Ангелинцы верят, что хутор возродится
Где-где давно не доводилось мне бывать, так это на хуторе Ангелинском. А в недавнюю мою поездку в Новониколаевскую решила обязательно заглянуть туда. Пока ехали, вспоминала прошлые поездки. Может потому, что было лето, тогда все казалось более приглядным. А нынче, в последнюю неделю ноября, серое свинцовое небо низко нависло над землей, пустующие участки земли раздражали колышущимися волнами высохших сорняков. Но больше всего огорчили покосившиеся пустующие домишки — горькая картина запустения стареющего населенного пункта. А ведь до перестройки здесь все было иначе! Здесь находилось отделение колхоза «Победа», животноводческие фермы, школа, фельдшерский пункт. А раньше — и детский сад.
Из истории хутора и станицы
Рассказывают, что хутор образовался в середине 19 века, когда несколько казачьих семей из станицы Староджерелиевской обосновались на берегу Ангелинского ерика. Как и жители ближних станиц, хуторов, они разводили скот, распахивали степь и занимались рыболовством. Вокруг хат, крытых камышом, сажали сады и огороды, в степи сеяли пшеницу, ячмень и другие культуры. Важным источником пропитания была рыба. До революции на хуторе жили единолично. Семьи были большие, многодетные.
В районном архивном отделе о хуторе Ангелинском сведений не получилось найти. Мне удалось отыскать лишь небольшую историческую справку, датированную мартом 1983 года. Она была приложена к отчетам колхоза "Победа". В ней уточняется, что в 1930 году в Новониколаевской был организован колхоз «Прогресс», который возглавил Николай Андреевич Королев. Через два года из этого колхоза сделали два: «Прогресс» и «Вторая пятилетка». В этом же году к Новониколаевской присоединили хутора Ангелинский с колхозом «На страже революции» и Желтые Копани с колхозом «Красный хуторок». Все три населенных пункта относились к Старо-Джерелиевскому сельскому совету.
Новониколаевское сельское поселение не всегда относилось к Калининскому району. В январе 1934 года Президиум ВЦИК принял постановление о разделе Северо-Кавказского края на Азово-Черноморский край с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский с центром в Пятигорске. Все районы Кубани вошли в Азово-Черноморский край. Но уже в конце декабря того же года некоторые районы Кубани разукрупнили. Часть населенных пунктов теперешнего Красноармейского района перешла в Ивановский, но Новониколаевский, Гривенский, Лебединский сельские советы остались.
Так же произошло и в 1937 году, когда Азово-Черноморский край разделили на Краснодарский край и Ростовскую область. В феврале 1963 года Красноармейский район расформировали. Его территория вошла в Славянский сельский район (таким образом, и Новониколаевский сельский совет находился в Славянском районе). Через три года Красноармейский район восстановили в прежних границах. В 1978 году, когда образовался Калининский район, вместе с другими населенными пунктами Красноармейского района Новониколаевская и Ангелинский перешли туда.
В 2013 году на официальный запрос от нашей редакции в архивный отдел МО Красноармейского района мы получили сведения о населенных пунктах Новониколаевского сельского поселения: «Дата основания станицы Новониколаевской – 1870 год. Образована, как поселок Ангелинский из Гривенских (Ангелинских) хуторов, поселенных в 1840-е годы; в 1891 году преобразована в станицу Новониколаевскую. Дополнительно сообщаю, что архивный отдел администрации муниципального образования Красноармейский район не располагает сведениями о хуторах, вошедших в 1891 году в состав станицы Новониколаевской. Данные взяты из книги «Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793 – 1985 г. г.)». Краснодар, 1986, с. 247, 260. Направляю вам копии списка населенных мест Кубанского округа по материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года, пересчитанным в границах районов, установленных в мае 1927 года.
Информацией об образовании хуторов Ангелинский и Северный архивный отдел администрации муниципального образования Красноармейский район не располагает». И подпись: начальник архивного отдела администрации Красноармейского района Е. Н. Нахачева.
