16. 8 Чистые и нечистые эмоции

 «Существует разделение эмоций на чистые и нечистые. Обычная мораль априорно разделяет эмоции на чистые и нечистые по внешним признакам, как Ной разделял животных в своём ковчеге. При этом все «плотские желания» попадают в разряд нечистых. … В действительности, конечно, «плотские желания» точно так же чисты, как и все в природе. Однако эмоции действительно бывают чистые и нечистые.

Ключ к этому может дать только рассмотрение эмоций с точки зрения познания.

Нечистая эмоция – это совершенно такая же вещь, как нечистое стекло, нечистая вода или нечистый звук. То есть эмоция не чистая, а с примесями или с налётом, или с отзвуком других эмоций; нечистая – смешанная.

Нечистая эмоция даёт неясное, не чистое познание, как нечистое стекло даёт смутную картину. Чистая эмоция даёт ясное, чистое изображение того, для познания чего она предназначается.

Это единственное разрешение вопроса. Прийти к этому разрешению нам особенно мешают обычная моральная тенденция, заранее разделившая эмоции на «нравственные» и «безнравственные».

Но если мы попробуем на минуту отрешиться от обычных моральных рамок, то мы увидим. Что дело значительно проще, что нет по природе чистых и по природе нечистых эмоций, и что каждая эмоция может быть чистой или нечистой, смотря по тому, есть в ней примеси других эмоций или нет.

Может быть чистая чувственность «Песни Песней», переходящая в ощущение космической жизни и дающая возможность слышать биение пульса Природы. И может быть нечистая чувственность, нечто, стыдящееся само себя, или не  стыдящееся ничего, безвкусное, неразборчивое и безобразное; нечистое потому, что стремление к красоте, неразрывно связано с чувственностью, есть залог эволюции самой чувственности».

                В чём состоит красота? В гармонии. Является ли она запрограммированной для человека с рождения или создаётся обществом, в котором живёт человек?

«Может быть чистая симпатия и может быть симпатия с расчётом. С надеждой даже безсознательной получить что-нибудь для себя за свою симпатию. Может быть чистая любознательность, жажда знания ради знания, и может быть такое стремление к знанию, где впереди идут соображения пользы или выгоды от этого знания.

Во внешних проявлениях чистые и нечистые эмоции могут очень мало различаться. Два человека могут играть в шахматы, по внешности действуя совершенно одинаково, но в одном будет говорить самолюбие, желание победы, и он будет полон разных неприятных чувств по отношению к своему противнику:  боязни, зависти за удачный ход, досады, ревности, враждебности, или расчёта на выигрыш; а другой будет просто разрешать лежащую перед ним математическую задачу, совсем не думая о своём противнике.

Эмоция первого будет нечистой, уже по одному тому, что в ней очень много личного и очень много чуждого, смешанного. Эмоция второго будет чистой и совершенно не личной.

Примеры подобного разделения по внешности одинаковых эмоций мы можем видеть постоянно в художественной, литературной, научной, общественной, даже в духовной и религиозной деятельности людей. Во всех областях только полная победа над личным элементом ведёт человека к правильному познанию мира и себя. Все эмоции, окрашенные элементом себя, являются выпуклыми, вогнутыми или искривлёнными стёклами, неправильно преломляющими лучи и искажающими вид мира.

Правильное познание требует чистых эмоций. Чистота эмоций в значительной степени зависит от освобождения их от элемента себя, потому что примесь мелкого, личного, эгоистического чувства делает всякую эмоцию не чистой.

Таким образом, задача эмоционального познания заключается в соответствующей подготовке эмоций, служащих орудиями познания.

«Будьте, как дети»

И – «Блаженны чистые сердцем» …

В этих  евангельских словах говорится именно об очищении эмоций. Не чистыми и личными эмоциями правильно познавать нельзя. Поэтому в интересах правильного познания мира должна происходить эволюция эмоций, состоящая в их очищении и возвышении. И эта эволюция может идти, как безсознательно, так и сознательно».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 154).
 


Рецензии