Вик Тор Собрание плакатов ЦДЛ

Прелюд
Дорогой друг, - этот альбом включил в себя фотографии плакатов, висевших в фойе Центрального Дома Литераторов (ЦДЛ). Плакаты эти сообщали о моих выступлениях-семинарах с 2010 по 2020 годы...   Несколько слов о предыстории этих выступлений...
Они начались в 2005, когда я был принят в Союз писателей России (Московское отделение), - МГО СПР. И вначале (с 2005 до 2010) я стремился лишь изменить отношение слушателей-участников к философии, к истории философии, считая ее чрезмерно искаженной в России в советский период в угоду идеологической доктрине материализма и атеизма. С этих позиций я стремился переосмыслить всю традиционную тематику, - и предметную, и историческую. При этом в истории философии я не менял уже сложившиеся рубрики временной классификации: начиная от античных авторов (древняя Греция и древний Рим), от древнеиндийских и древнекитайских мудрецов, я шел через Средние века, Ренессанс, Новое время к немецкой классической философии, рассматривая ее как необходимое условие рождения современной европейской философии. Мое внимание было сосредоточено главным образом на переосмыслении с вышеназванной позиции ее содержательной стороны. Я был убежден, что только таким образом можно было возродить интерес широкой общественности к философии, в большой степени утраченный в советский период в России. Только так, считал я, можно было изменить общую мотивацию отношения к философии, вернуть ей статус «науки мудрости» в самом широком смысле. И, чаще всего, судя по ответной реакции присутствующих, мне это удавалось. И все же это был лишь начальный этап моей деятельности в ЦДЛ. (Кстати, и тогда в фойе висели соответствующие информационные плакаты, но я не придавал им большого значения, ибо они не отражали мои главные вышеобозначенные идеи).
Но вот далее возникла мысль выделить главные темы во всем этом многообразии философии (предметном и историческом). И это уже была работа следующих десяти лет (2010 - 2020). Именно она отражена в фотоплакатах этого альбома, именно она стала содержанием моих главных философских книг этого периода, которые я посвятил Богине мудрости Афине (в православной традиции - Софии). «Как жить человеку на планете Земля?» (2015), «Новый Органон 2» (2019), «Реинкарнация» (2020). В этих книгах и моих выступлениях этого периода рождался и оттачивался главный метод моих философских повествований - философский диалог. Рождалось ощущение прикосновения к некой истине. В этой работе и сам я, как автор, менялся и трансформировался, что впоследствии отразилось в моей последней большой книге «Мелодии Жизни на струнах Судьбы» (2020). 
Тематика диалогов, проходящих в ЦДЛ, была продублирована в Философском клубе в главном книжном магазине «Библио-Глобус».
Виктор Федорович Дружинин

Альбом информплакатов
Центрального Дома Литераторов
о выступлениях – встречах с участниками-слушателями
«Философских диалогов» профессора
Виктора Федоровича Дружинина (2010-2020)

Идея проекта - Виктор Федорович Дружинин
Исполнители: Ольга Васильевна Жукова  и  Евгения Дружинина
Содержание:
1.Прелюд.
2.В.Ф. Дружинин в своей квартире на фоне информплаката 3 марта 2009 года о Юбилейном творческом вечере Виктора Дружинина по случаю 75-летия. Фото -  январь 2021 года
Перечень фото информплакатов;
3.3 марта 2009.
Юбилейный творческий вечер Виктора Дружинина
Представление книги «Сублимация» М.BEST, 2008
4. 31 марта 2014 года.
Юбилейный творческий вечер Виктора Дружинина
Представление новых книг.
Ведущая Марина Замотина
5.4 февраля 2019.
Юбилейный творческий вечер
Виктора Федоровича Дружинина
Ведущая Марина Замотина
6.8 июня 2010.
Из цикла «Философские диалоги»:
«Проблема смысла жизни человека»
Ведущий  – писатель, доктор философских наук Виктор Ф. Дружинин
7.18 октября 2010.
Из цикла «Философские диалоги»:
Тема: Смысл жизни человека через любовь и красоту.
Ведущий – Виктор Дружинин
8.9 февраля 2011.
Из цикла «Философские диалоги»:
Тема: «Смысл жизни и ее трагизм: свобода и необходимость»
Ведущий – Виктор Дружинин
9.19 мая 2011.
Клуб писателей ЦДЛ
Из цикла «Философские диалоги»:
«Человек в потоке времени»
Ведущий – Виктор Дружинин
10.31 октября 2011.
Из цикла «Философские диалоги»:
«Что есть человек»
Ведущий – доктор философских наук Виктор Дружинин
11.3 февраля 2012.
Из цикла «Философские диалоги»
«Жизнь и смерть – диалектическое единство»
Ведущий – Виктор Дружинин
12.6 июня 2012.
Из цикла «Философские диалоги»
«Философские картины мира»
Ведущий – профессор, доктор философских наук,
писатель Виктор Ф. Дружинин
13.13 ноября 2012.
Из цикла: «Философские диалоги»
«Герменевтика (об истолковании)»
Ведущий – профессор, доктор философских наук,
Виктор Ф. Дружинин
14.12 февраля 2013.
Из цикла: «Философские диалоги»:
«Быт и бытие»
Ведущий – доктор философских наук
Виктор Ф. Дружинин
15.25 апреля 2013.
Из цикла: «Философские диалоги»:
Тема: «О прекрасном»
Ведущий – профессор, доктор философских наук
Виктор Ф. Дружинин
16.23 октября 2013.
Из цикла: «Философские диалоги»
Ведущий вечера – Виктор Дружинин
17.27 февраля 2014.
Из цикла «Философские диалоги»
«Альбер Камю: Философия абсурда»
Ведущий – профессор, доктор философских наук
      Виктор Ф. Дружинин 
18.21 октября 2014.
Из цикла: «Философские диалоги»
Тема: «Наука в парадигме философского знания»
Ведущий – профессор, писатель
Виктор Федорович Дружинин
19.4 февраля 2015.
Из цикла: «Философские диалоги»
Тема: «Об эротике»
Ведущий – Виктор Дружинин
20.25 мая 2015.
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: «Герменевтика искусства»
Ведущий – Виктор Дружинин
21.18 ноября 2015.
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: Война и мир
Презентация книги
Вик Тор «Как жить человеку на планете Земля?
Философские диалоги» (М., Рипол Классик, 2015)
22.9 февраля 2016.
Из цикла «Философские диалоги»
«О концептуальной преемственности: А.Ф. Лосев «Диалектика мифа»,
В.Ф. Дружинин «Как жить человеку на планете Земля?» – сходства и различия»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
23.27 мая  2016.
Из цикла «Философские диалоги»
«О концептуальной преемственности: А.Ф. Лосев «Диалектика мифа»,
В.Ф. Дружинин «Как жить человеку на планете Земля?» – сходства и различия»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
24.17 октября 2016.
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: «Бенедикт Спиноза – философское наследие сегодня»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
25.7 февраля 2017.
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: «Французский гений -Блез Паскаль – «Мысли»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
26.24 мая 2017.
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: «Немецкая классическая философия и русская революция»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
27.19 октября 2017.
«Великая, Октябрьская, Социалистическая… 100 лет»
Ведущий – Виктор Дружинин
28.20 февраля 2018.
Из цикла «Философские диалоги»
«Философско-религиозные идеи Древней Индии»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
29.28 марта 2018.
Из цикла «Художественное творчество. Философский взгляд».
Тема: «Поэзия революции»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
30.9 октября 2018.
Из цикла «Художественное творчество, – философский взгляд».
Тема «Жизнь и творчество Рерихов (Н.К.  и Е.И.),
- философские аспекты»
Ведущий – профессор Виктор Дружинин
31.14 марта 2019.
Из цикла «Философские диалоги»
«Поэзия революции»
Вечер ведет  – профессор Виктор Федорович Дружинин
32.3 июня 2019.
Из цикла «Художественное творчество, – философский взгляд»
 «Философско-религиозные эпосы Древней Индии:
Рамаяна, Махабхарата»
Вечер ведет - профессор Виктор Федорович Дружинин
33.1 ноября 2019.
Из цикла «Художественное творчество, – философский взгляд»
«Философско-религиозные эпосы Древней Индии:
Махабхарата, Бхагагавадгита»
Вечер ведет  – профессор Виктор Федорович Дружинин
34.2 октября 2020.
Из цикла «философские диалоги»
Представление новой книги
Вик Тор «Реинкарнация» (м. 2020)
Вечер ведет  – профессор Виктор Федорович Дружинин
35.14 февраля
Клуб  «Философские диалоги»
Тема диспута: «Об эротике, а также о любви»
Эротика древнего мира (Гесиод, Платон, Л.Кар, органические мистерии;
Индийский Эрос – Камасутра, китайский эрос).
О любви: любовь идеальная, реальная, извращения в любви (Эрос и Танатос),
Миф об андрогинах  (Платон, Ф. Ницше, З. Фрейд, В.С. Соловьев)
д.ф.н. Дружинин Виктор Федорович, член Союза писателей России, профессор кафедры философии.   
«Библио-Глобус», 1 уровень, зал презентаций




 


 
 



Московский литератор январь, 2014 г.

