Напишите пьесу! Информационно - творческая сфера

Исследования интеграции Науки и Искусства

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование информатики слова и мысли

Сохранение живого произведения театрального искусства


«Напишите пьесу!»
Заметка об информационно-творческом пространстве

        Знакомое пространство... Приключенья
        Искать ты можешь хоть по всей земле,
        Но нет дороже наслажденья
        Полёта мысли, найденной в душе.

Данная заметка – о созидании произведения, и вновь исследование касается различных областей знания. Это информатика мысли, исследование её возникновения, движения и развития идей, мышление и работа со смыслами, информационно-творческое пространство для совместного творчества авторов и подходы к сохранению живого произведения искусства.

Каким образом движется мысль в сознании, что происходит при взаимодействии нескольких мышлений, например, в работе над созданием произведения – вопросы взаимосвязанные и относящиеся к обширным областям знания. Ранее мной предложено понятие информационно-творческого пространства, которое не только способствует совместному творчеству, но и позволяет идеи визуализировать, и данным исследованием и разработкой я занимаюсь параллельно с другими исследованиями.

Чтобы выразить взаимосвязи слова, мышления, информационно-творческого пространства и творения живого произведения искусства не только в отдельных исследованиях, постараюсь сформировать общую концепцию и изложить её через научную фантастику. А поскольку пути движения мысли всегда меня занимают, то в связи с исследованиями весьма привлекательным для демонстрации этого сложного взаимодействия может как раз являться пример создания произведения. «Напишите пьесу!» - так в цикле «Его роман» по мотивам «Театрального романа» Михаила Афанасьевича Булгакова мною озаглавлено одно из стихотворений, и эту мысль я развила в написание научно-фантастического рассказа – удобная для ознакомления с содержанием идей форма.

Творение наряду со смыслом и содержанием - та область, на которой сосредотачивается сохранение живого произведения театрального искусства. Здесь любопытен пример процесса разработки плана постановки А.Ф. Федотовым и подготовкой к роли К.С. Станиславским и их совместное мышление (см. «Операция» в «Моя жизнь в искусстве») [1]. Режиссёр творил свой образ «Скупого рыцаря», когда Константин Сергеевич наблюдал и параллельно создавал собственный, и «задуманный» план постановки разрабатывался таким методом, который в дальнейшем стал применять и сам К.С. Станиславский. Это действительно не просто обмен мыслями или известный «мозговой штурм», но фактическое создание того самого информационно-творческого пространства, в котором возможно творить нескольким умам, в действительности - мы не видим этой создаваемой творческой сферы, но она есть, и в тексте этот момент творения был запечатлён. И это понимание информационно-творческого пространства гораздо глубже и сложнее тех создаваемых программ для совместной деятельности, но с развитием технологий данную сферу будет возможно действительно визуализировать. И тот «кристалл», это глобальное и ценностное содержание в компактной форме, полученное в результате размышлений, - плод жизни мысли, нескольких мышлений и их взаимодействия между собой в связи с задумкой в информационно-творческом пространстве. Здесь и проявляется свобода мысли, но не в одном сознании, а в действии. Федотов и Станиславский мыслили и «начиная сначала», и «по-иному», и «по-новому» - создание множественности, изменение подхода и перспективы. Это уже воплощение самого мыслительного процесса и сотрудничества интеллектов, творческое и информационное, и зримое движение мысли, исследование которого также осуществляется.

Что вы найдёте в этой области-пространстве, оно существует или творится – интересующий круг вопросов. Есть сознание и мышление, есть произведение и смыслы, есть планирование и творение, и само информационно-творческое пространство ткётся из этих составляющих, взаимодействия творческой деятельности и информационного поля - в действительности.

Рассмотреть работу в данном пространстве между авторским замыслом и мыслью читающего и вокруг него удобно на примере чтения пьес. Внутри самого текста всё творится не просто словом, но более с помощью динамики и созидательной силы информатики слова - через заключение и передачу смыслов, особенно в диалоге – древнейшее средство общения и одновременно философские начала развития мысли. Вся непрерывная линия будущего воплощения намечена в тексте, будто маркерами, обозначениями действия (как движутся герои) и эмоций. У читающего при взаимодействии с текстом включаются мышление и фантазия – и начинается ещё одно творение. И отправной точкой является само произведение, где и встречаются умы.

Бывает и один определенный приём может наполнить данное информационно-творческое пространство содержанием, придать смысл. Например, Ф. Шаляпин так описал случай во время одной из постановок, в которой он выручил ситуацию. Шаляпин крайне расстраивался незавершенностью декораций и костюмов, но силой воплощения смог создать нужную атмосферу и вызвать впечатление, притом для зрителей это был испуг, а все вместе весьма комичная история [2]: «Что это там, в углу, колышется, растёт?» - сказал он своим неимоверным голосом, и часть публики стала оборачиваться. Как актёр он вложил в одну только фразу столько правды, неподдельного изумления, что многие стали оглядываться в том направлении. Даже читая, все представляется настолько живо, что смеёшься до слез, точно проживая это, - тоже работа сознания при соприкосновении с произведением. «Оттуда - страх, отсюда - смех» (К.С. Станиславский о зрительном зале и закулисье»).

