К 50-летию сериала про Штирлица

Ровно 50 лет назад, 11 августа 1973 года состоялась всесоюзная премьера знаменитого 12-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны».
За прошедшие годы телекартина не только не потеряла свою популярность, но и продолжает завоёвывать новых поклонников среди зрителей нынешнего поколения.

В 70-х годах прошлого века фильм произвёл настоящий фурор среди советских зрителей. Давайте попробуем вместе разобраться: почему черно-белый фильм, снятый преимущественно в серых и невзрачных павильонах, приобрел такую бешеную популярность?

Во-первых, это увлекательный сюжет от Юлиана Семёнова. Про историю Штирлица язык не поворачивается сказать, что она «высосана из пальца». Хотя именно так и было. По утверждению автора, это полностью вымышленный образ. Я присутствовал на одной из встреч Юлиана Семёнова с читателями в конце 80-х, где он подробно рассказал, как работал над этим романом.

Ему пришлось перелопатить многие материалы о наших разведчиках, но одного достойного прототипа для своего произведения он выбрать не смог. Поэтому в описании Исаева-Штирлица есть что-то и от Арнольда Дейча, и от Александра Феклисова, и от Рихарда Зорге, и от многих других советских «нелегалов» тех лет.

К тому же Семёнов откровенно признался, что ему неизвестно о советском разведчике, который мог занимать такое высокопоставленное положение в верхушке Рейха, как Штирлиц.

Во-вторых, роман и фильм привлекли внимание советских людей тем, что в них гитлеровские военные, включая лидеров Третьего рейха, показаны обычными живыми людьми, а не монстрами с набором обязательных советских штампов. Все знают о чудовищных преступлениях гитлеровцев, поэтому человеческий взгляд на их представителей был для нас настоящей диковинкой.

Сюжет романа подкупает своей многоуровневостью, где описываются как интриги в верхушке Рейха, так и разыгрываются захватывающие сюжеты «этажом ниже», героями которых являются наша радистка Кэтрин Кин (Катя Козлова), профессор Плейшнер, Пастор Шлаг и другие.

Режиссёр Лиознова не только бережно и внимательно обыграла эти истории в фильме, но и добавила новые штрихи, которыми восхитился даже сам Семёнов. Например, сцена молчаливой встречи Штирлица со своей женой, которой в романе не было. Или яркая сцена в предпоследней серии, когда мимо Кэт с двумя малышами на руках, по улице марширует колонна немецких призывников, состоящая из подростков и седых стариков. Лиознова крупным планом показывает их лица. Они знают, что, скорее всего, погибнут. И они уже понимают, что идеи Гитлера - это преступная утопия всего немецкого народа, на которую они повелись. Очень пронзительные кадры, которые бы Семёнов не смог передать в романе.

Фильм получился не только интересным, но и правдивым, с участием реальных исторических личностей.
Но были у фильма и минусы. Например, незабываемый голос Ефима Копеляна сообщает нам о «среднем образовании» почти каждого нацистского лидера. Это неправда. Все они учились в университетах, а кое-кто имели и по два высших образования.

Этот казус легко объяснить. Цензорам с самого начала не нравилось «очеловечивание» этих нацистских личностей, а упоминание об их высшем образовании опускало бы в глазах зрителей наших советских лидеров. Дело в том, что у многих советских руководителей, в том числе и сидящих в Кремле, высшего образования не было.

Также образ Штирлица показан несколько «кинематографично». Он слишком выделяется среди своих коллег-офицеров. И не только умом и сообразительностью, но и своей преданностью фюреру, которой в 1945 году у его окружения уже не было. Обычно разведчики, как хамелеоны, мимикрируют в своей среде и стараются ничем не выделяться. Но Штирлиц получился другим.

После просмотра фильма бывший советский разведчик-нелегал Ким Филби сказал о Штирлице: «С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался».

И вот тут всем хочется напомнить, что это всё-таки кино. И не просто кино, а художественный фильм.

Лично меня в картине зацепили несколько эпизодов, на которые сегодня я смотрю уже совсем другими глазами. Например, это монолог Мюллера (в исполнении Леонида Броневого) о будущем уже поверженного Рейха. Он немного перекликается с нацистом и злодеем Гансом Лондой из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Правда, Мюллер показан идейным прагматиком, и его монолог сегодня звучи как пророчество.

