Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 4

                Господь Вседержитель

Господь Вседержитель, Спас Вседержитель, или по-гречески Пантократор, являет собой центральный образ и в иконографии, и в современной храмовой живописи. Достаточно часто образ Спасителя располагается в центральном куполе церквей. Хотя, как нужно заметить, это скорее новое течение. В оставшихся нетронутыми росписях куполов Тверской, Костромской, Ярославской и других областей центральной России всё-таки довольно часто центральное место занимали росписи Отца Саваофа – как отдельно, так и в окружении ангелов, архангелов, Сына и Святого Духа. Изредка изображали вместе с Троицей и Богородицу. Образ Спасителя также присутствует на старых росписях, но это уже редкие сюжеты.

Титулом Вседержитель Спаситель начал именоваться уже в Ветхом и Новом заветах.
«…Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель…», говорится в самом начале «Откровения» Иоанна Богослова (гл. 1: 8). Спаситель обычно изображается погрудно. Реже встречаются образы по пояс. В левой руке он держит свиток, но чаще – Евангелие. Евангелие может быть раскрыто, а может, и нет. На листах раскрытой книги читаются тексты. Например, «Аз есьм свет миру». Тексты могут быть и намного длиннее приведённого примера. Правая рука Спасителя часто поднята в благословляющем жесте. Что примечательно, на одних образах Спаситель благословляет двумя перстами, а на других тремя.

Образ Спасителя написан мастерами очень реалистично. Перед нами – Сын Божий. Но также и Сын Человеческий. То есть, в Иисусе Христе заключены две сущности – Божеское и человеческое. Они обе соединены в Нём и составляют одно Лицо. Чего больше в образе Спасителя, каждый выбирает для себя сам.

Иисус изображён в синего цвета плаще. Под плащом виден хитон красного или малинного цвета. На некоторых образах виден клав, на правом плече Спасителя. Это такое нашивное украшение в виде вертикальной полосы. Часто изображается жёлтого цвета или золотистого.

Всмотревшись в строгое лицо образа, замечаем, как Спаситель внимательно всматривается с Неба в людей, находящихся внизу. Подняв вверх глаза, эти люди понимают: пред ними встаёт Властелин и Судия.

Изображение находится:
 
Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Собор Николая Чудотворца, 1900-1904 гг., Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, ул. Кооперативная, 20.
Современная живопись.

Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери, 1851 и 1859 гг. постройки. Реставрированные росписи второй половины XIX века.

Луговой. Николо-Пешношский монастырь. Собор Николая Чудотворца, 1501-1525 гг., Московская область, Дмитровский район, пос. Луговой.
Современная живопись.

Тверская область, Старица, Старицкий Успенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1819 г.).
Отреставрированная живопись XIX века.

Эти сюжеты, как правило, располагаются в центральном куполе храма.

Фото автора. Корректура М. Зуйкова
Русавкино, август 2023 г.


Рецензии