Удовольствия отнимают твердость

"Удовольствия отнимают твердость", - пишет свт. Василий Великий. В этих трех простых словах сокрыта глубочайшая мудрость и целый раздел православной аскетики. В какой-то мере эта мысль отражена в учении прп. Исаака Сирина, который сказал: ««Тот просвещен, кто сумел отыскать горечь, сокровенную в сладости мира…и заключает двери чувств своих, чтобы не вошла в него приверженность к жизни сей». Оба великих отца церкви говорят о следующем. Жизнь человека на земле подвержена соблазнам и страстям, удовлетворение которых порождает т.н. «жажду жизни», т.е. стремление к наслаждению благами мира. Стремление к деньгам, власти, здоровью, благополучию в основе своей призвано получить удовольствие и наслаждение любыми средствами. К этому стремится человек, этому посвящает свою жизнь, силы, таланты. Однако, свойство любого наслаждения заключается в том, что во – первых, оно быстро проходит, оставляя место для другой страсти, а во – вторых, его невозможно удовлетворить полностью, и человек пускается по замкнутому кругу, в котором одна страсть, сменяется другой. В таком круговороте желаний и поиска путей их удовлетворения протекает вся жизнь, отпущенная Богом совершенно для других целей. Это происходит потому, что этот мир и связанные с ним страсти, отданы во власть сатаны – князя мира сего, чем он успешно пользуется, окружая человека иллюзиями благополучия.  Вместо того, чтобы размышлять и стремиться к жизни будущего века, т.е. к посмертному блаженству души, которое и есть истинное удовольствие и истинное наслаждение, не проходящее и истинное, человек весь погружен в стяжании благ мира сего. Жизнь протекает очень быстро и незаметно, и внезапно оказывается, что она прошла, а радости от этого нет. Так происходит, потому что со временем страх смерти и грядущей судьбы все сильнее и сильнее давлеет над человеком. Подкрепляемый неисчислимыми болячками и немощами, он уже не может испытывать те наслаждения и удовольствия, которые были доступны всего несколько лет назад. Но это понимание приходит далеко не ко всем, и, как правило, уже в зрелом возрасте, когда понимание иллюзорности благ мира сего приходит вынужденно, в силу обстоятельств и возраста. Тогда многое хотелось бы изменить, но уже нельзя. Слава Богу, если понимание этого наступает у человека, которому Бог дал время для покаяния, исправления, чтобы стать сопричисленным к работникам единодесятого часа и не лишиться своей мзды от Бога. Однако, пр. Исаак Сирин и свт. Василий Великий говорят не о таких людях, а о тех, кто неважно, в каком возрасте умом проникся в Тайны Божии и увидел пагубные последствия удовольствий и наслаждений для своей души. Понявший это, в корне меняет свое отношение к ним, и начинает жить в поисках других ценностей, других наслаждений, природа которых не от мира сего. Эти поиски неизбежно приведут его ко Христу, а значит он станет частью того малого стада (Лк.12:32), которому Господь уготовил спасение. Горечь в сладости мира, о которой пишет прп. Исаак Сирин – это понимание последствий, которые ждут того, кто потратит свою жизнь на их стяжание, а последствия эти следующие: страх смерти, уныние, отчаяние, скорбь, обида на людей, чувство одиночества и безысходности. Отсюда отнимается твердость веры, упование на Бога и милость Его, твердость веры в спасение души и жизни будущего века. Причем, это может происходить в любом возрасте, а не только в старости, потому что конечный итог любого удовольствия - разочарование.


Рецензии