Последний путь домой

    Знаю точно, каким бы ни был человек, у него есть своя светлая, счастливая дорога, свой путь, путь домой. К этой дороге он, хоть и не так часто, как хотелось бы, все-таки возвращается. Своя дорога домой, где его всегда ждали, любили, где он был бесконечно счастлив, там, где бывал последнее время, очень редко, но мысленно, каждый раз возвращался туда. Дорога длиною в целую жизнь!
Вам  снится эта дорога,  родной дом, уже много,  много лет  снится. Возможно,  это самые  теплые воспоминания,  такие близкие и дорогие твоему сердцу. Ведь и дом, и весь этот путь к нему, давно изменились, но в памяти роднее его никогда ничего не будет, ты это знаешь!

   Военное и послевоенное время, такое уже далекое, бомбежки, подбитые орудия, самолеты, не разорвавшиеся бомбы, мины, гранаты. Все хранит земля наша! Погибшие друзья-мальчишки, ступившие на мину, оставшуюся случайно под землей. Плач и крики матерей, бегущих от налетов в кукурузное поле, прячущих своих детей, подальше от села во время обстрелов и взрывов.  Возвращение, не в каждый дом,  отцов с войны, слезы радости и слезы потери. Всё было, и всё хранит память тех далеких лет.

    Голодное босоногое детство. Проводы старшего брата в соседнее село, школу- интернат. Он всегда с младшей сестрой провожал старшего брата. А тот уходил на несколько дней, недель, а в зимний период и месяцев. Шли с сестрой, провожая его в конец своего села к проселочной дороге, а дальше он шел сам, часто оглядываясь, а дети долго стояли и смотрели ему  в след, вытирая слезы. Кто бы мог подумать, что они больше не будут с братом жить под одной крышей в одном доме. Он изредка возвращался на очередные каникулы, и это был всегда праздник для семьи. Потом он уехал учиться дальше.  Его детство закончилось, так и не начавшись.  Только спустя много лет понимаешь, как твой брат делился с тобой и сестренкой едой, бережно собранной матерью в небольшой узелок из платка, оставив себя без еды. Он знал, что его младшие братья и сестра сами не доедали, постоянно жили впроголодь. Мать складывала с такой любовью лепешки из кукурузной муки,  вместо хлеба, пару вареных яиц, пару картофелин, кусочек сахара, если удавалось сберечь от младших детей. Он так и остался старшим  любимым сыном, которым гордилась вся семья, самым надежным и сильным братом, всегда умело подставляющим свое плечо двум младшим братьям и сестре.

   А теперь в этом доме всё, абсолютно всё, напоминает о тех, проведенных здесь, счастливых беззаботных днях детства и юности. Запах стен, ковры на них, иконы с лампадами, портреты и фотографии, бережно сохраненные твоими близкими. Большой двор, колодец и огромный стол, меж двух шелковичных деревьев, за которым летом собиралась вся семья.

    Так он вспоминал свои прожитые годы, грустно осознавая, что больше не встанет с постели, слабея с каждым днем.
 
   Откуда появилась эта пелена перед глазами? Что происходит? Странная легкость во всем  теле насторожила его, голоса раздавались, как издалека, с каким-то странным отголоском, еле различимая речь и что-то знакомое, родное в испуганных, тревожных интонациях. Что это с ним? И кто там движется за этой пеленой, похожей на туман, почему он не видит их, только одни силуэты? Что это? Пожилой мужчина не понимал, что происходит. Звал по имени свою дочь, а она была тут, рядом, держала его за руку, но он этого уже не чувствовал.  Куда делась эта невыносимая боль, много дней и ночей, приносившая столько страданий? И вдруг звенящая тишина, безмятежность, чувство свободы, легкости и счастья… Бесконечность…
 
    Вот и все!!! Свеча на подоконнике погасла, рука, державшая руку дочери, ослабла… Отец!!! Слезы… Горе… Пустота…

    Очередная размолвка дома. Упреки и сожаление по поводу  покупки шубы, подаренной жене в честь рождения сына. Отец не понимал, почему вспомнилось именно это. Почему видит эти события. Видит всё яснее и отчетливее, именно всё так, как рассказывал мне бессонными ночами, в приступах боли, в бреду от лекарств, лежа в постели, когда боль ненадолго отступала.

     Перед его глазами стояла молодая, красивая женщина, очень уставшая, худенькая и испуганная, замученная домашними заботами и маленькими детьми, двумя дочками и сыном, недавно появившемся на свет,  которого так долго ждали. Он все это видел, как со стороны. Почему именно этот момент, именно сейчас напомнил о себе? Все более отчетливо видел события того зимнего дня.  Понимал, что причина размолвки – это он сам. Мысли путались. Перед ним разыгралась картина из его прошлого, давно забытого, но принесшая так много боли не тогда, в то далёкое время, а именно сейчас, когда времени осталось так мало и жизнь выпита почти до дна! Всё всплыло в памяти. Очень жаль, что нельзя теперь всё вернуть и  исправить! От этого становилось ещё больнее. Дочь внимательно слушала его, комок в горле и слёзы душили её, но она не подавала виду, только влажной салфеткой протирала отцу лоб и пересохшие губы.

    Давно это было! Размыто, обрывками, но память бережно хранит эти все события из того далекого моего детства.
Зима. Снег, чуть выше колена. Автобус еле полз по сельской разбитой дороге, останавливаясь чуть ли ни у каждого поворота. Скоро выходить. Тут, как назло, опять началась метель с обжигающим щеки ветром, мороз маленькими иголочками впивался в щеки, они горели огнем.
 
