Россия в войнах

История России неразрывно связана с ее военной составляющей, поскольку на протяжении более семи столетий становление и развитие русской государственности сопровождалось непрерывной чередой войн. Чтобы не углубляться в толщу веков рассмотрим военную историю России с петровских времен до середины позапрошлого столетия. Именно на это время приходится становление и возмужание регулярной русской армии, ее военного искусства и, как результат, череды блестящих побед, как на западе, так и на востоке.
В прошлых обзорах я представил две первые книги военного историка и писателя Алексея Шишова «Полководцы Петра Великого» и «Полководцы эпохи Екатерины Великой».
Издательство «Вече» продолжает знакомить читателей с очередными томами этого замечательного историко-биографического труда Шишова. Это «Полководцы эпохи Александра I» и «Полководцы эпохи Николая I».
Царствование Александра I в первой его половине пришлось на время наполеоновских войн.  Кульминацией военных побед императора французов стало нашествие наполеоновской армии на Россию.  Уже с первых сражений на русской земле ярко проявился военный гений наших полководцев – “суворовского питомца” генерала Петра Багратиона и генерал-фельдмаршала  Барклая де Толли, которые искуссным маневрированием в кровопролитных сражений сумели сохранить главные силы русской армии. А дальше, как известно, состоялось Бородинское сражение, в котором русская армия и ее полководцы во главе с генерал-фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым покрыли себя  неувядаемой славой. Имена Кутузова, Багратиона и Барклая известны нам со школьных времен. Куда меньше мы знаем о других героях Отечественной войны  1812 года. Это генералы Дохтуров, Коновницын, Витгенштейн, Раевский, Милорадович, Воронцов, Ермолов, Платов и Голицын. Они прославили себя не только в сражениях Отечественной войны , но и в других войнах. Каждому из них посвящен биографический очерк в книге Алексея Шишова «Полководцы эпохи Александра I».
Другая книга историка Шишова «Полководцы эпохи Николая I» посвящена военачальникам, которые продолжили славу русского оружия  во времена Николая I . Следует особо отметить,  что в царствование этого монарха Россия воевала с первого до последнего дня его пребывания на престоле. Войны с Турцией и Персией, кавказские войны. Да и Европа требовала военного присутствия ради подавления мятежей в Польше и Венгрии.  При этом русской армии неоднократно приходилось вести сразу несколько войн.
Уже тогда Россия стала костью в горле британского экспансинизма на Востоке. Не случайно в ходе Восточной (Крымской) войны 1853—1856 годов Россия столкнулась с коалицией сильнейших европейских держав, развязавших военные действия против нее сразу с четырех сторон.
Алексей Шишов в книге «Полководцы эпохи Николая I» представляет семь биографических портретов николаевских генералов от Дибича и Паскевича до Муравьева и Андронникова. Если говорить откровенно, история не во всем была благосклонна к этим героям. Советская историография, клеймившая Николая Павловича как «палача декабристов» и «жандарма Европы»,была столь же негативно настроенна и к полководцам императора.
Книга Алексея Шишова «Полководцы эпохи Николая I» позволяет нам восстановить историческую справедливость.

ХХХ
«Большая Игра» — именно так называли политики минувших эпох стратегическое противостояние России и Англии в Средней Азии в XVIII—XIX веках. Выражение the Great (Grand) Game впервые использовал офицер на службе Ост-Индской компании Артур Конолли. В широкий оборот термин был введён Редьярдом Киплингом в романе «Ким» о мальчике полукровке на британской секретной службе. Английская разведка активно использовала индусов для шпионской деятельности в Центральной Азии.
После военной неудачи в Восточной (Крымской) войне изолированная на Западе Россия стала активно продвигать границы империи на Востоке, где она неизбежно должна была столкнуться с английской экспансией.
К этим драматическим страницам противостояния двух империй обращается в своей книге «Битва за пустыню. От Бухары до Хивы и Коканда» российский писатель и военный историк Владимир Шигин.
Как и предыдущие четыре книги серии «Большая игра» новая книга Шигина написана динамично и образно. А беллетристические отступления автора, в которых он оживляет реальных персонажей своего документального экскурса, засталяют вспомнить героев исторических миниатюр Валентина Саввича Пикуля. Тем более, что это те же персоны военной истории России.

