О - 1

                О

ОБЛЕПИХА.
     Загородные дороги, что называется – по линейке проектируют, всё для удобства проезжающих машин. А в тех машинах будут сидеть пассажиры, у которых мысли может быть далеко от этих мест. То, что мощные ревущие машины проводили тут запланированные «земляные работы», и то, что тут стояло и росло веками - снесли, перекроили и сделали, не скажу, что хуже но по-своему, по усмотрению человека.
     Так-то оно так, но по ходу работ, верхний слой и без того бедного грунта был нарушен. Скудная растительность на каменистом склоне  и того беднее стала. Однако время залечивало и не такие раны на теле матушки-Природы. И, вот теперь, весь придорожный пригорок  покрылся рыжими от ягод кустами облепихи. Кое-где, там, повыше, виднеются тоненькие берёзки и осанистые сосенки.
     Первый снежок выпал, землю чуточку прикрыл, а оголённые лбы камней мёрзнут на ветру. Но, это если присмотреться, а беглым взглядом окинешь тянущийся вдоль дороги пригорок – залюбуешься рыжим воротником облепихи. Не для людей сей урожай, а для зимующих птиц. Сибирь красивая, но далеко не ласковая…

                *
ОДУВАНЧИКИ
     Сколько же я этих одуванчиков видала - перевидала за мои многие годы, но каждый раз, даже когда настроение – хуже некуда, эти земные солнышки радуют душу. Цветы, расцветшие на ветках деревьев и кустах, что на обочинах дорог, что на полях, все, пока молодые, манят своей красотой. А минет срок цветения и увянет красота. Одному одуванчику это горе – не беда. Отцветёт, подумает и распушит свою головку, раскроется, как роскошный хвост у белого павлина. Пушок «на люди» выставит, а продолговатые семечки, чёткими рядочками, как на подсолнуховом блюде, плотно на головке своей пестует.
     Все матери детей своих под сердцем вынашивают, это чтоб дети выросли душевными людьми, к старости о родителях заботились, не забывали, хоть проведать заходили.
     Одуванчики практичные. Они с детьми своим умом-разумом делятся. А потом отпустят их по миру гулять, своё место в жизни искать, сами же, хоть статью своей пустотелые, а бодренько так стоят, не гнутся и на судьбу не жалуются.

                *
      Умные люди говорят: Когда человек ОБМАНЫВАЕТ сам себя, он этим самым обманывает весь мир.
     Чтоб обмануть весь мир, для этого нужен особенный талант. Лично для меня никогда и не было такого желания кого-то обмануть. Меня обманывали и только лишь потому, что я верила «честному слову» неузнанного хитрого человека, склонного к предательству. Как же ещё можно назвать того негодного человека, для которого слово, честь и совесть – не свято. А когда этим грешат те, кто намного старше тебя, (тогда ещё малой), то это до сих пор вводит меня в замешательство.
     Когда я решила, что людям можно верить только наполовину, потому что они носят голову на плечах, а в ней, по словам умников «серое вещество», (серое, а не белое), то чего от них можно ожидать… Я тогда решила, что надо верить тому, у кого этой головы вовсе нет. Так сказать – Природе. Дерево, куст, птичка малая – они уж точно не обманут и, по крайней мере, потом насмехаться надо мной не будут.
     Это я уже потом, на собственном опыте поняла, что красивая крапива немилосердно жалит. А красиво цветущий куст шиповника страшнее сердитой кошки. А когда утонувшую девочку на моих глазах вытащили из реки… меня моя бабушка даже к одной ведунье водила яйцом испуг выкачивать, так меня это шокировало. Вот, тогда я решила, что вокруг один обман, и верить можно только солнышку. Но и тут мне не повезло.
     А нужно сказать, что наша речка, Мурафа, не такая уж и полноводная. В засушливое лето в некоторых местах можно было её вброд перейти, по этой причине имела много островов. Если с пригорка смотреть на такой остров, то прямо таки райское место. Травы в рост человеческий, зацветут – залюбуешься. Но, ни коровы, ни козы, а тем более задиристые мальчишки туда не спешили. Всё потому, что именно в этом месте было прибежище всяких змей, особенно гадюк. Даже утки с утятами к нему не подплывали.
     Как-то утром, провожая свою козу в стадо, увидела такую картину. За моей спиной взошло солнце. Я, озябшая от утренней прохлады, то одной, то другой стороной поворачивалась, купаясь в солнечных лучах. Посмотрела вниз, на речку, а там, в воде, с одной стороны острова солнышко лучами играет и, с другой стороны какое-то продолговатое солнышко мне подмигивает. Я, дурёха, так обрадовалась, что в нашей речке два солнышка живут… Понесла эту новость домой. Захлёбываясь от счастья рассказала своим домашним об увиденном. Отец мой прикурил цигарку и кивком головы позвал меня с собой. Оказалось, что в корытце, из которого наш пёс, Жора, воду пьёт, тоже солнышко живёт. И в капельках росы его лучики подмигивают. А в нашей копанке, где вечерами лягушки пузыри по обе стороны широкого рта раздувают, так и вовсе солнце величиной с мамину макитру купается. …А я-то думала, почему ребятне запрещали в копанке воду мутить и камушки в него бросать… Не-ет, сразу меня солнышки не разочаровали. Но потом, в самый зной, солнце может и обидеть. Ласковые лучи будут обжигать, захочется прохлады. А того больше было обидно, что даже солнышку нельзя до конца верить…
     Э-эх! У всего на свете есть какая-то тайна. Много раз обманешься, прежде чем она тебе откроется.

