О плаче по усопшему

      Свт. Иоанн Златоуст говорит: "Подлинно, не странно ли признавать небо гораздо лучше земли, а переселившихся туда – оплакивать?". Это не означает, что не нужно проявлять положенной скорби по отошедшему в мир иной, а нужно делать это с разумом, т.е. скорбь должна быть умеренной. В некоторых доминациях протестантизма усопших провожают на кладбище под звуки оркестра и танцы. Это, конечно, явный перебор, но показывает отношение к смерти со стороны еретиков-протестантов. А  как провожаем мы, православные? Мы, к сожалению, не умеем разделить  в своем сознании смерть, как таковую и личность усопшего. Проявлять скорбь об умершем близком человеке и свойственно нашей природе, и является нашим долгом из любви к ближнему. Это не осуждается, это благословляется. Даже Христос плакал об усопшем Лазаре. Кого мы оплакиваем, о том думаем или надеемся, что место ему на небе, потому что не оплакивают тех, кому желают ада. Но в тоже время, мы должны хорошо понимать, что с уходом души из тела, истинная жизнь только начинается, и она будет вечной. Мы все верим, что душа близкого и дорого нам человека обретет милость у Бога и спасется. И если мы в это верим, и в то же время, проявляем неумеренную скорбь по ушедшему, то что в таком случае мы делаем? Мы оплакиваем спасение и радость души умершего, которая освободилась от уз плоти, вышла из темницы тела, избавилась от искушений и, радостно встречаемая ангелами, сподобилась несказанного блаженства со Христом. Получается, что именно это мы и оплакиваем! Можно только представить какие мучения мы приносим душе праведника, проявляя такую неуместную скорбь. Он смотрит на нас и говорит: "что же в делаете, зачем омрачаете радость моего общения со Хористом?".  Рассуждая на эту тему, свт. Иоанн Златоуст приводит такой пример. У одного богатого и известного Римского сенатора, патриция, который был язычником, умер единственный сын и наследник всего его состояния. В момент смерти сына, патриций приносил жертву богам в языческом храме. Прибежавший слуга, сообщает ему,
- Хозяин, беги скорее домой. Твой сын умер!
Но сенатор продолжал обряд жертвоприношения. Слуга снова завопил,
- Хозяин, ты меня слышишь? Весь дом рыдает, жена твоя без чувств. Беги домой!
Не отвлекаясь от завершения обряда, патриций говорит:
- А что, кто-то говорил, что он будет жить вечно?
И пошел домой только после завершения жертвоприношения.
Приводя этот пример, свт. Иоанн говорит: "язычник, не ведающий истинного Бога, проявил больше мудрости, чем мы, просвещённые святой истиной".
Безудержное рыдание по умершему, свидетельствует либо о нашем неверие в его спасение, либо неверие в посмертную жизнь души. И то, и другое проявление неверия во Христа.


Рецензии