Монг. тараах, тараг в ав. яз

Простая лексика, почему-то совершенно выпавшая из поля зрения титулованных лингвистов: Ав. ХЕР (ХХЕР) "трава,зельё, отрава": халха-монг. ХЭЭР " степь необжитые места", ХОРОО "ботва". Подобные соответствия лишь мизер на фоне всех остальных слвпадений нахско-дагестанской лексики с монгольской, но лингвисты её не видят в упор, хотя это надо просто тронуться рассудком, чтобы её не заметить. Зато они выискивают и находят прасевернокавказские заимствования в праиндоевропейском, т е. предпочитают решать сверхсложные задачи глубиной в III-IV тысячи лет до н.э., когда есть совсем простые и они на поверхности. Sorry, не аварское ХЕР ли всё это? Научные звания - никак не заслуженные, образование никудышнее, кругозор как у курицы, самооценка высокая, а реально - "пшик". И никак не скажешь таким деятелям, если бы ты был танцором, то сплясал, если бы слыл барабанщиком, то обрадовал нас всех виртуозной игрой на ударных и все окружающие оценили бы твой
уровень..,вот только с чего ты взял, что ты лингвист, мистер ХХЕР или как там по-монгольски ХЭЭР, ХОРОО? Нельзя ли из III тысячелетия всё же доплыть хотя-бы до I тысячелетия? Как ты можешь судить о горизонтах, когда не способен видеть дальше собственного носа?   



МОНГ. ТАРААХ, ТАРАГ В АВ. ЯЗ.



Халха-монг. ТАРААХ "распускать, разбрасывать, раскидывать, разгонять, распространять", ТАРАЙХ "разливаться, раскидываться", ТАРАХ "расходиться, рассеиваться, распространяться"

Ав. ТЕРКIЕЗЕ "дёргаться", ТЕРХЕЙ "вращение, верчение", ТУРКIИЗЕ "дёргать". Сюда же ТИРИЗЕ "крутиться, вертеться, вращаться".

На первый взгляд читателю может показаться, а зачем автор вообще взял к сравнению это слово, оно напоминает звукоподражающую лексику. Мы его взяли к сопоставлению, что показать лексические корни дальнейших производных, которые представлены в древнегреческом как tyros "сыр" и монг. ТАРАГ "кефир, простокваша" (ав. ТIОРАХЬ "сметана").

Др.-греч. TARAXE: "смущение, замешательство, волноваться",TARASSO "потрясать, мутить",TARAXO:DES "беспорядочный, беспокойный", TRAXYS "шероховатый, неровный, скалистый",TYRBADZO "мешать, мутить", TYROS "сыр".

Всемирно известные лингвисты Дьяконов, Николаев, Старостин, вычислив, что древнегреческое TYROS "сыр" стоит как-бы особняком в индоевропейских языках, найдя ещё пару иранских слов с предположительно этой же основой, пришли к выводу, что это то-ли заимствование из прасевернокавказского в праиндоевропейский или же из прасевернокавказского в древнегреческий и хеттский. По их логике, какая-то часть праиндоевропейцев или же более узко- праэллинов наложилась на прасеверокавказцев или даже какую-то уже отделившуюся от них ветвь.

Всё это, естественно, вполне возможно, если бы не одно но...основа представлена и в монгольских языках. Таким образом, более логичной выглядит ситуация когда в роли языка-донора выступало какое-то более многочисленное, более территориально значимое этно-языковое единство, куда входили в том числе и нахско-дагестанские языки.Да и заметно, что это ПАСТУШЕСКО-СКОТОВОДЧЕСКАЯ лексика. Монголы до сих пор взбивают молоко кобылиц в кожанных мешках для ферментации.

Античные авторы вовсе не случайно подчёркивают, что кавказские албаны (агваны) - пастушеский народ, согласно тому, что они заметили - албаны ближе отстояли к скотоводам, а не земледельцам. Любой скотовод заинтересован в пастбищах и чем их больше, тем лучше. Если не хватает собственных пастбищ, то захватывают чужие. Предки нахско-дагестанских народов, как и языковые родичи монголов веками, эпохами были заинтересованы в пастбищах. Чингисхан даже на полном серьёзе предлогал устроить тотальный геноцид китайцам и осврбодившееся земли обратить в пастбища. Монголы и вайнахи, дагестанцы - воинственные мясоеды и ещё один обобщающий момент- презирают рыбу, мелко оценивают дикую птицу, а грибы и всякую лесную мелочь типа ягод практически не собирают. Их неизменная страсть - мясо, на втором месте - молоко и продукты ферментации. Чингисхан, например, на всю жизнь запомнил, как его мать, взяв с собой детей ловила рыбу на льдинах, поговаривая, вытирая слёзы: "сынок, если бы нас сейчас видел твой отец"! Потому что у монголов ловля рыбы и охота на перелётных птиц ( всего этого вдоволь в Монголии) расценивалось как нищенское прозябание, крайняя нужда, падение на дно по социальной лестнице.
В аварском языке до сих пор сохранилось имя верховного языческого божества - Бечед, который в монгольских языках раскрывается как термин, связанный с пастбищами и скотоводством.
Монголы любят лес ( их в Монголии больше чем в Финляндии) и восхищаются горами. Трогательное, нежное отношение к лесу,кстати, заметно и в аварском языке. Совершенно очевидно, что горы сами по себе, без леса, без растительности предков аварского народа никак не привлекали. Участки безлесых гор, местами почти библейский ландшафт нагорного Дагhестана - пришло из относительно недавнего прошлого, это результат русско-кавказских войн, когда леса сознательно и планомерно истреблялись специально закупленными в Великобритании прочными топорами.



Вызывает отдельный интерес и ав. ТIОРАХЬ "сметана". Формально оно выглядит как результат сложения ав. "тIогь" (вершина, пик и т.п.), тIад "верх" и ав. "рахь" - "молоко". При этом лингвисты обнаруживают схожее слово в древних иранских языках с близкой к аварскому языку семантикой. Мы полагаем однако, что ав. ТIОРАХЬ "сметана" обросло народной этимологией, т.е. предки аварского народа так решили, что оно означает якобы "верх-молоко". В реальности же оно восходит к общей для монгольских языков основе, которое означало "взбивать, мутить", т.е. добиваться ферментации, брожения молочных продуктов.

Ни древние греки, ни иранцы не заимствовали из прасевернокавказского названия кисло-молочных продуктов, они их переняли от какого-то общего для части северокавказцев и монголов языка. И это был не сам монгольский язык как таковой, а схожий с ним, имевший с ним много общих черт.


Рецензии