ВИКТОРУ ДРУЖИНИНУ – 75!

Президиум и Правление
Московской городской организации Союза писателей России
сердечно поздравляют известного русского писателя

Виктора Фёдоровича ДРУЖИНИНА
с 75-летием!

Дорогой Виктор Фёдорович!
Желаем крепкого здоровья
и творческого вдохновения!

21 мая, среда ЦДЛ, Малый зал

Клуб писателей ЦДЛ
Московская городская организация Союза писателей России

Из цикла "Философские диалоги"
Тема: "Гипотеза сверхчеловека: блеск и нищета".
Ведущий — профессор Виктор Ф. Дружинин

Начало в 18.30
Вход свободный

21 октября, вторник ЦДЛ, Малый зал
Московская городская организация
Союза писателей России
Из цикла "Философские диалоги"
Тема:
"НАУКА В ПАРАДИГМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ"
Ведущий — Виктор ДРУЖИНИН
Начало в 18.30

№ 5, март, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь

Виктор Дружинин
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ

Состояние философии в современной России чрезвычайно противоречиво. Да, она существует, преподается в вузах, как в былые времена. Но марксистско-ленинская идеология, лежавшая в ее основе, потерпела крах. (Не философия Маркса, не философия Ленина, а именно чрезмерно "заангажированная" идеология). Опора на западную социально-философскую мысль не дает практически значимых ориентиров. Отечественных, современно и глубоко мыслящих, авторов оказалось не так уж и много. И хотя кафедры марксистско-ленинской философии стали "кафедрами философии и религиоведения", а преподавательский состав осваивает новые программы, однако, "старая гвардия" занимает ключевые позиции и на кафедрах и на факультетах философии, и в головном Институте философии РАН.
И прежняя "матрица" штампует, в основном, старый "продукт" (в головах студентов всех вузов страны, аспирантов, молодых преподавателей философских кафедр, отделений, факультетов): "философия есть наука о наиболее общих законах…" и т.д. Между тем, бурно развивающаяся социальная действительность обязывает давать аргументированные, концептуально стройные и прогностически ценные идеи, которые востребовали бы входящие в новую жизнь поколения.
В ходе Философских диалогов в ЦДЛ автор-ведущий обращает внимание аудитории главным образом на восприятие философии в ее изначальном понимании (и в дореволюционной России и в современном мире), как сферы человеческого познания, в которой синтезируются все результаты человеческого поиска в течение тысячелетий развития человечества. Да, это, конечно, и научное знание, но и религиозно-мифологические взгляды, и мистические прозрения, и интуиции искусств и т.д. Именно на этой основе формируется новая синтетическая философия (возрождается старая), как широкий (и глубокий) мировоззренческий взгляд с попыткой ответа на основные философские вопросы: что есть человек и окружающий его мир, каково их взаимоотношение, в чем смысл жизни человека. Сообщения автора в ходе проведения Круглых столов базируются в основном на авторском курсе лекций "Философские основы картины мира", который предполагает уяснение не только проблемности вопроса "что есть человек", но и картины мира, в который мы необходимо вписаны, частью которого и порождением мы являемся. Понятно, что в зависимости от философских оснований, заложенных в ее фундамент, картина мира будет различной и также по-разному будет выглядеть человек (трактовка его телесности, душевности, духовности, соответствующей мотивации его деятельности) в ее рамках.
В данном курсе философское знание было развернуто в сторону самого широкого историко-философского познания этих вопросов, резюмируясь современными воззрениями, что и обусловило его актуальность. Такой подход оказался востребованным и аудиторией малого зала ЦДЛ, где постепенно образовалось ядро постоянных слушателей и участников диалогов. Немаловажным оказался и тот факт, что в сообщениях ведущего были широко использованы, в качестве примеров, стихи и проза лучших российских и зарубежных авторов (Шекспир и Пушкин, Лермонтов, Маяковский и Хлебников, Есенин, Цветаева, Пастернак и другие). Кстати, курс лекций был апробирован автором в Московском областном государственном университете, Русско-Американском институте, Литературном институте им. М. Горького. Его основные тезисы, а также резюме "сообщений в диалогах", звучат в опубликованных работах автора: "Разговоры живых и мертвых", М. 2003; "Из бранного: философская публицистика", М. 2007; "Сублимация (пособие для президента)", М. 2011; "Йогин", М. 2012; и других. Каждое заседание Круглого стола проводилось примерно один раз в квартал. Помимо центрального сообщения ведущего предполагалась и поощрялась дискуссия. В конце ведущий подводил итог.
По результатам этих обсуждений и была издана книга "Философские диалоги". Особо следует отметить участие ответственного секретаря МГО СПР Марины Замотиной как в издании книги, так и в организации Круглых столов. Без нее нам вряд ли удалось все это осуществить. Издание настоящей книги посвящено предстоящему пятилетнему юбилею проведения заседаний "Круглого стола". В ней представлены сообщения ведущего по конкретной тематике Круглых столов, наиболее интересные выступления участников. Проблема "смысла жизни человека" оказалась центральной. Кроме того, анализировали поиски "смысла жизни через любовь и красоту", "смысл жизни и ее трагизм (через категории свободы и необходимости)". Также была рассмотрена и представлена в книге тематика: "что есть человек"; "человек в потоке пространства и времени"; "о сущности жизни"; "герменевтика (об истолковании)"; и, наконец, "философские основы картины мира". По страницам книги "рассыпаны" стихи одного из постоянных участников Круглого стола члена союза писателей России Вячеслава Васина. Конечно, убедить и, тем более, переубедить кого-то (особенно из старшего поколения) — задача нереальная. Да, такая цель и не ставилась, — главное, на мой взгляд, показать людям всю многогранность и сложность поиска непростых ответов на казалось бы простые вопросы.


Московский литератор

№ 3, февраль, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ

4 февраля в Малом зале Центрального Дома литераторов прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "Об эротике, а также о любви". Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме. Вначале были проанализированы утверждения мыслителей древней Греции (Гесиод, Платон), древнего Рима (Лукреций Кар) о вечности эротических влечений человека, их попытки ответить на вопросы, — "откуда они берутся, что лежит в их основании, для чего они служат". Большой интерес вызвали примеры таинств и оргиастических обрядов древней Греции, оценка эроса Древней Индии ("Камасутра"), древнего Китая. Во второй части сообщения ведущий, используя суждения из трудов Гераклита, Платона, Плотина, философов Нового и новейшего времени (в частности, Ф. Ницше, З. Фрейда, В.С. Соловьева, П. Тейяра де Шардена) проанализировал феномен "любовь" в его многообразии: любовь идеальная, любовь реальная, отклонения в любви. Заключая, он отметил: "Эрос и Любовь. Что общего и в чем различие? Думаю, Эрос — это отображение действия механизма космического, вселенского. А Любовь — феномен Земной. Исходя из сущности человека, ее следует рассматривать как некую Реальную любовь (смешаны Эрос и Танатос, и наставления религий, и различные мифологические истории, и пропаганда — "заклинания" СМИ). На этой основе трактуются вполне логично и отклонения в любви. Идеальная любовь возникает на основе учения той или иной религии (буддизм, христианство). Либо как следствие незрелости духовного мира молодого человека (но кто знает, — м.б. "устами младенца глаголет истина?"). Были заданы вопросы, состоялись выступления участников (в том числе и с чтением собственных стихов), диалоги и даже споры.

Наш корр.



Московский литератор
№ 9, май, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь
25 мая, понедельник ЦДЛ, Малый зал
Московская городская организация Союза писателей России
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: «Герменевтика искусства»
Ведущий — Виктор ДРУЖИНИН
Начало в 18.30
Вход свободный

Московский литератор
№ 11, июнь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь

ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

25 мая в Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "О герменевтике искусства".
Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме. Вначале были кратко обрисованы проблемы, связанные с пониманием конкретных произведений искусства различных направлений и, особенно, современного искусства (литература, живопись, театр, архитектура, музыка). Далее были сформулированы некоторые рекомендации по наиболее адекватному их восприятию и истолкованию.
В основу анализа темы были положены выводы одного из крупнейших герменевтиков нашего времени Ганса Гадамера (сборник его эссе "Актуальность прекрасного". М. 1991. Роль искусства в его мышлении и философской аргументации чрезвычайно велика). При ответе на главный вопрос, как же все-таки отличить настоящее искусство от различных поделок и подделок, были названы, как главные ориентиры, понятия "игра, символ, праздник". При анализе темы были использованы также труды других известных авторов (П. Рикёр, Т. Манн, А. Бергсон, Ж.П. Сартр, А. Мальро, М. Хайдеггер, Н.К. Рерих); были затронуты и кратко проанализированы итоги творчества Э. Неизвестного, Вл. Васильева и Ек. Максимовой, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Ю.П. Любимова, Вл. Высоцкого, Л. Филатова.
Перед участниками Круглого стола были поставлены острые актуальные вопросы, что способствовало активному обсуждению всей тематики, по завершению которого ведущий подвел некоторые итоги, подчеркнув невероятную сложность проблемы.

