Смотритель Галереи. Иллюстрации к Пушкину

(наброски к прозе)

+
Иллюстраторы книг – особой чуткости люди, хотя далеко и не все… Для того, чтобы нарисовать
притягивающуя внимание  ''картинку'', надо проникнуться содержанием, понять автора текста,
домыслить то, о чём писатель или поэт даже не помышляли. Я люблю книжки с  ''картинками'',
несмотря на то, что давно взрослая. Меня очаровывает тонкая работа истинных мастеров графики.

+
Русские читатели наверняка помнят иллюстрацию А. Н. Бенуа к поэме А. С. Пушкина «Медный
всадник»,  – она называется «Евгений убегает от всадника». Все знатоки скажут, что названная
пушкинская поэма описывает факты одного из мощных наводнений в Санкт-Петербурге. Это
невероятно экспрессивный рисунок, над которым автор работал около десяти лет.

+
У Бенуа меня магически очаровывает ещё одна его совершенно гениальная графическая работа,
иллюстрирующая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», – её название «Герман у подъезда
графини». На углу особняка сидит у дверей сторож… Свет фонаря освещает зимний сумрак…
Падают крупные хлопья снега.. А чуть поодаль – коляска, запряжённая лошадьми… Это шедевр!..

+
Десят лет назад  я часто проходила мимо предполагаемого «особняка Пиковой дамы». Днём
он не столь загадочен, как мрачной ночью, умело изображённой мастерской рукой Бенуа. Вчера
я слушала и смотрела видео спектакля-оперы «Пиковая дама». Неподражаемая музыка Петра
Ильича Чайковского по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина пробуждает
такие пласты эмоций и размышлений, что хочется соответствовать классикам, а не ''попсе''.

+
Иллюстрации Н. В. Кузьмина к «Евгению Онегину» выполнены словно единым росчерком пера –
лёгкие, изящные!.. Они напоминают пушкинские авторские наброски-маргиналии на рукописях
гениального поэта. Но я далека от мысли, что Кузьмин намеренно подражал манере Пушкина.
 Всё объяснимо созвучностью талантов…

+
Я могу подолгу рассматривать каждый штрих на иллюстрации Кузьмина к трагедии У. Шекспира
«Гамлет», также нарисованной пером и тушью. За кажущейся лёгкостью почерка иллюстратора
скрывается титанический труд и опыт. А если учесть, что автор нарисовал эту книжную  ''картинку''
в страшном для нашего Отечества сорок втором военном году, то это можно назвать истинным
творческим подвигом… <Продолжение следует>.


Рецензии