Ав. диал. хва шеренга, ряд и монг. хоьвоьоь
Ав. диал. ХВА (ХХВА) "шеренга, ряд" и монг. ХОЬВОЬОЬ.
Ав. (андал. диал.) ХХВА "шеренга, ряд": халха-монг. ХОЬВОЬОЬ "кромка".
В пушту для обозначения собственной этнической территории используется пуштунский термин ХВА, так, напр., "Пуштунистан", это ПАШТУН/ПАХТУН ХВА. Ни к какой территории другой этнической группы, пуштуны элемент "хва" не добавляют. Это - "бок, сторона". В хотаносакском HVAI "свой". Последнее сохранилось в качестве заимствования из языка типа хорезмийского или даже хотаносакского ХВАСАР "освобождение", на самом деле это "свобода" и здесь заметен результат сложения "хва" ("свой") и "сар" ("голова"). "Хвасар" - реально существовавшее слово в хорезмийском языке. Что же касается ав. диалектного ХХВА, то оно не выглядит как заимствование, здесь похоже на рудимент собственной лексики означающей "ребро, бок, сторона" - ХЬИБИЛ (в род. п. ХЬОЛБОЛ). То же самое явление представлено в халха-монгольском, где ХОЛБОО "сцепка, ассоциация, федерация,конфедерация, союз" как раз таки имеет подобное ответвление в виде "бок, сторона" и в том числе "свой" - "хуьвийн". В современном афганском свой собственный термин означающий "шеренга, ряд" - "джирга". Такими шеренгами выстраивались в положении сидя на коленях (как мусульмане на намазе или дзюдосты на татами) представители афганских конфедераций для принятия тех или иных коллективных решений.
Напомним, что согласно Британской Энциклопедии, в качестве политического имени державы эфталитов выступало HOA, HOA-TUN. Если "паштун/пахтун" сами пуштуны считают производным от Пактия/Пахтия (одна из истор. провинций в Афганистане), то элемент "-тун" в таком случае может указывать на членов социума.
Свидетельство о публикации №223081101412