Также запомнился эпизод с генералом вермахта в исполнении Николая Гриценко. Даже не вериться, что эти слова прозвучали полвека назад, а может быть, даже и раньше, из уст реального немецкого генерала.

Помните, когда они, сидя в железнодорожном купе, со Штирлицем обсуждают своё будущее? В частности, генерал говорит об американцах такие слова: «Этих болванов погубит их же техника».

Я знаю зрителей из числа моих знакомых, которые считает, что сериал очень затянут. Мол, можно было бы ужать всё в четыре серии, и от этого фильм бы только выиграл.

Лично я не считаю его затянутым. Мне нравится в фильме абсолютно всё. И лирические отступления от основной сюжетной линии с такими персонажами, как фрау Заурих и Габи Набель.

И даже эпизод с бездомной собакой, которую возле своей машины находит Штирлиц. Все эти мелочи совсем не затягивают фильм, а наоборот, создают особое настроение.

Однажды в 90-х годах фильм показали 9 мая. В один день все серии подряд. Помню, что я не мог оторваться от телевизора. А когда фильм завершился, я даже немного пожалел, что нет продолжения этой истории. Я был готов посмотреть ещё несколько серий подряд. Это в ответ тем, кто считает сериал затянутым.

Этот минисериал считается одним из самых знаменитых фильмов о войне и до сих пор, уже в который раз смотрится с интересом и на одном дыхании. Снятый с ограниченным бюджетом, в очень скромных декорациях, он захватывает внимание зрителей не меньше, чем, например, грандиозный и масштабный по съемкам фильм «Освобождение». Именно в этом заключается талант режиссера Татьяны Лиозновой, а также искусство писателя и сценариста Юлиана Семёнова.

Но, конечно, в успехе картины большую роль сыграл удачный выбор исполнителей. Фильм считается одним из самых насыщенных по количеству актёров, удостоенных звания Народного артиста СССР. А другие позже получили такое звание за успешное участие именно в этом фильме.

Татьяна Михайловна подошла к процессу выбора актеров на роли очень ответственно. У неё было своё виденье того или иного персонажа, и эти образы иногда очень удивляли коллег.

Например, по её инициативе, на роль Гитлера пробовались Леонид Куравлев и Леонид Броневой. Броневой, например, с точки зрения внешней фактуры и психотипа был скорее антиподом этого персонажа. Как и Куравлев с его амплуа, совсем не подходил на роль вселенского злодея.

Но тем удивительнее было наблюдать, как Татьяна Михайловна искала новые образы этих исторических персонажей.

В итоге она прислушалась к аргументам Юлиана Семёновича Семёнова, и на роль Гитлера был приглашен «штатный» исполнитель - немецкий актёр Фриц Диц.

Не менее удивительным для коллег и в то же время очень точным был выбор на роль Вальтера Шелленберга актёра Олега Табакова. Но еще более неожиданным стало назначение на роль Бормана Юрия Визбора. Очень многие вначале считали это ошибкой.

Мягкий и романтичный Визбор в их представлении совсем не подходил на роль «правой руки» Гитлера - рейхсляйтера Мартина Бормана. Но Лиознова говорила в ответ, что фильм не о Бормане, и он появляется в картине нечасто, по сути, только в нескольких эпизодах. Поэтому в данном случае важно именно внешнее сходство, а не сам типаж актера.

Но еще интереснее была история выбора актёра на главную роль разведчика Исаева-Штирлица.

Первоначально Татьяна Михайловна видела в этой роли своего любимца Арчила Гомиашвили. Причем любимца в прямом смысле слова, так как во время начала работы над фильмом у Арчила и Татьяны случился короткий роман.

По типажу и возрасту Арчил вполне подходил, и она решила обсудить эту кандидатуру с руководством. Но те были категорически против. По мнению директора киностудии имени Горького, где проходили съемки, у зрителей будут возникать неправильные и даже вредные ассоциации.

Дело в том, что Арчил только что с огромным успехом снялся в роли Остапа Бендера. Фильм Гайдая «12 стульев» имел грандиозный успех, и актёр Гомиашвили надолго отпечатался в памяти зрителей именно как Остап Бендер. Смешивать буржуазно настроенного авантюриста с легендарным советским разведчиком было бы идеологической диверсией, и этого никто не допустит! – ответили на киностудии Лиозновой. Поэтому Арчил сразу «отвалился».