Наш корр.



Московский литератор
№ 15, август, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь

Елена Царёва
О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ БЫТИЯ
Вик Тор (Виктор ДРУЖИНИН). "Как жить человеку на планете Земля?" — М.: РИПОЛ-классик , 2015.

Виктор Федорович Дружинин (литературный псевдоним Вик Тор) — доктор философских наук, профессор, поэт, писатель. Член Союза писателей России. Автор книг статей, курсов лекций по проблемам осмысления жизни на стыке философии, религии и психологии. Независимый эксперт журнала "Вестник Российского философского общества". Ведущий "круглого стола" "Философские диалоги в Центральном доме литераторов, и "Философские диалоги в Библио-Глобусе".
В своей новой книге Виктор Дружинин задает один из главных (и вечных) вопросов современности: как человеку жить на этой Земле? Чем руководствоваться? Чувства влекут в разные стороны, религии дают указания, часто противоречащие друг другу, политики блефуют. Разум человека оказывается не в силах осмыслить и свести к какому-то общему знаменателю все это многообразие оттенков и решить для себя еще один важнейший, может быть, вопрос: в чем же смысл этой жизни?
Стремясь найти адекватные ответы, автор обращается за помощью к богине мудрости Афине и просит ее помочь организовать некий симпозиум живых и мертвых, на котором были бы рассмотрены, в связи с этим, фундаментальные философские проблемы. Богиня благосклонна, симпозиум организован, — с автором беседуют духи великих предков (философы-классики, жившие в период времени от античности до современности, — сегодня эти, завтра — другие), а также некоторые избранные живые его современники.
Стоит привести мнение читателей.
"Поражена смелостью проведенного Виком Тором эксперимента. Книга стоит потраченного времени и умственных усилий. Созданная в виде стенограммы научной дискуссии автора с великими философами, книга раскрывает основные идеи психологии и философии, является полезным концентратом мыслей и рассуждений..."
"Очень полезная книга. Вик Тор обращается к классическому философскому наследию и даёт нам возможность в режиме онлайн-конференции пообщаться с людьми, которые были гораздо умнее нас, и, благодаря этому, можем стать немного умнее и мы сами..."
Действительно, автор нашел своеобразную форму изложения материала. И как свидетельствуют вышеприведенные мнения читателей, эксперимент удался.
Более того, такого рода общение частично апробировано автором на "Круглых столах", которые он регулярно проводит в Центральном Доме Литераторов в Москве и в Библио-Глобусе, одном из крупнейших книжных магазинов столицы. Думаю, сегодня оно является достаточно актуальным, о чем свидетельствует заполненный зал, в котором присутствуют не только известные профессионалы-философы, но и представители некоторых религиозных конфессий, деятели искусства, поэты, писатели, переводчики и иные вольные и смелые искатели истины.
Именно философы по духу (независимо от того, есть у людей специальное философское образование или нет его) демонстрируют, как правило, желание и попытки наиболее глубокого осмысления фундаментальных проблем бытия: что есть человек, что есть окружающий его мир, каковы взаимоотношения между ними, что есть жизнь, что есть смерть, существует ли бессмертие души, свобода воли человека, что есть любовь и ненависть, милосердие и жестокость и т.д., — в чем, в конечном счете, смысл нашей жизни?
Все эти проблемы всегда находились (и ныне находятся) в поле зрения различных (и лучших) мыслителей, российских и зарубежных.
У каждого из них есть своя точка зрения, а истина, как известно, рождается (а чаще, просто обсуждается) в диалоге, даже споре. И это важно для нашего — хочется верить — неравнодушного сегодня общества. При этом стоит заметить, что понятие "философия" слишком долго в нашей стране было чрезмерно заидеологизированным, заангажированным и часто до сих пор воспринимается многими негативно, узко, как всего лишь марксистско-ленинская философия советского образца.
Поэтому Виктор Дружинин предлагает рассматривать это понятие в его изначальном понимании (и в России до 1917 года, и в мире): как попытки поиска ответов на вышеперечисленные вопросы с позиции синтеза всего знания, наработанного человечеством за многие тысячелетия его существования, т.е. с позиции Утопии, как некие мечты о построении замечательного ансамбля, в котором человек и природа сливались бы в гармоничном единстве. И длительное время производились попытки реализовать эти мечты. Однако без ощутимого результата. Вот и герой книги, Виктор, получив однажды от Творца большие полномочия, в какой-то момент попытался внести свой собственный вклад в это великое дело. Однако все оказалось сложно, долговременно, и …
Так получилось ли?

Московский литератор
№ 19, октябрь, 2014 г. Главная | Архив | Обратная связь

21 октября, вторник ЦДЛ, Малый зал
Московская городская организация
Союза писателей России
Из цикла "Философские диалоги"
Тема:
"НАУКА В ПАРАДИГМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ"
Ведущий — Виктор ДРУЖИНИН
Начало в 18.30

Московский литератор
№ 5, март, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь
Виктор Дружинин
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ

Состояние философии в современной России чрезвычайно противоречиво. Да, она существует, преподается в вузах, как в былые времена. Но марксистско-ленинская идеология, лежавшая в ее основе, потерпела крах. (Не философия Маркса, не философия Ленина, а именно чрезмерно "заангажированная" идеология). Опора на западную социально-философскую мысль не дает практически значимых ориентиров. Отечественных, современно и глубоко мыслящих, авторов оказалось не так уж и много. И хотя кафедры марксистско-ленинской философии стали "кафедрами философии и религиоведения", а преподавательский состав осваивает новые программы, однако, "старая гвардия" занимает ключевые позиции и на кафедрах и на факультетах философии, и в головном Институте философии РАН.
И прежняя "матрица" штампует, в основном, старый "продукт" (в головах студентов всех вузов страны, аспирантов, молодых преподавателей философских кафедр, отделений, факультетов): "философия есть наука о наиболее общих законах…" и т.д. Между тем, бурно развивающаяся социальная действительность обязывает давать аргументированные, концептуально стройные и прогностически ценные идеи, которые востребовали бы входящие в новую жизнь поколения.
В ходе Философских диалогов в ЦДЛ автор-ведущий обращает внимание аудитории главным образом на восприятие философии в ее изначальном понимании (и в дореволюционной России и в современном мире), как сферы человеческого познания, в которой синтезируются все результаты человеческого поиска в течение тысячелетий развития человечества. Да, это, конечно, и научное знание, но и религиозно-мифологические взгляды, и мистические прозрения, и интуиции искусств и т.д. Именно на этой основе формируется новая синтетическая философия (возрождается старая), как широкий (и глубокий) мировоззренческий взгляд с попыткой ответа на основные философские вопросы: что есть человек и окружающий его мир, каково их взаимоотношение, в чем смысл жизни человека. Сообщения автора в ходе проведения Круглых столов базируются в основном на авторском курсе лекций "Философские основы картины мира", который предполагает уяснение не только проблемности вопроса "что есть человек", но и картины мира, в который мы необходимо вписаны, частью которого и порождением мы являемся. Понятно, что в зависимости от философских оснований, заложенных в ее фундамент, картина мира будет различной и также по-разному будет выглядеть человек (трактовка его телесности, душевности, духовности, соответствующей мотивации его деятельности) в ее рамках.
В данном курсе философское знание было развернуто в сторону самого широкого историко-философского познания этих вопросов, резюмируясь современными воззрениями, что и обусловило его актуальность. Такой подход оказался востребованным и аудиторией малого зала ЦДЛ, где постепенно образовалось ядро постоянных слушателей и участников диалогов. Немаловажным оказался и тот факт, что в сообщениях ведущего были широко использованы, в качестве примеров, стихи и проза лучших российских и зарубежных авторов (Шекспир и Пушкин, Лермонтов, Маяковский и Хлебников, Есенин, Цветаева, Пастернак и другие). Кстати, курс лекций был апробирован автором в Московском областном государственном университете, Русско-Американском институте, Литературном институте им. М. Горького. Его основные тезисы, а также резюме "сообщений в диалогах", звучат в опубликованных работах автора: "Разговоры живых и мертвых", М. 2003; "Из бранного: философская публицистика", М. 2007; "Сублимация (пособие для президента)", М. 2011; "Йогин", М. 2012; и других. Каждое заседание Круглого стола проводилось примерно один раз в квартал. Помимо центрального сообщения ведущего предполагалась и поощрялась дискуссия. В конце ведущий подводил итог.
По результатам этих обсуждений и была издана книга "Философские диалоги". Особо следует отметить участие ответственного секретаря МГО СПР Марины Замотиной как в издании книги, так и в организации Круглых столов. Без нее нам вряд ли удалось все это осуществить. Издание настоящей книги посвящено предстоящему пятилетнему юбилею проведения заседаний "Круглого стола". В ней представлены сообщения ведущего по конкретной тематике Круглых столов, наиболее интересные выступления участников. Проблема "смысла жизни человека" оказалась центральной. Кроме того, анализировали поиски "смысла жизни через любовь и красоту", "смысл жизни и ее трагизм (через категории свободы и необходимости)". Также была рассмотрена и представлена в книге тематика: "что есть человек"; "человек в потоке пространства и времени"; "о сущности жизни"; "герменевтика (об истолковании)"; и, наконец, "философские основы картины мира". По страницам книги "рассыпаны" стихи одного из постоянных участников Круглого стола члена союза писателей России Вячеслава Васина. Конечно, убедить и, тем более, переубедить кого-то (особенно из старшего поколения) — задача нереальная. Да, такая цель и не ставилась, — главное, на мой взгляд, показать людям всю многогранность и сложность поиска непростых ответов на казалось бы простые вопросы.


