Когда начинается развитие речи и что эт

Когда начинается развитие речи и что этому способствует. Это нужно знать.

Для каждого человека очень важно, чтобы его собственная  речь была четкой, хорошо артикулированной, чтобы в ней присутствовали красивые интонации, чтобы она была грамотная. Это всегда производит положительное впечатление, создает благоприятную среду и в процессе учебы и в профессиональной  деятельности.   Но для того, чтобы это произошло, необходим целый комплекс разнообразных условий:   
• здоровая работа центральной и периферической нервной системы
• здоровая работа костно - и хрящево-мышечного аппаратов 
• здоровое развитие речи в детские годы
• здоровая речь окружающих людей
• здоровые взаимоотношения с окружающей средой
• нормальный слух
• нормальные интеллект и психика.
Итак,  необходимо и речевое окружение и способность правильно воспринимать  речь других людей.
Формирование речи у человека начинается уже с грудного возраста. Грудной ребенок с рождения способен воспринимать разнообразные речевые  звуки. В  двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос. К трем -  малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя. Еще через месяц - проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика. В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
Довольно рано дети начинают отличать звуки родного языка от чужого. Между шестью месяцами и годом происходит формирование «языкового фильтра» -  ребенок начинает хорошо усваивать звуковые эталоны родного языка и в то же время перестает воспринимать тонкие звуковые различия других языков. Его  чувствительность к различиям между звуками родного языка начинает возрастать. Чем лучше младенец различает звуки родного языка, тем успешнее будут развиваться его речевые навыки.
Ухо человека улавливает и передает в мозг  звуковые частоты спектра от 16 до 20000 Гц. Звуки человеческого голоса, располагаются в диапазоне от 300 до 4000 Гц. Но для того, чтобы звуки превратились в осмысленную информацию, мозг должен наделить их определенным значением и  происходит это в процессе развития ребенка. А условием наделения звуков значением является речевая среда.
Понять, почему же для развития речи важно, чтобы «речевой фильтр» был сформирован можно на следующем примере. В каждом языке есть свои характеристики звуков речи, которые несут в себе определенный  смысл. Русские слова «РОД» и «РОТ» или «ТОМ» и «ДОМ» имеют совершенно разное значение. В воспринимаемой  речи на слух они отличаются лишь глухостью-звонкостью одного из согласных звуков. У носителя английского языка будет другая разница, например, длительность гласной в слове ( протянутый гласный звук в английских словах  «ship» в «sheep»).
Если человек неспособен к восприятию этих  фонематических характеристик речи, вся слышимая речь теряет для него свою осмысленность. Он может только догадываться и достраивать  по общему контексту, то, о чем говорится.

Когда у человека (а у ребенка особенно) плохая речь,  то значимой причиной данных проблем может являться проблема со слухом -  способностью  с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой -  это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов и речевой - это слух на звуки речи, то есть возможность различать звуки речи. Фонематический слух и физиологический напрямую связаны  между собой врожденной способностью слышать  звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что фонематический помогает не просто слышать, но и анализировать информацию. Он является основой для понимания смысла сказанного, поскольку позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». В дальнейшем все ошибки устной речи перейдут в письменную.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи и начинают подражать. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение и понимание речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. Например, выполнение простых односложных поручений: «дай машинку», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.
У дошколят и у школьников мы очень часто сталкиваемся с недостаточным развитием фонематического слуха. Это видно  с самых первых минут нейропсихологической диагностики, потому что данная несформированность сразу проявляет себя в  речи и  в диалоге со специалистом.  Как  только мы просим такого  ребенка повторить или написать ту или иную фразу или пересказать прочитанный ему короткий текст, мы опять  тут же сталкиваемся с обилием ошибок.

Родителей больше всего волнуют  ошибки в учебных  тетрадях и в целом низкая  успеваемость,  обилие так называемых «дурацких» ошибок. И действительно часто это бывают очень смышленые детки.  Но на диагностике при воспроизведении услышанных слов «дом, лес, кот, ночь, игла, пирог», ребенок воспроизводит: «в дом влез кот, ночь пекла пирог»
Такая недостаточность фонематического слуха, закономерно приводит к тому, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь. Из-за этого у него возникают трудности усвоения учебного материала на уроках, он плохо понимает задания и инструкции. 
Учителя и родители ошибочно  считают, что ребенок невнимателен, а на самом деле страдает не функция внимания, а слуховое восприятие.
По нормативам к 7 годам фонематический слух должен быть полностью сформирован, после 7 лет процесс формирования фонематического слуха происходит намного тяжелее.

Решить эту проблему при помощи только логопеда не получится. Ни одно расстройство восприятия не берется «из воздуха». За каждым из них стоит недостаточность тех или иных мозговых функций, которые еще при этом могут быть первичны или вторичны. Такому ребенку нужен невролог, нейропсихолог, логопед, дефектолог и педагог.

Если ребенок имеет проблемы с фонематическим слухом, значит у него закономерно будут индивидуальные особенности при формировании ВПФ, поскольку одна функция надстраивается над другой. И если было искажение в формировании предыдущей, то оно проявится и в следующей, так как предыдущая представляет собой базу для построения следующей.

Покажите ребенка нейропсихологу для того, чтобы вовремя выявить индивидуальные особенности развития и как можно раньше заняться их коррекцией. Это обеспечит ребенку хорошее самочувствие, вследствие понижения истощаемости нервных и психических процессов, даст возможность лучше усваивать школьный материал, повысить успеваемость и следовательно самооценку.

Кстати, несформированность фонематического слуха не редко диагностируется и у взрослых. Если сюда добавить снижение уровня образования в последние десятилетия, то становится понятна та катастрофа, которую мы видим в переписке в  СМС и постах в соцсетях – повальное «издевательство» над русским языком.
А ведь письменность, письменная речь или просто, как мы привыкли говорить – «письмо», в качестве регистрации информации  продолжает  занимать знАчимое место, несмотря на появление современных технологий. Декодирование звуков речи в текст  на данный момент времени человеческий мозг осуществляет лучше, чем компьютер.
В нашем «Нейропсихологическом центре Адаптации и Саморегуляции»  накоплен большой опыт работы с детьми и взрослыми. Диагностика и коррекционные занятия, а также обучение для специалистов проходят очно и в формате он-лайн. Подробности – на сайте и по указанным там телефонам. www.neuro-psychol.ru
Руководитель центра, клинический психолог 


Рецензии