к сильным отрицательно окрашенным переживаниям, например, когда объект влюбленности негативно реагирует на действия влюблённого.
Влюблённость является неустойчивым состоянием сознания: она существует как фаза, протекающая в тот или иной, всегда конечный период времени. Она может стихать, заканчиваться и появляться вновь. По окончании влюблённость может переходить в другое чувство, например, в любовь.
Методом ФМРТ ученые выявили несколько активных отделов мозга у человека, когда участники эксперимента думали о своих объектах влюблённости. За 1—5 секунд в когнитивные области и области эмоций приливает артериальная кровь, где становится больше оксигемоглобина — эти области и отображались в результатах обследования.
Томография показала активность дофаминэргической подкорковой области, которая отвечает за чувство удовольствия, счастья; там находится большое количество дофамина и окситоцина. Этот отдел мозга возбужден так же, как и под действием кокаина (многие наркотики увеличивают выработку и высвобождение дофамина в мозге в 5—10 раз), сахара.
Выяснили, что у влюблённого человека становятся активными не только эмоциональные области мозга, но и несколько «высших» когнитивных отделов, отвечающие за социальное самоопределение. С помощью этого отдела влюбленный представляет самого себя во взаимодействии с психическим образом того, к кому он испытывает чувства.
Однозначное определение границ понятия «влюблённость» вызывает затруднения у специалистов.
Влюблённость отличается от полового влечения тем, что не ограничивается чисто физиологической сферой, — влюбляются в человека в целом, а не в его тело.
Отличия влюблённости от любви обозначить наиболее трудно. Обычно подчёркивается меньшая продолжительность влюблённости по сравнению с любовью и большая интенсивность связанных с ней переживаний. Тем не менее, даже это не является достоверным критерием.
С точки зрения интегральной психологии влюблённость может быть рассмотрена как состояние сознания, а любовь как один из высших (постконвенциональных, надличностных) уровней по аффективной линии развития, к которой это состояние может привести.

Отдельно выпишем несколько основных тезисов:
1. Влюблённость — состояние сознания, сужение сознания, блокировка критического мышления.
2. По физиологическому и биохимическому воздействию на организм влюблённость схожа с наркотическим опьянением. Утеря влюблённости — соответственно, с наркотической ломкой.
3. Человек глупеет, у него «сносит башню».
4. Состояние влюблённости может перейти в любовь или в расставание (психологическая смерть).

Сопоставим наши тезисы с впечатлением поэта от поэзии, в частности, от только что написанного им стихотворения:
1. Состояние сознания, сужение сознания, блокировка критического мышления: ощущение чуда, эйфория.
2. По воздействию на организм поэзия (и искусство вообще) схожа с наркотическим опьянением (уместно вспомнить, какие страдания испытывает поэт, когда «не пишется» и как часто люди искусства прибегают к алкоголю и наркотикам, чтобы вызвать у себя состояние, близкое к вдохновению).
3. «А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата.» А.С. Пушкин, письма П.А. Вяземскому
4. Поэтическое вдохновение не может перейти в «хроническую фазу», и каждое расставание с ним, в большей или меньшей степени характеризуется состоянием угнетения, подавленности, депрессии и пр. (психологическая смерть).

Сложно не заметить сходство между влюблённостью и вдохновением, но всё-таки это не одно и то же, а только парные звенья одной цепи, причём настолько близкие, что иногда сложно провести границу между ними.

«Творчество – это одно из самых ярких проявлений дофаминовой активности. Повышение дофамина «расширяет ассоциативный горизонт» за счет ослабления латентного торможения в мышлении. Чем выше ваш уровень дофамина, тем необычнее, креативнее мышление и тяга к творчеству в любом его виде. »
Андрей Беловешкин «Нейробиология вдохновения»

Влюблённость увеличивает количество дофамина в крови и таким образом повышает способность человека к творчеству, для которого дофамин является «топливом». Кроме того, гормоны, затраченные на вдохновение, отчасти восполняются интенсивным выделением того же вещества по окончании творческого процесса, что позволяет при удачных обстоятельствах продлить вдохновенное состояние и даже сохранить его на достаточно продолжительное время.
Это обстоятельство объясняет гиперактивность поэтов и поэтесс в сфере любовных взаимоотношений. Но так происходит либо с неопытными литераторами, либо с посредственностями, которым нужны посторонние источники дофамина. Поэты же, умеющие «отнимать аромат у живого цветка», не нуждаются в дополнительных допингах для вдохновения, потому что они научились сохранять состояние «хронической влюблённости» не к какому-либо конкретному человеку, но к Поэзии вообще, к образу, к мимолётному промельку чего-то необъяснимого, к чуду. Такие поэты создают  собственный уникальный ритм жизни, где влюблённость и вдохновение соединяются в одно целое. Это, конечно, не означает, что из подобного состояния нельзя выпасть, поэтому его поддержание является основной заботой желающего сохранить вдохновение.

