Версии
Например, по чьему приказу убиты первые христианские мученики Руси. В агиографии Бориса и Глеба говорится, что, как и брат их, князь древлянский Святослав, убиты они по приказу своего единокровного брата Святополка. Но есть и другая версия, якобы приказ этот был их брата Ярослава. То, что не были они, все вместе взятые, нежно-любящими братьями - это ясно из известных событий, но кто, на самом деле, виновен? Попробуем понять, не имея никаких иных источников, кроме общедоступных в интернете.
Итак, есть две версии. Святополк и Ярослав. Почему нет версий по поводу их последовательных смертей по взаимному приказу? - не знаю. Хотя, с тем же успехом может быть рассмотрена и альтернативная история о том, как князь древлянский "заказал" старшего единокровного и его родного брата, князей Бориса и Глеба, а те, в сою очередь опасаясь за свои жизни и владения, подослали убийцу к Святославу. Либо, вообще, по кругу - Святослав Глеба, Глеб Бориса, Борис Святослава решили "замочить", расширяя свои властные полномочия и территории для сбора дани. Вполне в духе тех времен и нравов.
С другой стороны, Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, сыновья византийской царевны Анны, исповедовали православие и, вероятно, были чужды зависти и злобы. Без иронии. Первохристиане были реально верующими людьми. Косвенное подтверждение тому - признание Борисом прав Святополка на киевский престол при том, что он не хуже остальных знал о воле своего отца, согласно которой именно он, Борис, должен был стать великим князем после смерти Владимира. Борису было только 25 лет и он вполне еще радовался жизни в своем уделе. Глеб был еще моложе и они были РОДНЫЕ братья. А Святослав в этой очереди на великое княжение и вовсе стоял где-то позади остальных братьев. Короче, не прослеживается мотива для взаимного убийства братьев, заказанного ими самими, как и организованного Святославом.
Итак, Святополк или Ярослав?
Начнем с Ярослава. Борису, Глебу и Святославу он брат единокровный и старше их. В нём вполне могла кипеть кровь от обиды, что не его выбрал отец на престол после себя. Выбор Владимира прост: мать Ярослава, Рогнеда, не была ему христианской женой. Более того, Рогнеда пыталась покушаться на жизнь мужа и вместе со своим старшим сыном Изяславом была отправлена в ссылку. Изяслав к моменту гибели братьев Бориса и Глеба уже умер. Ярослав мог иметь притязания; мог затаить обиды на отца, более того, даже попытался восстать, прекратив посылать в Киев дань и пригласив в Новгород варягов; имел возможность, сев на великокняжеский престол, уничтожить улики и "подставить" Святополка. Но, при этом, это были его единокровные братья, он был князем Великого Новгорода (да, климат похуже и власти поменьше, чем в Киеве, но территории! - от Балтики до северных морей и Урала). Новгород - это торговые пути в Европу. Вдобавок, и варяги рядом - всегда, если что, на помощь придут, даже после той истории с новгородцами, когда Ярославу пришлось наказывать своих подданных, перебивших в Новгороде варягов, занявшихся от безделья насилием. Есть ещё интересный факт в биографии Ярослава: когда в 1025 году умер Болеслав Храбрый (тот, кто помог Святополку угнать в рабство жену, сестер и мачех Ярослава) и Мешко II стал королём Польши, два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из родной страны, тогда нашли они приют и убежище у Ярослава, как и племянник его жены Ирины (Ингигерды) Магнус (будущий святой) и английский принц Эдуард Изгнанник, и Харальд III Суровый, король Норвегии. Кстати, и Ярослав и жена его также причислены к числу святых. Вообще, Ярослав сурово карал виновных в разных беспорядках, но щедро награждал друзей и помогал нуждающимся, был справедлив и честен, судя по событиям, описанным в разных сказаниях и летописях. И даже будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (времени смерти Мстислава, с которым делил киевское княжение на два - лево - и правобережное). И, опять-таки, Ярослав делил с братом великое княжение, а будь он братоубийцей, как ему инкриминируют польские и украинские историки, то зачем бы он стал терпеть это? Убил бы уж и этого до кучи. Но, нет, жил в мире с братом.