Московский литератор
№ 3, февраль, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь

ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ

4 февраля в Малом зале Центрального Дома литераторов прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "Об эротике, а также о любви". Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме. Вначале были проанализированы утверждения мыслителей древней Греции (Гесиод, Платон), древнего Рима (Лукреций Кар) о вечности эротических влечений человека, их попытки ответить на вопросы, — "откуда они берутся, что лежит в их основании, для чего они служат". Большой интерес вызвали примеры таинств и оргиастических обрядов древней Греции, оценка эроса Древней Индии ("Камасутра"), древнего Китая. Во второй части сообщения ведущий, используя суждения из трудов Гераклита, Платона, Плотина, философов Нового и новейшего времени (в частности, Ф. Ницше, З. Фрейда, В.С. Соловьева, П. Тейяра де Шардена) проанализировал феномен "любовь" в его многообразии: любовь идеальная, любовь реальная, отклонения в любви. Заключая, он отметил: "Эрос и Любовь. Что общего и в чем различие? Думаю, Эрос — это отображение действия механизма космического, вселенского. А Любовь — феномен Земной. Исходя из сущности человека, ее следует рассматривать как некую Реальную любовь (смешаны Эрос и Танатос, и наставления религий, и различные мифологические истории, и пропаганда — "заклинания" СМИ). На этой основе трактуются вполне логично и отклонения в любви. Идеальная любовь возникает на основе учения той или иной религии (буддизм, христианство). Либо как следствие незрелости духовного мира молодого человека (но кто знает, — м.б. "устами младенца глаголет истина?"). Были заданы вопросы, состоялись выступления участников (в том числе и с чтением собственных стихов), диалоги и даже споры.

Наш корр.



Московский литератор
№ 9, май, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь

25 мая, понедельник ЦДЛ, Малый зал
Московская городская организация Союза писателей России
Из цикла «Философские диалоги»
Тема: «Герменевтика искусства»
Ведущий — Виктор ДРУЖИНИН
Начало в 18.30
Вход свободный

Московский литератор
№ 11, июнь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь

ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

25 мая в Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "О герменевтике искусства".
Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме. Вначале были кратко обрисованы проблемы, связанные с пониманием конкретных произведений искусства различных направлений и, особенно, современного искусства (литература, живопись, театр, архитектура, музыка). Далее были сформулированы некоторые рекомендации по наиболее адекватному их восприятию и истолкованию.
В основу анализа темы были положены выводы одного из крупнейших герменевтиков нашего времени Ганса Гадамера (сборник его эссе "Актуальность прекрасного". М. 1991. Роль искусства в его мышлении и философской аргументации чрезвычайно велика). При ответе на главный вопрос, как же все-таки отличить настоящее искусство от различных поделок и подделок, были названы, как главные ориентиры, понятия "игра, символ, праздник". При анализе темы были использованы также труды других известных авторов (П. Рикёр, Т. Манн, А. Бергсон, Ж.П. Сартр, А. Мальро, М. Хайдеггер, Н.К. Рерих); были затронуты и кратко проанализированы итоги творчества Э. Неизвестного, Вл. Васильева и Ек. Максимовой, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Ю.П. Любимова, Вл. Высоцкого, Л. Филатова.
Перед участниками Круглого стола были поставлены острые актуальные вопросы, что способствовало активному обсуждению всей тематики, по завершению которого ведущий подвел некоторые итоги, подчеркнув невероятную сложность проблемы.

Наш корр.



Московский литератор
№ 15, август, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь
Елена Царёва
О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ БЫТИЯ
Вик Тор (Виктор ДРУЖИНИН). "Как жить человеку на планете Земля?" — М.: РИПОЛ-классик , 2015.

Виктор Федорович Дружинин (литературный псевдоним Вик Тор) — доктор философских наук, профессор, поэт, писатель. Член Союза писателей России. Автор книг статей, курсов лекций по проблемам осмысления жизни на стыке философии, религии и психологии. Независимый эксперт журнала "Вестник Российского философского общества". Ведущий "круглого стола" "Философские диалоги в Центральном доме литераторов, и "Философские диалоги в Библио-Глобусе".
В своей новой книге Виктор Дружинин задает один из главных (и вечных) вопросов современности: как человеку жить на этой Земле? Чем руководствоваться? Чувства влекут в разные стороны, религии дают указания, часто противоречащие друг другу, политики блефуют. Разум человека оказывается не в силах осмыслить и свести к какому-то общему знаменателю все это многообразие оттенков и решить для себя еще один важнейший, может быть, вопрос: в чем же смысл этой жизни?
Стремясь найти адекватные ответы, автор обращается за помощью к богине мудрости Афине и просит ее помочь организовать некий симпозиум живых и мертвых, на котором были бы рассмотрены, в связи с этим, фундаментальные философские проблемы. Богиня благосклонна, симпозиум организован, — с автором беседуют духи великих предков (философы-классики, жившие в период времени от античности до современности, — сегодня эти, завтра — другие), а также некоторые избранные живые его современники.
Стоит привести мнение читателей.
"Поражена смелостью проведенного Виком Тором эксперимента. Книга стоит потраченного времени и умственных усилий. Созданная в виде стенограммы научной дискуссии автора с великими философами, книга раскрывает основные идеи психологии и философии, является полезным концентратом мыслей и рассуждений..."
"Очень полезная книга. Вик Тор обращается к классическому философскому наследию и даёт нам возможность в режиме онлайн-конференции пообщаться с людьми, которые были гораздо умнее нас, и, благодаря этому, можем стать немного умнее и мы сами..."
Действительно, автор нашел своеобразную форму изложения материала. И как свидетельствуют вышеприведенные мнения читателей, эксперимент удался.
Более того, такого рода общение частично апробировано автором на "Круглых столах", которые он регулярно проводит в Центральном Доме Литераторов в Москве и в Библио-Глобусе, одном из крупнейших книжных магазинов столицы. Думаю, сегодня оно является достаточно актуальным, о чем свидетельствует заполненный зал, в котором присутствуют не только известные профессионалы-философы, но и представители некоторых религиозных конфессий, деятели искусства, поэты, писатели, переводчики и иные вольные и смелые искатели истины.
Именно философы по духу (независимо от того, есть у людей специальное философское образование или нет его) демонстрируют, как правило, желание и попытки наиболее глубокого осмысления фундаментальных проблем бытия: что есть человек, что есть окружающий его мир, каковы взаимоотношения между ними, что есть жизнь, что есть смерть, существует ли бессмертие души, свобода воли человека, что есть любовь и ненависть, милосердие и жестокость и т.д., — в чем, в конечном счете, смысл нашей жизни?
Все эти проблемы всегда находились (и ныне находятся) в поле зрения различных (и лучших) мыслителей, российских и зарубежных.
У каждого из них есть своя точка зрения, а истина, как известно, рождается (а чаще, просто обсуждается) в диалоге, даже споре. И это важно для нашего — хочется верить — неравнодушного сегодня общества. При этом стоит заметить, что понятие "философия" слишком долго в нашей стране было чрезмерно заидеологизированным, заангажированным и часто до сих пор воспринимается многими негативно, узко, как всего лишь марксистско-ленинская философия советского образца.
Поэтому Виктор Дружинин предлагает рассматривать это понятие в его изначальном понимании (и в России до 1917 года, и в мире): как попытки поиска ответов на вышеперечисленные вопросы с позиции синтеза всего знания, наработанного человечеством за многие тысячелетия его существования, т.е. с позиции Утопии, как некие мечты о построении замечательного ансамбля, в котором человек и природа сливались бы в гармоничном единстве. И длительное время производились попытки реализовать эти мечты. Однако без ощутимого результата. Вот и герой книги, Виктор, получив однажды от Творца большие полномочия, в какой-то момент попытался внести свой собственный вклад в это великое дело. Однако все оказалось сложно, долговременно, и …
Так получилось ли?