Задумка, замысел создаваемого живого произведения театрального искусства изначально могла быть одна, но в процессе творения появились импровизации, и в общей своей совокупности образовалось то воплощение произведения с учётом и изначального замысла, и импровизации, и здесь необходимо их грамотно прочесть. М. Карлсон приводит пример некоего феномена не только подготовленного «печатного» текста, но и «сценического текста» , и данная «текстовая» система характеризуется как плюралистическая, мультипространственная (multidimensional) и мультикодовая (multicoded) [3]. И, как замечает исследователь, данное многообразие театрального языка дает и множественное его прочтение. И здесь вновь несколько ситуаций: 1) прочтение пьесы через время, её изначальный замысел и создаваемые смыслы; 2) множественные варианты самой пьесы и постановки.

Таким образом, первое воплощение происходит в самой пьесе, затем – новое претворение – в сознании при взаимодействии с произведением, и после уже в постановке. И так через слово задуманное обретает жизнь в произведении (пьесе), а затем и само произведение воплощается, но уже с помощью тех существующих в жизни способов, к которым относятся и слово, и действие, и музыка, и цвет. И это как раз аналогия жизни мысли внутри сознания (текст пьесы) и движения и действия мысли вовне, её претворение через информационно-творческое пространство (постановка). И какой простор открывается воображению, которое погружается в текст пьесы для претворения её в действительности, от смысла и ключевой идеи до деталей. Но это свобода, связанная смыслом, а точнее – авторским замыслом. И всё вместе с сюжетом заключается в пространстве и во времени, в которых и воплощается жизнь духа и в нём же длится – и это та самая бесконечная форма Гегеля, в которой заключается идея. Или как пишут исследователи театрального искусства - это «настоящее после настоящего» (present after present) [4], потому что сами мы всегда в настоящем – с каждым мгновением будущее становится им, что-то отдавая этому настоящему, а что-то оставляя в прошлом, вновь хранимым всё тем же настоящим.

Так образуются несколько миров жизни и движения мысли: в человеческом сознании, между человеком и информационной областью и другими сферами, через сознание другого человека, и между другими людьми. Такая уникальная и увлекательная жизнь информации, смыслов и сознаний, как в цитате героя одного детектива о разуме, - самое интересное приключение, и путешествию в этой сети мыслей и сознаний должно быть уделено должное внимание в науке и искусстве – тот смысл, который заключён в этой информационной области взаимодействия информации и мышления и творения нового, глубок и таит в себе множество открытий. А потому исследования продолжаются, и путешествие умов среди информационных миров мыслей начато давно – осталось завести «бортовой журнал», чтобы эти пути разума и души не терять в бесконечных творческих пространствах.

2023, Ксения Мира, «Напишите пьесу!», исследование информатики слова и мысли, разработка подхода к сохранению живого произведения театрального искусства

Литература
[1]  Станиславский К. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. – СПб. Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. -576 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
[2] Шаляпин, Фёдор Иванович. Страницы из моей жизни. Москва: ЭКСМО, Яуза, 2023. - 608 с.
[3]  Marvin Carlson. Theatre Semiotics: Signs of Life. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, 1990. – 125 p.
[4]  Sarah Bryant-Bertail. Space and time in epic theatre: the Brechtian legacy. – Camden house. 2000. – 245 p.


Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование информатики мысли

Сохранение живого произведения театрального искусства

Цикл стихотворений «Диалоги»


«Напишите пьесу!»

Наброски в стихах. Действие происходит в одной комнате с белыми стенами для проекции мыслей.

1. «Философ и ученик»

Студент всю жизнь,
Груз книг взвалив на плечи,
Он мыслью скоротать
Собрался этот вечер,
Уж им намечен был
Уютный час-другой,
Но дело обернулось
Иною стороной.

Он поднимался вверх,
И тот Сизифов труд
Тянул обратно вниз -
Подъём без лифта крут.

И, не дойдя к себе,
Увидел света ток-
Открыта дверь была -
Сияния исток.
Он заглянул туда:
Учитель там сидел,
Похож на мудреца,
Средь белых голых стен.

- Философ, ты ли?
Заходи, садись,
Да хватит озираться -
Юлою не вертись -
Присядь и думай, -

       Дёрнув за рукав,
       Он усадил студента,
       Упасть ему не дав.

- Что видишь ты? -
        Спросил, закрыв глаза.

- Лишь белый цвет стены,
Да света полоса.

- Нет, не про то:
Что видишь ты в уме?
То, что увидишь,
Скажи скорее мне.

- Но после бликов белых
Лишь вспышки вижу я.
Ты объясни, в чём дело,
Идея фикс твоя.

- Я тренирую мысли,
Чтоб эту пустоту
Смог бы заполнить смыслом.

- Как так? - не разберу.

- Твой разум также видит,
Хоть мысль не ухватить,
Но думы ясно знаешь -
Попробуй воплотить.

        Глаза открыв мгновенно,
        Ни слова не изрёк -
        Так необыкновенно
        Тот вечер странный тёк.

- Дорогой спиритизма
Я в юности ходил,
Но чтоб идею вызвать -
Я то не проходил.

- Да, в ваших институтах
Такому б поучить,
Но жизнь бежит в минутах -
Её не сочинить.

- Но воплотить пытаться
Ту жизнь, учитель мой,
С тобою можем взяться -
И повод есть простой, -

        Пошарил где-то в сумке
        И записи извлёк.

- Зачем напрасно думать,
Коль есть на всё предел,
Ты мыслишь жизнь дать думам -
Я - написать хотел.

Продолжение см. в Напишите пьесу! Проектор мысли и Театр Жизнь

2023, Ксения Мира


Рецензии