Патологическая жадность или...

 Так сложилось, что с 8 лет я рос у бабушки с дедушкой.
 Родители были живы, но отбывали срок по ложному обвинению. Это подтвердилось только спустя 5 лет.
Человек, который был виновен и сделал так, чтобы все улики указывали на моих родителей, начал болеть. Когда врачи сказали, что ему осталось несколько месяцев, он пришёл в милицию и рассказал, как всё было на самом деле. Рассказал всё в подробностях, добавив детали, которые мог знать только поистине виновный, которые, как посчитали следствие и суд, умалчивали мои родители.
 Пока всё поворачивалось вспять, прошёл ещё один год. Что интересно, этот человек был жив и давал необходимые показания. Умер он в тот день, когда мои родители вышли на свободу.
 Впрочем, я не о том хотел рассказать.
 Когда это случилось, мамины родители жили в четырёх тысячах километрах и до последнего ничего не знали. Меня забрали к тебе родители папы.
 Мы были нечастыми гостями в их доме. Приезжали поздравить с днём рождения, с Новым годом. Они к нам вообще никогда не приезжали (и это при том, что жили мы на разных концах одного города и не нужно было ехать за тридевять земель).
 Я был знаком с бабушкой и дедушкой, но при этом почти не знал их.
 Перед редкими визитами с поздравлениями, мама всегда стряпала большой пирог, который мы брали с собой. Нас приглашали к столу, отрезали по куску   пирога на каждого присутствующего и ставили на тарелку в центре стола, а остальное тут же убиралось. 
 Мама и папа говорили, что они не голодны и пили пустой чай. Я съедал свой кусочек и всегда хотел добавки, но не решался сказать об этом.
 На мой вопрос почему у всех бабушки с дедушками добрые, а у нас злые, родители отвечали:
- Они не злые. Они просто такие, какие есть. 
Пару раз на моей памяти мы ездили к маминым родителям и там всё было иначе. Невзирая на то, что дедушка постоянно был на работе, а бабушка передвигалась по дому с двумя палочками в руках, нас откармливали как на убой, а потом ещё загружали всем, чем только могли. Во второй наш визит даже мне вручили небольшую сумку.
*** 
 Теперь у меня началась новая жизнь.
 Питание строго по расписанию и чётко отмеренными порциями. Дома я привык к тому, что мама накладывала в тарелку больше и можно было попросить ещё чуть-чуть.
Здесь бабушка чётко отмеряла продукты и варила всегда на 2 дня обед и ужин водном блюде. Надо дать ей должное, на завтрак у них с дедом всегда была пустая молочная каша, которая варилась исключительно по утрам, а в мою тарелку добавлялся хоть и микроскопический, но кусочек сливочного масла.
 Мне покупали всё необходимое, но ничего лишнего.
 Например, в качестве черновика дома у меня были старые газеты и я считал на их полях. Бабушка с дедушкой всегда напоминали, что в школе на черновике нужно писать на каждой строчке/клеточке, чтобы экономить бумагу.
 Когда простой карандаш становился совсем маленьким, в школу мне давали новый, но при выполнении домашнего задания следовало использовать старый.
  В гости к ним никто не приходил за исключением тёти Гали, папиной сестры. Да и та приходила два раза в год, чтобы поздравить родителей с Днём Рождения. В отличие от моих родителей, она не приносила пирог и дарила исключительно символические подарки - собственноручно связанные варежки или носки.
 За все 6 лет, что я там жил, она ни разу не поздравила меня с Днём Рождения и даже конфеткой не угостила.
 О, да! Конфеты - это то о чём я всегда мечтал! Их покупали два раза в год исключительно для меня. В день рождения и на Новый год мне всегда давали ровно пять конфет. Но шоколадных!
 В общем и целом бабушка с дедушкой хорошо ко мне относились, никогда не обижали, если требовалось помогали домашними заданиями. Они были неплохими людьми, но патологически жадными, поэтому ни с кем не общались.