                *
     «Отчаянные» и «отчаявшиеся люди», думается мне, не одно и то же.
     Отчаянные «сорви головы», «безбашенные» люди, живущие только настоящим. Иногда такие люди совершают подвиги, сами не сознавая: ради чего они это сделали. Просто подвернулся случай проявить себе. Чаще всего они совершают «подвиги», за которые следовало бы раскаяться…
     Отчаявшиеся – это сложнее. Это люди, попавшие в трудную ситуацию. Стоящие на самом пике опасности. Тут, или пан, или пропал.
     Отчаяние – плохой попутчик. И как бы общество не осуждало «уныние» и «отчаяние», как великий грех, людей, доведённых до крайней точки, не становится меньше. И тут даже не их нужно осуждать, а самодовольных, равнодушных, эгоистичных людишек. Тех, кто в роковую минуту не пришёл им на помощь. Не подставил своё плечо, не разделил с товарищем тяжесть случившегося… А осуждают видимо те, кто ещё не изведал, как стынет кровь, когда стоишь над пропастью…

                *
Благослови, Всевышний, этот день!
Благослови всех нас, кто этот день увидел…
                Елена Александрова

     «Осень. Унылая пора». Вот только «очей очарование» - это уже подарок Судьбы, а подаркам мы рады потому, что они в нашей жизни далеко не каждый день. Погожие дни осенью тоже редки. А хмурые, пасмурные ещё и здоровье у стариков отнимают. Что тут поделаешь, и после 70-ти человеку хочется хоть немного радости, внимания окружающих. Вот только на людей, выше садикового возраста и далее по жизни, наваливается столько дел и проблем, что и на себя посмотреть со стороны порой некогда. Не удивительно, что пожилые люди невольно оказываются на обочине жизни. День на день не похож. Бывает, что только-только хватает сил выйти на балкон, вроде как у Природы на пороге постоять. Чего уж там, я и посидеть в старом кресле могу себе позволить.
     Вот так сижу, рассматриваю всё, до чего взглядом могу дотянуться. Конец октября. Ветра-листодёры так тщательно деревья расчесали, что они стали похожие на полупрозрачные тени. Особенно печально выглядят ограбленные берёзы. Угрюмые старые сосны задумчиво и отчуждённо уединились своим высокородным семейством. Словно живая крепость среди лесного народа. Что тут скажешь, не мне их судить…
     Я углубилась, полулёжа в своём кресле, и невольно потекли мысли в том заданном направлении, пытаясь найти ответ: почему люди черствеют душой и делают вид, что стариков, тех самых, кто им построил фундамент жизни, как бы даже не существует. Сошли они по возрасту и силе своей с беговой дорожки и о них забыли, дескать – отслужили своё… Но ведь это же не подержанные машины, это люди, живые люди, думающие, чувствующие…
     Сидя в кресле, я могла смотреть только на небо, которое выше каменных перил. И, вдруг, то, что я увидела, дало мне полный ответ на мои тоскливые мысли. Осеннее небо мутно-белесое, по которому ветер гнал реденькую пену облаков, захватило моё внимание. Солнца круг неярким ориентиром выделялся на погрустневшем небесном куполе. А ниже, под ним всё плыла и плыла безразличная ко всему пена облаков. И мне подумалось: «Что уж там о людях говорить, если даже на Солнце, торопящиеся куда-то облака не обращают внимание… Всё в мире произошло от одного начала: и поле, и море, что тебе лесной народ, древесный, что сельский и городской народ - все по одному закону живут, если к ним повнимательнее присмотреться. Видимо время нынче такое настало. Устали люди, ничего им не мило. Вот, схлынет грязная пена и засияет Солнышко всем на радость…


Рецензии