Московский литератор
№ 1 январь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь
Елена Царёва
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
В Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "Война и мир (с презентацией новой книги — Вик Тор "Как жить человеку на планете Земля?")". Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме, подчеркнув, что в 2015 году, когда мы празднуем 70-летие победы в Великой Отечественной войне и одновременно ощущаем всю сложность военно-политической обстановки в мире, в том числе и в связи с усилением террористической деятельности, эти вопросы должны звучать для нас совсем не праздно. Перед участниками Круглого стола были поставлены острые актуальные вопросы, в том числе и, как главный, философский вопрос: существуют ли какие-то фундаментальные сущностно-бытийные закономерности, неумолимо ведущие к перерастанию в войну конфликтных ситуаций, постоянно присутствующих во взаимоотношениях людей и социальных групп на земле? И существует ли обоснованная надежда избавления от войны навсегда? Обсуждение этой темы, подчеркнул ведущий, заставляет обратиться к попыткам конкретного осмысления взаимосвязи теоретического философского знания с практикой поиска и нахождения оптимального взаимодействия людей на земле, построения оптимальных общественных структур. С позиции исследования возможности построения идеальной модели социума были рассмотрены, со ссылкой на Аристотеля, модели демократические и тоталитарные, авторитарные. Состоялось активное обсуждение всей тематики, по завершению которого ведущий подвел некоторые итоги, подчеркнув невероятную сложность проблемы. В целом, выводы были неутешительны, предполагающими радикальное изменение стратегии развития человечества, — переход от сугубо потребительской модели к концепции духовно-творческого, главным образом, развития с некоторым ограничением, возможно, комфортности существования. Вопрос, — "возможно ли это?", — был оставлен открытым.


Московский литератор
№ 4 февраль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь

Елена Царёва
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

В Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги". Начата большая образовательно-просветительская тема "Отцы и дети европейской философии: Платон". Предполагается достаточно подробный анализ творчества крупнейших представителей интеллектуальной элиты Европы: от Платона до современности. Платон, чье творчество наиболее сохранилось с давних времен, является виднейшим представителем философии всеединства или "высшего синтеза" (по А.Ф. Лосеву), в работах которого в единстве наличествуют и религиозно-мифологические сюжеты, и интуиции искусства, и мистические прозрения, и научные проработки в области педагогики и психологии, — причем логика мысли гармонично сплетена с художественным вымыслом.
Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме, обрисовав основные черты его учения о бытии, о душе человека, разъяснив, в частности, некоторые его замечательные мифы. Также было подчеркнуто, что "платонизм" не есть только абстрактная теория, но еще и учение о праве, государстве, об управлении людьми, их воспитании и обучении, о человеческой жизни во всей ее многосложности. Были приведены, соответственно, конкретные примеры из его произведений. В целом был сделан вывод, что Платон — это автор, у которого философия не омертвляется, а излагается в чрезвычайно занимательной форме, чему способствует и впервые им примененный (по примеру его учителя Сократа, но Сократ ничего, как известно, не писал) метод диалога в поиске истины. Этот метод берет на вооружение и сам Дружинин В.Ф. в своей последней книге "Как жить человеку на планете Земля?", стремясь следовать по пути великого греческого философа.



Московский литератор
№ 9 май, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь

27 мая, пятница ЦДЛ, Малый зал
МГО СП России

Из цикла "Философские диалоги"
"О концептуальной преемственности:
А.Ф.ЛОСЕВ "Диалектика мифа",
В.Ф.ДРУЖИНИН "Как жить человеку на планете Земля?", —
сходство и различия".

Вечер ведёт профессор Виктор ДРУЖИНИН

Начало в 18.30
Вход свободный




Московский литератор
№ 12 июнь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

В Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России 27 мая прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "О концептуальной преемственности: А.Ф.Лосев ("Диалектика мифа") и В.Ф.Дружинин ("Как жить человеку на планете Земля?"), — сходство и раз-личие". Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Федорович Дружинин сделал, как всегда, развернутое сообщение по теме. Его главная мысль — продолжить разворот трактовки истории философии от идеологического противоборства (материализма и идеализма, науки и религии) к философии всеединства или "высшего синтеза", виднейшим представителем (а по сути, провозвестником) которой в России (СССР) был Алексей Фёдорович Лосев, — в его работах в единстве наличествуют и религиозно-мифологические сюжеты, и интуиции искусства, и мистические прозрения, и научные проработки в области педагогики и психологии, — причем логика мысли гармонично сплетена с художественным вымыслом. Ведущий отметил, что попытки наиболее глубокого осмысления фундаментальных проблем бытия (что есть человек, что есть окружающий его мир, каковы взаимоотношения между ними, что есть жизнь, что есть смерть, существует ли бессмертие души, свобода воли человека, что есть любовь и ненависть, милосердие и жестокость и т.д., — в чем, в конечном счете, смысл нашей жизни?), всегда (изначально) существовали у лучших мыслителей мировой (и российской — до 1917 года) философии. А. Ф. Лосев помнил об этом. Но многие в его и наше время забыли (или делали, делают, вид, что забыли). Постсоветская философия в России остается, в значительной степени, на прежних рубежах непоколебимого материализма и упрощенно понимаемой научности, — при этом неправомерно забывают о таких важнейших компонентах целостности человека, как дух и душа. Теперь, похоже, настала пора вспомнить и нам. Новая книга В.Ф.Дружинина "Как жить человеку на планете Земля?" (М., 2015) как раз об этом. О презентации этой книги в ЦДЛ мы уже писали. На этот раз речь пошла главным образом об анализе обеих книг с позиции сходства и различия (содержательного, стилистического, методологического, биографического). Отмечено наличие у А.Ф. Лосева трагической (и героиче-ской) биографии противоборства с Левиафаном (государственной идеологией и репрессивным аппаратом). Профессор Дружинин говорил об "авангардном бое" замечательного философа в суровые советские времена. Но вот в чем вопрос: уже и завершилась пора репрессий, уже и А.Ф. Лосев реабилити-рован, — ему присуждена Государственная премия и он даже награжден орденом, — уже существует его Дом — музей (библиотека) в центре Москвы, но преемники "философии высшего синтеза" что-то не просматриваются явно (в том числе и на прошедшем Российском философском Конгрессе 2015 года). Похоже, Левиафан отнюдь не побежден, — в головах некоторых наших философов он существует, похоже, на генетическом уровне. Он слишком изворотлив, он обладает страшным оружием, — "замалчивание". Поэтому, подчеркнул В.Ф.Дружинин, столь важна работа Дома — музея (библиотеки) А.Ф.Лосева, работникам которого хочется пожелать дальнейших успехов в пропаганде творческого наследия Мэтра. И возможно, наконец, этот тренд скажется на работе наших философов, в том числе и в ходе Конгрессов, все-российских и мировых. В ходе дальнейшего обсуждения темы были заданы вопросы, состоялись выступления участников (в том числе и с чтением собственных стихов), диалоги и даже споры.

Наш корр.

№ 21 октябрь-ноябрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь
Елена Царёва
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

В Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России 17 октября прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги". Была продолжена большая ранее заявленная образовательно-просветительская тема "Отцы и дети европейской философии".
На этот раз для анализа было выбрано творчество одного из интереснейших представителей интеллектуальной элиты Европы XVII века, — Бенедикта Спинозы. Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Федорович Дружинин сделал развернутое сообщение по теме, подчеркнув актуальность философских исследований Спинозы и сегодня. Тема рассматривалась в русле общей переориентации взгляда на историю философии с материалистического на позицию мирового тренда, — философию всеобщего синтеза, философию всеединства. Ведущий подчеркнул, что творчество философов XVII века было недооценено. В большой степени это коснулось и работ Б. Спинозы, который основную свою задачу видел, как задачу этическую: в том, чтобы "направить все науки к одной цели — высшему человеческому совершенству на основе постижения общего естественного порядка, часть которого составляет человек" ("Трактат об усовершенствовании разума"). Эту задачу Спиноза реализует в своей большой работе "Этика", которая всегда находилась в центре внимания советских философов, — особо "педалировались" его научно-философские разработки в области психологии и физиологии (теория аффектов). Постановка научных проблем осуществлялась Спинозой на фоне широкой и глубокой мировоззренческой картины мира, где материалистические мотивы сливались с непоколебимой его убежденностью в существовании Бога-Творца. В связи с этим ведущий уделил внимание другой большой работе Спинозы, а именно "Богословско-политическому трактату".
В.Ф.Дружинин отметил ряд чрезвычайно интересных и смелых суждений философа по вопросу анализа богословских проблем, за что тот постоянно подвергался преследованиям. Его критика религии и ее служителей звучит актуально и сегодня. Особое значение приобретают сегодня и разработки философа в области осмысления и совершенствования вопросов управления государством. Ряд суждений чрезвычайно актуальны и заслуживают внимания со стороны современных политиков и политологов (вторая часть "Богословско-политического трактата" и незавершенный "Политический трактат").
Ведущий подчеркнул общую цельность творчества философа и его замечательную стратегию исследования, провозглашенную уже в первой его работе "Трактат о Боге, человеке и его счастье". Эту стратегию Спиноза успешно реализует при написании всех своих произведений. Ее берет на вооружение и сам Дружинин В.Ф. в своей книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?" — от исследования смысла жизни, бытийной сущности человека (с построением философской картины мира) к рассмотрению его актуальных проблем в природе и обществе и попытке ответа на главный вопрос, как обустроить жизнь человека на Земле, чтобы тот чувствовал себя счастливым.

