Командировка в Карши за радиомастерской

Однажды в штаб 36 АК приехала инспекция во главе с полковником Толстопятовым, занимавшим должность заместителя командующего войск связи по ремонту и обслуживанию средств связи ТуркВО. То ли обиженно кто-то стукнул о делах служебных, то ли не с тем посекретничал – факт внезапности проверки остаётся фактом. Корпусной батальон связи, соответственно, тоже, или даже в числе первых подлежал проверке. Результаты внезапного посещения не помнит сами очевидцы, но на слуху были и слетевшие звёзды, переназначения и увольнения из вооружённых сил, а отъявленных привлекли по всей строгости закона…

История не об этом. Во время проверки автопарка батальона неизменный активист и правдоруб прапорщик Котов высказал полковнику, что батальон связи прямого корпусного подчинения, вроде как привилегированный, дескать, а своей передвижной мастерской на балансе не имеет. Один высказал, другой на ус намотал, пообещав: «Всё будет!» Не прошло месяца, командира ремвзвода вызывает к себе в кабинет комбат Садовой. Готовься, говорит, в дорогу, пришла разнарядка, поедешь получать для батальона радиоремонтную автомастерскую М-3М на базе ЗИЛ-131.

Командир ремвзвода Котов оповестил своего бойца Ельсукова Сергея о том, чтобы собирался вместе с ним на получение техники для батальона. Буквально накануне солдат был проверен вождением многотонной машины, без дополнительных сложностей прошёл переподготовку и получил допуск на управление ЗИЛ-131, потому был уверен, что едет получать аппаратную на базе названного шасси.

Командировка – это прекрасное известие для военнослужащего, как измученного, так и не особо озабоченного рутиной службы войсковой части. И вообще, отвлечься от ежедневной суеты неожиданной поездкой полезно каждому человеку. Получили командировочное предписание, путевой лист до автотранспортной базы техники связи в г. Карши и снялись с довольствия на неделю, чтобы выдали больше сухпая в дорогу. В результате, доверху набили вещмешок тушёнкой, галетами и прочим провиантом. Взяли билеты на поезд нужного направления и благополучно отбыли.

Соседями в плацкартном вагоне оказались добродушные люди дружественных национальностей, которые оказались интересными собеседниками, угощали шашлычком, уговаривали с выпивкой, а отказываться никто не собирался. Доехали весело, прибыли не промахнувшись.

Сунулись в гостиницу – номер не дают. Мест, мол, нет! А взводный Котов, человек пассионарный, пробивной, пошёл и расспросил горничных и других проживавших о наличии свободных коек. Узнал, что места есть, и теми же ногами нагрянул к управляющей, ругался, стращал, что дойдёт до исполкома и, о чудо – места появились!

На следующий день поехали на базу техники связи в Карши, а там сообщают: М-3М на базе ГАЗ-66. Талоны на горючку получите в такой-то части. Котов глянул на этот агрегат и за торчащие как рога воздуховоды сразу окрестил М-3Мку «Антилопа гну!»

Выданное, как известно, требует проверки, сказал командир, расселся с бумагами и начал сверять: Оборудование КУНГа ФВУ и дизельный обогреватель. Три комплекта инструмента радиомастера (паяльники разной мощности, бокорезы, пинцет, плоскогубцы, отвёртки и т.д.) Комплект мастера телефонно-телеграфной аппаратуры. Деревянный чемодан с мощным паяльником и десятка полтора насадок для выпаивания реле. Киловаттная энергоустановка. Набор слесарного инструмента (молотки, зубила, щипцы, тиски и т.д.) Два прибора ночного видения. Частотомер Ч3-43, генератор НЧ, второй ВЧ до 100 МГц, вольтметр В7-15, Цешки, ТА-57 – Котов перечислял, подчинённый лазил по КУНГу, подтверждал указанное…

Сверили-проверили, недоверие поумерили. Машина новая – комплектность стопроцентная. Заправили бак бензином, и тут Котов вдруг сообщает: «А ты бывал в Самарканде или Ташкенте? Едем теперь в Ташкент!» Начальник связи корпуса полковник Семедов приказал заехать на обратном пути в Ташкент, где на окружной радиоремонтной базе находилось в ремонте несколько аппаратных батальона, и забрать оттуда восьмикиловаттный бензоагрегат от радиостанции. Там, мол, вас будут ждать, помогут с погрузкой. А «заехать» – это сделать крюк в обратном направлении, пятьсот километров только в одну сторону!

Надо – значит, надо! Бензина есть немного, а там добавят. Выехали, но сразу за городом проявилась проблема – движок не тянет. Пришлось вставать и прямо на обочине регулировать клапана. Когда закончили, опробовали – шишига пошла и восемьдесят, разгонялась и до сотни километров в час.

Покатались по Самарканду, посмотрели Джизак и другие города, попадавшиеся по дороге. Добрались  до базы, а там начальник ПУС Кучмагра встречает с удивлёнными глазами: «Откуда вы тут взялись, бляха муха?!» Котов вызвонил Толстопятова, тот даёт отбой – бензоагрегат уже отправлен и находится на пути к Ашхабаду. А командировочным велел заехать на базу округа, расположенную на выезде из города, получить на обратную дорогу бензин.

Пока искали эту базу, намотали по окраинам Ташкента километров с полсотни, спрашивали дорогу у танкистов, у них было рядом танковое училище. Нашли, Ельсуков остался при машине, Котов ушёл выбивать горючку. Прошло недолгое время, бежит и с ног командует: «Заводи, заправляемся и валим отсюда!» Случилось так, что местному начальнику ГСМ, молодому лейтенанту надо было наштамповать печатей на талонах на бензин, без которых они недействительны. Только он сел за это дело, бежит посыльный, мол, литёхе срочно требуется явиться на совещание в штаб. Лейтенант сунул Котову пачку не проштампованных талонов и оставил печать. Как закончит, мол, пусть сдаст её и оставшиеся талоны тому-то, тому-то. Но на парах обсчитался и сунул лишнего. Котов говорит, я штампую и штампую, а потом чувствую - перебор. Вместо положенных трёхсот литров наштамповал аж на три тонны. В общем, печать и остатки талонов сдал и быстро убежал…

Подъехали к заправщику, а тот ругается, цену набивает – приказ отпускать не больше двадцати литров. Шишиге двадцать литров это только завестись и прочихаться, Котов напирает, давай, мол, заправь мне оба бака под завязку, они, как известно, по сто пять литров каждый, а я тебе оставлю талонов на лишние сто литров горючки. Ударили по рукам, с трёх тонн это не убыток, заправились и быстро оставили Ташкент далеко позади себя.

Обратную дорогу ехали спокойно. Продали несколько талонов, на вырученные купили колбаски и прочих деликатесов. Серёге очень понравилась ливерная колбаса, он рулил и с удовольствием ею чавкал, а Котов увидел и прикололся. Знаешь, мол, что на эту колбасу идут «коровьи сиськи, письки и хвосты?» На бойца это выражение возымело такое действие, что выплюнул в боковое окно, что успел нажевать, и туда же отправил остатки ливерного колеса. С тех пор, говорят, ливерная колбаса солдату опротивела.

Вернулись в часть, с машиной всё нормально. Первым же актом Котов списал всё более-менее ценное, что могли стащить в первую очередь, и сохранил на своём складе. Излишки талонов отдал нашему начальнику ГСМ Паршикову Ивану. Ельсуков Сергей был отмечен отпуском и вскоре выехал на десять дней на родину.


Рецензии