10 авг. 9 симфония Д. Д. Шостаковича, Транс Теория

10 августа: 9 симфония   Д. Д. Шостаковича
(и 5 симфония С. С. Прокофьева),
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
(теория транскрипции №№):

ЧАСТЬ 1

Интересно, как разрабатывается одна и та же тема «РАЗГУЛА ПРАВЯЩЕЙ ВЕРХУШКИ» у Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева. Про 5 симфонию С. С. Прокофьева (1944), уже было наблюдение, сейчас же под аналитический взгляд попадает 9 симфония Д. Д. Шостаковича (1945) (в ноябре, после Победы). Причём берётся самое экстремальное исполнение последней (то есть, под управлением Евгения Светланова).
(By the way: дирижирование Евгения Фёдоровича Светланова порой вызывает искреннюю злость и ярость — допустим, когда речь идёт о «Зимних Грёзах» П. И. Чайковского, в частности имеется в виду  4 часть (финал) 1 симфонии П. И. Чайковского, где  Е. Ф. Светланов нашёл, как он выразился, какую-то «перчинку», в результате чего так неправомерно разогнал скорость, что вместо мощного драматического наката Божественного Исполнения великого  Геннадия Николаевича Рождественского того же фрагмента получилась бесстыдная разухабистая московско — базарная (т. н. «русская») пошлость.  (За эту «русскость» получаешь «испанский» стыд). Вообще, тема своеобразного видения темпа и скорости у  Е. Ф. Светланова — тема отдельного разговора (допустим, вызывающее недоумение вытянутое во времени исполнение «марша» 2 части 2 симфонии П. И. Чайковского). Но все эти замечания меркнут, когда  — 9 симфония Д. Д. Шостаковича! Это считается самым  лучшим,  самым прочувствованным исполнением — И ИМЕННО!  —  благодаря этому своеобразному видению скорости  Е. Ф. Светланова.  9 симфония Д. Д. Шостаковича становится как sound track  для изображения жизни сумасшедшего дома или как sound track к фильму ужасов. В любом случае, слушатель в конце получит от прослушивания и катарсис, и мимезис (зачем-то) вместе с апокалипсисом).
Тема тем интересней, что единым объединяющим полем для Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева (9 симфония, 3,4,5 часть Д. Д. Шостаковича  и 5 симфония, 2 часть С. С. Прокофьева) является текстовое поле «РАЗГУЛА ПРАВЯЩЕЙ ВЕРХУШКИ»; за что, кстати, юного Д. Д. Шостаковича, ещё не отличившимся «мастодонтством» С. С. Прокофьева (испугались связываться)  и наказали: «Симфония была запрещена и не исполнялась до 1955 года», (то есть, после смерти С. С. Прокофьева и И. В. Сталина — 05.03.1953). В целом, у 5 и 9 симфоний разных композиторов очень много текстовых перекличек, совпадают целые отдельные главы; об этом позднее.
  3,4,5 части 9 симфонии Д. Д. Шостаковича Е. Ф. Светланов объединил (тематически — и  правильно сделал) в одну. Получилось настолько неприкрыто — красноречиво, что сразу же стал слышится и «грозный окрик" — голос вождя, и  тут же ускорившийся бег его крыс — приспешников, что просто не может вызывать смеха. У  С. С. Прокофьева — Сталин — мудрый обитатель Башни из Слоновой Кости со своей переделанной до неузнаваемости Сулико (почему «еврейской»???), распоряжения которого жирующая стая крыс исполняет, но доводит до сумасшедшего беспредела.
(By the way:  а «Сулико» у  Д. Д. Шостаковича  —  везде: видимо, фигура Вождя вызывал слепой ужас у композитора).
Крысы  Д. Д. Шостаковича не занимаются беспределом, как крысы С. С. Прокофьева, они так же, как и сам автор испытывают ужас от руководящего страной голоса. И этому служит доказательство гениальной 2 части симфонии. Здесь благодаря сверх-замедленному «светлановскому» темпу ужас достигается такой силы параноидальной шизофрении, что «в темноте  слушать страшно». 2 часть текстуально соответствует 3 части 5 симфонии С. С. Прокофьева, где так же рисуется картина сугубо личных реакций автора (лирические личные дневники, спрятанные а этих двух симфониях). Но герой  С. С. Прокофьева прежде всего испытывает исключительно острое чувство стыда и личной вины за происходящее, герой Д. Д. Шостаковича — только дикий, слепой УЖАС; поэтому и в финале  герой  С. С. Прокофьева избирает личный бешеный творческий «ГОН», герой же  Д. Д. Шостаковича несётся ВМЕСТЕ С  радостно-услужливым потоком крыс, не испытывая никакого стыда. Великолепное чувство («еврейской»!!!) самоиронии, самокритики и абсолютно чёткого (объективного) осознания себя в контексте истории и страны!

                10:24:04, 10.08.23


Рецензии