Понтормо. Портрет Козимо Старшего Медичи

  Портрет Козимо Старшего Медичи - Якопо Понтормо. 1519-1520. Дерево, масло. 86х65.Галерея Уффици.

    В этой ранней работе Якопо Понтормо (1494-1557) уже присутствуют признаки маньеризма, одним из основоположников которого он станет.

     Этот  посмертный портрет Козимо Старшего Медичи  был заказан Понтормо Горо Гори да Пистойя, вероятно, по просьбе Папы Льва X, урожденного Джованни Медичи. С октября 1519 года Гори отвечал за чрезвычайное управление Флоренцией и долгое время был секретарем и верным советником Лоренцо Медичи, герцога Урбино, племянника Папы, умершего 4 мая того же года.

     Смерть герцога оставила основную ветвь династии Медичи без законных наследников, но рождение 12 июня Козимо, сына Джованни делле Банде Нере и Марии Сальвиати, потомка младшей ветви семьи, возродило надежды семьи. По воле папы, крестного отца ребенка, малютку крестили именем родоначальника рода.

     Задача разработки символического значения картины, по всей вероятности, была возложена на Оттавиано Медичи, человека большой и утонченной культуры, куратора художественных комиссий Льва X.

      Козимо Старший изображен в профиль, согласно иконографии, полученной от медалей, отчеканенных после 1465 года, когда Синьория присвоила ему титул Pater Patriae . Красный бархатный капюшон и головной убор, который он носит, - это те атрибуты, с которыми традиционно изображались святые Косма и Дамиано, защитники семьи.

      Три буквы P, вырезанные на спинке сиденья, которые идентифицируют Козимо как «Отца и основателя страны» [Pater Patriae Parens], относятся к древней монете с профилем Цицерона, выдающегося персонажа, с которым его часто сравнивали.

     Слева изображена эмблема Медичи «бронкона»: сломанная лавровая ветвь, из которой развился новый побег, символ преемственности рода, а девиз на свитке повторяет, что «сломанная ветвь не ослабляет другую». '.
    
     Девиз взят из отрывка из « Энеиды» , в котором Анхиз пророчествует Энею будущее своего рода и основание Рима, и хорошо согласуется с гипотезой о том, что картина была заказана, чтобы отпраздновать рождение Козимо, который в истории был Козимо I. , первый великий герцог Тосканы.


    Козимо Старший родился во Флоренции 10 апреля 1389 года и был старшим сыном Джованни ди Биччи, богатого торговца шерстью и банкира. Осуществляя торговлю семейными традициями, с юных лет он занимал политические и дипломатические должности во Флорентийской республике. Считавшийся лидером оппозиции правящей олигархии во главе со своим заклятым врагом Ринальдо дельи Альбизи, в 1433 г. он был изгнан из Флоренции, но в 1434 г. по милости народа был отозван на родину и с тех пор стал фактическим владыкой города.

   Очень активно работая во всех областях, он развивал сельское хозяйство, увеличивал торговлю, проводил заметные общественные работы, такие как судоходство по Арно, строил церкви, часовни и дворцы, стал защитником всех видов искусства и способствовал новому открытию классических текстов.

    


Рецензии