Олени

 

       Давным - давно,  когда в полях росла земляника, когда масло было вкусным и маслянистым, а вода в озерах и реках была чистой, холодной и водянистой, моя мать  велела мне сесть на коня и отправиться в поход, вернуть домой загулявшую скотину. Двух коров Малину и Апрельку, да годовалого бычка Буяна (в память о них скажу не клички - прозвища, а имена. Они настоящие).
    Своего коня мы не имели, в те времена власть неодобрительно смотрела на обладание таким средством передвижения, пахоты и прочего, по - видимому у государства сохранялись еще воспоминания о кулаках - мироедах, ярых врагах этой самой власти. Поэтому, пришлось просить коня для  поиска пропавшего скота у нашего соседа - совхозного объездчика Салмана.
    Мама пошла к соседям и вернулась через пять минут, ведя под узды резвого, быстроногого Буланого. Следом прибежал соседский мальчишка, мой приятель, кряхтя и неся на себе тяжелое седло, потник и прочую конскую амуницию.  Буланый был оседлан и приведен в боевую готовность. Мы, деревенские мальчишки проделывали эту операцию почти автоматически, не задумываясь. Я перекинул через плечо старую, школьную сумку. Вложил в нее кусок мягкой, домашней лепешки  и стеклянную бутылку с холодным чаем. Это на тот случай, если бы поиски затянулись. Наконец, я сел на коня и выехал со двора. Буланый был молодым, резвым жеребцом, к тому же и весьма хитрым. Конь сначала проверял силу воли и характер всадника. Проще говоря, сразу брал с места в самый быстрый карьер и если наездник начинал паниковать, аккуратно сбрасывал его и отправлялся дальше по своим лошадиным делам. Но если взять его под узды крепкой рукой, крикнуть во все горло и поднять над головой хлыст, Буланый понимал, кто в экипаже главный и верно подчинялся указующим действиям.
       Солнце клонилось к закату, его огромный красный диск повис в холодном, темно-голубом осеннем небе. Я направил коня на запад, вслед уходящему солнцу. Купол огромного ультрамаринового неба, бескрайняя желтая степь Сары - Арка, багровое солнце и в центре этой картины мальчишка девяти с небольшим лет на буланом коне...
       Я рассчитывал, что солнце закатится через час лишним времени, а там еще полчаса сумерек. В общем, до темноты найду скотину и вернусь домой. Пустил коня не самым быстрым галопом, думал свои детские мысли о индейцах, ковбоях, богатырях и рыцарях. Проехал одно поле, второе, третье, Апрельки с Малиной и Буяна не было ни на обычном месте, ни на дальних полях. Солнце должно было скоро закатиться, но я решил продолжить поиски. Село наше уже давно скрылось за горизонтом. Замедлил движение до рыси, решил поберечь коня. Вот и светило дневное погасло. Стало заметно прохладнее. Холодный северо-казахстанский сентябрь. На западе повисли багровые облака, начало темнеть. Я направился к небольшому лесу - колке (так на севере Казахстана и в Приуралье называют небольшие участки смешанного леса из березы, тополя и сосны). Начал медленно пробираться между деревьями, пригляделся и заметил на неширокой поляне силуэты отдыхающих на земле коров. Ура! подумал я. Вот и Апрелька с Малиной, значит и Буян где-то рядом. Ну все, поиски закончились. Теперь быстро домой, за час успею добраться.
      Направил коня к отдыхающему скоту, как вдруг, мои коровы резво вскочили и оказались стройными, грациозными оленями с высокими ветвистыми рогами! Два величественных гордых оленя доли секунды смотрели на меня и затем огромными прыжками начали удаляться. То, что произошло дальше, мой детский ум наверное не смог бы объяснить. Из моего горла вырвался какой-то дикий устрашающий крик, я хлестнул коня и началась бешеная погоня. Возможно мое состояние передалось Буланому и конь с места рванулся в совершенно невероятный галоп. Впереди меня, в метрах сто бежали, высоко подпрыгивая, как будто летели в небе, олени, словно вернувшиеся в этот мир из древних легенд. Бег их был совершенно свободным, как  был свободен их дух. Казалось они просто наслаждаются этим небом, чистым воздухом и волей в бескрайней степи. Я иногда думаю, откуда и как в этого ребенка вселился первобытный охотничий азарт и бешеное желание добычи и погони за ней. Свист ночного степного ветра в ушах, сумасшедший топот конских и оленьих копыт. В тот момент я не смог бы кому-либо объяснить зачем и для чего эта гонка за оленями, которые просто играли со мной и с  конем, уводя нас дальше в степь. Просто в мальчишке проснулись гены предков...первобытных охотников. Через несколько минут тени оленей растворились в темноте, как будто они ушли к себе, во времена мамонтов, саблезубых тигров и бесстрашных охотников с копьями.
