Ав. диал. хва шеренга, ряд и монг. хоьвоьоь

Иллюстрация: Каганат Rouran c китайскими иероглифами, объясняющую жужаней как "червей". На самом деле, Джуджан, Джуджагъан в монг. языках означает "мясо, сырая плоть","утолщение, пятка", а в политическом значении "ПРОЧНЫЙ, КРЕПКИЙ СОЮЗ", а не "червей". Последнее вырвано из контекста китайцами и китаизированными монголами (а равно - и древними тюрками) для троллинга жужаней, так как сяньбийцы были известны как часть группировки "хоры" (Ойратское Синьцзяна - ГУЬР). Этноним "хоры" (ср. монг. хорчиины, хори-тумат и пр.) преподносилось врагами жужаней в умышленно утрированном образе "червей/насекомых из сырого мяса", они, дескать, алчные грабители налетающие тучей насекомых. Кроме того, не следует забывать, что  в ряде языков, "червь" на самом деле также и "волк". В древнерусских мифологических представлениях ХОРТ (монг. "ядовитый, токсичный", см. также ХОРХОЙ "насекомое, червь, моль") выступает в роли никак не отрицательного, а положительного персонажа, связаного с фертильностью и плодородием.



Ав. диал. ХВА (ХХВА) "шеренга, ряд" и монг. ХОЬВОЬОЬ.



Ав. (андал. диал.) ХХВА "шеренга, ряд": халха-монг. ХОЬВОЬОЬ "кромка".

В пушту для обозначения собственной этнической территории используется пуштунский термин ХВА, так, напр., "Пуштунистан", это ПАШТУН/ПАХТУН ХВА. Ни к какой территории другой этнической группы, пуштуны элемент "хва" не добавляют. Это - "бок, сторона". В хотаносакском HVAI "свой". Последнее сохранилось в качестве заимствования из языка типа хорезмийского или даже хотаносакского ХВАСАР "освобождение", на самом деле это "свобода" и здесь заметен результат сложения "хва" ("свой") и "сар" ("голова"). "Хвасар" - реально существовавшее слово в хорезмийском языке. Что же касается ав. диалектного ХХВА, то оно не выглядит как заимствование, здесь похоже на рудимент собственной лексики означающей "ребро, бок, сторона" - ХЬИБИЛ (в род. п. ХЬОЛБОЛ). То же самое явление представлено в халха-монгольском, где ХОЛБОО "сцепка, ассоциация, федерация,конфедерация, союз" как раз таки имеет подобное ответвление в виде "бок, сторона" и в том числе "свой" - "хуьвийн". В современном афганском свой собственный термин означающий "шеренга, ряд" - "джирга". Такими шеренгами выстраивались в положении сидя на коленях (как мусульмане на намазе или дзюдосты на татами)  представители афганских конфедераций для принятия тех или иных коллективных решений.

Напомним, что согласно Британской Энциклопедии, в качестве политического имени державы эфталитов выступало HOA, HOA-TUN. Если "паштун/пахтун" сами пуштуны считают производным от Пактия/Пахтия (одна из истор. провинций в Афганистане), то элемент "-тун" в таком случае может указывать на членов социума.


Рецензии