Сашка

     Они попали ко мне после первой четверти 5-го класса. В составе 36 человек. Их учительница куда-то отбыла, и директор передал их мне.  Первый раз - первый класс и классное руководство. Драгоценные дети. Четыре года их пестовала лучшая учительница начальных классов. Самая уважаемая, самая опытная, которой потом доверят и первых шестилеток.
     Школа была на виду, что говорится. Мимо проходила трасса на правительственные дачи, и внук президента тоже был доверен нам. Учителя - сплошь "новаторы", все по призванию. Директор - умница, хозяйственник, психолог от природы, но не по профессии, а также - душа коллектива. Когда принимал на работу, сказал: "Ну, наконец-то пришел литератор. Нет у нас литераторов". Это он так мотивировал соревноваться. Как я потом догадалась ,то же самое говорилось всем приступавшим к работе, только название предмета варьировалось. Обстановка творческая, рабочая, все бегом. В учительской разговоры только по межпредметным связям. Но, это я пошутила, конечно. Не до такой степени.
      Когда дело подходило к точке кипения ( классы-то ого-го! По 40 с лишним ), устраивался сабантуй. Директор объявлял "педсовет", и все несли свои блюда. Манты, салаты , корейскую закуску, торты, чак-чак, самсу. А плов готовился в большом казане поварихой Раей. Здоровья ее рукам. На следующий день все выходили на работу обнуленными и довольными.
    Но, теперь к предмету этого рассказа, Сашке. Саша был татарин, маленького роста, но сбитый как боровичок. Очень активный с задатками лидера. Из многодетной семьи, то ли четвертый, то ли пятый в этой семье. После него еще был ребенок, но не факт, что последний. Маму его я никогда не видела. А папу - один раз. Когда увидела папу, то поняла, что справляться должна сама: нечего грузить этих усталых родителей всякой школьной фигней.
   Первый его выход к доске запомнился на всю жизнь: темные брючки и белоснежная рубашка ( когда его мама только успевала?), уверенно берет указку и громким голосом отвечает. Этакий Филиппок. Стоит передо мной ,громадиной, и с большим уважением к науке, аж жилка на шее вздулась , старается донести свои знания.
   " Да, ты ж мой Лев! Душу отдам за тебя!" -как говорят в турецких сериалах. Подобное испытала.
    Большая ответственность работать в таком классе. На 36 человек - 20 без единой тройки. Откликались на все. Горели просто. Особенно Сашка. С ними поставлено 2 спектакля было. Все слошь артисты. Делались открытые уроки по зарубежной литературе. Особенно Конан Дойл понравился. Опять же , делали сценки, показывали, а разгадать ситуацию предлагалось другим. И все в секрете друг от друга. Дети делали самодельные книжки с иллюстрациями .Все по внеклассному чтению. Трудолюбия им было не занимать.

    Таких детей хотелось порадовать чем-то, отблагодарить. Придумала поездку для них - в Ленинград. Удалось оформить путевки на всех желающих как раз до повышения цен. С нами еще три мамочки поехали. Без них никак. Дети уже взрсслые, по 14 лет. Строем не ходят.  1990 год , март месяц, каникулы. Едем поездом до Москвы. Оставили вещи на Казанском вокзале, и вперед - смотреть столицу.
    Сначала на Арбат. Где мы Сашку с его другом- одноклассником и потеряли. Один Хасанов, другой - Хусаинов. Не потеряются что ли?
    У ресторана "Прага" в который раз пересчитываем детей. Двоих нет. Как я могла тебя, Сашка, из виду выпустить. Ты, хоть и маленький, а виден за километр. Одно только оправдание - дочка. Ей 4 или 5 лет. Моя семья отказалась ее оставлять с собой. Ни мама, ни муж - категорически. Очень были против этой поездки в лихие девяностые. До нас доходили слухи, что творится в Москве и Питере. Пришлось взять с собой , и, конечно, внимание на ней, чтобы не потерялась.
    Стоим. Ждем. Замечательная мамочка замечательной ученицы, Л.Дмитриевой на скоростях помчалась искать. Одно утешало. Что ребята знают время отправления поезда с Ленинградского вокзала и смогут туда добраться, если что.
    Но женщина благополучно возвращается.

    - Нашла. Крутились как малые волчата возле комиссионки. Брали след!

    Вперед. На Красную площадь.

    На Казанский вокзал приехали за два часа пораньше. Взяли вещи и расположились в зале ожидания. Отдыхаем.
    Вдруг я почувствовала какое-то волнение. Огляделась - подозрительная компашка подростков с престарелым гопником во главе рассаживается в разных местах зала. Дежурных никого. Милиции тоже. А у нас ребята -подростки, воспитанные в традициях мировой справедливости. И Хасанов с Хусаиновым, уже славившиеся по нашему району  бойцовскими качествами за эту справедливость. Передаю по рядам - всем спать. Они поняли. Подняли воротники и глубже сели в кресла. Было двое самых рослых ребят в нашей группе. Они как раз помогали с дочкой ,когда та засыпала в неподходящее время. Просто таскали ее на себе. Проконтролировав, что и они сидят тихонько, попросила двух девочек прогуляться за мороженым на первый этаж и заодно шепнуть милиции , что у нас, на втором неспокойно. Девочки вернулись ни с чем. Милиция исчезла просто. Стало понятно, что сговор. Надо пересидеть, присматривая за вещами.

    Стая воров слетела с мест, когда все закончили. Мы слегка выдохнули. Пара бедолаг, что на самом деле спали, лишились своего имущества, наверняка. Но, это не может быть сейчас нашими проблемами.
      
                Продолжение следует.


Рецензии