Халява

Перемены начались в тот период младенчества, когда к переживанию себя добавилось подозрение в существовании Другого. Чувство всемогущества и бесконечного блаженства стало замещаться отношениями: если хочешь что-то получить — что-то отдай. Но если не удается получить без усилий, то должна быть надежда, хотя бы призрачная, что это возможно! Поэтому перенесение в страну детства, совершаемое произнесением волшебного слова «халява», позволяет манипулировать доверчивыми душами с помощью лотерей, скидок, путешествий «ол инклюзив» и т.д. Мы даже строили коммунистическое счастье как аналог младенчества, спрятав идею халявы в лозунге — «каждому по потребностям». Халявная жизненная установка впитывается с молоком матери, и человек не способен от нее освободится!

В материнском мире халявы запреты культуры не работают: здесь конфеты в карман с праздничного стола, там туалетная мелочь из отеля, пачка бумаги из офиса. Можно, конечно, предположить, что в человеке просыпается древний завоеватель, чья цель — добыча. Однако желание ограбить также не случайно — надо взять на халяву и припасти на «черный» день. Но «черный» он не потому, что может возникнуть недостаток, а потому, что придется «слезть с печи» и приложить усилия для удовлетворения желаний, тем самым нарушив иллюзию блаженного существования.

Обычный человек создает в своей жизни баланс между влечениями Ид и запретами Супер-Эго (живет по принципу реальности), и создает свою жизнь (где, с кем, когда), как проекцию этого баланса. При этом скрытые желания не осознаются, но халява, которая вдруг появляется рядом, оживляет их. И когда человек бросается за халявным объектом (пробником в магазине, или бонусами и скидками), — он демонстрирует всем, что недоволен своей жизнью, и обустроил ее не так, как хотел бы. Согласитесь, что человек, который счастлив, вряд ли побежит в магазин за скидками. И халява, как проективный тест, демонстрирует уровень младенческой беспомощности, от которой не удалось избавиться. Халява — это стимул, чтобы изменить привычную жизнь, но и показатель того, что ты ничего для этого не делаешь.

Позвольте из этого текста вывести такой силлогизм: 1. людям свойственна любовь к халяве; 2. халява указывает на несчастливого человека; 3. вывод — все люди несчастливы! Вспомним слова Фрейда; «То, что ... называется счастьем, ... возможно только как эпизодический феномен». А кто бы спорил?


Рецензии