Суета Вокруг Папуа 2023

Почему мировые лидеры устремляются на острова Тихого океана?

Перевод с английского языка. Источник: медиасеть “Аль-Джазира”. Автор: Рэнди Мулянто
Опубликовано 10 Августа 2023 Года.
***
Это касается не только США и Китая. Индия, Индонезия, Южная Корея и другие страны борются за влияние в стратегически важном регионе.

Большой вопрос.

10 августа 2023 года. Премьер-министр Папуа - Новой Гвинеи (PNG) Джеймс Марапе - занятой хозяин. Некогда сонный городок Порт-Морсби, столица страны, теперь превратился в оживленное дипломатическое направление, где VIP-самолеты выстраиваются в очередь на посадку в аэропорту.

Недавно переназначенный министр иностранных дел Китая Ван И посетил Китай в июне 2022 года, завершив поездку по восьми островным государствам Тихого океана, в то время как госсекретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкен приземлился в мае этого года.

А министр обороны США Ллойд Остин посетил страну в последнюю неделю июля.
Но даже в то время, как усиливающаяся борьба Китая и США за влияние в Тихоокеанском регионе попадает в заголовки газет, список прибывающих в самую значимую региональную экономику за пределами Австралии и Новой Зеландии свидетельствует о гораздо более широком стремлении в долго игнорируемую часть мира.

В мае Марапе наклонился, чтобы коснуться ног Нарендры Моди в знак уважения к премьер-министру Индии, когда он приземлился в Порт-Морсби. В августе два индийских военных корабля пришвартовались в Папуа - Новой Гвинее.
А в июле премьер-министр ПНГ также обменялся рукопожатием с находящимся с визитом президентом Индонезии Джоко Видодо.

Но не только Папуа - Новая Гвинея привлекает мировых лидеров.
В конце июля президент Франции Эммануэль Макрон посетил ПНГ после того, как также посетил Новую Каледонию, французскую территорию в южной части Тихого океана, а также Вануату.

В мае президент Южной Кореи Юн Сук Ель провел в Сеуле первый в истории саммит Корея- Тихоокеанские острова, пригласив около 12 лидеров из региона обсудить морское сотрудничество, изменение климата и энергетическую безопасность, среди прочих вопросов.

И представители стран Лиги Арабских государств, а также островных государств Тихого океана встретились в июне и договорились укреплять сотрудничество в области охраны окружающей среды, инвестиций и других секторах в рамках Эр-Риядской декларации, опубликованной в Саудовской Аравии.

Итак, почему же мир устремляется на острова Тихого океана? Является ли этот всплеск интереса просто подзаголовком китайско-американского соперничества в регионе?

Или есть другие причины, по которым страны хотят закрепиться там? И выигрывают ли от всего этого островные страны Тихого океана (фото)?
Краткий ответ: такие страны, как Индия, Индонезия и Южная Корея, стремятся к собственному влиянию в регионе, имеющем решающее значение для глобальных судоходных каналов и океанской экономики, стремясь не остаться в стороне в борьбе за друзей в Тихом океане.

Аналитики говорят, что их деятельность направлена главным образом на защиту своих национальных интересов, а не на то, чтобы встать на сторону какой-либо из мировых сверхдержав. Такой подход хорошо работает для тихоокеанских островных государств, предоставляя им больше партнеров на выбор и шанс избежать попадания в ловушку китайско-американской борьбы.

Гонка великих держав.

14 островных государств Тихого океана – Папуа – Новая Гвинея, Фиджи, Палау, Тонга, Тувалу, Самоа, Вануату, Микронезия, Кирибати, Науру, Маршалловы острова, Соломоновы острова, Острова Кука и Ниуэ - традиционно были близкими партнерами США и их союзников, в частности Австралии, Новой Зеландии, и Соединенное Королевство.

Наряду с Австралией, Новой Зеландией и французскими заморскими территориями Новой Каледонией и Французской Полинезией они являются членами Форума тихоокеанских островов (PIF), группы, созданной в 1971 году для отстаивания общих интересов региона во всем мире.

