Суфизм в Агуле
«Владелец этого мавзолея (кубба) Шайх-дада, сын Шайха [из] потомков пир Сайфа. Он умер [в] этом месте, [когда] возвращался в [свою] область (билад), в селение Цехюл (карйат Цахули) и был похоронен [в] Рича (ар-Риджали). Построил (бана) этот мавзолей Кулбан, сын Йа‘куба, в страхе перед адом, желая рая, – да простит его и всех Аллах!».
А похоронен шейх в том же селе в центре кладбища, где ему был возведен крупный двухступенчатый купольный мавзолей, носящий название «пир Шейх-зада», который ныне входит в число объектов культурного наследия Дагестана регионального значения. Внутри камеры мавзолея обнаружена врезная эпитафия на прямоугольной надмогильной стеле, на которой читается:
«Появилась эта могила покойного, прощенного [Аллахом], [нуждающегося] в милости Всевышнего Аллаха Шайх-зада, сына шайх [Бадира ?] [из] потомков (авлад) пир Сайфа, – да простит всех Аллах! [В дату по] хиджре пророка: тысяча сто двадцать третий (1711-12г.) год».
О духовном деятеле Шейх-зада в Рича, как справедливо считает, переводивший с арабского языка приведенные надписи З.Ш.Закарьяев, сохранились крайне скудные сведения. Но из текстов надписей следует, что шейх был родом из лезгинского селения Цехюл (Зухул; лезг. Ц1ухул), расположено в Кусарском районе Азербайджанской Республики, по соседству с сел. Гарах Магарамкентского района РД. Других сведений об этом шейхе и его предках в источниках не имеются. Но З.Ш.Закарьяев полагает, что Шейх-заде был исламским проповедником, происходящий из семьи потомственных духовных деятелей-суфиев и что он мог находиться в Рича с духовной миссией по распространению исламских знаний и суфийских идей ордена Халватийа, последователями которого, предположительно, был сам Шейх-зада, его отец и дед по имени пир Сайф.
Однако возможно и другая интерпретация имеющихся сведений в том ключе, что шейх прибыл не просто распространить исламские знания и суфийские идеи в Рича, а прибыл в такой центр, где эти знания были востребованы и нашли свое применение. Ведь именно так поступают и современные ученые, когда отправляются в другие страны, где их знания востребованы. А о том, что в Агуле имелись подобные исламские центры, мы писали в одном из своих прошлых очерков под названием «Исламские центры Агула». И появились они довольно рано.
Суфизм - мистико-аскетическое течение в исламе, получившее широкое распространение в мусульманских странах, в том числе и в Дагестане. Следует отметить, что одним из первых исследователей, который обратил внимание на распространение суфизма в средневековом Дагестане, был А.Р.Шихсаидов. Он писал, «Многочисленные пиры в Южном Дагестане, особо благоговейное отношение к ним, многочисленные мавзолеи на могилах шейхов или пиров, легенды о чудесах, творимых пирами, свидетельствует о широком проникновении в этот район в 11-17 вв. суфийских идей». Именно суфизм представлял собой в тех исторических условиях форму, в рамках которой догматы мусульманской религии внедрялись в местной среде. Особую роль в распространение ислама в Южном Дагестане, как и во всем мире, суфизм сыграли в 10-12 вв., когда из идей и движений элиты, чем вначале был, он постепенно превратился в «народную» религию.
Агул в эту картину вписывается полностью. Свидетельством тому является многочисленные святилища-зияраты, которые в разные времена были посвящены духовным сподвижникам народа. Из датированных самый ранний из них относятся к 13 в.. Заведующий сектором восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН Шамиль Шихалиев (Суфизм в средневековом Дагестане: 10-16 вв.) // Газета «Настоящее время № 26 (143), 9 июля 2010 г. сообщает, что в селение Рича на одном могильном памятнике, которая датируется 13 веком, имеется надпись: «Имам, шахид… аскетов, правителя охраняющих, да убережет его Аллах от всех…».
Но думается, что суфизмом агулы начали увлекаться гораздо раньше. Известный андалусский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, который в 1130 году оказался в Дербенте, рассказывает, что он поднимался в горы, называемы Калалат, гостил у эмира Абу-л-Касимв, который читал под его (ал-Гарнати) руководством «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили по фикху и, что он (эмир Абу-л-Касим) говорил на разных языках, в том числе и на филанском.
Согласно некоторым источникам филанский язык знает и один из дербентских эмиров, а сами филанцы отмечаются среди участников различных мусульманских собраний, которые проходили в городе. Стоит отметить, что Дербент в первые века тысячелетия представлял собой один из крупных исламских центров на Восточном Кавказе, где пустил корни и процветал суфизм. К той эпохе относятся такие яркие представители дагестанского суфизма как известный мистик и теолог Абу-Омара Османа ибн аль- Мусадрад ибн ахмеда Дербенди (ум. в 1107), знаменитый философ Мухаммад аль-Фарадж Абу Бакр аль-Шафи'и ас-Суфи ад-Дарбанди написавший книгу под названием «Райхан ал-хака'ик ва бустан ад- дака'ик» (Базилик истин и сад тонкостей), не менее известный ученый Маммус ал-Лакзи - автор хроники «Тарих Баб аль-абваб ва-Ширван» («История Дербента и Ширвана») и многие другие. Поэтому, вращаясь в этих кругах, становясь участниками событий того времени, агулы не могли не интересоваться происходящими процессами и не быть приверженцами главного из них - суфизма.
Суфизм, безусловно, проник в Агул еще на раннем этапе его распространения в Дагестане. Свидетельства глубоких корней суфизма в Агуле видны повсеместно. По нашим скромным подсчетам только святилищ-пиров, посвященных шейхам здесь более 120. До нас также дошли имена многих религиозных деятелей прошлого как шейхов Абдул-Гафара и Абу-л-Фаса из с. Бедюк, шейха 17 века Амир-Гамзы, приверженца суфийского братства Халватия из Рича, шейха Гаджи-Сефера из Арсуга, шейха Мухаммада Ярагского и его последователя шеха Мухаммада Усугского, шейха Сарихваджа из Буркихана, шейха Суфи-Али из Хвареджа, шейха 15 в. Али б.Мулла Абд-ар-Рахмана из Рича,павшего в войне в Черкесии, шейха Ибрагим-Халила аш-Шам из Квардала, шейха 17 в. Мухаммада ал-Дулдуги, Шейха Камила из Усуга, шейха Шабана из Буршага, шейха Шафи из Бедюка и многих других. Но имена большинства таких людей скрыты от нас завесой прошедших эпох. История суфизма в Агуле и имена праведников суфизма ждут своего глубокого исследователя. Для молодых исследователей это непочатый край работы и «клондайк» научных открытый. Поэтому, может быть найдется кто-нибудь из представителей молодого поколения, кому не безразлична история своего народа и возьмется за этот благородный труд.
Свидетельство о публикации №223081100519