Следующей реальной кандидатурой на эту роль стал Юрий Соломин. И к началу съемок он был кандидатом номер один, а актеры Вячеслав Тихонов и Олег Стриженов остались в лишь резерве. Все трое удачно прошли пробы, но худсовет склонялся именно к Соломину. И даже начались первые съемки с этим артистом.

Но тут выяснилось, что снимать его не так просто. Юрий Соломин был очень плотно задействован в репертуаре Малого театра. Днём у него часто шли репетиции, вечером он выходил на сцену, а снимать ночью было неудобно для других актёров фильма и членов съёмочной группы.

С сожалением для себя, и Лиознова, и худсовет были вынуждены заменить Соломина на Тихонова. Стриженов в тот момент даже не рассматривался, так как простудился и с температурой лежал в постели, а съемки уже надо было срочно начинать.

Вот так, с большой долей случайности Вячеслав Тихонов оказался Штирлицем. И в дальнейшем никто об этом не пожалел.

Телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны» давно и заслуженно входит в Золотой фонд нашего кино. Но не все знают, что это не единственный художественный фильм о легендарном Штирлице, снятый в Советском Союзе.

Точнее, есть ещё два советских фильма из серии «Штирлицианы». Это приключенческий детектив режиссёра Бориса Григорьева «Пароль не нужен», вышедший еще в 1967 году, и картина режиссёра Григория Кроманова «Бриллианты для диктатуры пролетариата», в котором Максим Исаев является главным действующим лицом. В первом фильме советского разведчика сыграл Родион Нахапетов, а во втором – Владимир Ивашов.

Лично мне больше нравится фильм с Владимиром Ивашовым, чем с Родионом Нахапетовым. Он более динамичный и захватывающий.

Советский детектив «Бриллианты для диктатуры пролетариата» вышел на экраны в 1975 году. А сценарий к этому фильму Юлиан Семёнов написал в 1974 году, сразу после триумфального успеха многосерийного телефильма «Семнадцать мгновений весны». За основу сценария он взял свой же одноименный роман, опубликованный еще в 1970 году, сюжет которого происходит в первые годы советской власти.

Образ советского разведчика Максима Максимовича Исаева оказался очень успешным как для зрителей, так и для читателей, но именно фильм Лиозновой сделал главного героя романа Штирлица-Исаева фантастически популярным, и писатель решил продлить эту тему.

А историю Штирлица он начал с более ранних годов работы разведчика, с самых первых лет советской власти. Вот так, по иронии судьбы, начало карьеры легендарного разведчика было написано автором позже его последующих приключений в фашистском Берлине. Соответственно, и фильм о молодом Штирлице появился позже главного телесериала о его работе в Берлине.

На роль будущего Штирлица-Исаева был приглашен известный актер Владимир Ивашов. В фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата», снятом по одноименному роману Семёнова, он еще носил свое настоящее имя – Всеволод Владимирович Владимиров.

А вообще Юлиан Семёнов решил описать судьбу этого разведчика с самого его рождения в 1900 году. Если отбросить описание его юношеских лет, то выяснится, что Всеволод Владимиров попал на работу в ЧК еще в 1918 году. В начале двадцатых годов был внедрен нелегалом в штаб Колчака под именем бывшего ротмистра Максима Исаева (первое появление этого псевдонима).

Выполнив свою задачу в стане белогвардейцев, по личному распоряжению Дзержинского он был переброшен в Эстонию, откуда по заданию руководства он эвакуировался с белыми войсками сначала во Владивосток, позже в Японию и только потом обосновался в Китае. В 1924-27 годах он проживал в Шанхае, где впервые и родилась легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице.

Юлиан Семёнов много раз отвечал на вопросы журналистов, что персонаж разведчика Исаева не имеет конкретного прототипа, а является собирательным образом. Но первое время журналисты ему не верили. Негласно считалось, что этот всё-таки реальный человек, который до сих пор засекречен, и поэтому Семенов не имеет право разглашать о нём информацию.

Но даже после развала СССР и упразднения КГБ Семёнов подтвердил свои старые утверждения, что это вымышленный собирательный образ, в котором он использовал факты из жизни нескольких советских разведчиков, работающих в разные годы.

Как бы там ни было, но в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» рассказывается о начале работы этого легендарного разведчика.

Фильм с захватывающим сюжетом и с неплохим набором актёров, поэтому если кто-то его ещё не видел, то рекомендую посмотреть.


Рецензии