Тем не менее, в последние годы геополитическая напряженность схлынула вместе с волнами на нетронутых пляжах региона. Четыре тихоокеанских островных государства – Палау, Тувалу, Науру и Маршалловы острова – в настоящее время признают Тайвань за Китаем.

Когда-то это число было больше, но Пекин воспользовался обещаниями инвестиций и торговли, чтобы отвадить партнеров Тайбэя в регионе. В 2019 году Соломоновы острова и Кирибати разорвали связи с Тайванем, чтобы вместо этого признать Китай.
Соломоновы острова в июле подписали полицейское соглашение с Китаем в соответствии с пактом о безопасности, который они подписали в апреле 2022 года. С 2009 года Китай является крупнейшим кредитором Тихоокеанских островных государств после Азиатского банка развития и ведущим торговым партнером.

В ответ США усилили свое дипломатическое присутствие и присутствие в сфере безопасности в регионе. В феврале она открыла посольство в столице Соломоновых островов Хониаре и подписала новый пакт о безопасности с Папуа - Новой Гвинеей во время визита Блинкена в мае.

Тем не менее, другие страны также стремятся углубить свои отношения с тихоокеанскими государствами.
Причины у них разные, но география тихоокеанских островных государств делает их ценными партнерами, в частности, для стран, стремящихся стать региональными державами. Они расположены на жизненно важных морских маршрутах судоходства. Любой будущий военный конфликт в Индо-Тихоокеанском регионе может сделать их ключевыми форпостами, где страны захотят пришвартовывать корабли и заправлять их топливом.

А их обширные исключительные экономические зоны – участки моря вокруг государства, которые только оно может экономически эксплуатировать, – охватывают значительную часть Тихого океана, что делает их потенциально важными партнерами, поскольку страны ищут в океанах глубоководные полезные ископаемые, продовольствие и многое другое.

- Не все о Китае.

Майский визит Моди в Папуа- Новую Гвинею был не первым его визитом в этот регион.
В ноябре 2014 года Моди вылетел на Фиджи для участия в первом саммите Индии с участием 14 островных государств Тихого океана. Последним премьер-министром Индии, посетившим Фиджи, была Индира Ганди 33 года назад. Моди пообещал, что Нью-Дели будет “близким партнером Тихоокеанских островов”. Второй саммит состоялся в 2015 году в индийском городе Джайпур, перед недавним третьим саммитом в Порт-Морсби.

Поскольку Нью-Дели “стремится стать крупной мировой державой и региональным лидером”, он “стремится расширить свое дипломатическое присутствие и укрепить связи со странами, которые традиционно находились за пределами его компетенции”, - сказала Сана Хашми, научный сотрудник Тайваньско-азиатского фонда обмена из Тайбэя.

Действия Индии в Тихоокеанском регионе часто рассматриваются на международном уровне как “направленные исключительно на противодействие Китаю или согласование с его деятельностью”. Это, по ее словам, ошибка.

Изменение климата является ключевой областью внимания Индии в ее отношениях с регионом. В 2014 году Моди объявил о создании фонда адаптации к изменению климата в размере 1 миллиарда долларов для региона, и Индия ежегодно выделяет по 200 000 долларов помощи каждой тихоокеанской стране.

Во время пандемии COVID-19 Индия поставила более 100 000 вакцин в Тихоокеанский регион и внесла крупный вклад в фонд Организации Объединенных Наций "КОВАКСИН" для предоставления субсидируемых прививок бедным странам.
А благодаря кредитной линии Индия помогла Фиджи модернизировать свою сахарную промышленность.

Являясь крупнейшим в мире импортером пальмового масла, Индия импортирует большие объемы основных продуктов для кухни из Папуа - Новой Гвинеи. Фактически, Индия была вторым по величине покупателем пальмового масла PNG в 2021 году после Нидерландов. Индийские газовые компании, тем временем, проявили интерес к морским газовым проектам PNG.

“Важно признать, что действия Индии в регионе в основном продиктованы ее собственными национальными интересами”, - сказал "Аль-Джазире" Хашми, также бывший консультант министерства иностранных дел Индии. “В конце концов, не все вращается вокруг Китая”.