ХХХ
«С именем Дениса Давыдова неразрывно связано партизанское движение, развернувшееся в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. Давыдов был инициатором создания и искусным командиром одного из первых армейских партизанских отрядов, при прямой народной поддержке наносивших чувствительные боевые удары по захватчикам. В плеяде главных героев 1812 года он навсегда вошел в отечественную историю – писал о Денисе Давыдове известный советский русский писатель и критик Олег Михайлов. – Лучшие поэты — Пушкин, Жуковский, Боратынской, Вяземский, Языков — посвятили ему восторженные строки. Знаменитые художники той поры — Кипренский, Орловский, Доу — запечатлели его облик. Чертами Давыдова Лев Толстой наделил одного из самых обаятельных героев романа «Война и мир» — гусара-партизана Денисова. По словам Виссариона Белинского  Денис Давыдов «примечателен и как поэт, и как военный писатель, и как вообще литератор, и как воин… как человек, как характер». И хотя Давыдов творил урывками, говоря о себе: «Я не поэт, я – партизан, казак», он оставил значительный след в отечественной литературе».
В новом издании мемуарной прозы Дениса Давыдова «Военные записки» представлены военные воспоминания, которые  до сих пор остаются важными источниками для истории войн той эпохи: «Встреча с великим Суворовым», «Встреча с фельдмаршалом графом Каменским», «Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау», «Тильзит в 1807 г.», «Дневники партизанских действий».
В письме к поэту и другу П. М. Языкову не без законной гордости Денис Давыдов сказал о себе так: «Не шутя, хотя и не пристойно о себе говорить, я принадлежу к числу самых поэтических лиц русской армии не как поэт, но как воин; многие обстоятельства моей жизни дают мне на это полное право: во-первых, благословение, данное мне великим Суворовым; пятилетнее адъютантство мое при князе Багратионе, герое в полном смысле слова, который, невзирая на малое образование свое, самобытным и проницательным своим гением познал все тайны военного искусства; наконец, тридцатилетняя моя служба и участие мое во всех воинах этого времени...»

ХХХ
В литературе есть такой феномен, когда всего лишь одно произведение способно обессмертить его создателя.  При том что  за плечами Эммануила Казакевича достаточно много других книг, он остается в памяти читателей как автор небольшой по разеру повести «Звезда».
Повесть «Звезда» (опубликована в первом номере журнала «Знамя» за 1947 год) принесла автору широкую известность и за неё он в 1948 году был удостоен Сталинской премии.
В годы войны Казакевич  прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведотдела дивизии и капитана — помощника начальника разведотдела 47-й армии. Так что тематику своей повести он знал не понаслышке. Это история о семи разведчиках, действующих в тылу врага в Белорусской операции 1944 года. Их задача — выяснить численность и состав войск противника. И передать эту стратегически важную информацию по радиосвязи в штаб дивизии. Даже ценой своей жизни.
Немалому успеху «Звезды» сопутствовали две экранизации: первая в 1949 году с Николаем Крючковым, Василием Меркурьевым и Лидией Сухаревской в главных ролях.
Второй раз к экранизации «Звезды» обратился режиссер Николай Лебедев, который в 2002 году снял новую версию для современного зрителя с участием известных актёров - Игоря Петренко, Артёма Семакина, Алексея Кравченко.
Следует отметить, что повесть «Звезда» выдержала более 50 переизданий. В линейке «военного романа» в издательстве «Вече» эта повесть выходит вместе с широко известным романом «Весна на Одере».

