Рецензионная работа по книге Нежный фрукт

    В этой рецензии я хотела бы поговорить о трогательной книге, написанной с тонким юмором и множеством любовных приключений. Книга “Нежный фрукт” читается очень легко, так как история рассказана таким образом, что ты воспринимаешь ее как романтическую комедию, то есть соответствует замыслу автора. Но в данной работе я хочу ее рассмотреть с научной точки зрения.
    Я не буду здесь описывать какие приемы литературного языка использовал автор Галина Куликова в своей книге, какими качествами наделила своих героев. В моей работе нет анализа с точки зрения филологов и литераторов. Какая бы ни казалось в данном произведении нежная, романтическая история, которую можно просто прочитать, посмеяться и порадоваться, здесь всё таки видна серьезная научная проблема, необходимая для объяснения и понимания, а именно теория вероятности и ее влияние на реальную жизнь, к чему можно отнести те ситуации, которые свершились запланировано, но привели к невероятным приключениям, что мы считаем в своем жизни как стечение случайных обстоятельств, а что замысел человека.
    Начну со строф древнегреческого драматурга Эсхила из его пьесы «Просительницы»:
Не пошатнуть, не расстроить нет,
Дела, которое Зевс ведет
Властно и твердо к желанной цели,
Хоть и кромешною тьмой
Скрыты пути, повороты, троны
Зевсовой мысли от глаз людских.

    Анализируя художественный текст с научной точки зрения, я подразумеваю это как «разговор» между разными текстами в виде «вопрос-ответ». В произведении Галины Куликовой звучит этот вопрос о теории вероятности, при чем смысл он в строфах, написанных выше из пьесы “Просительницы”. Попытаюсь понять, что с путями – откуда вероятностный выбор пути:   
               
1)Осознанный путь развития:
По-другому можно назвать этот путь информационным (где точно видно куда продвигаться), приведу пример из произведения "Просительницы":
*…наставил на путь и отправил нас в путь наш родитель…достойный исход нашел он мудрец...
*Зевс да рассудит по правде нас!...
*Отец, разумно с дочерьми разумными ты говорил. Запомню я прекрасную твою науку…Задуматься я должен.
*В глубочайшие глубины размышленья пусть ныряльщиком проникнет зоркий, трезвый и спокойный взгляд, чтоб город оградить от неприятностей и чтоб себя от всякой уберечь беды…
*Как проникнуть в мысли Зевса, непостижимое постигнуть? Будь умеренна в молитве. Где же мера, укажи мне. Не ропщи на волю бога. В этом случае четко понятна цель и направление движения: я знаю куда идти, я знаю правил а и законы, владею информацией по данному вопросу.

2)Чувственный путь развития:
Данный путь для человека является случайным (ошибки, незнание, предчувствие, интуиция, отгадывание), пример из произведения "Нежный фрукт":
*…понравилось, как это звучит, и она подумала, что ее авантюра обязательно должна закончиться счастливо. Конечно, она согласилась на авантюру, по-другому и не назовешь.
*…мечта о настоящей любви, о неожиданно вспыхнувшей встрече с единственным мужчиной, который смог бы сделать ее безоглядно счастливой.
*…И вот теперь она стояла на остановке, держа в руке мобильный телефон, который готов был соединить ее с кем угодно, если это кто угодно находился в зоне действия сети. Ее подруга из этой зоны совершенно точно исчезла. Люба некоторое время размышляла, что делать, затем еще раз изучила бумажку и решила, что ей все-таки нужен дом десять, а не шестнадцать. И ошиблась.
 
    При случайном выборе какова вероятность положительных или отрицательных последствий? Или более правильный путь — это осознанные шаги?
    Казалось бы, странно всю свою жизнь подчинить шагам, сделанным обдуманно. Но здесь речь идет не совсем об этом. В этой работе нет цели осуждения какого-то правильного направления жизни, здесь я разбираю как работает теория вероятности при рассмотрении ее с точки зрения реальной жизни - выбор пути. Те события, которые человек переживает – он проходит по-разному, его чувства и сознание как единый «механизм» для принятия решения в своей жизни, где-то человек знает, что для него благо, знает по каким законам он живет, понимает к чему стремится, где-то наступают случайные чувственные моменты его жизни. 
    Пользуясь сознанием для принятия решения, можно измерить время – это время для обдумывания. Другой случай, когда человеком движет чувство. Почему движет? Потому что чувство действует моментально, не подается заранее подготовки, оно реагирует сразу при понимании ситуации. Но при этом в умственной деятельности, даже в случае научных трудов, я считаю сознание и чувства участвуют в равной степени. Общество привыкло относиться к чувствам как нечто на уровне испытываемых эмоций – страх, любовь, радость и т. д. Но, если чувства тоже могут «думать»? 
    Два произведения «Нежный фрукт» и «Просительницы» разделены умственной деятельностью – чувственной и осознанной соответственно. Подтвержу это достоверными фактами - цитатами из книг.
    Для начала рассмотрим произведение Эсхила "Просительницы":