Безусловно, по ее словам, “темпы распространения информации в Индии иногда были медленнее, чем ожидалось”, несмотря на усилия по обе стороны Индийского океана. В качестве примера она привела восьмилетний разрыв между вторым саммитом между Индией и Тихоокеанскими островами в 2015 году и третьим саммитом в мае.

Тем не менее, даже без саммитов Индия была занята попытками привлечь своих новообретенных тихоокеанских партнеров и подчеркнула это во время саммита в Порт-Морсби. Хотя противодействие Китаю, возможно, и не является главным приоритетом Индии в регионе, Нью-Дели очень резко пытается позиционировать себя в отличие от Вашингтона и Пекина.

Критикуя Китай, который часто обвиняют в том, что он загоняет небольшие страны в долговую ловушку, министр иностранных дел Индии предположил, что политика Нью-Дели по оказанию помощи островам Тихого океана была принципиально иной. Помощь Индии, заявил он журналистам после майского саммита, была “оказана таким образом, чтобы не привести к увеличению задолженности общества”.

Моди, тем временем, по-видимому, противопоставил быстрые поставки вакцин Индией странам Тихоокеанского региона во время пандемии медлительности, с которой США отреагировали на запросы о прививках в 2021 году.

“Те, кого мы считали заслуживающими доверия, оказалось, что они не были на нашей стороне в трудную минуту”, - сказал Моди в своем обращении к лидерам Тихоокеанского региона в Порт-Морсби в мае. “Я рад, что Индия поддержала своих друзей с тихоокеанских островов в это трудное время”.

Корейское исчисление.

Индия - не единственная страна, пытающаяся создать свое собственное тихоокеанское наследие в тени китайско-американской конкуренции.
Островные государства долгое время находились на периферии внешнеполитических приоритетов Южной Кореи. Только 0,3 процента импорта страны приходится на тихоокеанские островные государства.

Но точно так же, как Нью-Дели настаивает на многополярном подходе в Тихоокеанском регионе, Сеул тоже сейчас стремится создать свое собственное пространство в регионе, стремясь не остаться в стороне в борьбе сверхдержав за влияние.
Джоан Уоллис, профессор международной безопасности в Университете Аделаиды, и Джийе Ким, доцент кафедры международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском университете Рицумейкан в Японии, в электронном письме Al Jazeera охарактеризовали политику Южной Кореи как “поиск новых соседей в Азиатско-Тихоокеанском регионе”.

По их словам, Южная Корея может поддержать регион с помощью займов, грантов, "зеленых" технологий и перехода на низкоуглеродную энергетику.
Уоллис и Ким недавно стали соавторами статьи о тихоокеанском сотрудничестве Сеула для Австралийского института стратегической политики, в которой они утверждали, что, хотя Южная Корея является близким союзником США, близость к Китаю означает, что она не будет участвовать в прямом сдерживании Пекина.

“Хотя многие могут предположить, что Корея действует согласованно с Соединенными Штатами и другими своими партнерами в регионе в контексте стратегической конкуренции с Китаем, она в равной степени заинтересована в развитии своего имиджа средней державы, способной проецировать мощь в Индо-Тихоокеанском регионе”, - говорится в их электронном письме.

Амбиции ‘средней державы’.

К Индии и Южной Корее, обратившим свой взор на Тихоокеанские острова, присоединилась Индонезия, которая в декабре прошлого года провела первый Индонезийско-Тихоокеанский форум по вопросам развития на Бали.

“Особенно учитывая ее статус страны средней силы, Джакарта должна понимать, что Тихий океан может предложить много возможностей”, - сказал Байк Вардхани, преподаватель кафедры международных отношений Университета Айрланга в Сурабае, втором по величине городе Индонезии, имея в виду статус Индонезии как регионального центра. электростанция в Юго-Восточной Азии.

