Дедал и все остальные. Слава Мастерам

Наверное, мне проще, чем другим написать рецензию на уникальное творение Миланы Алдаровой, потому что примерно в то же время писала свои «Олимпийские страсти». И более того, очень серьезный поэт вдруг заявил, что он  все это собрал в книжку и оставил себе такое вот издание. Это и вдохновило и испугало немного, и заставило писать дальше. Сколько лет прошло, а Олимпийцы все еще со мной.

Но  если бы я знала, что и Милана писала тогда своего «Дедала», осветила так ярко эпоху царя Миноса и Минотавра и лабиринта, то, наверное остановилась бы точно. Потому что мои труды показались бы мне детским лепетом ведь  она  писала так, как никто никогда не напишет, и только с высоты 2023 года, когда ее уже нет с нами почти дюжину лет, я могу оценить, что это за творение, потому что прослушала курс лекций по  греческой мифологии в стенах университета и тридцать лет после него оставалась в теме. А  в прошлом году написала «Лабиринт Минотавра». Но все это наивно и слабо в сравнении с творением Миланы.
Так что же там такого особенного? Почему эта книга так покоряет и потрясает воображение, вспоминаются работы и академика  Лосева, и профессора Радцига С.И по учебникам которых мы учились Как бы порадовала их эта книга, в том нет сомнения. Говорят, он разрыдался на экзамене, узнав, что студент не ведает о том, что же было изображено на щите Ахилла. В данном случае радости его не было бы предела.

Милана пишет,  находясь внутри этого времени, остается на острове, она живет среди  героев,  хорошо известных многим, но таких далеких, передает их речь, их страсти и страдания оттуда, сама одна из них. И жанр оратории, сегодня нами полузабытый для нее звучит органично

У нее там по соседству остаются и грозный царь, и его прелестные дочери,  одна из  них спасет Тезея, погубив брата, а вторая значительно позднее станет его женой, и Икар, и тот, кто станет главным героем ее  повествования – Мастер Дедал.

Ну что всем нам о нем известно,  то, что он скрывался у Миноса, построил лабиринт, где спрятали  Минотавра  от взоров людских, и страстно пытался покинуть остров вместе с сыном, а для этого  долго тайно мастерил крылья, чтобы улететь, стать, наконец, свободным. Он понимал, что не сможет по другому покинуть остров, царь не отпустит такого Мастера.

В великолепном повествовании Миланы звучат голоса древних героев, но прожектор на сцене ее  поэтического театра высвечивает именно Мастера, отдавая дань его  таланту, его  труду, его стремлениям к свободе и желанию все сделать ради этой свободы. И талант ему в том несомненно помогает.

Цари и герои  и даже боги – рядом с ним только тени, которые в той или иной мере в  нем отражены,  как в  старинном зеркале, потому что он может без них обходиться, а они без него ну никак.

И опять же,  для сравнения, я писала о Дедале пару глав в огромном романе, где всегда есть сцена гибели Икара, конечно, но построить повествование вокруг Мастера – это высший пилотаж  для поэта, и это подчеркивает уровень мастерства.
Кроме всего прочего Милана  поет гимн Мастеру и Мастерам – творцам, и это у нее великолепно получается.

Если вспомнить о Леонардо да Винчи, а именно он ближайший потомок Дедала, то он подчеркивал, что вовсе не прославившая его живопись занимает в жизни его главное место, хотя славу ему принесла именно она, а тайна механизма, и всевозможных  изобретений, которыми он гордился больше, чем своими полотнами, видя в них больше проку.

Единственному автору в мире, вероятно, открылась эта тайна, и не противоборство афинского царя Тезея и дочери Миноса, не гибель чудовища, а именно образ Дедала - творца  возвышается над  всем в творении Миланы.

Будет очень обидно, если мы не прочтем и не оценим этот  текст, если он не станет предметом изучения для филологов, историков новых поколений, потому что он очень многое изменит в понимании древнего мифа.

А может быть она пришла оттуда в век 21, чтобы рассказать нам свою удивительную историю и что-то изменить не только в восприятии древних мифов, но и в нас самих тоже? Но прикоснуться к этой книге нужно всем мыслящим людям, в том нет сомнения, и ваш мир изменится.



Трагедия царевы Ариадны

Снова и снова авторы обращаются к героям древних мифов.
История Ариадны дня меня лично стала одной из ключевых, потому и захотелось заглянуть именно в эту главу «Дедала» как можно скорее.