Московский литератор
№3 февраль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь

Елена Царёва
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
В Малом зале ЦДЛ под эгидой Московской городской организации Союза писателей России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги". Была продолжена большая ранее заявленная образовательно-просветительская тема "Отцы и дети европейской философии". На этот раз для анализа было выбрано творчество еще одного из интереснейших представителей интеллектуальной элиты Европы XVII века, — выдающегося ученого (математика, физика, изобретателя) и, одновременно, замечательного писателя и глубокого французского философа Блеза Паскаля. Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Федорович Дружинин сделал развернутое сообщение по теме, подчеркнув, что она рассматривается, как и прежде, в русле общей переориентации взгляда на историю философии с материалистического и атеистического на позицию мирового тренда, — философию всеобщего синтеза, философию всеединства. Философское творчество Паскаля, основным результатом которого является собрание афоризмов "Мысли", изданное уже после его смерти (наброски к незавершенному труду "Апология христианской религии"), в наибольшей степени, по его мнению, соответствует такой постановке вопроса. Ведущий подчеркнул, что произведение сформировано издателем в трех частях таким образом, что в первых двух представлен в основном философский анализ существования человека "не познавшего Бога" (часть 1) и человека "обретшего Бога" (часть 2). Все, что написано, по мнению ведущего, гениально по глубине проникновения и живости изложения (русский перевод с французского появился лишь в 90-х XX века, — выполнен замечательно Э. Л. Фельдман-Линецкой). Чтение книги, сказал он, убеждает, что автор по праву признается одним из создателей философского направления экзистенциализма — причем не только светского (когда звучат пессимистически мотивы скептицизма и агностицизма), но и трансцендентального (когда звучат ноты оптимизма на основе веры в существование Бога Творца, веры в бессмертие души). С одной стороны, Паскаль много говорит о трагичности и хрупкости существования человека, затерянного в космическом пространстве: "Состояние человека — тоска, беспокойство".., — его "ужасает вечное безмолвие безграничных пространств космоса" (одна из глав части 1. названа "Ничтожество человека"). С другой стороны, звучат мысли и о тщетности представлений человека о собственном величии через акт мышления и о "малоумии науки": "В пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня как точку, в мысли я стремлюсь объять ее"; "Ни одна наука никогда не исчерпает всех связанных с бесконечностью вопросов". У автора, в связи с этим, рождается замечательный поэтический образ: "Человек — это тростник (слабейшее из творений природы), но тростник мыслящий (умение и возможность осмыслить свою судьбу всегда возвышает человека". При этом автор честно признает: "Мы жаждем истины, а находим в себе одну лишь неуверенность, мы ищем счастье, а находим лишь обездоленность и смерть". Звучат мотивы ветхозаветного Экклезиаста. Выход из противоречий, раздирающих человека, он видит лишь через поиски тех, "кто тяжко стеная, неустанно ищет кто есть человек (человек — не ангел, не животное, его природа двойственна)". В конечном счете, в части 2 Паскаль формулирует утверждение "должно искать Бога", как конечную цель человеческого существования. "Ни одному человеку не удалось достичь счастья, если им не руководила вера в Бога, — все жалуются на свой удел независимо от возраста, образования, социального статуса". Очевидно, что главная проблема, волнующая автора — человек, его бытие в мире и в обществе, причем подчеркивается кардинальное отличие существования в зависимости от наличия у него веры в Бога либо отсутствия ее. Читая Паскаля, подчеркнул ведущий, нельзя не вспомнить российских титанов духа и пера — М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. По сути дела, речь всегда идет о смысле жизни человека и его предназначении. (Концептуально, в этом смысле, автор близок и самому Дружинину В.Ф., судя по его книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?").
Ведущий закончил сообщение афоризмом Паскаля, которое носит, на его взгляд, практически значимый характер: "Мы в долгу перед любым человеком, который говорит нам о наших недостатках, — он нас не спасает, но готовит к делу самоочищения".
К большому сожалению, участников "Круглого стола" было не много, но все же ведущему задавались вопросы, состоялось их обсуждение, присутствовавшая в зале поэтесса Наталья Софронова прочитала свои стихи о Франции.
Московский литератор

№10 май, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

24 мая в Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "Немецкая классическая философия и русская революция" (К 100-летнему юбилею революции в России). Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развернутое сообщение по теме. Прежде всего, был поставлен вопрос: какова связь между обозначенными феноменами? Отвечая, ведущий соглашается с теми, кто считает наиболее адекватной объяснительной концепцией развития социальных процессов на Земле (и революционных, в частности) марксизм. У В. И. Ленина есть работа "Карл Маркс" (1914), где, анализируя концепцию, он фиксирует три главные источника и составные части марксизма: классическая немецкая философия, классическая английская политэкономия, французский утопический социализм. И хотя главным содержанием марксизма признается экономическое учение, а мировоззренческой основой материализм и атеизм, тем не менее, от прежней философии Маркс берет учение о мышлении и его законах, считая в частности гегелевскую диалектику самым всесторонним, богатым содержанием и глубоким учением о развитии.
Вначале ведущий дает общую характеристику классической немецкой философии (отмечая, что сам термин впервые появляется у Ф. Энгельса в работе "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии"). Во временной период, — конец XVIII — начало XIX века, — в Германии трудами И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля и Ф.Шеллинга был создан преемственный ряд фундаментальных философских систем. (Их основные черты: 1. Возрождаются диалектические традиции античности. 2.Переход от субъективного идеализма Беркли и Юма к объективному идеализму Платона. 3. Стремление представить философию, как систему своеобразно понимаемого научного знания (например, у Фихте — работа "Наукоучение", у Гегеля — "Наука логики", "Энциклопедия философских наук").
Л. Фейербах, отстаивавший позиции материализма, хотя и недостаточно последовательно, критикует их объективный идеализм. И от Фейербаха далее в этом направлении двигался К. Маркс, считая как раз гегелевские диалектические идеи своим величайшим приобретением от прежней философии.
Именно анализу основных законов Гегеля и комментарию возможности их активно побудительной и регуляционной применимости в русской революции ведущий уделяет наибольшее внимание. Закон единства и борьбы противоположностей, в частности, утверждает: все вещи, явления, процессы — противоречивы. Противоречия — это принцип самодвижения. "Только доведенные до крайнего противоречия моменты становятся жизненными по отношению друг к другу, — приобретают пульсацию самодвижения и жизненности". (Исторический анализ показывает, считает ведущий, что к февралю 1917 кризисные явления в России дошли до крайней степени напряженности, а далее произошли события, которые можно трактовать как "спусковой крючок").
Итак, такое первое отрицание отображает диалектику жизни, жизненности процессов. Но существует, по Гегелю, еще одно отрицание, вновь отрицающее результат, т.е. то, что было получено. Оно как бы подчеркивает момент развития жизненных явлений и познания. ("В развитии процессов природных, духовных ничто не остается неизменным, в процессе развития на дальнейшую ступень переводится позитивное, — процесс несет все приобретенное далее, обогащается и сгущается внутри себя"). Гегель формулирует соответствующий закон "отрицание отрицания". (Ведущий подчеркнул, что в революции 1917 многие политические деятели увидели (а некоторые и видят до сих пор) лишь механизм разрушения, первое отрицание, но не увидели и не хотят видеть до сих пор второе отрицание, как элемент созидания (в октябре 1917 большевики, по сути дела, спасли страну от распада и дали импульс к созданию сверхдержавы СССР).
И третий закон, на который Гегель обращает внимание: закон перехода количества в качество и наоборот, — закон меры. В этом плане он пишет: "все наличное сущее имеет некоторую меру. Мера есть определение каждой вещи. Если ее уменьшать или увеличивать за пределы определенного количества она погибает". Причем существует определенная "хитрость перехода" в том, что вначале с ростом количественных изменений люди не видят качественных изменений. (Были рассмотрены примеры увеличения размеров личного богатства или государства: состояние, богатство увеличивается, а потом становится приманкой для бандитов; государство растет и может стать неуправляемым, — в гигантской по размерам России 1917 система госуправления, похоже, уже эффективно не работала, а руководство не замечало (или не хотело замечать). Потом плотина прорвалась и поток революции покатился, сметая все и вся. Похоже, подчеркнул ведущий, так было в России и в 90-е годы XX в.).
Гегель замечал также, что в пределах меры действительно есть некая безразличная граница, когда можно переходить туда или сюда, не меняя качества. Но иной раз при переходе границы меры появляется уже новое качество. "Наивысшая зрелость, которых может что-либо достигнуть, это та ступень максимума, на которой начинается его гибель".
Более того, и Гегель (и Ленин, конспектируя его "Науку логики", — "Философские тетради") утверждает, что существует "узловая линия отношений меры" и точек кризисов, как обязательных переходов количества в качество (появляется учение о "скачках", как обязательных перерывах постепенности в ходе эволюции).
Перед участниками Круглого стола были поставлены острые актуальные вопросы, что способствовало активному обсуждению всей тематики. Вспомнили, в частности, т.н. учение исторического и диалектического материализма, научного коммунизма, созданное в СССР на основе учения классиков марксизма и оказавшееся недостаточно плодотворным в силу сопутствовавшего ему догматизма и формализма.
Профессор Дружинин, подводя итоги, подчеркнул, что позиция материализма и атеизма противоречит самому духу философии немецких классиков, как философии всеединства (не приемлет веры в существование Бога-Творца, в бессмертие души, что не позволяет достичь определенной познавательной и этической целостности в трактовке человека, окружающего его мира, исторического процесса). На этом фоне 3-я часть марксизма (научный социализм, как теория и практика революционного движения) оказывается действительно утопической для чувственного мира. В заключение он отметил, что и сам в своей книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?", следуя традиции классической немецкой философии, стремится к продолжению изучения фундаментальных вопросов на основе философии всеобщего синтеза, — от исследования смысла жизни, бытийной сущности человека (с построением философской картины мира) к рассмотрению его актуальных проблем в природе и обществе и попытке ответа на главный вопрос: как обустроить жизнь человека на Земле, чтобы тот чувствовал себя счастливым.
Присутствовавший в зале поэт Сергей Каратов прочитал свои стихи из цикла "эзотерика".

