Пастух и свирель

Сидели на берегу реки 3 молодых пастуха. И вздыхали они о будущем.
Старший так говорил:
- Мне бы, братцы, невесту красивую златокудрую, дом большой да поле такое чудное, чтобы на нём само всё росло и зрело.
Средний возразил ему тогда:
- Зачем тебе большой дом, если в нём не будет убранства узорчатого да картин заморских, которые бы в дни холодные своим светом душу радовали и не уставали услаждать очи женские? Вот что прекрасно на Руси-Матушке дОлжно быть.
Младший же смотрел на них, слушал, да кивал. Потом схмурил брови свои и тихо ответил:
- Нет, братцы, не по сердцу мне такое будущее придётся. Мне бы запах моря вдыхать и цветов аромат, по полям на коне вдоль осинок скакать, и искать ту всевышнюю правду на свете, чрез которую все созидается здесь. Мне бы найти, уловить лишь бы взгляд тот подлунный, а потом ухватить снега белого прядь, чтобы в душу внести её взор всех нетленный и с собой пронести на закат. Во встрече той я ищу не земного довольства, не душевных красот и не сказочных дней, я хочу посмотреть в глубину ту колодца, что она пронесет сквозь миры, проходя сквозь долины, что смертью зовётся. Я увидеть хочу её взор хоть на миг, чтобы знать, чтобы быть в её милой улыбке и любви божества на земле.

И как молвил сие младший брат, тут к троим пронеслась птичья трель чрез реку и присела к нему птичка малая словно птенец, не синица она, и не трясогузка, но во взгляде её мудрость лет промелькнула. Спела песню она, да такую тончайшую, что услышал её лишь один из троих. И позвал он тогда своих братьев словами победными:
- Идёмте за мной, она хочет сказать нам о небесных мирах и долине цветов!
Но не поняли речь его братья, не услышали звук его сладкий, и отвергли слова как безумие, посмеялись они дерзновению.

И оставив свой дом, поспешил младший брат пойти за свирелью нездешней, он за птичкой пошёл, она пела ему о мирах и долинах медовых. Вместе с ней научился он слышать язык и зверей и растений, вместе с ней он познал тайны знаков и духов отныне. Но найдя свое счастье, познал и печаль, усмотрел в её сердце тревогу.
- Что тревожится в сердце твоем, о свирель? – он задал вопрос ей однажды.
И сказала она:
- Мне тревога одна, вот годами пою о нездешнем, но увидеть тот сад не могу, не смогу я, ведь изгнали меня и не знаю за что. Жду я часа смертельного, чтобы познать. Но вопрос мой не сладок, он звучит все тревожней, вдруг останусь здесь я навсегда? – проронила, печалясь она.

И тогда младший брат возопил к небесам:
- Что вы боги и ангелы зрите? Почему не возьмете её навсегда и за что вы судьбу так взывая гневите, что она вся печалью объята одна?
Так вопил он не раз, но на третий же день ангел с неба спустился в обитель. Он сказал, не сердясь:
- Держишь речь ты свою, но не знаешь всего, и за что она здесь, а не в небе. Но поскольку ты взял под охрану её, то позволь предложить свою сделку. Лишь тогда вновь узреет она райский сад, как земная кровь на неё хлынет. И тогда мы простим за деяния её и возьмём в дивный сад как сказал я.

Вновь понурил главу младший брат после слов, и пошёл он скитаться с ней вместе. Так прошёл год, второй, под конец уходил третий месяц июля, всё вздыхала она о нездешнем. Полюбил ту свирель младший брат как свою, и в печали он принял решенье. Взял он нож и рассек свой живот в тот же миг, и обагрилась кровью та песня. Но как только взглянул на себя от земли, диву дался он чудному чуду. Нет ни раны, ни крови, цел он духом и телом, предстоя перед небом. Нет здесь смерти, одна лишь награда. Вновь взглянув на свирель, ахнул брат и умолк в тот же день. Снизошёл другой ангел, взял ту птицу с собой и сказал, не прощаясь, смеясь:
- Ты познал всю любовь и не предал себя, ты пошёл на жертву для неё и для жизни, что в истине златом духовным хранима. Я за то награжу, младший брат, и тебя, вы – венчайтесь, идёмте со мною. Вы – отныне друг другу – кровный брат и сестра, ваш удел 3-е небо в долине, где нет слаще олив и над всем воздыхает, любуясь во веки, взор изящный Софии, что в розовых платьях любви с нами ночью и днём пляшет в танце, кружась хороводом.

Так закончился сказ, он был первым из первых. Младший брат в нем познал красоту сего духа, а читатель узрел, что есть чистое сердце в тех троих, что в блуждании ходят.


Рецензии