А Святополк? Он тоже имел притязания. Он тоже мог затаить обиду за свою мать. У него также была возможность скрыть и подменить улики... Кроме того, он не считал убитых своими братьями. Он не считал себя сыном Владимира. Не случайна его попытка устранить отчима. В борьбе за престол он не погнушался использовать тестя и пригласил в свою дружину поляков, а когда их помощь стала не нужна, изгнал их, нарушив договор - тут можно было бы увидеть аналогию с действиями Ярослава, изгнавшего варягов из дружины. Но побудительные причины у этих князей кардинально различны (Ярослав изгнал бесчинствующих насильников, Святополк просто отказался платить наемникам деньги). Более того, в 1018 году Святополк взял в заложницы жену и сестёр Ярослава. И, что характеризует его не лучшим образом, продал в рабство полякам добрую дюжину своих родственниц. То есть, он реально легко отказывался от родственных связей ради выгоды, он легко шёл на измену, он проявил готовность к устранению соперника на правление. Да и удел его не столь богат и почетен, как у Ярослава, а только небольшой, хоть и торговый, Туров.
Т.о. против Ярослава - возможные мотивы. А против Святополка - возможные мотивы плюс характер его действий в иных и сходных обстоятельствах. И, таки, да, - Святополк окаянный, а Ярослав - Мудрый.
Пусть это только косвенные улики-доводы, но их совокупность высвечивает картину совершенных преступлений.
Моё краткое расследование подтверждает гипотезу РПЦ, а не тех польских исследователей, кто настаивал на безвинности Святополка - польского зятя.
***
Грош цена моим умозаключениям, если я не посмотрю из глубины тысячелетия на наши дни. Вы скажете: "Да это-то причём? Как в Грузии говорят, где Кура, где мой дом? Окстись, старуха. Где Святополк, а где мы?" Так, вот, я перекрестилась, Богу помолилась и с полной ответственностью заявляю, что как тысячу лет тому назад на наших национальных героев пытались навесить чужие преступления, так и сегодня наши уже не партнеры и не товарищи пытаются навесить всех собак на нас, на наш народ. А мы, как в старорусские времена пытаемся жить по чести, по правде, по совести и по закону. По Русской правде и по законам нашей веры.
***
Как Ярослав в стародавние времена, мы умеем прощать обидчиков и помогать тем, кто нуждается. Как Ярослав Мудрый мы строим наше (НАШЕ!) Отечество на законах, которые мы считаем правильными. Как Ярослав, мы готовы быть братьями нашим соседям. И как Ярослав, мы используем любую возможность по избежанию войны, но, если война неизбежна, мы готовы воевать. Мы готовы отстаивать свою честь, свободу и право на жизнь по нашим законам, основанным на нашем чувстве справедливости.
Как оболгали Ярослава историки, искавшие личной славы при помощи подлога исторических фактов, так пытаются оболгать и наш народ. Но «Факт — самая упрямая в мире вещь» и "Можно долго обманывать немногих, можно недолго обманывать многих, но нельзя бесконечно обманывать всех". И, кстати, те лжецы от истории, что пытались "зажарить" факты, мировой славы так и не обрели. Своими инсинуациями они смогли взбудоражить общественное мнение своих современников, но кто сегодня вспомнит их имена? В истории остались версии событий, но мы, раскручивая веревки их лжи, способны развязывать узлы старинных тайн и находить ответственные решения, восстанавливая справедливость и истину.
Точно также, как имена тех псевдоисториков, занимавшихся искажением фактов, история забудет тех, кто сегодня устраивает бучу против России, но не забудет тех, кто отдавал и исполнял приказы в Буче и Катыни, в Краснодоне и Бабьем Яру, в Одессе и Газе, в Багдаде и Белграде...