Наш корр.
Московский литератор



№4 февраль, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

20 февраля в Малом зале Центрального Дома Литераторов прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" по теме: "Философско-религиозные взгляды древней Индии". Постоянный ведущий Круглого стола профессор Дружинин Виктор Федорович сделал развёрнутое сообщение, подчеркнув главную мысль — продолжить разворот трактовки истории философии от идеологического противоборства советского периода (материализма и идеализма, науки и религии), — поворот от позиции сугубо материалистической и атеистической к философии мирового тренда в русле концепции всеединства или "высшего синтеза". Он отметил, что индийская культура принадлежит, как известно, к одной из древнейших, (существуют культурно-религиозные памятники, которые относятся ко 2-3 тысячелетиям до н.э.), что с середины второго тысячелетия по наше время историю развития этих философско-религиозных взглядов делят, в основном, на три периода: ведический, брахманский, индуистский. Была дана краткая характеристика их содержательного наполнения, историческая и географическая справка. Также подчёркнуто, что в Европе подробно с философией Вед и Упанишад познакомились впервые лишь в начале XIX века. Основные идеи этих древних учений были с энтузиазмом восприняты немецкими классиками Ф.Шеллингом, А.Шопенгауэром, Ф.Ницше; у нас в России — это Е.П.Блаватская, Н.К. и Е.И.Рерих, А.Ф.Лосев. Виктор Федорович, отвечая на вопрос, что искали и что ищут в индийской философии классики и наши современники, подчеркнул, в качестве главных, представления: 1. о "карме" и "реинкарнации", о неотвратимости "колеса сансары", как наиболее эффективных (предположительно) регуляторах человеческой деятельности; 2. положение о неизбежном формировании "кастовости" в общественном мироустройстве человечества и, соответственно, о предназначении и смысле жизни человека-индивида и общественных объединений (пояснил, как идея кастовости была отражена и закреплена в законах Ману); 3. наиболее древняя идея "сверхчеловека", будоражащая и сегодня умы политиков и политологов (используется анализ термина "йог", который впервые появляется в поздних Упанишадах, где утверждается, что йоги способны войти в состояние экстаза с помощью наркотического напитка сома, путём умерщвления плоти и самогипноза. В состоянии одержимости, верят они, в них входят боги и они получают сверхъестественные способности).
В ходе сообщения были даны подробные разъяснения различных терминов и концепций. В целом, было отмечено, что в Упанишадах содержится брахманское мистическое учение о едином бытии душ всех живых существ с некой Душой Вселенной. Каждый человек несёт её в себе и одновременно, обнаруживает своё собственное Я во всем, что существует. (Именно этот смысл несёт знаменитое изречение: "тат твам аси" — в переводе "то-есть ты сам"). Кратко были перечислены и охарактеризованы важнейшие этапы развития философско-религиозных взглядов древней Индии: санкхья — брахманизм, джайнизм, буддизм, позднебрахманистское учение "веданта". Величайшим комментатором последнего был Шанкара — 9 в.н.э. Он различает два типа мистики и два вида истины: высшую эзотерическую истину (наиболее глубокое таинство, как познание идентичности нашего Я с Брахманом, как неким Абсолютом) и низшую экзотерическую (Брахман, как религиозное Божество-Демиург), высказывает идеи их взаимоотношения. (Созвучно учению восточно-греческого гностицизма, а также учению Августина Аврелия, о высшем Божественном мирожизнеутверждающем начале и Боге-Демиурге, который порождён этим началом). Признается идея санкхья о существовании мировых периодов: в конце каждого такого периода Брахман — Бог и созданный им мир переходят во Вседушу, а затем возрождаются вновь. Было отмечено, что параллельно с философско-религиозными взглядами, и в совокупности с ними, в древней Индии существует и народная религия в чистом виде — индуизм. Но народная религия не противопоставляет себя учению брахманов: брахманы — это жрецы, а Веды, Упанишады — священные тексты. Главными источниками нашего знания о раннем индуизме являются великие эпические произведения Индии "Махабхарата", "Бхагаватгита" и "Рамаяна", а также сборники пуран (древних сказаний).
В целом складывается впечатление, подытожил докладчик, что индийская философия смотрит как бы свысока на иную философию, которая в результате столкновения с действительностью приходит в смятение и имеет жалкий вид. Сущность её мистики в том, что она как бы вне времени и не нуждается ни в каком другом авторитете, кроме истины, которую она несёт в себе самой. Но отчётливо познать ее не удаётся: все сводится к утверждению того, что человек принимает участие в драме-игре, которую мировой Дух поставил для самого себя, — и смысл, и этическую цель этой игры понять невозможно. Оказывается невозможным в то же время не выдвинуть идею Создателя мира, который обладает этическим характером и указывает ходу мировых событий его этическую цель. Этическое обоснование мира требует от человека, чтобы вся его деятельность была направлена на то, чтобы следовать Божественным предначертаниям. (Но проблема в том, что и мир и его создатель также возникают из таинственного необъясненного Первоисточника Бытия).
В заключение профессор Дружинин подчеркнул, что философско-религиозные идеи древней Индии, нашли, в той или иной форме, отражение в европейской философской классике, о чем он подробно пишет в своих новых книгах: ВИК ТОР (литературный псевдоним) "Как жить человеку на планете Земля?" (Рипол —классик. М. 2015, 422 с., — см. интернет-портал "Библио-Глобус"). //Сегодня второе издание книги (с изменениями и дополнениями) выполнено немецким издательством Lambert Academic Publishing (Виктор Дружинин "Человек в современной философской картине мира", 2017, — 324 с., — см. интернет-портал "More books")//.
К большому сожалению, участников "Круглого стола" было немного, (возможно оттого, что время проведения мероприятия изменили на 15-00), но все же ведущему задавались вопросы, состоялось их обсуждение.

Наш корр.

 мнению присутствующих заседание в рамках новой рубрики прошло очень интересно. В заключение ведущий отметил, как всегда, что и сам в своей книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?", стремится к продолжению изучения фундаментальных вопросов бытия, искусства, на основе философии всеобщего синтеза, — от исследования смысла жизни, бытийной сущности человека (с построением философской картины мира) к рассмотрению его актуальных проблем в природе и обществе и попытке ответа на главный вопрос: как обустроить жизнь человека на Земле, чтобы тот чувствовал себя счастливым.
|2018|
 творчества.
 Такого рода смысл ведущий находит и в поэме Блока («Двенадцать»), в его последних строках, трактуя их, как неосознанно проявившийся момент истины. В заключение ведущий отметил, что и сам в своей книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?", стремится к продолжению изучения фундаментальных вопросов бытия, искусства, на основе философии всеобщего синтеза, — от исследования смысла жизни, бытийной сущности человека (с построением философской картины мира) к рассмотрению его актуальных проблем в природе и обществе и попытке ответа на главный вопрос: как обустроить жизнь человека на Земле, чтобы тот чувствовал себя счастливым.
Перед участниками Круглого стола были поставлены эти и другие острые актуальные вопросы, что способствовало активному обсуждению всей тематики. Выступали неоднократно некоторые участники с чтением и своих стихов и классиков. По общему мнению присутствовавших, заседание прошло очень интересно.                |2019|

Московский литератор
 №20 октябрь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 
ОБЪЯВЛЕНИЕ 

1 ноября, пятница 
ЦДЛ, Малый зал
Московская городская организация Союза писателей России
Из цикла "Художественные произведения — философский взгляд" 

"Философско-религиозные эпосы древней Индии: 
"Махабхарата, Бхагавадгита"
Вечер ведет Виктор ДРУЖИНИН 
Начало в 18.30 
Вход свободный



 Московский литератор
 №2 январь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Марина Замотина
«ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ» МГО СП РОССИИ 