Каждая новая версия жизни и смерти дочери Миноса интересна по-своему. Тема отцов и детей, тема предательства стара как мир, но не может нас не волновать.
Конечно, вмешались боги, конечно, отец безжалостен к герою, а его нужно защитить и спасти, потому что и Амур потрудился, и стрела его пронзила твое сердце. Но творя благое дело – благое ли, ты остаешься с чужим, оставляя своих родичей. Может ли это как-то оправдать, найти отклик в чужих душах, и чем закончится все это?

С такими вопросами приступаем мы к чтению этой главы.
Открывается повествование с рева Минотавра, смешанного с ревом моря, и в такой атмосфере начинает звучать повествование. Ясно, что совсем скоро все решится для бедной царевны, она должна будет сделать выбор, но очень точно передается атмосфера, в которой этот выбор будет делаться.
И юная девушка находит оправдание для своего грядущего предательства
Сколько ещё лет, девятилетий, столетий ли! отпущено ему? Тлетворное клеймо на славном имени Миноса! Гнилостная порча, разъедающая его гордость! Матушка безутешна, отец страдает.

Наверное, так оправдать можно что угодно, но она готова помочь убийце брата, и для этого есть важный повод. Редко кто из нас так глубоко заглядывает в душу Ариадны, как это удается автору.

Но есть и сдерживающая сила для расправы – гнев Посейдона, который считается отцом Минотавра. Значит, с ним сражаться должен другой сын Посейдона – это и есть Тезей, только в этом случае можно избежать бед. И она ждет спасителя и освободителя.

Чем больше проходит времени, тем сильнее разогревает царевна в себе лютую ненависть к чудовищу. В момент появления Тезея она должна достигнуть апогея
Описание последнего пиршества для гостей из Афин великолепно , столы изобилуют самыми разными блюдами, но гости ничего не едят, потому что завтра они сами станут кормом для чудовища, и печален этот пир.

В тексте нарастает напряжение, эхо трагедии слышится все сильнее, и теперь уже не может царевна не передать Тезею спасительный клубок. Чудовище не может жить, герой не может умереть – она так решила за всех – и за богов, и за людей.
Далее прописан образ и Медеи – персонажа очень близкого к самой Ариадне и совершившего примерно такое же предательство по отношению к своим, а когда есть на кого опереться, то и действовать проще, и решиться легче.
В финале этой главы царевна обращается к Зевсу, который должен оправдать и защитить ее и убедить в том, что она была права. Трудно найти более достойного защитника, чем верховный бог.

В повествовании вместе с автором мы проходим трудный путь предательства и оправдания преступления, и замираем в тот момент, когда все должно решиться.
И все сходится на лабиринте Дедала, на грехе матери, позоре отца, на самом чудовище, которое должно умереть. Ариадна решает, что у нее есть право руками Тезея расправиться с ним и махом решить столько проблем.
Зная о развитии и финале мифа, мы понимаем, что она на это решилась, и как печально и для Медеи – внучки бога Солнца, и для нее самой все закончилось.
Остров, Дионис, оставивший ее Тезей и смерть в том же море. Анатомия предаельства совершилась, трудный путь пройден, Тезей останется жив, хотя возможно, смерть Ариадны не так страшна, как его жизнь и тот же финал, он тоже сорвался со скалы и оказался в море, только значительно позднее, пройдя ужасы Аида, освобожденный Гераклом, он повторил путь Ариадны.
Но что касается не мифа, а текста Миланы – тут поражает глубина проникновения в образ царевны, на какой- то срок она сама становится той царевной, это мы все со стороны наблюдаем за развитием сюжета мифа, она внутри, она – Ариадна, решившая убить брата и спасти Афинского царя.

Откуда все эти страсти в душе молодой женщины?
Снова возникает мысль о том, что реинкарнация – не сказка, что мы приходим в этот мир снова и снова, чтобы исправить и изменить ошибки прошлого и двигаться дальше…


Рецензии
Приветствую Вас, Любовь!
Очень хорошо, что Вас по-настоящему волнует чьё-то произведение. Вы сопереживаете, восхищаетесь, советуете и другим прочесть книгу. Это потому, что тема Вам близка, и Вы увидели события с другого ракурса. Думаю, вовлечённые в тему непременно последуют Вашему пожеланию.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   10.08.2023 12:22     Заявить о нарушении
Дорогой Василий!!!
Сегодня очень много книг, но вот настоящие порой незаметны, увы
Я тоже поздновато ее обнаружила
Люба

Любовь Сушко   10.08.2023 14:12   Заявить о нарушении