Написал по рассказам своего деда
Пять - шесть лет назад старожил Ангелинского Вячеслав Андреевич Ганыч (к сожалению, уже ушедший в мир иной) передал мне плод своих многолетних трудов — историю хутора, основанную, в том числе и на воспоминаниях его деда-долгожителя. Некоторые данные из этого труда, думаю, будут интересны читателям. Хуторянин писал, что сначала хутор назывался Стража, потому, что там жили служивые поляки или сторожевые люди. С 1890 до 1908 -1910 года хутор Ангелинский был населен казаками из станицы Джерелиевской. После высадки запорожцев на Тамани, казакам начали давать земли. Из-за того, что в Ангелинском уже земли были заняты, наделы давали в сторону хуторов Малаи, Греки. Но все прибывающие были с большим количеством членов семей мужского пола, которым полагались земельные наделы. «Тем, кому причиталось больше наделов земли, давали ее в степи. В том числе и моему деду по отцовской линии Ганычу, - отметил старожил, - Я бывал там, помню кишло своего деда. Сейчас там рисовая система. Но я знаю, где был Ганычивский садочек».
Первым в этих местах поселился, и получил шесть наделов земли почетный атаман Староджерелиевской Степан Омельянович Буряк. Его земли были от моста вправо (60 десятин). Дед Вячеслава Андреевича Ганыча по материнской линии, Иван Илларионович Бесчастный, имел всего два надела земли в конце хутора, по улице Заречной, на повороте Бараньего ерика. В хуторе было много малоземельных: семьи Смолы, Волошиных. После того, как началась коллективизация, в хуторе не было особых репрессий, ведь еще раньше были созданы ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли). Первый ТОЗ создали Косьян Васильевич Пасенко (депутат Екатеринодарской Думы, подъесаул) вместе с Иваном Илларионовичем Бесчастным (он окончил 2 класса церковно-приходской школы).
Второй семейный ТОЗ был у Смолы. Там много было сыновей, но некоторых из них репрессировали. Первым председателем колхоза, который был назван в честь революции и названия бывшего хутора: «На страже революции» был Пасенко Косьян Васильевич. Хутор при коллективизации разделился на три части. Центральная - нынешний Ангелинский, колхоз «На страже революции», садоводческая бригада (располагалась на левом, и на правом берегу ерика, в сторону Крупского).
В хуторе за время колхозного строительства появились: МТФ № 1, СТФ №1, конеферма, кошара для овец и птицеферма. Птицеферма и кошара существовали до войны. А конеферма распалась в связи механизацией производства. Было в колхозе три полеводческих бригады и садоводческая. Самое большое население было на хуторе через два-три года после окончания Великой Отечественной войны. Тогда здесь поселилось много семей из центральных областей страны. Было тогда 254 подворья, в которых проживало 2934 человека (данные из учетной книги сельского совета). Сейчас, как сообщили мне в администрации Новониколаевского сельского поселения в хуторе проживает 320 человек в 141 домовладении.
Ангелинский пережил период упадка, когда Калининский район присоединили к Тимашевскому. Руководство Славянского района, в который попал Ангелинский, признало этот населенный пункт не перспективным. Потому многих хуторян переселили во второе отделение Славянского садоводческого колхоза «Сад-Гигант».
Землю под школу выделил еще хуторской атаман до революции. Но построили ее только в 1928 году. При чем — на взносы хуторян (каждая семья должна была дать по четыре ведра овса). На строительство амбулатории и содержание фельдшера давали столько же.
Вячеслав Андреевич Ганыч сетовал на то, что хутор находится в тупике, поэтому электричество и вода пришли туда гораздо позже, чем в другие населенные пункты. А еще он горевал о том, что школу, детский сад, баню закрыли. Газ провести планировали еще в 2007 – 2011 году, но до сих пор хуторянам приходится о нем только мечтать.
Говорят ангелинцы
Много трудностей, невзгод довелось пережить скромным и трудолюбивым хуторянам, но они все превозмогали и превозмогают, ведь очень любят свою малую родину и дорожат ею. И — верят, в лучшие времена, когда Ангелинский вновь возродится, как это уже бывало не один раз. Об этом с надежной говорили мои собеседницы.
