О чём говорит музыка и как звучат слова

Исследования интеграции Науки и Искусства

Информатика слова и мысли

Сохранение живого произведения театрального искусства

Исследование «О чём говорит музыка и как звучат слова»


Заметка о переводе букв и слогов в звук (речь и музыка)

        «Надо только самому себе не мешать отдаваться волшебной силе звука»
        (К.С. Станиславский)

Исследование музыкального звучания слова и как может говорить музыка ведётся мной параллельно и в связи с исследованиями информатики слова и мышления и для сохранения живого произведения театрального искусства. В данном исследовании я также применяю широкий подход и методы наук и искусств для всестороннего изучения предмета - это удобный способ с помощью знаний нескольких направлений охватить в целом исследуемую область, что не всегда получается только внутри данной области знаний, и это возможности открытия нового и в том числе взгляда со стороны. Информатика слова и мысли открывают завесу особенностей творения словом, тогда как звук речи и музыки входят в концепт живого произведения театрального искусства, и к указанным исследованиям прибавляется физика звука и лингвистика. В предыдущих заметках речь шла о включении смыслов в музыку и о том, как может словами говорить мелодия, а слово звучать как музыка. Надеюсь, что данные мысли и идеи будут полезны в творчестве и исследованиях деятелей искусства и науки или по крайней мере послужат им вдохновением в их деятельности. И данная заметка посвящена звучанию букв и слогов в музыке.

Завораживающее, захватывающее волшебство музыки, звука и ритма многие ощутили на себе. Константин Сергеевич Станиславский, занимаясь вокальными уроками, увлекался оперой и стремился создать класс физического ритма. Не перестаю удивляться и восхищаться пересечениям мысли в разных сферах. Фактически, это природное чувство той динамики звука как и информации, её способность творить действие. К.С. Станиславского восхитила возможность соединения нескольких ритмов в одно и то же время. И вместе с информатикой слова и действием это большая движущая сила в созидании живого произведения театрального искусства. И вот то самое действие в сочетании с музыкой: «Приятно и необычайно легко играть в опере. Именно играть, а не петь» [1]. И в к книге «Маска и душа» Фёдора Шаляпина [2] также просматривается это чувство единения звука и действия, музыки и актёрского мастерства. И Фёдор Иванович пишет о том, что многое можно выразить - « Есть буквы в алфавите, и есть знаки в музыке» [2], но есть и «область невыразимого чувства» - в данном случае тот самый творческий процесс созидания песни и музыки.

Как звучит слово в его переложении на звуки музыки - часть ответа может дать гамма, в которую уже вписано несколько букв и их возможное звучание, а также подсказка, как могут в той же песне звучать сочетания букв, их соответствие ноте или нескольким нотам, например «о» в до и соль. Другую часть ответа может дать физика звука и информатика слова в сочетании с лингвистикой. И ещё многое и многое кроется в творческом процессе, поскольку это уже некий внутренний живой механизм, неповторимый и уникальный.

Руководствуясь разрабатываемой транскрипцией букв и слогов в звук, можно «прочесть» по словам мелодию, или наоборот, музыку перевести в слова. И в смысловом отношении текст можно не только прочитать, а, если так можно выразиться, текстом можно «звучать». Данная транскрипция скорее ориентир, как палитра контрольных цветов, с которой можно свериться, соответствует ли звук слога ноте наряду с восприятием на слух. Гласные универсальны в звучании, поэтому ими можно пропеть гамму полностью. И гласные характеризуются непрерывностью звучания. То же самое возможно и с согласными - их продолжительное дление (длительные свистящие, шипящие и т.п. звуки), но без гласных многие из таких звуков теряют мелодичность. Согласные в речи по своей сути создают препятствия в звуке и делят непрерывное звучание. Другое дело при обращении согласных в чистых звук, при этом гласные звуки ассоциируются с живым, а согласные - с техническим, но в природе - это всегда сочетание - и это вновь вопросы корней, физики и биологии. Но гласные в сочетании с согласными вытягивают звучание, и слог также может быть пропет сквозь всю гамму. Поэтому данный перевод может пригодиться лишь для проверки благозвучия слова и мелодичности звука.

До  Рэ  Ми  Фа  Соль Ля Си
«о» «э» «и» «а» «о» «я» «и»
«ё» «е» «ы» «я» и т.д.
«а» «а»… и по аналогии каждая из гласных
«да» «дэ»… и по аналогии - сочетание каждой из согласных, также как и с одинаковой гласной во всех случаях и т.п.

А вот идущие подряд согласные, например, «ст», «пр» и т.д. вместе с теми же гласными уже не все могут звучать в каждой ноте, и необходимо ориентироваться на сочетания с гласными и наиболее близкое совпадение с нотой. И лишь в отрыве от согласных может вновь действовать непрерывная сила звучания гласных. Иными словами, из слога будто отбрасываются согласные, и гласный звук вырывается на свободу, которой его одарила природа.

В сущности, при написании песни на музыку автор осуществляет ту же операцию, но автоматически, ориентируясь на слух. Именно поэтому разрабатываемая транскрипция через физику и информатику может быть дополнением, поскольку ничто не сравнится с живым творческим процессом создания музыки и написания песни. Перевод букв и слогов в звук - подготовка к более сложному процессу - переводу звуков музыки в слова, чему более посвящено само исследование «О чём говорит музыка» в сочетании с информатикой слова.

2023, Ксения Мира, исследование «О чём говорит музыка и как звучат слова»

Литература

[1]  Станиславский К. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. – СПб. Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. - 576 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction). С. 124.
[2]  Шаляпин, Фёдор Иванович. Страницы из моей жизни / Фёдор Шаляпин. – Москва: Эксмо: Яуза, 2023. – 608 с.


Рецензии