«Один композитор так описал моменты, когда ему работалось лучше всего:
Вы сами до такой степени пребываете в экстатическом состоянии, что чувствуете себя так, словно не существуете. Я переживал это много раз. Моя рука, казалось, жила собственной, независимой от меня жизнью, и я не имел никакого отношения к происходящему. Я просто сидел, наблюдая в состоянии трепета и изумления. И это состояние улетучивается само по себе.»
Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»


Почему, питаясь гормонами «счастья», поэты пишут лирику, исполненную печали?

Влюблённость, как мы помним, это не только эйфория, но и страх потери, и даже стресс. Поэт, влюблённый в Поэзию, испытывает комплекс самых разнообразных тревожных чувств хотя бы потому, что он смертен и не знает наверняка, что именно ожидает его за гранью бытия. Отсюда происходят особенные приливы вдохновения осенней порой, когда умирание природы напоминает человеку о неизбежном расставании со всем, что его окружает.

Но посмотрим, из чего черпают вдохновение наши современники:

Бессилие и скука – чаще всего я черпаю вдохновение именно из этих сфер. Анатолий Рясов, прозаик

Вдохновение вызревает внутри свободного времени, как косточки в яблоке. Ольга Сульчинская, поэтесса

Живу исходя из постулата, предложенного моим учителем А. С. Пушкиным: «вдохновение – есть расположение души к живейшему», поскольку ничего лучше, или иначе сказать – по-другому: не знаю. Александр Очеретянский, поэт

Когда пишешь стихотворение, кажется, что сознание работает много быстрее, чем обычно, а время останавливается. Надя Делаланд, поэтесса

При написании стихов мозги лучше отключить совсем, и плыть по водам музык и изображений. Софья Купряшина, поэтесса, прозаик

Если говорить о так называемом «творчестве», то есть о сочинении стихов и стихоподобных текстов, то, кроме свободного времени, мне, собственно, ничего не требуется. Юрий Угольников, поэт, литературный критик

Ни от каких обстоятельств и привязок ничего не зависит. Стихи просто накрывают тебя и всё. И никуда от них уже не деться. Ирина Ермакова, поэтесса

Обычно я пишу лежа в кровати. Чаще всего перед написанием текстов я испытываю тошноту и сильный страх... Игорь Бобырев, поэт

Так сложилось, что для работы над эссе, прозой, сценариями для радио мне вполне подходит Москва. Но для того, чтобы выйти в более тонкие вещи, связанные с написанием стихов, я вот уже лет 20 осенью выбираюсь всеми правдами и неправдами в какое-нибудь место подальше от цивилизационного поля, энергетической воронки метрополиса, залезающей под кожу и навязывающей сознанию свой ритм. Мне важно, чтобы у меня была связь с изначальными вещами, сохраненными природой – восходом, пением птиц, деревом, озером, ветром, огнем. Не потому что я эстетствую, а потому что эти вещи возвращают меня из мира концепта (иллюзорного и радиактивного мира полиса) к себе самому. Простые вещи способны навести человека на резкость, потому что они пришли из мира, большего по глубине, чем само сознание, и большего, чем ограниченная социумом мысль. Андрей Тавров, поэт, прозаик, эссеист

Из 9-ти человек 2-м необходима «связь с изначальными вещами»,
3-х «накрывает и всё»,
2-м нужно только свободное время,
2 нуждаются в бессилии, скуке, страхе, тошноте.
В результате 5 человек пишет под влиянием классического вдохновения, а 4 – либо на автомате, либо от негативных эмоций, т.е. без вдохновения, на одном адреналине. По-моему, неплохой результат. Остаётся только догадываться, почему (если больше половины авторов пишет по вдохновению) на выходе мы имеем столько халтуры и «целлофановых стихов». Но вернёмся к Блоку:

И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.

Обратите внимание: влюбились в человека, который любит. Блок уточняет: в «простого» человека, потому что сам он:

Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Но сказанное Блоком не отменяет того, что он любит рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе (хотя бы и больше самих земли и неба), даже если открыто не признаётся в своих чувствах.

Блок использует доверительный тон верлибра, чтобы простыми словами и интонациями объяснить девушке: чтобы иметь право называться человеком, ей нужно влюбиться в любящего небо и землю простого парня. Дважды в тексте повторяются: влюбиться и влюблённый и дважды: не любите и любит, чтобы у читателя не возникло сомнений в неслучайности этих слов, поскольку любовь — чувство тяжёлое, иногда трагическое, требующее жертвенного подвига, а влюблённость — «вы чувствуете себя так, как будто не существуете». И по мнению поэта Блока не быть влюблённым означает потерять способность к творчеству, поэтически оглохнуть и, более того, утратить право называться человеком.
Впрочем, он не советует девушке влюбиться в поэта или в Поэзию. Напротив, он хочет, чтобы она избрала «простого человека», ибо знает цену влюблённости в невидимое и бестелесное.


Рецензии