Московские рассказы-2 глава 17

"Полцарства за коня!"

Конечно,в эти годы мы не только маялись дурью,но и познавали много нового.Наше училище было расположено в очень интересном районе Москвы,главной достопримечательностью которого была Тимирязевская сельскохозяйственная академия(ТСХА).Это не просто учебное заведение,это центр всей сельхознауки в стране.И занимает этот центр огромную территорию,где расположены не только учебные корпуса,но и делянки,поля,водоемы,опытные станции,фермы и тд.Все это когда-то было территорией старинной усадьбы Петровско-Разумовского.В сельском хозяйстве много самостоятельных отраслей,а каждая отрасль делится еще на специфические направления.Вот животноводство-это необъятная тема науки и практики,и есть в нем мое любимое направление-коневодство.И гордостью кафедры коневодства в ТСХА был уникальный музей,который находился в нескольких трамвайных остановках от нашего ПТУ.Конечно,я туда поехал при первой возможности.
Собственно я там уже был в юности,когда начал заниматься в конно-спортивной школе.Нас мальчишек сюда привозили на экскурсию.Но тогда я еще многого не знал и не понимал и просто восхищенно таращился на экспонаты музея.
Конечно,ездил я в одиночку,никого из одногруппников лошади не интересовали.По Тимирязевской улице до ее пересечения с Пасечной,и вот он-красавец,16 учебный корпус и музей.Что это музей коневодства было понятно сразу любому прохожему.Перед колоннами входа,справа и слева от ступеней стояли бронзовые фигуры.Одна-знаменитого тракененского жеребца Темпельхютера,наш трофей из Германии в войну.Его отлили немцы(скульптор Рейнгольд Кюбарт) в 1932 году на двухсотлетие Тракененского завода.Конечно из бронзы.Темпельхютер-один из основных производителей породы.Другая статуя-это арабская кобыла.Совсем иная стать,но имя кобылы узнать удалось позднее.Ее звали Ла-Рейн, была она вместе с жеребенком изготовлена во Франции(скульптор Артур Ле Дюк)в 1890 году и впоследствии куплена российским промышленником Бобятинским для украшения своей усадьбы в Нижегородской губернии,в революцию скульптуру чуть не уничтожили,причем жеребенок так и пропал,а кобылка вот красуется у нас в Москве. Кстати,из-за рубежа живьем к нам прибывали только жеребцы,кобыл арабы не продают.Их порода ведет счет не от жеребцов .а от маток,основательниц главных линий в породе.По легенде их было пять и звали их-Сиглави,Хадбан,Маанеги,Обейян,Кохейлан.И принадлежали эти лошадки самому пророку Мухаммеду.
Ну,а нам внутрь,где не полцарства,а целое царство коня!Тут есть чего посмотреть и чему восхититься даже человеку далекому от темы лошадей,но понимающего прекрасное во всех его проявлениях.А тут выставлены бесценные шедевры-картины,скульптуры великих творцов-Сверчкова,Серова,Лансере,Клодта,Самокиша,Савицкого и многих других.Лошадь всегда была излюбленным объектом для творчества.И не только сама лошадь,но все,что с ней связано-здания конюшен и манежей,предметы упряжи и амуниции,экипажи,военные баталии кавалерии,портреты и скульптуры полководцев и царей.
Три этажа музея буквально забиты и завешены экспонатами.Уже после революции основатель музея драгунский офицер и коннозаводчик(Прилепы) Яков Бутович разместил экспозицию в особняке Скакового общества на одноименной улице близ ипподрома,потом сам попал по репрессии 30-ых,а музей удалось отстоять энтузиастам конного дела(в т.ч и С.М.Буденный),и экспонаты переместили в Тимирязевку.Тут она многократно обновилась и обогатилась,так,что значительная часть просто негде выставить и она лежит в запасниках.Невероятная ценность оригиналов привлекала внимание и преступного мира,не раз тут совершались кражи,большинство из которых удалось пресечь,причем самим работникам музея.Как рассказывал знаменитый директор музея Давид Яковлевич Гуревич(ветеринарный врач и участник войны),не раз ему самому приходилось скручивать руки ворам.
Наш музей коневодства если и не самый большой в мире,то уж наверняка самый интересный.тут представлены все наши и многие зарубежные породы,лучшие производители,ученые и практики коневодства,наши знаменитые жокеи и наездники,Немало уделено внимание и кавалерии-от древнерусской до советской.Немало удивительных творений шорных мастеров-седла,уздечки,попоны,дуги с колокольчиками(знаменитые валдайские стозвонные).Специальный зал отведен учебной теме-анатомии и физиологии лошади.Тут студенты постигают тайны селекции,учатся подборами типам разведения пород.да тут можно дневать и ночевать.Кстати с ТСХА есть своя учебная конюшня,выросшая со временем в настоящий спортивный центр с манежем и сильной командой студентов-конников.Конечно,меня не могла не захватить эта атмосфера,и после училища я решил поступить сюда,для чего даже подал документы на подготовительное.Но,как говорят,не срослось.Во первых,после окончания училища,я был обязан отработать на производстве пару лет,а во-вторых,армия,она нас уже ждала с распростертыми объятиями,да мы и не увиливали,как потом стало модно.Служить,так служить и никаких гвоздей!Даже подковных(ухнали)!

 на фото-Лошади у музея коневодства.Только мне все таки помнится,что в 1973 году кобылка была с жеребенком и стояли статуи не на высоких пьедесталах,как на фото,а на уровне земли и многие по-просту залезали на них верхом и фоткались!


Рецензии