СОЗНАНИЕ:
-Я показать хочу…я не лгу
-Речи такие. Пусть, однако, судят, дослушав слово мое
-Зевс да рассудит по правде
-Скрыты пути, повороты, троны Зевсовой мысли
-Все, что замыслил горный престол, сразу сбывается
-Не повышайте голоса, рассказ ведя неторопливо
-Отец, разумно с дочерьми, разумными
-Запомню я прекрасную твою науку
-Смотрите же ответьте, как советовал, чтобы вернее дело отстоять свое
-Народ решает, как избегнуть бед
-Я в затруднении. Страшно и решиться мне. И не решиться, ждать, как порешит судьба
-Ты, помня богов, суди, правду святую помня
-Судить вас трудно. В судьи не зови меня. Я заявил: решенья, не спросив народ, я не приму, и даже если б знал, как быть
-Задуматься я должен. В глубочайшие глубины размышленья пусть ныряльщиком проникнет зоркий, трезвый и спокойный взгляд
-Судите сами – как тут не задуматься
-Думай, о царь, защити гостей
-Отец наставив, как ему построить речь
-Богиня Убежденья да поможет мне
-О решеньях, утвержденных властною рукой народа, расскажи подробнее
-Но только чтоб точнее доложить им все, ведь ясность речи – правило глашатая
-Как проникнуть в мысли Зевса, непостижимое постигнуть? – Будь умеренна в молитве.

ЧУВСТВА:
-Ужас нас гонит
-Страшит нас
-Слепая злоба клокочущих волн
-Это в безумной тоске плач
-Это она стонет…это она плачет
-Диким объятой гневом
-Упиваюсь тоской ионийских напевов
-Душу плачем терзая, в слезах цветы печали рву, страха полна
-Вам ненавистны грубость и наглость
-Буйных безумцев жалит бодец страсти без промаха
-Кричу, воплю, рыдаю и печаль свою, горе свое слезами хочу излить
-Безмерный гнев
-Злое дыханье
-Бешеной пылая злобой
-Твердость взгляда может вызвать страх
-От страха может всякий в раздраженье впасть
-Всегда у женщин страхи несусветные
-Ужас меня объял, в сердце мое проник

    Проанализировав текст относительно чувства и сознания, я вижу, что чувства здесь на уровне эмоций – ужас, страшит, злоба, плачет, гневом, страха, ненавистны и т.д. Чувства выражают и объясняют ситуацию, но не направляют, процитирую автора: «Нет, ужас нас гонит, страшит, нас брак с сыновьями Египта, с близкой родней Богомерзкий союз. А наставил на путь и отправил нас в путь наш родитель Данай. Достойный исход нашел он, мудрец, для страдалиц бежать напрямик…». Эмоции объяснили, что испытывают герои этой поэмы, а сознание в виде мудреца «наставил на путь и отправил нас в путь». Осознанная умственная деятельность подчеркнута, это понятно из того, как решаются вопросы – судят, рассудит, ведя неторопливо, разумно с дочерьми разумными, запомню науку и т.д. Особо важным автор считает обдуманное решение: «…я в затруднении. Страшно и решиться мне. И не решиться, ждать, как порешит судьба…»; «…задуматься я должен. В глубочайшие глубины размышленья пусть ныряльщиком проникнет зоркий, трезвый и спокойный взгляд…». 
    Перейду к рецензируемому произведению «Нежный фрукт» автора Галины Куликовой и проанализирую его с точки зрения чувственного и осознанного видения мира.
    Теперь проанализируем текст произведения Галины Куликовой "Нежный фрукт":