Знаете, это для нас сегодняшних все эти события могут казаться разнородными и удаленными друг от друга временем и расстоянием. Через тысячу лет нашим потомкам эта удаленность станет не видна, как нам сегодня трудно увидеть то, что было тысячу лет назад. Из нашего времени трудно представить себе то, что от Новгорода до Киева новости "долетали" за месяц, что Новгород был отчим домом великих киевских князей, что Киев младше Новгорода, а Новгород так назван потому, что были города русские и до его основания. Но зато мы сегодня уже не отвлекаемся на несущественные детали, стертые временем. И можем выстроить цепь событий в их логике. Так и наши потомки, если мир уцелеет, по логике событий нашего времени поймут, "кто виноват". Потому что "Сила в правде". Потому что, сколько ни искажай историю, реальность высветится. Любые попытки подменить отдельные факты исправляются совокупностью фактов.
Мы, русские, помним о славянском братстве. Наши братья-поляки отмежевываются от него, наши братья-украинцы отрицают его. Наши братья-ятвяги, жмудь, земгалы, курши, селы боятся вспомнить, что некогда они говорили на одном с нами языке, да и писать умели только по-русски.
И Бог бы с ними, если бы они опять не точили свои остроги, пытаясь бороться за расширение кормовых площадей. Им, живущим в тесноте и обиде, никогда не понять нас, живущих в огромной стране с широкими полями, просторными степями, зелеными лесами, синими реками и голубыми озерами, морями, горами и даже с Вечной мерзлотой, в которой прячутся несметные богатства. Им, одураченным и ограбленным их новыми "друзьями", никогда не понять нас, живущих свободно в самых лучших на нашей планете условиях и требующих от остального мира только одного - оставьте нас в покое, не нарушайте принципа взаимной безопасности.
Мы даже благодарности от них не хотим (если Иисус благодарности не дождался, то чего ждать нам, просто людям?!)
Мы хотим только одного - засуньте свои берданки на чердак и мирно выпалывайте сорняки на своих огородах, не мешая нам возделывать наши поля и сады.
История - странная наука. Кажется, что властьпредержащий имеет все возможности скрыть свои преступления, перевести стрелки на своих врагов, очернить тех, кто не люб, уничтожить улики и создать подложные грамоты. Это не кажется. Он это может. И многие годы ложь правителя будет скрывать правду. Но дотошные историки из своих грядущих времен способны распутать все хитросплетения лжи, отличить подлог, обнаружить косвенные признаки истины, совместить обрывки и найти настоящую правду. И тогда мы узнаём, что Иван Калита умел собирать земли русские без кровопролитий, что Грозный Иван был грозен для врагов Отечества, что Годуновы власть не узурпировали, что Тишайший провел в русскую жизнь множество евростандартов и инноваций, что Елизавета Петровна не только туфельки на балах стаптывала, что Павел Петрович не был самодуром, как и его отец не был полным идиотом... Историки раскапывают курганы многовекового вранья, по крупицам собирают обломки прошлого, и мы узнаем "как это было" на самом деле.
Вот так и наши потомки в своё время поймут, что не корысти ради, а только из чувств справедливости и самосохранения действуем мы, противостоя тем, кто не помнит родства, кто забыл своих героев, кто стал поклоняться чужим богам, кто никогда не имел в себе этого важнейшего для нас чувства справедливости, кто не умеет сочувствовать просто по зову сердца, кто умеет ненавидеть, не умея любить и прощать, кто ищет только выгоду в любых поступках. И убеждена я в этом без сомнений. И вот эта версия современных событий не способна уместиться в головах наших врагов.
