Критика чистого разума
Было у меня два товарища и оба большие умники и в обоих я разочаровался и не то что бы поссорился с ними, а ускользнул. Одного из них я уже неоднократно упоминал в своих рассказах. Алик Винер один из моих главных антигероев. Я ему обязан и по жизни, ибо он своим примером многому меня научил, и он же обогатил мою литературную продукцию своим в ней присутствием. Жизнь – в той или иной степени эксперимент. А без ингредиентов эксперимент невозможен. Хотя я разочаровался во многих людях, с которыми был знаком, но понимаю, что они часть моей жизни и судьбы, и если бы я с самого начала забился в кусты от всех, в ком позже разочаровался, судьбе просто не осталось бы ведущих ко мне нитей, за которые она дёргала, то придерживая меня, то поворачивая в нужную сторону. Да и сам я далеко не пример для подражания. Хорош гусь, так сказать, сам понимаю. Ленка, Лешкина жена, женщина, которую мы оба любили и на которую я никогда не обижался, то есть обижался конечно, но деваться от неё мне всё равно было некуда, как от себя самого, и которой я позволял говорить мне такие вещи, за которые любого другого загрыз бы наверное, однажды меня огорошила и рассмешила. За что-то она меня ругала, а я сказал, мол, у каждого свои недостатки. Она задумалась на мгновение и ответила, что не может ведь быть, чтобы человек состоял из одних недостатков. Так что мои претензии к людям носят не столько осуждающий, сколько, если можно так выразиться, физиологический характер. От некоторых меня начинает тошнить и я уже не в силах с ними общаться. Я не знаю, может они даже лучше меня. Тут дело не в лучше или хуже. Ленка однажды мне сказала, что я не встречал по-настоящему злых людей, а то бы не стал так харчами перебирать. Но хватит оправдываться, тем более, мои оправдания никому не нужны.
Алика Винера я знал с детства, он дружил с моей старшей сестрой. Потом я надолго потерял его из виду. Он старше меня на девять лет и мы не пересекались до середины восьмидесятых, когда я погрузился в богоискательство. Я уже описал многие свои эволюции, связанные с Аликом, и в своём романе «Предание» и во многих рассказах. Алик обладал отличной памятью и ненасытным интересом к различным аспектам метафизики. По образованию физик-теоретик, он был изгнан из НИИ, где работал, за неудачную попытку эмиграции, как раз началась война в Афганистане и границы Совка захлопнулись, а неудачники, попавшие в отказ, изгонялись с работы, то есть с квалифицированных должностей. Дворников или сантехников никто не трогал, но я что-то не припомню дворников и водопроводчиков, стремившихся в эмиграцию. Обычно, попавшие в отказ инженеры, делались дворниками и котельщиками. Алик подрабатывал репетиторством и пудрил мозги ученикам теософией и прочей метафизикой. Интересы Алика этим не ограничивались. Он в молодости писал стихи, участвовал в харьковской поэтической студии и даже имел признание в среде харьковской оппозиционной молодёжи. Качество стихов Алика я не проверял и не собираюсь. Есть у меня опасения, уж очень хорошо я его изучил. Дружба наша закончилась тем, что я сделал свои выводы и унёс ноги. Потом мы оба оказались в Америке, но в разных городах. Возобновилось наше общение в середине десятых годов, когда Алик прочитал мои стихи и очень ими заинтересовался. Этот его интерес оказался мне как нельзя кстати и морально меня поддержал. Я уже несколько лет ничего не писал, отчаявшись хоть как-то продемонстрировать людям своё творчество. Я снова начал писать, выставил стихи и прозу в интернете и напечатал несколько книг в Москве небольшими тиражами. Возобновив отношения, я пару раз приезжал к Алику в гости, пока опять не получил по лбу теми же граблями и отполз восвояси.
Алик всегда утверждал, что хорошо ко мне относится, привязан ко мне, и при этом начинал высокомерно поучать и хамить, стоило мне высказать взгляды, отличные от его точки зрения. Меня удивляло сочетание в нём эрудиции, пусть и несколько хаотической, с полной неспособностью к творчеству, собственным оригинальным мыслям и идеям. При этом он утверждал, что постоянно находится в размышлениях на разные животрепещущие темы. Не только впрочем это. Он к примеру напористо требовал от меня, чтобы я давал ему редактировать свои стихи и очень злился, когда я отвечал молчаниям. «Ты должен учитывать мнение читателей» - заявлял он мне. Имелось в виду, что мнение читателей – это мнение Алика. То, что он величал себя во множественном числе, Алик не замечал. Вообще, в нем чувствовалась некая примитивность, которую я ощущал, но не мог ясно сформулировать даже для себя. И дело не в том, что Алик был падок на женщин и до отъезда в Америку себе позволял. В Америке, куда он попал за пятьдесят, эти его интересы развития не получили по причине новых обстоятельств. Мало ли бабников, само по себе это ни о чем не говорит. Тут что-то другое. Да и его отношение ко мне походило несколько на привязанность, ну скажем, к говорящему попугаю. Приятно, когда попугай умеет говорить и повторяет то, чему ты его учишь. Но если попугай вдруг начинает с тобой спорить и ловить на противоречиях или на раздутом самомнении, это раздражает и хочется приказать попке заткнуться.