СОЗНАНИЕ:
- Умом он понимал, что Костик прав и что нужно перешагнуть через свой страх.  Он прикинул, как будут развиваться события…Мысль сблизиться с Элиной настолько ввергала его в транс…он боялся до икоты.
-…дело с одинокой душой, которая только и ждет чтобы ее приручили…может прикинуться дурочкой?.. не вздумай…не хотелось выпускать из рук знаменитого физика…рассматривала грядущее соблазнение Грушина как четкую задачу из разряда тех, которые она вписывала в свой ежедневник…у нас ничего не получается, ведь правда?.. к сожалению, чувства – это химия.
- Она ведь так чувствительна, сентиментальна, уступчива, иной раз даже щедра! Она умеет проявить нежность, сострадание и в нужный момент готова пойти на жертвы. Однако Астраханцев нутром чуял, что это не более чем искусная маскировка, вроде умения накладывать тени и румяна…
- Его ум, привыкший анализировать тексты и искать глубинный смысл в каждой фразе.
- Астраханцев терпеть не мог новую манеру скоростного потребления информации, эту нахватанность, которая вполне могла сойти за эрудицию, самовыражение молодых, оттачивающих свой ум во внелитературном пространстве.
- Она добровольно согласилась на отношения, в которых, возможно, будет много хорошего – и уважение, и понимание, - но не будет главного, что казалось ей непременным условием счастья. Она, как ныряльщик, выскочивший из глубины с добычей, внезапно обнаружила, что ее в раковине нет жемчужины.
- Она была не из тех, кто подстраивается под обстоятельства. Она, словно проволоку, сама сгибала обстоятельства сообразно собственным планам. План у нее был четкий, а намерения его осуществить – мощные…Костик…как-то не очень верит в эту самую миссию и предпочёл бы сейчас оказаться на другом конце света…У Димы совсем другие планы…и поняла, что сейчас случится буря…

ЧУВСТВА:
- Она все время витала в облаках и была настроена благожелательно по отношению ко всему на свете. Любовь? Отлично. А если не любовь, то кино по телевизору. Тоже неплохо! Это ее добродушное приятие любого события…
- Еще ни разу он не сумел разгадать ни одну из них. Женщины жили в странном мире эмоций, бесплодных мечтаний и бесконечных обид. Логика их поступков, ход их мыслей приводили Грушина в замешательство.
- Как это бывает…между мужчиной и женщиной. Так вот: это искра!
- …чувствую это вот тут…в тот момент, когда ты встречаешь сою половинку, все твое существо устремляется ей навстречу. Ему навстречу!
- В ее состоянии нервного возбуждения, достаточно было этого выплеска, чтобы правильно понять сразу все – сказанное и несказанное. А поскольку она была не только доброй, но и чертовски деятельной, ее мгновенно осенила идея.
- Ее захлестнули чувства, и она, сдав ребенка свекрови, упорхнула со своим новым возлюбленным.
- И вдруг с совершенной ясностью понял, что Люба появилась здесь, в его квартире, из-за какой-то случайности: в мировом порядке произошел секундный сбой, колесо судьбы зацепилось мелким зубчиком за шероховатость лета, и маленькая фея материализовалась на его пороге
- До сих пор она и представления не имела, что чувства могут возникнуть сразу – просто так, без всяких на то оснований. Притом сильные чувства, мощные, которые даже слегка испугали ее. Она привыкла контролировать свои отношения с людьми, а сейчас – совершенно очевидно! – все выходило из-под контроля
- С самого детства отец учил Люду полагаться на интуицию, на чутье, считая, что это поможет спастись, если придут трудные времена. «Слушай только сердце, - говорил он. – Когда перед тобой стоит неразрешимая задача, закрой глаза и слушай, как оно бьется. Оно подскажет тебе, что нужно делать. Разум может ошибиться, сердце никогда.» 
- Но в жизни каждого мужчины бывают моменты, когда он поддается желаниям…Даже против воли. 
- Но то, что случилось с ним вчера, казалось ему настоящим безумием. Он испытывал неловкий стыд вперемешку с паникой. Взрослые люди не должны так поступать! Они оба словно сошли с ума, повредились рассудком…Молния пронзила его глупое сердце. Он вдруг понял, что Люда, в сущности, такая же, как он сам, что они родственные души.
-…вы не верите в любовь с первого взгляда?.. если люди подходят друг другу, это становится понятно с первой встречи. И потом либо все сразу прекращается, либо стремительно развивается во что-то прекрасное, что может длиться долгие годы.
    Подтвердим цитатой из этого произведения о противоположном мнении об умственной деятельности – «Она добровольно согласилась на отношения, в которых, возможно, будет много хорошего и уважение, и понимание, - но не будет главного, что казалось ей непременным условием счастья. Она, как ныряльщик, выскочивший из глубины с добычей, внезапно обнаружила, что в ее раковине нет жемчужины.» Как видно, по таблице цитат вся книга направлена на «защиту» чувственного восприятия мира. Все случайности, основанные на эмоциях, в романе «Нежный фрукт» решились благополучно, в противоположность всем планируемым ситуациям. 
    При изучении выбранного объекта исследования можно использовать только сознание, но можно пойти дальше, довершившись интуиции на основе своих научных достижений (выдвинув предположение или применить свою фантазию). 
    Совсем другой метод при изучении материального мира со стороны чувственного познания. Здесь проходит все естественно, можно остановиться на уровне эмоций или направить следующим шагом к пониманию мира, применив уже информационный путь. И здесь уже ясно, что выбран конкретный объект исследования с помощью чувств, проходим осознанный путь познания и, если нужно возвращаемся к чувственному познанию. 
    Что за шаги, что за пути — это наши мыслительные процессы, логика - правильное, определенное, не противоречивое, последовательное, обоснованное мышление. С осознанным путем изучения все понятно — логически подбираются возможные решения вопроса. Но по пути логики со стороны сознания должны быть учтены все условия и обстоятельства для того, чтобы не возникло логического парадокса. Ведь всякое изучение — это понимание, оно же осмысление цели к чему стремиться. А парадокс — это недосказанность. Если при изучении возникает парадокс, значит необходимо перепроверить условия, что не учли при познании, то есть требуется более точное, детальное рассмотрение проблемы. Логический парадокс можно заметить в пьесе “Эсхила” с самого начала пьесы, где говорится - “Нам выпал удел изгнаниц...страшит нас брак...с близкой родней Богомерзкий союз...прежде чем они, закон преступив, сестер двоюродных силой возьмут на мерзостных брачных постелях” и позже читаем: “...а если к ближайшим вашим кровникам, сынам Египта право дал закон страны на вас жениться - кто перечить станет им? Нет докажите, что у вас на родине им права на женитьбу не дает закон...мне избежать помог свадьбы...правду святую помня.”
    Но в чувственном познании мира также участвует путь-логика. Чувства могут думать, принимать решение, направить, но не поддаются контролю, в отличии от осознанной логики, где человек сам решает - что он должен сделать, какие мысли он хочет выразить. Как понять, что чувства движут по логическому пути? Выбор пути при чувственном познании логически обоснован точно так же, как и в информационной среде. Точно так же, как сознание, с помощью чувств человек изучает и принимает решение, но есть отличие - действие-рассуждение проходит моментально и решение принимается моментально. При чем чувственное научное познание рассматриваются в контексте науки и искусства, которым присуще озарение, вдохновение, интуиция, воображение - то, что помогает создавать шедевры искусства и потрясающие изобретения. Логическое чувство не подается контролю, приведу доказательства (понятие из словарей):
    Вдохновение — это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению им реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники.
    Интуиция — безотчётное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо, чутье. 
    Озарение — внезапное, мгновенно возникающее и невыводимое из прошлого опыта новое понимание, постижение существенных отношений, задач, проблем и структуры ситуации в целом, посредством коего достигается осмысленное решение проблем. 
    Где понимание эпизодов на уровне чувств к поиску правильного ответа? Где переход от первоначальных инстинктов к логическому чувству? Именно на эти вопросы нахожу ответы в книге “Нежный фрукт”:

- Антон Русак стоял возле дивана в полный рост, смотрел на двоюродную племянницу Грушина затуманенным взором и чувствовал, что его сердце щемит от ужаса и восторга. Непонятно, почему он ощущал восторг и ужас...продолжал смотреть на нее неотрывно, словно заколдованный...продолжал таращиться на гостью... наблюдал за Леной, и ощущение глупой радости разрасталось в его груди...внезапно понял, что мир уже никогда не будет таким, как прежде...Он мечтательно уставился в пространство. - Ты знаешь, я просто офигел. Мне нравится смотреть на Лену, разговаривать с ней...просто хочу быть с ней рядом...так вот: это искра! Она проскакивает сразу, и все. И ты понимаешь, что это навсегда.

- «Дмитрий?» —растерянно спросила Люба? «Да,» - ответил тот с веселым вызовом. - «А вы, полагаю, Люда?». «Люба» - поправила она...Разве мог он предположить, что...похожа на маленькую фею? И не то, чтобы она отличалась особой красотой. Просто в ней было что-то особенное, что-то такое, что отвлекало от лица и заставляло смотреть на нее всю, целиком. Впитывать ее взглядом, словно женщину с картины Ренуара...Положа руку на сердце, она ему понравилась...подействовала...одурманивающее...от ее взгляда у него прямо в центре солнечного сплетения рождалась новая галактика…Дотрагиваться до нее было приятно, его даже бросило в жар...Дмитрий н неожиданно представил, как он целует ее, причем именно в шею. Видение было таким ярким, что его тут же бросило в жар..., По его мнению, нежность можно испытывать только к любимому человеку. Не мог же он за четверть часа влюбиться в незнакомку? Она мне нравится...она мне нравится безумно. Она ни на кого не похожа! Она маленькая, нежная и серьезная, и нее фиалковые глаза, и такие плавные движения, словно она танцует - только без музыки. Я ее как увидел, сразу подумал, что она фея. Ну, это, конечно, метафора, понятное дело, но она в самом деле удивительная. И она разбирается в литературе. У нее феноменальная память на стихи и вообще...