Как и Моди, визит президента Индонезии Видодо в Папуа- Новую Гвинею в июле был не первым его визитом в регион. Он также побывал в Порт-Морсби в 2015 году, в то время как премьер-министр Тихоокеанского островного государства посетил Джакарту в 2022 году.

Десятилетний конфликт между индонезийскими военными и повстанцами-сепаратистами в Папуа, провинции, граничащей с Папуа - Новой Гвинеей, долгое время омрачал отношения Джакарты с островными государствами Тихого океана.

“Индонезия страдает от плохого имиджа в этом регионе, поэтому все дипломатические усилия должны быть направлены на разрушение имиджа Индонезии, чтобы Индонезия могла быть принята всеми странами Тихоокеанского региона, включая Вануату”, - сказал Вардхани.

В 2021 году тогдашний премьер-министр Вануату Боб Лоуман использовал платформу Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций для критики Индонезии. “В моем регионе коренное население Западного Папуа продолжает страдать от нарушений прав человека”, - сказал он.

Индонезия нанесла ответный удар Лоуману за эти комментарии, но с тех пор две страны пытались восстановить отношения, и в этом году министр иностранных дел Вануату посетил Джакарту. Вануату – одно из нескольких островных государств Тихого океана – имеет общие меланезийские корни с коренными жителями Папуа.
Но Вардхани сказал, что тихоокеанские островные государства важны для Индонезии “не только из-за проблемы Папуа”.

Несмотря на свою близость, островные государства Тихого океана не являются основными торговыми партнерами Индонезии, которая считает Китай, Японию, Сингапур, США и Индию одними из своих крупнейших рынков сбыта.
Хотя это не изменится в ближайшее время, Индонезия должна быть готова дать гораздо больше, чем она получает от своих небольших соседей по Тихоокеанскому региону в обозримом будущем, сказал Вардхани.

Возможно, такой подход не принесет немедленной экономической выгоды, но он может принести ценные стратегические выгоды.

По ее словам, поскольку Индонезия все больше стремится расширить сферу своего влияния и позиционировать себя как региональную державу, ей необходимо признание со стороны соседних стран, чтобы к ней относились серьезно.
По словам Вардхани, в связи с тем, что страны Тихоокеанских островов, которые долгое время были близки к Австралии, Новой Зеландии и более широкому Западу, открываются для других, Индонезия “должна воспользоваться возможностью сыграть свою роль”.

“На самом деле существуют асимметричные отношения: Индонезия нуждается в Тихом океане больше, чем наоборот”.
Но что означает все это региональное и глобальное внимание для самих тихоокеанских островных государств?

‘Наши проблемы, наша повестка дня’.

По мнению аналитиков, в свете геополитических событий большинство тихоокеанских островных государств тщательно пытаются сбалансировать связи между США и Китаем, выдвигая требования к обоим, стремясь избежать попадания в ловушку экономической – или, что еще хуже, военной – конфронтации между сверхдержавами.

“Учитывая, что тихоокеанские страны малы и уязвимы, они придерживаются неприсоединившейся внешнеполитической позиции, взаимодействуя с желанием всех крупных стран развивать двусторонние отношения, одновременно преследуя свои интересы”, - сказала Al Махолопа Лавейл, научный сотрудник FDC Pacific в аналитическом центре Института Лоуи в Сиднее, Австрия.

Одна из точек зрения в регионе заключается в том, что соперничество Китая и США “позволило Тихоокеанскому региону привлечь внимание, а также привлечь больше ресурсов”, - сказала Сандра Тарте, доцент кафедры международных отношений Южно-Тихоокеанского университета в Суве, Фиджи.


Успех региона в привлечении внимания нескольких крупных государств к тихоокеанским островным государствам также указывает на спокойную уверенность в том, что это – по словам Тарте – была “возможность”, которой они могут воспользоваться. Большее число потенциальных партнеров, выступающих с обещаниями, дает островным странам больше выбора и возможностей для ведения переговоров.
В конечном счете, сказал Тарте, “дело не в военной мощи; дело не в доминировании или в том, кто в состоянии командовать”.

“Это касается наших проблем, нашей повестки дня”.


Рецензии