        Я остановил коня, успокоил свое дыхание и дыхание Буланого, оглянулся кругом и понял, что мы заблудились. Сумерки превратились в ночь, до восхода Луны еще далеко, в какой же стороне мой дом? В осеннем, ночном небе зажглись холодные, крупные звезды. Я нашел на небе Полярную звезду, вот как пригодились уроки природоведения, только куда, в какую сторону от нее двигаться? Этого я никак не мог понять. Медленно тронулся и выбрал, как мне показалось, самое верное направление. Прошло полчаса, час, взошла Луна, но и она не подсказала мне путь домой. Лепешка была съедена, выпит уже ледяной чай из бутылки. Я начал мерзнуть. Вдали на горизонте обозначился силуэт большого холма. Я пришпорил коня и через некоторое время взобрался на вершину холма. Огляделся вокруг и чуть не впал в уныние. Над головой только космос звезд, безразличных к моим переживаниям и ни души кругом. Я уже собрался спуститься с холма, но вдруг заметил далекий отблеск света, будто пламя свечи в окне родного дома. Приглядевшись внимательно я понял, что это не обман зрения, но действительно отблеск далекого источника света. Я поднял над головой хлыст и конь поскакал к свету и надежде. 
      Через какое-то время мне показалось, что источник света перемещается и не стоит на месте, но конь все так же верно скакал в его направлении. Вскоре я понял, что свет исходит не из окна дома или фонарного столба на улице. Послышался далекий звук тракторного двигателя. Я догадался, что трактор в ночной пахоте, поднимает осеннюю зябь. Время уже приближалось наверное к полуночи, когда я добрался до трактора, мерно нарезавшего борозды жирного северо-казахстанского чернозема. Я остановил коня перед трактором. Тракторист наверное был удивлен тем, что на его пути встал и прервал его работу неизвестно откуда взявшийся в полуночи в степи мальчонка. Распахнулась дверь кабинки, на землю спрыгнул пожилой мужчина и неспешно направился в мою сторону:
        - Малец, ты кто такой и что тут делаешь в это время.
        - Дяденька, я из Майкуля, искал скотину и
          заблудился.
        - Давно ты тут плутаешь?
        - Не знаю. Было еще светло.
        - Эх ты, чертенок! Подожди я дойду до конца
          борозды. Стой здесь! Никуда не уходи!
      Взревел мотор, плуг опустился и трактор покатился к краю поля. Через десять минут (поля в Казахстане огромные) трактор вернулся с поднятым кверху, как хвост у кота, плугом...
       - Из Майкуля говоришь.
       - Ага.
       - Садись в кабину, а конягу мы привяжем к плугу.
       - Не, дяденька он не захочет так, я следом за вами.
       - Точно говоришь. Ну смотри не потеряйся.
       - Хорошо.
       Трактор свернул на грунтовую дорогу и поля и набрав самую большую скорость, какую только мог развить  гусеничный трактор "Казахстанец" направился в сторону Майкуля. Буланый, словно почувствовав что в той стороне его ждет отдых и корм, весело поскакал рысью следом. Дорога заняла час времени. Поднявшись за трактором на увал я увидел уже огни родного села, до дома уже недалеко. Трактор остановился:
       - Смотри, вон там Майкуль. Сможешь сам добраться?
       -  Спасибо дяденька. Теперь я сам.
       - Ну, давай! А мне, извини, пахать нужно дальше!
       Вскоре я уже был у ограды родного дома. Время далеко за полночь. Быстро отвел коня к соседям, пока не проснулся объездчик, расседлал, задал корм и побежал домой. Моим отсутствием никто не озаботился, никто не спохватился. Я заглянул в наш хозяйственный двор: Апрелька и Малина спали перед кормушкой прикрыв глаза, Буян заметил меня, и как мне показалось, приветственно махнул хвостом. Я открыл дверь, зашел домой, умылся и лег в постель. В окно комнаты заглядывала луна, равнодушно мерцали звезды. Я лежал, временами впадая в дрему, и думал об оленях встретившихся мне: "Завтра расскажу всем. Интересно откуда они пришли сюда и куда исчезли..." Я провалился в сон.


Рецензии