Роль языковой среды...

С.М. Заяц, д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы ГОУ ПГУ им. Шевченко.
Л.Ф. Заяц, учитель начальной школы, ассоциированный член Союза писателей России.
Роль языковой среды в процессе формировании личности
Аннотация: в статье рассматривается роль языковой среды, ее влияние на формирование личности; прослеживается глубокое взаимодействие языковой среды и народной традиции, воплощенной в лучших произведениях национальной и мировой литературы; дается краткое определение личности и языковой среды
Ключевые слова: языковая среда, личность, народная традиция, миф, процесс формирования

S. M.Zayats, Doctor of Philology, Professor of the Chair of Russian and foreign literature of thePridnestrovian State University of T.G. Shevchenko.
L. F. Zayats, elementary school teacher, associate member of the Writers'Union of Russia.
The Role of the Linguistic Environment in the Process of Personality Formation
Resume: the article examines the role of the linguistic environment, its influence on the formation of personality; it traces the deep interaction of the linguistic environment and folk traditionembodied in the best works of national and world literature; it gives a brief definition of personality and linguistic environment
Key words: linguistic environment, personality, folk tradition, myth, formation process

Что является закладкой языковой среды? Где и когда происходит  формирование личности в языковой среде?
Возьмем определение «языковой среды» и «формирование личности».
Формирование личности - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
По мнению М.Р. Львова, языковая среда – это «речь, которую воспринимает ребенок, взрослый в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио и телевидения, язык читаемых газет и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды».
Рассматривая данные определения, обратим внимание на влияние ребенка окружающим миром. Уже в зародыше формируется личность, которая и воспринимает языковую среду. При рождении ребенок проявляет свой характер, узнает членов семьи, друзей и т.д.
Язык - явление сакральное. В тайне бытия рождается связь между матерью и ребенком. Язык матери глубокими корнями, уходящими в традиции своих народов, уже начинает формировать положительные начала в личности ребенка. Процесс взаимодействия проникает во все сферы бытия ребенка, становится смыслом сосуществования. Через язык матери происходит знакомство с миром природы, с миром людей, сквозь сплетение словес просматриваются идеи. В результате процесс познания мира становится осмысленным, интуитивно уловимым. Вот это интуитивно-уловимое совершает переворот в формировании личности.
Личность – краеугольный камень общественного здания. Банальная истина, но дающая возможность сверить позиции между личностью и обществом. Данные позиции  поверяются художественными текстами великих писателей. Именно художественная литература помогает становлению личности. Все богатство языка в национальной литературе. Достаточно вчитаться в пушкинские тексты, чтобы понять глубину народной культуры, воплощенной в творчестве великого писателя. Художественное воплощение рождает миф, который, по словам А.Ф. Лосева, представляет собой сущую правду. В этой правде формируется языковая среда, формирующая личность. Это долгий процесс, несколько поколений совершает его. Но в этом процессе формируется ментальность.
Каждый народ обладает неповторимым менталитетом. Сохранение традиции – задача языковых личностей. Например, уникальная молдавская культура только тогда сохранит свою оригинальность, когда вберет в себе соки славянской культуры. Убеждены, что молдавская культура во многом является романо-славянской. В этом ее отличие от валашской культуры, которая ближе к романским истокам. Это данность, с которой приходится считаться. Не учитывать этого, значит, идти против традиции народа.
Можно ли переформатировать национальную культуру? Безусловно, на какое-то время это возможно. Вполне допустимо, что элита будет создавать свою субкультуру, а народ будет существовать в своей традиции. Произойдет разрыв между народным мифом и представителями книжной культуры и системы образования. Будет существовать два направления, но большинство в руках народной традиции. Ее исторический опыт не даст ей погибнуть. Кроме того лучшие представители культуры близки именно к народной традиции. Как тут не вспомнить Иона Друцэ, воплотивший в своем творчестве лучшие черты молдавского народа, его национальной мифологии.
Поэтому задача представителей культуры и образования всемерно поддерживать  дух народной мифологии и лучшие образцы национальной культуры. Сегодня в содружестве независимых государств много внимания уделяется национальной языковой личности, но это не должно нарушать взаимодействия национальных культур. Именно представители педагогической и филологической науки призваны сохранить языковую культуру неповрежденной, стараться сохранять языковую среду, понимая, что это способствует формированию личности, которая вне народной традиции будет представлять красивый сосуд, но пустой внутри.
Итак, формирование личности возможно только при наличии языковой среды, которая является основой литературы, философии, театра, всей палитры национальной традиции, его мифологической составляющей.

Литература:
1. Ермекбаева Г.Г. Языковая среда как психологический фактор обучения негодному языку // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 143-147;
2. Ратмиров С. Исповедь русского путника. М., Флинта, 2021. – 1186 с.


Рецензии
Может быть не в тему, но приближенно к современным реалиям:
1."Личность – краеугольный камень общественного здания".
Сегодня налицо тенденция не на формирование личностей, но напротив, превращения народа в биомассу.
2."Можно ли переформатировать национальную культуру?"
Ещё как можно, и безо всякого разрыва, ибо народный миф заменён на ценности общества потребления, а у элиты ценности вообще сугубо материальные.

Вячеслав Горелов   10.08.2023 20:49     Заявить о нарушении
От нас и Бога зависит не превращаться в биомассу. На все Его воля, и наше движение к ней!
Во-вторых, опасность нашего уничтожения как этнических сущностей, лежит в духовной плоскости. Вот и надо потребительскую пошлость и филистерство устранять из духовного мира. И это зависит от нас.
Элиту формирует народ. Те, кто не будут соответствовать народному мифу, его традициям, исторически обречены. Этому учит история России. Сегодня потребительская элита сильна, но объективная реальность такова, что время их коротоко.

Сергей Михайлович Заяц   11.08.2023 15:47   Заявить о нарушении
Мне нравятся ваши комментарии, но от замечания удержаться не могу. Вот наша элита:
Горбачёв, Ельцин, Чубайс, теперь ВВП. Формирование народа и элиты, это процесс с обратной связью, т.е. каков народ, такова и элита, и наоборот.

Вячеслав Горелов   11.08.2023 18:50   Заявить о нарушении