Валентина Алексеевна Перенижко живет в Ангелинском с 1971 года, после того, как ее, выпускницу педагогического училища направили работать в хуторскую школу (сама она из Старонижестеблиевской). Здесь она повстречала своего суженого, Якова Константиновича. Вместе вырастили сына и дочь, дали им высшее образование. Валентина Алексеевна 38 лет учила хуторских ребятишек (два года после выхода на пенсию). И еще трудилась бы, да школу закрыли. С болью в сердце она вспомнила о былом:
- Вот в соседнем с нашим домом был медицинский пункт с жильем для фельдшера. Там оказывали самые разные медицинские услуги, даже одно время роды принимали. А работали все в отделении № 1 колхоза «Победа», что базировалось на хуторе, на двух МТФ и двух СТФ. Потом все пришло в упадок. Остался один жизнеспособный объект - почтовое отделение, где не только подписку оформляют, но и принимают коммунальные платежи, налоги, товары разные продают. А трудится там замечательная женщина, тоже бывшая учительница Надежда Андреевна Козлова. До трех часов дня она на почте, а потом развозит на велосипеде корреспонденцию, а хутор-то не маленький, больше 10 километров! Магазина два, но в одном маленький выбор товаров. В другом лучше, но многим идти до него далеко. Действует еще и клуб (здание обветшало, нужен капитальный ремонт). Там Наталья Павловна Науменко с детьми от двух до 18 лет занимается.
- Выходит, что все у вас плохо? Перспектив никаких?
- Я бы так не сказала. Надеемся на лучшее, на молодежь. Вот две семьи из Новониколаевской (Кисляковы Александр и Сергей) основательно занялись земледелием. Там, где настоящие дебри были у них теперь ухоженные поля. Александр Дегтярь сады хорошие разбил. Молодая семья Самохиных, у них двое деток, дом почти построили уже крепкий. Водонапорную башню отремонтировали, асфальтом покрыли дорогу в Новониколаевскую — настроение у людей улучшилось. Вот бы еще газ провели! А так, люди все друг друга знают, общаются, дружат семьями.
Начальник почтового участка Надежда Андреевна Козлова:
- Я на почте четыре года работаю, до этого трудилась в школе (сама я хуторская). Конечно, жалко хутор! Развал полный: медпункт закрыли, фермы, отделения тоже. Но в последнее время появились некоторые улучшения. Дорогу отремонтировали, например. И не только уезжают от нас, но и приезжают. Вот в прошлом году приехали состоятельные люди, видели шикарный, аккуратный современный дом перед почтой? Это они построили — любо дорого посмотреть!
- А как у вас с подпиской на нашу газету?
- Нормально, план выполняю. В хорошую погоду почту и товары (заказы принимаю даже по телефону) развожу, а в непогоду, распутицу приходится пешком ходить — тяжеловато, но что поделаешь, рада и такой работе. Ведь главная беда у нас в том, что людям негде трудоустроиться. И что детей в Новониколаевскую возят, тоже — не лучший вариант. Башню водонапорную подремонтировали, а трубы-то старые, ржавые и вода не лучшего качества. Но трубы меняют постепенно. Да, на улицах фонари поставили, детская площадка еще со времен школы осталась, памятник на братской могиле освободителям хутора заканчивают приводить в порядок. Есть позитивные моменты и хочется, очень хочется, чтобы наш хутор рос и благоустраивался!
Валентина Григорьевна Прозорова:
- Сама я из Волгодонска, а на хуторе живу с 2003 года и здесь мне нравится! Природа прекрасная, тишина и покой...Плохо, конечно, что нет медпункта и аптеки, негде лекарства купить. В магазинах выбор товаров не большой. И никакого общественного транспорта нет (не у всех есть машины) и даже в Новониколаевскую не на чем добраться. И газа нет! Тяжело топить печку дровами! Но зато есть у нас свое отделение социального обслуживания. Замечательные женщины там трудятся: Ольга Васильевна Невтрилова и Мария Николаевна Найда. Без них старикам было бы вообще невозможно управляться с домашними делами.
После беседы с женщинами отправилась к памятнику, что на братской могиле солдат, освободивших хутор от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году. Прошла мимо пустующей детской площадки, сфотографировала дом, очень похожий на особняк в европейском стиле, новый дом из белых пенобетонных блоков. И подумалось, если люди так ратуют за возрождение своего хутора, то общими усилиями могут сделать многое, и тогда должно непременно начаться его возрождение!
Свидетельство о публикации №223081000958