    Если внимательно прочитать данные выше эпизоды можно заметить, что автор последовательно привел описание первоначального чувства - влюбленность и вследствие чего оно возникло у героев - логический путь. Точно так же, по моему мнению, действуют другие чувства, но в отношении науки и искусства. Чувства - озарение, вдохновение - реагируют логично в следствии каких-то жизненных эпизодов и это приводит к определенному результату.
    Почему одна и та же эмоция в чувственном познании может направить по разным путям-логики? И что значит по разным? И возможно ли представить даже, что несколько людей действуют абсолютно одинаково с рождения? Так как каждому человеку присущ свой опыт, свои мысли, свое отношение к различным аспектам жизни, свои пристрастия и так далее при выборе пути чувственного у него логически складываются личные эпизоды, и он соответственно реагирует. 
    Понятию “путь-логика” в чувственном познании дала объяснение. Дальше в данной рецензионной работе рассмотрю, как объект теории вероятности – чувственные пути при познании материального мира. Ситуации из романа «Нежный фрукт» все практически вопросы решались посредством случайных событий, даже если автор пытался написать, как запланированную ситуацию (профессор Астраханцев, направивший Людмилу к профессору Грушину), она переходила в разряд чувственных. На сколько возможно предположить решение каждой отдельной ситуации - предположить исходы? При осознанном пути-логики: перед нами видна-заготовлена вся информация (книги, эксперименты, расчеты и т.д.)  и мы продвигаемся по ней и просчитать возможно — это наше настоящее время. Но предположить какая информация повлияет на человека каждую секунду и вывести из этого исходы — это будущие события. Но это уже не имеет отношение к подсчету теории вероятности. Делаю вывод, что теория вероятности в чувственном познании абсолютно не работает, она бессмысленна, переводить ее на уровень предсказаний — это не научный подход.
    В случае осознанного пути, как написала выше, просчитать варианты решений возможно. Попытаюсь доказать свое мнение. Что такое теория вероятности? Это наука, изучающая закономерности в случайных явлениях. Множество книг посвящено изучению опытов с вероятностным исходом, проведены к ним вычисления, то есть предугадать достижение цели при умственной деятельности - сознании возможно, и путь как логика объяснима в этом случае, как написано в книге Е.С. Венцель: “число учитываемых факторов увеличивается, явление исследуется подробнее, научный прогноз становится точнее”. Подведем итог по осознанному изучению: абсолютно реально обратиться к теории вероятности для понимания путей решения, стоящей перед ученым задачей. При возникновении на пути логического парадокса означает не доработку. Анализируя данный вопрос через литературный разговор, приведу такую цитату Эсхила из его пьесы “Просительницы”: “наставил на путь и отправил нас в путь...достойный исход нашел он мудрец”.
    Автор книги “Нежный фрукт” Галина Куликова очень интересно рассказала нам как правильно нас ведут чувства, насколько отрицательно влияет вмешательство в эти ситуации (в данном случае можно вспомнить эпизод - когда пришли гости-сваты к Грушину и расстроили его встречу с Людой - “Грушин лежал и думал о том, что время стремительно уходит, что Люда растворяется в пространстве, и он никогда ее не отыщет.”) Эмоции – это первоначальный инстинктивный инструмент нашей умственной деятельности, позже люди стали использовать осознанную умственную детальность. Чувства помогают в поиске информации – избрании пути наравне с обдуманными решениями. Нельзя исключать один метод познания мира от другого. Здесь зависит скорее от объекта исследования, но сознание поддается контролю – где человек сам решает, что ему необходимо понять, в отличии от чувства – где оно само «ведет» человека к познанию – видим, слышим, ощущаем.  Такой путь может быть верным или ошибочным (в случае нарушения естественного хода событий), но для этого у человека есть его сознание, с помощью которого он может принять решение - исправить ошибки, то есть обдуманно разрешить отрицательно сложившуюся ситуацию. Все любовные приключения в романе “Нежный фрукт” начинались благополучно, благодаря чувственным путям, но каждая отдельная ситуация столкнулась со своими сложностями, разрешились они после обдуманных решений.   
    Данную рецензионную работу, верно, будет дописать следующей цитатой из романа - “Мир создан гениально. В нем все продумано до винтика”.


Рецензии