Но, знаете, "великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начала которого лежат в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западноевропейской цивилизации" - это было сказано почти сто пятьдесят лет тому назад. И далее: " весною поднялась наша великая война для великого подвига, который, рано ли, поздно ли, несмотря на все временные неудачи, отдаляющие разрешение дела, а будет-таки доведен до конца, хотя бы даже и не удалось его довести до полного и вожделенного конца именно в
230
теперешнюю войну. Подвиг этот столь велик, цель войны столь невероятна для Европы, что Европа, конечно, должна быть возмущена против нашего коварства, должна не верить тому, о чем объявили мы ей, начиная войну, и всячески, всеми силами должна вредить нам и, соединившись с врагом нашим хотя и не явным, не формальным политическим союзом,— враждовать с нами и воевать с нами, хотя бы тайно, в ожидании явной войны. И всё, конечно, от объявленных намерений и целей наших! «Великий восточный орел взлетел над миром, сверкая двумя крылами на вершинах христианства»; не покорять, не приобретать, не расширять границы он хочет, а освободить, восстановить угнетенных и забитых, дать им новую жизнь для блага их и человечества. Ведь как ни считай, каким скептическим взглядом ни смотри на это дело, а в сущности цель ведь эта, эта самая, и вот этому-то и не хочет поверить Европа! И поверьте, что не столько пугает ее предполагаемое усиление России, как именно то, что Россия способна предпринимать такие задачи и цели. Заметьте это особенно. Предпринимать что-нибудь не для прямой выгоды кажется Европе столь непривычным, столь вышедшим из международных обычаев, что поступок России естественно принимается Европой не только как за варварство «отставшей, зверской и непросвещенной» нации, способной на низость и глупость затеять в наш век что-то вроде преждебывших в темные века крестовых походов, но даже и за безнравственный факт, опасный Европе и угрожающий будто бы ее великой цивилизации". И далее: "мы — сталкиваемся с Европой! Европа — но ведь это страшная и святая вещь, Европа! О, знаете ли вы, господа, как дорога нам, мечтателям-славянофилам, по-вашему, ненавистникам Европы — эта самая Европа, эта «страна святых чудес»! Знаете ли вы, как дороги нам эти «чудеса» и как любим и чтим, более чем братски любим и чтим мы великие племена, населяющие ее, и всё великое и прекрасное, совершенное ими. Знаете ли, до каких слез и сжатий сердца мучают и волнуют нас судьбы этой дорогой и родной нам страны, как пугают нас эти мрачные тучи, всё более и более заволакивающие ее небосклон? Никогда вы, господа, наши европейцы и западники, столь не любили Европу, сколько мы, мечтатели-славянофилы, по-вашему, исконные враги ее! Нет, нам дорога эта страна — будущая мирная победа великого христианского духа, сохранившегося на Востоке... И в опасении столкнуться с нею в текущей войне, мы всего более боимся, что Европа не поймет нас и по-прежнему, по-всегдашнему, встретит нас высокомерием, презрением и мечом своим, всё еще как диких варваров, недостойных говорить перед нею". А под конец: "Основной, главной идеи нашей, нашего зачинающегося «нового слова» она (Европа - И.Ш.) долго, слишком долго еще не поймет. Ей надо фактов теперь понятных, понятных на ее теперешний взгляд. Она спросит нас: «Где ваша цивилизация? Усматривается ли строй экономических сил ваших в том хаосе, который видим мы все у вас. Где ваша наука, ваше искусство, ваша литература?» - это всё написал Достоевский.
Что к этому добавить? Только то, что наше всё (наука, культура, искусство, литература, да даже письменность) им настолько чужды, что никогда эти белые сахибы не признают самоценности наших достижений. Их самомнение держится на презрении того, чего они не понимают. А наша сила не только в Правде. Наша сила в умении принять чужие идеи и, переработав их, очистив их от корысти, создать своё, новое, небывалое, стремящееся к совершенству и справедливости. Наша сила в умении отстаивать не столько своё имущество, но свою Память, свою Историю, свою Правду, свою Честь, свою версию.
У нас всегда было так, что, как бы ни складывалась история, обязательно находились те, кто придерживается версии наших противников. Это их право. Право на ошибку. Я не знаю, есть ли еще в мире какой народ, кроме нашего, где сосуществуют кардинально противоположные взгляды на текущие события. Но какие бы версии этих событий ни выбирали наши люди или наши враги, история отметет все версии и останется только правда, наша Правда, Русская Правда.
Свидетельство о публикации №223081300120