ХХХ
Личность Ивана Грозного продолжает привлекать внимание историков и литераторов. В последние годы в российской историографии наметился перелом в оценке деяний этого царя, которого с подачи «отца русской истории» Карамзина многие историки объявили самым мрачным тираном на российском престоле. Современный историк Дмитирий Боровков предлагает читателям три различных оценки деятельности этого государя, как государственника-реформатора и одновременно самого жестокого тирана своего времени. В книге «Иван IV Грозный. Самый противоречивый государь всея Руси» Боровков цитирует историков Николая Костомарова, Сергея Платонова и психиатра  Павла Ковалевского. Они придерживались разных историко-методологических направлений. При этом  каждый из цитируемых авторов трактует по-своему биографию государя. Таким образом составитель этой интересной антологии побуждает читателей самостоятельно сравнить подходы, порою существенно расходящиеся в оценках, к столь яркой личности русской истории.

ХХХ
Флорентийская дилогия «Год во Флоренции» и «Вилла Пальмьери» продолжает  коллекцию книг иллюстрированного собрания сочинений Александра Дюма.  Определить жанр этих книг – задача не из простых.
Здесь автор собрал самые различные истории от путевых заметок и биографических очерков о великих итальянцах до драматических сцен далекого и близкого прошлого Средиземноморья. Марсель эпохи Террора, узники замка Иф, девять тайн Человека в железной маске, месть хитреца Лоренцаччо, рок красавицы Бьянки Капелло, величие и падение полубога и лжепророка Савонаролы, яд власти и костры тщеславия, дворцы и хижины Италии и Прованса по пути в царство цветов и кинжалов под знойным солнцем Тосканы
Сам рассказчик этих историй без ложной скромности сравнивает себя с создателем «Декамерона».
«Здесь, на вилле Палмьери Боккаччо написал «Декамерон». Я решил, что она принесет удачу и мне, и поставил свой письменный стол в комнату, где четыреста девяносто три года назад автор «Ста новелл», держал свой». И в этом – весь Дюма.

ХХХ
Если Александр Дюма остается одним из столпов французской словесности в жанрах историко-приключенческой и криминально-социальной романистики, этого не скажешь о других писателях, творивших на той же ниве. Хотя написали они не меньше автора «Трех мушкеторов» и «Королевы Марго» составившых Дюма славу «мэтра плаща и шпаги». Сейчас сложно сказать, кому принадлежит первородство это занимательного жанра, но к писателям «плаща и шпаги» можно отнести не менее десятка авторов. Некоторые из них уже забыты, другие, – как Поль Феваль, Понсон дю Террайль, Мишель Зевако, – продолжают будоражить воображение любителей исторической остросюжетной беллетристики.  В серии «Мастера приключений»   издательство «Вече» знакомит нас с одним из плодовитых авторов позапрошлого столетия  Амеде Ашаром.
Библиография этого литератора столь обширна, что остается лишь поражаться, как это он успел столько насочинять.
Известность ему принесли  «Письма парижан» — пикантные картинки из парижской жизни, появившиеся в фельетонном разделе ультраконсервативного журнала «L’;poque», под псевдонимом Гримма. После февральской революции 1848 года  Ашар, будучи сотрудником роялистского журнала «L’Assembl;e Nationale», писал резкие политические статьи, за которые был вызван на дуэль и тяжело ранен редактором «Corsaire» Фиорентино. Очевидно дуэль несколько вразумила роялиста Ашара, поскольку оправившись, он занялся исключительно беллетристикой. Из множества его романов и повестей, весьма любимых публикой и выдержавших несколько изданий, можно назвать: «Бель-Роз», «Королевскую охоту» и «Доблестную шпагу месье де ла Герша». Этими яркими романами «плаща и шпаги» Амеде Ашар спустя полтора столетия вовзвращается к русскому читателю.


Рецензии