С Костей Малиновским я познакомился благодаря Алику. Костя тоже физик теоретик, но из Киева. Костя приезжал в Харьков специально для обсуждения с Аликом разных религиозно-теософских вопросов. Костя один из самых оригинальных и странных людей, встреченных мной в жизни. Я им очень заинтересовался и дело тоже кончилось в конце концов отступлением на заранее подготовленные позиции. Как и Алик, Костя удостоился погостить в моих опусах, хотя и в меньшей степени, так что кое-где придётся повториться. В отношении эрудиции в области философии и метафизики Костя превосходил даже Алика. Что до литературы и поэзии, там у Кости тоже имелись интересы, и не сказать, что он мало читал. Но взгляды у него были какие-то дубовые, скорее рассудочные. Он однажды написал мне длинное письмо, в котором высказывал свои соображения: где писатель или поэт является проводником добра, а где зла. То есть собственно понимание искусства подменялось интеллектуальным морализаторством. В остальном, у меня сложилось впечатление, что при огромной эрудиции в сфере философии, у Кости отсутствует главное, как мне кажется, и необходимое философу качество: непосредственное ощущение таинственности базовых параметров бытия: сознания, жизни, собственно бытия, их связи. Он, к примеру, ничего загадочного в сознании не усматривал: так, вообще способность реагировать и только. В буддизме сознание - это одна из дхарм в их потоке, переходящем из одной жизни к другой, и ничем таким уж особенным от прочих дхарм не отличающаяся. По моему глубокому убеждению человек с таким подходом, кроме геометрических схем на бумаге, ни до чего в философии не дойдёт. И действительно, Костя очень любил метафизические теософские и оккультные схемы, рисовал мне теософские схемы восхождения души и схему плеромы из учения Валентина. Во всём этом, то есть в Костиной ментальности, ощущалась мной некая параноидная составляющая. К теософии Костя пришёл через христианство и тибетский буддизм, преподавал в Америке в Институте тибетского буддизма физику, имел два буддистских посвящения, потом переехал в Калифорнию, где нашёл работу в библиотеке университета Беркли и сделался секретарём калифорнийского теософского общества. Я пытался с ним обсуждать теософию, но вскоре понял, что не могу разделить его серьёзного к ней отношения. Костя большой поклонник Елены Рерих. Для меня Николай Рерих интересен как талантливый художник. Но этим мой интерес к их семейной паре ограничивается. После того, как они привезли в Россию в 1926 году послание Гималайских Махатм Махатме Ленину, по моему мнению, в вопросе о величии Махатм можно поставить точку. Жаль конечно, что опоздали. Но могли бы ещё успеть передать послание Махатме Гитлеру.
Ещё меня удивила приверженность Кости конспирологическим теориям. Он очень любил подозрительные сочинения и художественные и нехудожественные о тайных орденах, направляющих исторический процесс. Для меня это тоже показатель небольшого ума, что в Костином случае сочеталось с огромными нешуточными знаниями в области метафизики. Гармонично одаренных людей писателю анализировать неинтересно, а вот такие искаженные варианты, как Алик или Костя – ну просто находка, перебрать им косточки так руки и чешутся.
Семья у Кости тоже в своём роде. Жена большая фантазерка, умудрявшаяся наблюдать сказочных существ буквально по пути на работу. Недавно она умерла. Дочка явно страдает каким-то психическим недугом, живет одна в другом городе, почему-то без документов и без работы. Костя регулярно высылает ей деньги и пытается убедить её сделать хотя бы удостоверение личности. Только сын производит на меня впечатление нормально человека. Впрочем, и он удивляет местами. Женился он на мексиканке, с которой познакомился на автобусной остановке. У них трое детей. Мексиканка отличается неуравновешенным характером с истерическими всплесками и регулярно уходит от него к родителям, прихватив детей. Родители так же регулярно отправляют её обратно. С Костиных слов, сын относится к этому философски и живёт преимущественно в подвале, где оборудовал себе нору на всякий случай. Дом, надо сказать, тоже удивляет. В романе Кафки «Америка» описывается гигантский недостроенный особняк, в который попадает герой романа. Большая часть недостроенного здания не освещена, найти в нем нужную комнату очень трудно и героя обычно сопровождает слуга с факелом. Костин дом мне очень напоминает этот особняк. Он очень велик, трёхэтажный, но в более или менее доделанном и пригодном для жизни виде находится только первый этаж и примерно треть второго, на второй и третий этаж ведёт узкая шаткая и крутая деревянная лестница, с которой упасть раз плюнуть. Костя купил этот дворец при переезде из Беркли в Чикаго. Дом продавался очень дёшево, учитывая его совершенно нежилое состояние. Костин сын лелеет мечты привести дом в порядок, но ему одному не справиться, а Костя страдает артрозом коленных суставов и ему не помощник. Он большую часть дня проводит в своей комнате, изучая и систематизируя теософскую литературу.
Расплевались мы совершенно для меня неожиданно. Я переслал Косте какую-ту российскую оппозиционно-либеральную статью. Костя ответил мне такой яростной бранью по поводу либералов вообще и данной статьи в частности, что я убоялся гораздо и больше мятежного Костю не тревожил.
Интересно, что когда я пытался втянуть Алика в коллективное обсуждение некоторых метафизических вопросов, связанных кажется с буддизмом, Алик под разными предлогами уклонялся. Подозреваю, что на фоне Кости ему трудно было поддерживать руководящую роль всезнайки.
Свидетельство о публикации №223081100155