     Виктор Фёдорович Дружинин — доктор философских наук, профессор, член Союза писателей России, автор множества публикаций по проблемам философии (и не только). В 2005 году он предложил нам в МГО СП России начать проводить цикл встреч "Философские диалоги". ЦДЛ предоставил зал. Встречи стали проходить регулярно. Со временем встречи стали именоваться "Клубом" и стали проходить еще на одной площадке в Москве — в книжном магазине "Библио-Глобусе". 
     На заседаниях клуба идёт заинтересованная дискуссия о фундаментальных проблемах бытия. Почему сегодня так велик интерес к философии? Читатели и гости Клуба ищут ответы на вопросы: что есть человек, что есть окружающий его мир, каковы взаимоотношения между ними, что есть жизнь, что есть смерть, существует ли бессмертие души, свобода воли человека, что есть любовь и ненависть, милосердие и жестокость и т. д., в чём, в конечном счёте, смысл нашей жизни? 
     Все эти вопросы всегда волновали человека. Они находились и ныне находятся в поле зрения различных мыслителей, российских и зарубежных. У каждого из них есть своя точка зрения, а истина, как известно, рождается (а чаще просто обсуждается) в диалоге, даже споре. 
     Понятие "философия" слишком долго в нашей стране было чрезмерно идеологизированным, ангажированным и до сих пор часто воспринимается многими достаточно узко, — считает В.Дружинин. Поэтому он и предлагает рассматривать это понятие в его изначальном смысле: как попытку поиска ответов на вышеперечисленные вопросы с позиции синтеза всего знания, наработанного человечеством за многие тысячелетия его существования, то есть с позиции философии всеединства, философии высшего синтеза (по определению А.Ф.Лосева). 
     Сейчас "Философские диалоги" по-прежнему планируют свои встречи на ближайшее время. И по-прежнему вести эти встречи будет Виктор Фёдорович Дружинин. 
     "Должен отметить, что на сложном моём жизненном пути в решающие переломные моменты, всегда появлялись люди, дававшие толчок в нужном направлении, — немного, но они были, и я им чрезвычайно благодарен (Б.В.Бойцов — профессор, доктор технических наук, Президент Академии проблем качества; Б.С.Есенькин — Президент "ООО Библио-Глобус", М.А.Замотина— сотрудник МГО СПР). Это как судьба, которая в отдельных случаях меня и хранила, и, может быть, ещё и хранит". 
     Все годы сознательной жизни В. Дружинин мечтал о литературной деятельности. В молодости он предпринял попытку поступить в Литературный институт. Позднее он там преподавал приглашённым профессором на кафедре общественных наук (факультатив "О смысле жизни и предназначении человека"). 
     И мечта все-таки сбылась. 
     В 2005 году В. Дружинин вступил в МГО Союза писателей России — с этого времени он подготовил и издал около 15 книг, реализуя направления — философские диалоги, философская футурология, научные  издания (одна из них в переводе на английский язык). Более 10 лет работал независимым обозревателем (позднее независимым экспертом) журнала Вестник Российского Философского общества. Участвовал в некоторых Российских и Всемирных философских конгрессах (последний раз — 2013, Афины). 
     Книги В. Дружинина выходили под псевдоним Вик Тор. Кстати, книга "Как жить человеку на планете Земля?" написана, в том числе, и по результатам "Философских диалогов". 
     Чем руководствоваться современному человеку? Чувства влекут в разные стороны, религии дают указания, часто противоречащие друг другу, политики блефуют. Разум человека оказывается не в силах осмыслить и свести к какому-то общему знаменателю все это многообразие, чтобы решить важнейший вопрос: в чём же смысл этой жизни? В этой книге автор предлагает свой ответ на этот вопрос. 
     Её переиздание (с дополнениями) — книга "Человек в современной философской картине мира" (2017). Эти книги он посвятил богине мудрости Афине (в христианской мифологии София). 
     Любовь к античности Виктор Дружинин ощущал с ранней юности, познакомившись с книгой "Мифы древней Эллады". 
     Диалоги ведутся в рамках некого фантастического интернет-спиритуалистического сюжета. Форма философского диалога взята от Платона, Лукиана, Данте, М.М. Бахтина, В.С.Библера. 
     "В своих книгах я старался также и оживить философию, сделать её занимательным историческим рассказом. С этой целью включил переводы из Шекспира, давал живописные, как мне кажется, описания тех мест на земле, где собирались философы для обсуждения соответствующих проблем…". 
     Виктор Фёдорович Дружинин продолжает работать, пишет очерки, рассказы, эссе и реализует замысел очередной главной книги. Будем ждать её выхода в свет! 
 
Московский литератор
 №11 июнь, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ 
     3 июня в Малом зале Центрального Дома Литераторов прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" по теме: "Философско-религиозный эпос древней Индии: Рамаяна" (в рамках рубрики "Художественное творчество — философский взгляд"). 
     Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Фёдорович Дружинин сделал развёрнутое сообщение, подчеркнув главную мысль — продолжить разворот философской трактовки художественных произведений от позиции сугубо материалистической и атеистической советского периода к философии мирового тренда в русле концепции всеединства или "высшего синтеза". 
     Характеризуя имеющиеся переводы эпоса в России, он отметил, что при первом переводе 1974 г. (изд. "Художественная Литература") тексты всех семи книг были как будто просеяны сквозь сито атеизма, сделав его не вполне адекватным по смыслу. 
     При этом была вполне сохранена и донесена до читателя художественно-поэтическая ценность произведения. Только в 2006 г. был сделан по-настоящему адекватный перевод (изд. "Наука") с санскрита (южная версия 1888 г.) первых двух книг эпоса (остальные пять книг — в планах Института мировой литературы РАН). 
     Правда, сам перевод оказался несколько суховатым. (Были подчёркнуты большие лингвистические трудности). При этом докладчик заметил, что в целом произведение может рассматриваться на нескольких уровнях: героический эпос (военная сага, породившая соответствующие предания других народов); священная книга индуизма (этос); просто увлекательное чтение. 
     Поэма явилась основой развития всей классической индийской литературы и признаётся первой (исторически и по достоинству) поэмой, а её автор Вальмики — первым поэтом. Персонажи поэмы легко сливались с персонажами других религий и художественных произведений (некоторые её мотивы слышны и у А.С. Пушкина в поэме "Руслан и Людмила"). 
     Ведущий коротко охарактеризовал содержание всех семи книг поэмы, подчеркнув эмоциональную доминанту поэмы (тема любви и разлуки, борьба общественного долга героя и его личностных предпочтений). Напомнил о фильме "Сита и Рама", недавно показанном на нашем ТВ по каналу "Культура". 
     Характеризуя философское содержание поэмы, профессор напомнил коротко о философско-религиозных взглядах  древней Индии различных периодов с некоторыми их основными понятиями: Веды, Упанишады, брахманизм, санкхья-брахманизм, индуизм, карма, реинкарнация. 
     Особое внимание было уделено развитию этического направления в индуизме, для которого имел большое значение возникший в древности, но получивший особое развитие в средние века культ бога Рамы (эпос Рамаяна был создан в результате устного творчества еще в IV в. д. н. э.). 
     Проповедуется любовь и самопожертвование по отношению к богу, любовь к людям, — основная мысль "все люди братья, бог Рама — добрый их отец" (учитель Рамананда — XV в.; поэт Тулси-Дас — XVI-XVII в.в.). 
     Появляется ряд авторов, пропагандирующих на этой почве идеи возможного объединения всех мировых религий на основе чувства любви к богу и человека к человеку: Акбар Великий, Рамакришна, Свами Вивекананда (высоко ценимый Е.И. Рерих). 
     Особо отмечено творчество Рабиндраната Тагора (1861-1941): книга "Садхана" (Понимание жизни), Нобелевская премия по литературе 1913 г. 
     "Бог образовал этот мир. Сущность бога есть любовь. Но она может быть реализована лишь в соединении двух индивидуальностей, — поэтому бог создал человека (существо, обладающее определённой самостоятельностью) и установил условия игры. Одно из условий — нам отдан во владение весь этот маленький мир. И это надо ценить… Главное: мир должен стать в определенном смысле нашим телом, наше Я должно расшириться до Вселенского Я. И если человек выполняет какое-либо действие в соответствии со всеми своими способностями, он переживает состояние соединения с богом как любовь (осознает в себе того, кто есть высшее Я и высшая любовь)". 
     В целом было подчёркнуто, что, как считают виднейшие комментаторы, "современная философско-религиозная мысль Индии уже не совсем соответствует глубине содержания и смыслов древних текстов: уже не считает необходимым  обоснование мировоззрения, — мысли высказывают, не приводя их в систему, искажают тексты Вед и Упанишад, трактуют их по-своему" (А. Швейцер). 
     В заключение профессор Дружинин вернулся к философско-религиозным идеям "кармы" и "реинкарнации" древней Индии, подчеркнул, что только признание и воплощение в жизни человечества этих идей, может поставить, наконец, заслон разгулу вседозволенности и насилия в нашей жизни, влекущих нас к самоуничтожению. 
     В процессе обсуждения сообщения были вопросы, реплики, выступления собравшихся, в целом создававшие в малом зале ауру взаимопонимания и взаимной симпатии. 
       
     Наш корр.
 


      
      


            

          

         
      
         






       

               



             



 


               

               



          


         
            
 


               

               


Рецензии