    Молодая женщина вышла из автобуса. Сначала она опустила, по очереди, двух девочек погодок, а потом взяла огромный сверток из ватного одеяла, перевязанного голубой лентой, в котором крепко спал малыш. В одной руке она несла этот сверток, в другой огромную сумку. Сзади, за пояс её шубы, держалась старшая девочка лет пяти, она тащила за руку свою младшую сестренку, которая голосила не переставая. Путь их был неблизок. Впереди, на узкой заснеженной, сельской дороге никого не было видно, да и кого можно было встретить в такую погоду, даже лая собак не  слышно. Только огоньки в окнах и едкий дым из труб домов. Они с трудом добрались до мельницы, прошли еще немного и свернули в сторону замерзшего лимана. Его очертания и границы скрывались из-за, не проходящей, метели.

   Что могло заставить эту женщину, с тремя детьми, покинуть свой дом, собраться и уехать в такую  погоду?  Обида, боль, страх? Что же? Казалось она жила только ради этих трех деток.
    Женщина шла, всхлипывая, уставшая и раздраженная  от такого груза, ветер гнал её в  спину. Она чуть не падала от усталости и тяжести своей ноши. Постепенно метель прекратилась и наступила тишина. Все вокруг посветлело, да, метель закончилась. На горизонте появилось очертание противоположного берега, берега, до которого нужно добраться.
 
    До сих пор не понимаю, как она могла рисковать своими детьми, их жизнями, неужели настолько в ней сильна была обида на весь мир, на свою судьбу и главное – своего обидчика, отца её детей? Можно было обойти лиман более безопасной дорогой, узкой полосой суши между лиманом и плавней, но дорогу сейчас не найти, её полностью замело снегом. Этот путь был, конечно, гораздо длиннее, с детьми и за день не пройти  его. Она решила идти напрямик. Через лиман, гораздо ближе и быстрее, тем более  уже и так темнело. И вот женщина ступила на лед… крепкий, звенящий, местами прозрачный, через который просвечивалось красивое дно.  Девочки, шли за ней, причитая. Мороз усиливался. Им было страшно, но мать  их подбадривала, хотя и сама шмыгала носом, слезы застилали глаза от боли, обиды и страха. Ей не на кого было положиться.
 
    Чужая, приемная дочь у  родителей. Она прожила очень тяжелую жизнь, без тепла, без родительской любви и ласки, в вечной борьбе за выживание, рано покинув, так и не ставший родным, их дом. Ей казалось, что она одна на всем белом свете и от этого становилось еще больнее. Рядом с ней трое детей, за которых она одна несла ответственность, которую достойно пронесла через всю свою жизнь...
 
    Младшая девочка плакала и приговаривала, что лёдик плачет, а ведь он скрипел и даже трескался под ногами, старшая девочка затыкала рот младшей, чтобы не получить подзатыльник от матери.

   Впереди они заметили темный силуэт грузной сельской женщины, которая тоже шла по льду на ту сторону лимана. Заметив женщину с ношей, она остановилась, подождала, видимо ей тоже было страшно одной идти через замерзший лиман. Затем она ужаснулась, когда поняла, что с молодой женщиной трое детей, она стала причитать и ругаться на чём свет стоит. Пожилая женщина не понимала, что происходит в голове этой молодой матери, почему она рискует своими детьми, идя по замерзшему льду через лиман.
 
    Так они дошли до середины лимана, там лёд хрустел и трещал под ногами, посредине выступал гребень, похожий на стену из замерзшей воды. Женщины остановились. Одна перешла гребень на другую сторону, а молодая женщина, оставила сумку и маленьких девочек с этой стороны от гребня, с трудом перебралась на противоположную сторону и положила сверток с малышом на лед, потом вернулась за девочками. Перенесла сначала одну, потом другую и вдруг лёд стал опускаться, на его поверхности появилась вода, ноги у всех промокли. Быстро изо всех сил, они помчались в сторону нужного берега, захватив свою ношу. Опасность миновала, видимо ангел охранял их.
 
   Да, давно это было! Я до сих пор вижу ужас в глазах своей матери. Видимо тогда она поняла, что может все закончиться в один миг, что обида и боль, её безрассудство могут лишить жизни детей.  Даже и не помню, как мы добрались к дому бабушки, помню только, как проснулась от причитаний маленькой, сгорбленной старушки,  она ругала мою мать, а та рыдала и даже не оправдывалась.
 
   Видимо отец, этот случай вспоминал и не мог себе простить его, хотя о подробностях он мог только догадываться. Многое я узнала из жизни своих родителей, проведя рядом с ним, слабым и больным, те последние его бессонные ночи. О жизни такой тяжелой и в то же время счастливой, ведь они были тогда так молоды, полны сил и надежд. Конечно, я тогда молчала, слушала отца, не перебивая, держа его руку в своей руке. Слезы текли от того, насколько он был дорог и близок мне, насколько мы, его дети, совсем  не знали своего отца. Отца, так любившего жизнь!

   И вот теперь весна, таможня, две уставшие немолодые женщины в машине, а сзади он, ради кого сейчас они едут.  Едут через тот же лиман, на его Родину! Последний путь отца домой, как много было не досказано, и как много узнала о нем в  последние дни!  А сейчас его последняя поездка домой, туда, где он родился, где его когда-то крестили, где он венчался с моей матерью  и где, теперь его будут отпевать.

   Весна, расцвет природы. Тишина, как здесь красиво и тихо, и эту тишину нарушает только пение птиц. Его всегда тянуло сюда, домой, где прошло его беззаботное детство, где он любил бывать... Он рядом со своими родными...


Рецензии
Сложное и любопытное произведение. Вот о нём и поговорим. Подумаю и напишу.

Вадим Гарин   18.08.2023 13:04     Заявить о нарушении