 Когда домой вернулись родители, бабушка тут же подала им тетрадку, в которой были зафиксированы все расходы на меня за прошедшие годы. Когда, что и по какой цене купили. 
- Устраивайтесь на работу и начинайте возвращать долги - сказал дедушка.
Вы, наверное, возмущены поведением бабушки с дедушкой?
 Помнится, мамина подруга начала возмущаться их поступком, а та ей в ответ:
- Это родители Якова и они такие какие есть. Васька в детский дом не попал и то хорошо. Кстати, при всей их скупости, к внуку они относились хорошо.
 Я вырос, получил профессию, начал работать и стал наведываться к бабушке с дедушкой после каждой зарплаты. Они уже не работали и мне хотелось, чтобы хоть в старости старики поели чего-нибудь вкусненького. Наверное, сказались годы, проведённые в их доме.
 Приносил не много, но то чего мне не хватало в детстве. Покупал им килограмм конфет или батон колбасы, или граммов 300-400 сыра, мог принести полкилограмма масла.
 В 1991 году, когда был путч мне было 26 лет. Я уже был женат и жил отдельно от родителей.
 Неожиданно на пороге нашей квартиры появились бабушка с дедушкой. Это был первый случай на моей памяти, когда они сами нанесли кому-то визит.   Чувствовалось, что у стариков есть ко мне разговор, но они не знают с чего начать, как подступиться к волнующий теме.
 Супруга взяла детей и ушла гулять с ними, чтобы нам проще было найти общий язык.
 Бабушка с дедушкой помялись ещё немного, а потом дедушка достал из кармана и положил передо мной сберегательную книжку.
- Она на твоё имя и там без малого двадцать тысяч рублей.
 Я потерял дар речи. С трудом, трясущимися руками, взял сберегательную книжку - действительно она на моё имя и на ней 19.783 рубля.
- Мы открыли её, когда ты родился. Пока работали, могли каждый месяц приличную сумму подкладывать. С пенсии добавляли сколько могли.
 Бабушка скупо улыбнулась.
- Если бы ты не покупал дорогих продуктов, могли бы и больше добавлять.
- Так это же я для вас покупал, - оправдывался я.
 Дедушка достал из другого кармана завёрнутые в газету деньги и протянул мне.
- Надеюсь, мы правильно посчитали.
- Зачем это? Я же для вас покупал, чтобы вы нормально питались!
- Мы экономили на всём, но никогда не голодали! Разве ты был голоден, когда жил у нас?
 Не мог же я сказать, что мне всегда хотелось больше, чем давали.
- Нет.
 Дедушка тяжело вздохнул.
- Не тяните. Потратьте деньги в ближайшее время. Скоро они обесценятся, поверь мне на слово - я знаю о чём говорю.
- А ещё лучше - купите жильё, - посоветовала бабушка.
- У нас есть квартира, - напомнил я.
- Она государственная, а будет своё жильё. будете издавать иметь дополнительный доход, - поучал дедушка. – Если что останется, не скупитесь и купите золото. Оно всегда было, есть и будет в цене. Деньги обесценятся, а золото – нет.
 Собираясь уходить, дедушка сказал:
- Только Галке нашей не говорите сколько мы тебе скопили. В отличие от твоих родителей, она никогда на нас особо не тратилась, да и внукам своим не помогает. Живёт в своё удовольствие. Ей мы ничего не припасли, а её детям суммы значительно ниже твоей достались.
 Вновь скупая бабушкина улыбка.
- Всё, что твои родители отдали за тебя на твою книжку и положили. Так что часть накоплений сделана твоими родителями. Мы потребовали с них деньги, чтобы не расслаблялись, обретя свободу, а скорее приходили в себя.
 Как позже выяснилось, папе тоже вручили сберегательную книжку с крупной по тем временам суммой и дали наставление потратить в ближайшее время.
 Мы прислушались к советам бабушки с дедушкой и потратили деньги, как они велели. Это позволило относительно безболезненно пережить девяностые.
 Историю поведал мне Василий Бажуков


Рецензии